Система законодательства

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 424-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Б. Абросимова

Система законодательства

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

Федеральные конституционные законы

Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся по во­про­сам, не­по­средст­вен­но ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. К ним от­но­сят­ся, напр., за­ко­ны «О ре­фе­рен­ду­ме РФ» (1995), «О су­дебной сис­те­ме РФ» (1996), «Об Упол­но­мо­чен­ном по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ» (1997), «О Пра­ви­тель­ст­ве РФ» (1997), «О Го­су­дар­ст­вен­ном фла­ге РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гер­бе РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гим­не РФ» (2000), «О чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (2001), «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002) и др. Такие за­ко­ны мо­гут быть так­же при­ня­ты по лю­бым кон­сти­ту­ци­он­но за­кре­п­лённым пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­те­ля. Та­ким об­ра­зом, ста­ту­сом кон­сти­ту­ци­он­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов об­ла­да­ют те фе­де­раль­ные за­ко­ны, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее зна­чи­мые пра­во­от­но­ше­ния, имею­щие не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к реа­ли­за­ции ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ, ус­та­нав­ли­ва­ют пра­ва и обя­зан­но­сти, ком­пе­тен­цию и струк­ту­ру глав­ных ор­га­нов гос. вла­сти, а так­же ак­ты, по­свя­щён­ные гос. сим­во­ли­ке. Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся в осо­бом по­ряд­ке. Так, фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли он одоб­рен боль­шин­ст­вом – не ме­нее 3/4 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и не ме­нее 2/3 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы. Для при­ня­тия фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на не­дос­та­точ­но про­сто «мол­ча­ния» Со­ве­та Фе­де­ра­ции (в от­ли­чие от фе­де­раль­но­го за­ко­на, ко­то­рый счи­та­ет­ся при­ня­тым и в том слу­чае, ко­гда Со­вет Фе­де­ра­ции не рас­смот­рел при­нятый Гос. ду­мой фе­де­раль­ный за­кон в те­че­ние 14 дней).

Федеральные законы

Фе­де­раль­ные за­ко­ны со­став­ля­ют ос­но­ву всей сис­те­мы рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва, де­таль­но ре­гу­ли­руя са­мые раз­но­об­раз­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в об­ще­ст­ве. Фе­де­раль­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы, и одоб­рен­ным, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло так­же бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции. В свя­зи с мно­го­об­ра­зи­ем за­ко­но­да­тель­ных ре­ше­ний в РФ, как и в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве стран ми­ра, ис­поль­зу­ет­ся це­лый ряд приё­мов тех­ни­ко-юри­ди­че­ско­го ха­рак­те­ра, по­зво­ляю­щих, с од­ной сто­ро­ны, из­бе­жать по­вто­ров и про­ти­во­ре­чий в разл. ак­тах, а с дру­гой – лег­ко ори­ен­ти­ро­вать­ся в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве.

Отрасли права

Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу. Это оз­на­ча­ет по­строе­ние сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва в за­ви­си­мо­сти от клас­си­фи­ка­ции то­го или ино­го за­ко­но­да­тель­но­го пра­ви­ла по объ­ек­ту его ре­гу­ли­ро­ва­ния, т. е. с учё­том со­дер­жа­тель­ной сто­ро­ны об­ще­ст­вен­но­го от­но­ше­ния. На­при­мер: ес­ли речь идёт о ре­гу­ли­ро­ва­нии взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду че­ло­ве­ком и го­су­дар­ст­вом (в ли­це его ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной вла­сти), дей­ст­ву­ют пра­ви­ла (нор­мы) ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­ва; ес­ли речь идёт о разл. ви­дах иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, как пра­ви­ло, воз­мезд­ных, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду ча­ст­ны­ми ли­ца­ми (фи­зи­че­ски­ми или юри­ди­че­ски­ми), – разл. ви­дах до­го­во­ров, воз­ме­ще­нии вре­да и др., то со­от­вет­ст­вую­щие нор­мы от­но­сят­ся к сфе­ре гра­ж­дан­ско­го пра­ва, и т. д.

