Местное самоуправление
Конституция РФ признаёт и гарантирует местное самоуправление, самостоятельное в пределах установленных законом полномочий. Самостоятельность органов местного самоуправления обеспечивается тем, что, в соответствии с Конституцией РФ, они не входят в систему органов гос. власти. Кроме общего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 (в полном объёме вступит в силу с 1.1.2006), действует ряд др. федеральных законов: «О финансовых основах местного самоуправления» (1997), «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998), «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996) и др.
Местное самоуправление как выражение власти народа – одна из основ конституционного строя РФ. Это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, учитывающая исторические и иные местные традиции.
Закон устанавливает право граждан РФ на осуществление своего права на местное самоуправление в разл. муниципальных образованиях: в городских и сельских поселениях, в муниципальных районах (несколько поселений или поселений и межселенных территорий), в городских округах (городское поселение, не входящее в состав муниципального района), во внутригородских территориях городов федерального значения и др. Граждане осуществляют своё право на самоуправление через местные референдумы, выборы и др. формы прямого волеизъявления (напр., на сельском сходе). Кроме того, граждане создают выборные органы, имеют равный доступ к муниципальной службе.
Закон 2003 разграничивает полномочия федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ в области местного самоуправления. Так, к полномочиям федеральных органов гос. власти относятся: определение общих принципов организации местного самоуправления; правовое регулирование по предметам ведения Федерации и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов прав, обязанностей и ответственности федеральных органов гос. власти и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и его должностных лиц по решению вопросов местного значения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных гос. полномочий.
Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в области местного самоуправления: правовое регулирование организации местного самоуправления в субъектах РФ в соответствии с принципами Закона 2003; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц субъектов РФ в области местного самоуправления и др. При Правительстве РФ создан Совет по вопросам местного самоуправления.
Закон 2003 содержит перечень вопросов местного значения для поселений. К их числу относятся: местный бюджет; местные налоги и сборы; имущество, находящееся в муниципальной собственности; организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, содержание и строительство местных дорог общего пользования и др. Отдельно определены вопросы местного значения муниципального района и городского округа.
Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются его границы и состав территории, формы и гарантии участия граждан в решении вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их ответственность и ответственность должностных лиц и др. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением; он подлежит гос. регистрации и вступает в силу после его официального опубликования. В результате регистрации устава муниципальные образования становятся юридическими лицами.
Муниципальные образования вправе иметь свою символику (гербы, эмблемы и т. п.), отражающую исторические, культурные, национальные и иные местные традиции.