Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Местное самоуправление

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Е. Чиркин, В. К. Егоров

Местное самоуправление

Кон­сти­ту­ция РФ при­зна­ёт и га­ран­ти­ру­ет ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, са­мо­стоя­тель­ное в пре­де­лах ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном пол­но­мо­чий. Са­мо­стоя­тель­ность ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся тем, что, в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ, они не вхо­дят в сис­те­му ор­га­нов гос. вла­сти. Кро­ме об­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ» 2003 (в пол­ном объ­ёме всту­пит в си­лу с 1.1.2006), дей­ст­ву­ет ряд др. фе­де­раль­ных за­ко­нов: «О фи­нан­со­вых ос­но­вах ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния» (1997), «Об ос­но­вах му­ни­ци­паль­ной служ­бы в РФ» (1998), «Об обес­пе­че­нии кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан РФ из­би­рать и быть из­бран­ны­ми в ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния» (1996) и др.

Ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние как вы­ра­же­ние вла­сти на­ро­да – од­на из ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ. Это са­мо­стоя­тель­ная дея­тель­ность на­се­ле­ния по ре­ше­нию во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния, учи­ты­ваю­щая ис­то­ри­че­ские и иные ме­ст­ные тра­ди­ции.

За­кон ус­та­нав­ли­ва­ет пра­во гра­ж­дан РФ на осу­ще­ст­в­ле­ние сво­его пра­ва на ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние в разл. му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях: в го­род­ских и сель­ских по­се­ле­ни­ях, в му­ни­ци­паль­ных рай­онах (не­сколь­ко по­се­ле­ний или по­се­ле­ний и меж­се­лен­ных тер­ри­то­рий), в го­род­ских ок­ру­гах (го­род­ское по­се­ле­ние, не вхо­дя­щее в со­став му­ни­ци­паль­но­го рай­она), во внут­ри­го­род­ских тер­ри­то­ри­ях го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния и др. Гра­ж­да­не осу­ще­ст­в­ля­ют своё пра­во на са­мо­уп­рав­ле­ние че­рез мест­ные ре­фе­рен­ду­мы, вы­бо­ры и др. фор­мы пря­мо­го во­ле­изъ­яв­ле­ния (напр., на сель­ском схо­де). Кро­ме то­го, гра­ж­да­не соз­да­ют вы­бор­ные ор­га­ны, име­ют рав­ный дос­туп к му­ни­ци­паль­ной служ­бе.

За­кон 2003 раз­гра­ни­чи­ва­ет пол­но­мо­чия фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти и ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ в об­лас­ти ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Так, к пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти от­но­сят­ся: оп­ре­де­ле­ние об­щих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния; пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние по пред­ме­там ве­де­ния Фе­де­ра­ции и в пре­де­лах пол­но­мо­чий РФ по пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Федерации и её субъ­ек­тов прав, обя­зан­но­стей и от­вет­ствен­но­сти фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти и их долж­но­ст­ных лиц в об­лас­ти ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния; пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние прав, обя­зан­но­стей и от­вет­ст­вен­но­сти гра­ж­дан, ор­га­нов ме­ст­ного са­мо­управ­ле­ния и его долж­но­ст­ных лиц по ре­ше­нию во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния; пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние прав, обя­зан­но­стей и от­вет­ст­вен­но­сти ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц ме­ст­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии пе­ре­дан­ных им от­дель­ных гос. пол­но­мо­чий.

Пол­но­мо­чия ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ в об­лас­ти ме­ст­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния: пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в субъ­ек­тах РФ в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми За­ко­на 2003; пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние прав, обя­зан­но­стей и от­вет­ст­вен­но­сти ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц субъ­ек­тов РФ в об­лас­ти ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и др. При Пра­ви­тель­ст­ве РФ соз­дан Со­вет по во­про­сам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

За­кон 2003 со­дер­жит пе­ре­чень во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния для по­се­ле­ний. К их чис­лу от­но­сят­ся: ме­ст­ный бюд­жет; ме­ст­ные на­ло­ги и сбо­ры; иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в му­ни­ципаль­ной соб­ст­вен­но­сти; ор­га­ни­за­ция в гра­ни­цах по­се­ле­ний элек­тро-, те­п­ло-, га­зо- и во­до­снаб­же­ния, со­дер­жа­ние и строи­тель­ст­во ме­ст­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния и др. От­дель­но оп­ре­де­ле­ны во­про­сы мест­но­го зна­че­ния му­ни­ци­паль­но­го рай­она и го­род­ско­го ок­ру­га.

Му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние име­ет ус­тав, в ко­то­ром ука­зы­ва­ют­ся его гра­ни­цы и со­став тер­ри­то­рии, фор­мы и га­ран­тии уча­стия гра­ж­дан в решении вопросов местного значения, струк­ту­ра и по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, их от­вет­ст­вен­ность и от­вет­ст­вен­ность долж­но­ст­ных лиц и др. Ус­тав при­ни­ма­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния или не­по­сред­ст­вен­но на­се­ле­ни­ем; он под­ле­жит гос. ре­ги­ст­ра­ции и всту­па­ет в си­лу по­сле его офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния. В ре­зуль­та­те ре­ги­ст­ра­ции ус­та­ва му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния ста­но­вят­ся юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми.

Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния впра­ве иметь свою сим­во­ли­ку (гер­бы, эмб­ле­мы и т. п.), от­ра­жаю­щую ис­то­ри­че­ские, куль­тур­ные, на­цио­наль­ные и иные ме­ст­ные тра­ди­ции.

Вернуться к началу