По­сколь­ку от­расль пра­ва – аб­ст­ракт­ное тео­ре­ти­че­ское по­ня­тие, ко­то­рое не все­гда удаёт­ся чёт­ко оп­ре­де­лить, фор­маль­но за­фик­си­ро­ван­ным и оче­вид­ным от­ра­же­ни­ем дей­ст­вую­ще­го пра­ва яв­ля­ет­ся от­расль за­ко­но­да­тель­ст­ва. Клас­си­фи­ка­ция нор­ма­тив­ных ак­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по от­рас­ле­во­му за­ко­но­да­тель­но­му кри­те­рию на ос­но­ве спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­но­го Клас­си­фи­ка­то­ра правовых ак­тов (2000).

Все от­рас­ли права тра­ди­ци­он­но под­раз­де­ляются на два круп­ных бло­ка: пуб­лич­но-пра­во­вые и ча­ст­но­пра­во­вые от­рас­ли. К пер­вым обыч­но от­но­сят кон­сти­ту­ци­он­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное, му­ни­ци­паль­ное, бюд­жет­ное, та­мо­жен­ное, на­ло­го­вое, уго­лов­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­ное, гра­ж­дан­ское про­цес­су­аль­ное, ар­бит­раж­ное про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ное, эко­ло­ги­че­ское, тру­до­вое пра­во, пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во и т. п. Во вто­рой груп­пе до­ми­ни­ру­ет гра­ж­дан­ское пра­во, на­ря­ду с ко­то­рым мож­но вы­де­лить пра­во ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, ав­тор­ское пра­во, бан­ков­ское пра­во, на­след­ст­вен­ное пра­во, се­мей­ное пра­во, ме­ж­ду­на­род­ное ча­ст­ное пра­во и т. п.

Кодексы

Как пра­ви­ло, в рам­ках од­ной от­рас­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва фор­ми­ру­ет­ся вто­рич­ная ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра: наи­бо­лее важ­ные пра­ви­ла вклю­ча­ют­ся в фе­де­раль­ный за­кон обоб­щаю­ще­го ха­рак­те­ра – ко­декс, ко­то­рый по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти мо­жет быть до­пол­нен или из­ме­нён пу­тём при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, не­по­сред­ст­вен­но вно­ся­ще­го по­прав­ки в текст дей­ст­вую­ще­го ак­та, ос­во­бо­ж­дая его от ус­та­рев­ших норм. Та­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции – ко­ди­фи­ка­ция, при­ня­тая в РФ, от­ра­жа­ет при­над­леж­ность Рос­сии к груп­пе стран ро­ма­но-гер­ман­ско­го пра­ва. В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ прово­дят­ся глу­бо­кая за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная ре­фор­мы, су­ще­ст­вен­но об­нов­ле­но (в т. ч. и по прин­ци­пи­аль­ным во­про­сам) за­ко­но­да­тель­ст­во, раз­ви­ва­ют­ся но­вые от­рас­ли пра­ва – при­ро­до­охра­ни­тель­ное (эко­ло­ги­че­ское), ак­цио­нер­ное, пред­при­ни­ма­тель­ское и др. В РФ дей­ст­ву­ет бо­лее 20 ко­дек­сов, сре­ди ко­то­рых та­кие фун­да­мен­таль­ные ак­ты, как Гра­ж­дан­ский ко­декс (ч. 1–3, 1994–2001), Вод­ный ко­декс (1995), Се­мей­ный ко­декс (1995), Уго­лов­ный ко­декс (1996), Воз­душ­ный ко­декс (1997), Лес­ной ко­декс (1997), Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ный ко­декс (1997), Бюд­жет­ный ко­декс (1998), Гра­до­строи­тель­ный ко­декс (1998), Ко­декс тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния (1999), На­ло­го­вый ко­декс (2000), Зе­мель­ный ко­декс (2001), Ко­декс об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2001), Тру­до­вой ко­декс (2001), Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс (2001), Ар­бит­раж­ный про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Граж­дан­ский про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Та­мо­жен­ный ко­декс (2003) и т. д. Обыч­но од­но­вре­мен­но с ко­дек­сом при­ни­ма­ется за­кон о вве­де­нии дан­но­го ко­дек­са в дей­ст­вие, в ко­то­ром мо­жет пре­ду­смат­ри­вать­ся всту­п­ле­ние от­дель­ных его глав или ста­тей в си­лу в бо­лее позд­ние, чем ко­декс в це­лом, сро­ки и др. осо­бен­но­сти его при­ме­не­ния (напр., к от­но­ше­ни­ям, воз­ник­шим до при­ня­тия ко­дек­са). Ино­гда от­рас­ле­вой ос­но­во­по­ла­гаю­щий нор­ма­тив­ный акт на­зы­ва­ет­ся ус­та­вом или пра­ви­ла­ми [напр., Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния (1993), Ус­тав же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та (2003)]. С кон. 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка при­ня­тия от­дель­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов, по­свя­щён­ных толь­ко од­но­му объ­ек­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. При­ме­ром та­ко­го за­ко­на яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон «Об обо­ро­те зе­мель сель­скохо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния» (2002), объ­ект пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ко­то­ро­го в це­лом пре­ду­смот­рен нор­ма­ми Зе­мель­но­го ко­дек­са, а в этом за­ко­не – лишь ча­ст­ный во­прос зе­мель­ных от­но­ше­ний.

