Исполнительная власть
Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ в составе его Председателя (премьер-министра), заместителя (вице-премьера) и федеральных министров.
Процедура формирования Правительства РФ состоит из двух стадий. На первой стадии Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Гос. думы. После трёхкратного отклонения представленной кандидатуры Президент РФ может сам назначить главу Правительства РФ, распустить Гос. думу и назначить новые выборы. На второй стадии Президент РФ назначает членов Правительства (заместителя Председателя и федеральных министров) по предложению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ – коллегиальный орган, его работу организует и руководит его заседаниями Председатель; согласно Конституции РФ, право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент РФ. Осн. сферы деятельности Правительства РФ: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области экономики, культуры и др. социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, гос. безопасности, законности, прав и свобод граждан. Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него конституционными нормами, законами, указами Президента.
Правительству предоставлено право законодательной инициативы, право издания постановлений (как правило, нормативного характера) и разовых по преимуществу распоряжений. Всё это подзаконные акты, издаваемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства подведомственны Правительству РФ или Президенту РФ. Федеральные службы и агентства находятся в ведении федеральных министерств или непосредственно подчиняются Президенту РФ либо Правительству РФ.
Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр). Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению гос. имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральная служба по надзору не вправе осуществлять управление гос. имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты, ведёт реестры, регистры и кадастры.
Федеральную службу, федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство, федеральная служба по надзору могут иметь статус коллегиального органа.
Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена указом Президента РФ в 2004.
По предметам ведения РФ её компетенция на местах осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов власти. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в субъектах РФ и назначать соответствующих должностных лиц. Допускаются две организационные формы реализации компетенции по предметам ведения Федерации – создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов гос. власти субъектов РФ.
Система органов исполнительной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов гос. власти, установленными федеральным законом.
Правительство РФ за свою деятельность несёт двойную политическую ответственность: перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке, и перед Гос. думой, которая может выразить ему недоверие. Ответственность Правительства РФ перед Гос. думой ограничена соответствующими правомочиями Президента РФ, который может не согласиться с решениями Гос. думы. В течение 3 мес после принятия решения о недоверии Правительству Президент РФ может объявить об отставке Правительства или распустить Гос. думу. В случае отказа в доверии, вопрос о котором поставил перед Гос. думой Председатель Правительства, Президент РФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Гос. думы и назначении новых выборов. Правительство РФ может само подать в отставку, которую Президент РФ принимает или отклоняет.
Перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия.