Судебная власть
Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь гос. власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Правосудие в РФ как важнейшая функция судебной власти осуществляется от имени государства судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и др. дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Один из важнейших принципов правосудия в РФ – осуществление его только судом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.
Cовокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ. Она устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путём соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции рассматривают дела трёх категорий: уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела о некоторых административных правонарушениях.
Система судов общей юрисдикции – единая система, состоящая из звеньев и инстанций. Звено судебной системы – определённое законом положение суда в системе судов с учётом его компетенции (подсудности и т. п.). Инстанция – это элемент в системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (напр., областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции).
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, – также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц – депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ – вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами.
Нижнее звено судебной системы субъекта РФ составляют мировые судьи. Они рассматривают в первой инстанции несложные гражданские дела и уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 3 лет лишения свободы. Мировые судьи назначаются (избираются) на срок до 5 лет с правом переизбрания (повторного назначения). Порядок организации и деятельности мировых судей определён Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» (1998).
Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе рос. войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования. Гарнизонные военные суды приравнены по компетенции к районному, а окружные (флотские) – к краевому, областному судам.
Арбитражные суды
Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, об отказе в гос. регистрации, споры между акционером и акционерным обществом и др. Порядок организации и деятельности арбитражных судов определён Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» (1995).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший арбитражный суд РФ. Это – вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным кассационным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ. Высший арбитражный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В каждом судебном округе действуют по два апелляционных суда, которые пересматривают в апелляционном порядке решения арбитражных судов субъектов РФ.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – суды субъектов РФ, рассматривающие в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Высшего арбитражного суда РФ. На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Конституционный суд
Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд РФ. Порядок его образования и принципы деятельности определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» (1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль за конституционностью законов и др. нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ. Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих гос. органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право Конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны управомоченных субъектов (т. н. связанная инициатива).
Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами гос. власти, между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, между высшими гос. органами субъектов РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ он даёт толкование Конституции РФ.
Постановления Конституционного суда РФ обжалованию не подлежат и исполняются немедленно. Признавая ту или иную норму права неконституционной, Конституционный суд РФ, в сущности, её отменяет, и это его решение имеет бо́льшую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный суд РФ и конституционные суды (уставные) субъектов РФ (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.
Все судьи РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (см. Закон «О статусе судей в РФ» 1992, в ред. 2001). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьи неприкосновенны, гарантии неприкосновенности судей устанавливаются законом.
Судейское сообщество
Федеральные судьи, судьи субъектов РФ, а также судьи, прекратившие полномочия в связи с почётным уходом в отставку, образуют судейское сообщество РФ, призванное содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей, участию в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. В Высшую квалификационную коллегию входят представители Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов субъектов РФ, военных судов; 10 членов коллегии – представители общественности, избираемые Советом Федерации, один член – представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии принимают решения о назначении судей на должность, о приостановлении и прекращении полномочий судей, о наложении на судей дисциплинарных взысканий, о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого, о согласии на заключение судьи под стражу или производство у него обыска, о присвоении судьям квалификационных классов, о представлении судей к гос. наградам и др.
Судебная власть функционирует при деятельном участии прокуратуры и адвокатуры.
Прокуратура
Прокуратура – единая федеральная централизованная система, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением законов. Порядок организации и деятельности прокуратуры определён Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (1992, в ред. 1995). Высшее звено системы – Генеральная прокуратура РФ. В её структуру на правах подразделения входит главная военная прокуратура. Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ на 5 лет. Все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры учреждаются в Федерации (Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры в семи федеральных округах), в субъектах РФ, районах и городах.
В большинстве субъектов РФ имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краёв, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры.
Прокурором или следователем может быть гражданин РФ не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем гос. аккредитацию. Прокурорским работникам присваиваются классные чины.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, должностными лицами. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, или направляет представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения. При отказе выполнить требование, содержащееся в протесте или представлении, прокурор вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд. Прокурорский надзор не распространяется на нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Прокурор осуществляет надзор за законностью при производстве предварительного следствия и дознания: ни одно уголовное дело не может быть возбуждено без согласия прокурора. Прокурор обращается в суд за получением судебного решения об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого или обвиняемого на экспертизу в медицинское учреждение, о производстве обыска, выемки или осмотра жилища, о прослушивании телефонных переговоров, аресте и выемке корреспонденции и в ряде др. случаев. Прокурор вправе самостоятельно провести предварительное следствие или поручить его проведение следователю при соблюдении правил о подследственности. Прокурор осуществляет надзор за законностью и соблюдением прав человека в местах лишения свободы, за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурор вправе участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. По делам публичного обвинения участие прокурора в суде обязательно. Прокурор поддерживает в суде гос. обвинение. По гражданским делам прокурор вправе предъявить или поддержать иск в пользу лица, которое вследствие тяжёлого заболевания или по др. причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы (по его просьбе или с его согласия). Участие прокурора в суде не является способом надзора за судом и др. участниками процесса – прокурор является стороной в состязательном судебном процессе.
Адвокатура
Адвокатура – институт, предназначенный для защиты прав человека в суде, других государственных и иных учреждениях. Адвокатура не входит в систему органов гос. власти и местного самоуправления. Порядок её организации и деятельности определён Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (2002). Статус адвоката может приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет (кроме стажёров). Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате после сдачи абитуриентом вступительного экзамена. На основании решения комиссии территориальный орган Мин-ва юстиции РФ выдаёт адвокату удостоверение и вносит сведения об адвокате в региональный реестр. В течение 6 мес после получения удостоверения адвокат должен выбрать ту или иную форму адвокатского сообщества, где он намерен работать. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов – некоммерческую организацию со своим уставом и учредительским договором – юридическое лицо, которое может иметь свои филиалы; они вправе учредить адвокатское бюро, действующее на основании партнёрского договора. Если на территории одного судебного округа общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией в форме учреждения. Лицо получает статус адвоката пожизненно, но может быть лишено его в случаях совершения преступления или недостойного поведения, порочащего честь адвокатуры.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат осуществляет защиту и представительство на основании соглашения с клиентом, а в случаях, когда, согласно закону, защита по данному делу является обязательной, он назначается следователем, прокурором или судом (напр., участие защитника в уголовном деле обязательно, если обвиняемый несовершеннолетний или в силу физических или психических недостатков не может осуществлять защиту самостоятельно, и др.). Защитник должен быть назначен за счёт государства, если обвиняемый просит об этом. Адвокат участвует в уголовном деле на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, а в гражданском деле – на основании доверенности.
В рамках субъекта РФ всё адвокатское сообщество объединено в адвокатскую палату – негосударственную некоммерческую организацию, создающуюся в целях организации бесплатной юридической помощи для граждан РФ и для защиты социальных и профессиональных прав адвокатов. Решения адвокатской палаты обязательны для её членов. Адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ – федеральный орган адвокатского самоуправления. Высший орган Федеральной палаты адвокатов – Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года.