Международное право

Осо­бое ме­сто в сис­те­ме пра­ва и за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ за­ни­ма­ет ме­ж­ду­на­род­ное пра­во, по­сколь­ку Кон­сти­ту­ция РФ про­воз­гла­си­ла, что об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва и ме­ж­ду­на­род­ные до­го­во­ры РФ яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы Рос­сии. Про­воз­гла­ша­ет­ся так­же т. н. при­мат ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва: ес­ли ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­ром РФ ус­та­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем пре­ду­смот­рен­ные за­ко­ном РФ, при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла ме­ж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра.

Рос­сия – уча­ст­ни­ца мно­го­чис­лен­ных уни­вер­саль­ных ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров и кон­вен­ций, ко­то­ры­ми она ру­ко­вод­ству­ет­ся в сво­их ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях. Это ка­са­ет­ся ор­га­нов внеш­них сно­ше­ний, ди­пло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей РФ за ру­бе­жом и дея­тель­но­сти пред­ста­ви­те­лей за­ру­беж­ных го­су­дарств в РФ, кон­суль­ских от­но­ше­ний, разл. им­му­ни­те­тов го­су­дар­ст­ва и его пред­ста­ви­те­лей и т. п.

Рос­сия – член ме­ж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ст­вен­ных (пре­ж­де все­го ООН) ор­га­ни­за­ций, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­ни­за­ций ООН, ме­ж­ду­на­род­ных сою­зов, ре­ше­ния­ми и по­ста­нов­ле­ния­ми ко­то­рых она долж­на ру­ко­во­дство­вать­ся в сво­ей внеш­не­по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, а от­час­ти и в ре­ше­нии внут­рен­них во­про­сов.

Законы субъектов РФ

Ряд во­про­сов от­но­сит­ся к пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов – это во­про­сы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­но­го, тру­до­во­го, се­мей­но­го, жи­лищ­но­го, зе­мель­но­го, вод­но­го, лес­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, за­ко­но­да­тель­ст­ва о не­драх и об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды, а так­же во­про­сы ад­во­ка­ту­ры и но­та­риа­та. Про­ект фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го или фе­де­раль­но­го за­ко­на, ка­саю­щий­ся пе­ре­чис­лен­ных от­рас­лей, мо­жет быть на­прав­лен в со­от­вет­ст­вую­щие субъ­ек­ты РФ для учё­та их мне­ния при при­ня­тии то­го или ино­го ак­та.

Субъ­ек­ты РФ при­ни­ма­ют за­ко­ны в пре­де­лах со­вме­ст­ных пред­ме­тов ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, а так­же в пре­де­лах ис­клю­чи­тель­ных пред­ме­тов ве­де­ния субъ­ек­тов РФ. Ос­но­ву сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­тов РФ со­став­ля­ют их кон­сти­ту­ции (ус­та­вы).

Конституционные правила действия законов в РФ

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ опи­ра­ет­ся, по­ми­мо пе­реч­ней пред­ме­тов ве­де­ния (ст. 71, 72 Кон­сти­ту­ции РФ), так­же на пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные ст. 76 Кон­сти­ту­ции РФ.

Со­глас­но этой ста­тье: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные и фе­де­раль­ные за­ко­ны, при­ня­тые по пред­ме­там ве­де­ния РФ, име­ют пря­мое дей­ст­вие на всей тер­ри­то­рии стра­ны; фе­де­раль­ные за­ко­ны, при­ня­тые по пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов, так­же дей­ст­ву­ют на всей тер­ри­то­рии стра­ны, а за­ко­ны субъ­ек­та РФ в этой сфе­ре – толь­ко на тер­ри­то­рии со­от­вет­ст­вую­ще­го субъ­ек­та; фе­де­раль­ные за­ко­ны не мо­гут про­ти­во­ре­чить фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­нам; за­ко­ны и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты субъ­ек­тов РФ не мо­гут про­ти­во­ре­чить фе­де­раль­ным за­ко­нам, при­ня­тым в пре­де­лах пред­ме­тов ве­де­ния РФ и в пре­де­лах пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов, – в слу­чае та­ко­го про­ти­во­ре­чия дей­ст­ву­ет фе­де­раль­ный за­кон; в слу­чае про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду фе­де­раль­ным за­ко­ном и за­ко­ном ли­бо иным нор­ма­тив­ным ак­том субъ­ек­та РФ, при­ня­тым вне пред­ме­тов ве­де­ния РФ и вне со­вме­ст­ных пред­ме­тов ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов, т. е. в пре­де­лах ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния субъ­ек­тов РФ, дей­ст­ву­ет акт субъ­ек­та РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты

Кон­сти­ту­ция РФ на­де­ли­ла Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­во РФ пол­но­мо­чия­ми по из­да­нию нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов. Тре­бо­ва­ния к этой груп­пе нор­ма­тив­ных ак­тов еди­ны: ука­зы и рас­по­ря­же­ния Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ и фе­де­раль­ным за­ко­нам, а ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ – так­же и нор­ма­тив­ным ука­зам Пре­зи­ден­та РФ. Пре­зи­дент РФ в си­лу ст. 80 Кон­сти­ту­ции мо­жет са­мо­стоя­тель­но (ес­ли от­сут­ст­ву­ет фе­де­раль­ный за­кон) реа­ли­зо­вать нор­мо­твор­че­ские функ­ции в ка­че­ст­ве га­ран­та Кон­сти­ту­ции, прав и сво­бод че­ло­ве­ка, в це­лях ох­ра­ны су­ве­ре­ни­те­та РФ, её не­за­ви­си­мо­сти и гос. це­ло­ст­но­сти, обес­пе­че­ния со­гла­со­ван­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния и взаи­мо­дей­ст­вия ор­га­нов гос. вла­сти. Ана­ло­гич­ные пол­но­мо­чия пре­дос­тав­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том РФ и Пра­ви­тель­ст­вом РФ фе­де­раль­ным ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти при ут­вер­жде­нии по­ло­же­ния о со­от­вет­ст­вую­щем ми­ни­стер­ст­ве.

Кон­сти­ту­ции (ус­та­вы) субъ­ек­тов РФ так­же на­де­ля­ют пол­но­мо­чия­ми по из­да­нию под­за­кон­ных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов выс­ших долж­но­ст­ных лиц субъ­ек­тов РФ (пре­зи­ден­тов и глав пра­ви­тельств) и (или) иные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти это­го уров­ня, ко­то­рые мо­гут пе­ре­да­вать со­от­вет­ст­вую­щие пол­но­мо­чия ме­ст­ным ми­ни­стер­ст­вам и ве­дом­ст­вам. Под­за­кон­ный ха­рак­тер но­сят нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, при­ни­мае­мые как его вы­бор­ны­ми ор­га­на­ми, так и ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ны­ми. Эти ак­ты име­ют ло­каль­ный ха­рак­тер, их дей­ст­вие рас­про­стра­ня­ет­ся на тер­ри­то­рию со­от­вет­ст­вую­щей ме­ст­но­сти. Кон­сти­ту­ция РФ ус­та­нав­ли­ва­ет ком­пе­тен­цию ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния: управ­ле­ние му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­стью, фор­ми­ро­ва­ние, ут­вер­жде­ние и ис­пол­нение ме­ст­но­го бюд­же­та, ус­та­нов­ле­ние ме­ст­ных на­ло­гов и сбо­ров; осу­ще­ст­в­ле­ние ох­ра­ны об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка; ре­ше­ние иных во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния. Нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния так­же весь­ма раз­но­об­раз­ны по фор­ме (ука­зы, по­ста­нов­ле­ния, при­ка­зы и т. п.).

По­след­нюю под­груп­пу нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, имею­щих под­за­кон­ный ха­рак­тер, со­став­ля­ют внут­ри­фе­де­раль­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния или внут­рен­ние кон­вен­цио­наль­ные ак­ты. Они за­клю­ча­ют­ся на ос­но­ве и в раз­ви­тие Кон­сти­ту­ции РФ и дей­ст­вую­щих за­ко­нов.

Опубликование законов и подзаконных нормативных актов

За­ко­ны РФ под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию. Не­опуб­ли­ко­ван­ные за­ко­ны не при­ме­ня­ют­ся. Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны пуб­ли­ку­ют­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­ряд­ке опуб­ли­ко­ва­ния и всту­п­ле­ния в си­лу фе­де­раль­ных кон­сти­ту­ци­он­ных за­ко­нов, фе­де­раль­ных за­ко­нов, ак­тов па­лат Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния» (1994). Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию в те­че­ние 7 дней по­сле их под­пи­са­ния Пре­зи­ден­том РФ, ме­ж­ду­на­род­ные до­го­во­ры РФ пуб­ли­ку­ют­ся од­но­вре­мен­но с фе­де­раль­ным за­ко­ном об их ра­ти­фи­ка­ции в «Пар­ла­мент­ской га­зе­те» и «Рос­сий­ской га­зе­те», в ж. «Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ». Офи­ци­аль­ным опуб­ли­ко­ва­ни­ем счи­та­ет­ся пер­вое опуб­ли­ко­ва­ние пол­но­го тек­ста за­ко­на в од­ном из на­зван­ных из­да­ний. Иные сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции так­же впра­ве пуб­ли­ко­вать тек­сты рос. за­ко­нов как в пись­мен­ной (в т. ч. элек­трон­ной и иной ма­ши­но­чи­тае­мой), так и в уст­ной фор­ме. Кро­ме то­го, тек­сты за­ко­нов мо­гут быть до­ве­де­ны до все­об­ще­го све­де­ния (об­на­ро­до­ва­ны) и в фор­ме рас­сыл­ки гос. ор­га­нам, долж­но­ст­ным ли­цам, пред­при­яти­ям, уч­ре­ж­де­ни­ям и ор­га­ни­за­ци­ям.

Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны всту­па­ют в си­лу од­но­вре­мен­но на тер­ри­то­рии всей стра­ны по ис­те­че­нии 10 дней по­сле их офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния, ес­ли иное не ус­та­нов­ле­но в са­мом ак­те. Ана­ло­гич­ные пра­ви­ла су­ще­ст­ву­ют и в от­но­ше­нии за­ко­нов субъ­ек­тов РФ.

Под­за­кон­ные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти так­же под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию: ука­зы и рас­по­ря­же­ния Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ пуб­ли­ку­ют­ся в «Рос­сий­ской га­зе­те» и в ж. «Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ» в те­че­ние 10 дней по­сле их под­пи­са­ния, кро­ме ак­тов или от­дель­ных их по­ло­же­ний, со­дер­жа­щих све­де­ния, со­став­ляю­щие гос. тай­ну, или све­де­ния кон­фи­ден­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра. Счи­та­ет­ся офи­ци­аль­ным опуб­ли­ко­ва­ни­ем рас­про­стра­не­ние тек­стов со­от­вет­ст­вую­щих ак­тов Цен­тром пра­во­вой ин­фор­ма­ции «Сис­те­ма». Ак­ты этой груп­пы мо­гут так­же быть до­ве­де­ны до все­об­ще­го све­де­ния по те­ле­ви­де­нию, ра­дио, ра­зо­сла­ны гос. ор­га­нам и долж­но­ст­ным ли­цам, ор­га­нам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, ор­га­ни­за­ци­ям, уч­ре­ж­де­ни­ям, пред­при­яти­ям, пе­ре­да­ны по ка­на­лам свя­зи.

Ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, имею­щие нор­ма­тив­ный ха­рак­тер, всту­па­ют в си­лу од­но­вре­мен­но на всей тер­ри­то­рии стра­ны по ис­те­че­нии 7 дней по­сле их пер­во­го офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния. Ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ, за­тра­ги­ваю­щие пра­ва, сво­бо­ды и обя­зан­но­сти че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ус­та­нав­ли­ваю­щие пра­во­вой ста­тус фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­полни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­ни­заций, всту­па­ют в си­лу од­но­вре­мен­но на всей тер­ри­то­рии стра­ны по ис­те­че­нии так­же 7 дней по­сле их офи­ци­аль­ного опуб­ли­ко­ва­ния. В ак­тах Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ мо­жет быть ус­та­нов­лен иной по­ря­док их всту­п­ле­ния в си­лу.

Нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, за­тра­ги­ваю­щие пра­ва, сво­бо­ды и обя­зан­но­сти че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ус­та­нав­ли­ваю­щие пра­во­вой ста­тус ор­га­ни­за­ции или имею­щие меж­ве­дом­ст­вен­ный ха­рак­тер, про­хо­дят обя­за­тель­ную гос. ре­ги­ст­ра­цию в Мин-ве юс­ти­ции РФ и офи­ци­аль­но пуб­ли­ку­ют­ся в обя­за­тель­ном по­ряд­ке в ж. «Бюл­ле­тень нор­ма­тив­ных ак­тов фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти» и в ма­ши­но­чи­тае­мой фор­ме – Цен­тром пра­во­вой ин­фор­ма­ции «Сис­те­ма». Эти ак­ты всту­па­ют в си­лу од­но­вре­мен­но на всей тер­ри­то­рии стра­ны по ис­те­че­нии 10 дней по­сле их офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния, ес­ли иное не ус­та­нов­ле­но са­ми­ми ак­та­ми. Нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, кро­ме ак­тов и их от­дель­ных по­ло­же­ний, со­дер­жа­щих све­де­ния, со­став­ляю­щие гос. тай­ну, или све­де­ния кон­фи­ден­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра, не про­шед­шие гос. ре­ги­ст­ра­цию, а так­же за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные, но не опуб­ли­ко­ван­ные в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке, не вле­кут пра­во­вых по­след­ст­вий, как не всту­пив­шие в си­лу, и не мо­гут слу­жить ос­но­ва­ни­ем для ре­гу­ли­ро­ва­ния со­от­вет­ст­вую­щих пра­во­от­но­ше­ний, при­ме­не­ния санк­ций к гра­ж­да­нам, долж­но­ст­ным ли­цам и ор­га­ни­за­ци­ям за не­вы­пол­не­ние со­дер­жа­щих­ся в них пред­пи­са­ний. На ука­зан­ные ак­ты нель­зя ссы­лать­ся при раз­ре­ше­нии спо­ров.

Лит.: Ис­пол­ни­тель­ная власть в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 1996; Ис­пол­ни­тель­ная власть в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: Про­бле­мы раз­ви­тия. М., 1998; Про­ку­рор­ский над­зор в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 1999; Кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва в Рос­сии: де­ла и ре­ше­ния. М., 2002; Чир­кин В. Е. Кон­сти­ту­ция: рос­сий­ская мо­дель. М., 2002; он же. Кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во Рос­сии. М., 2003; Ком­мен­та­рии к за­ко­но­да­тель­ст­ву о су­деб­ной сис­те­ме Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2003; Су­деб­ная власть. М., 2003.

Вернуться к началу