Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Законодательная власть

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 418-419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Законодательная власть

Здание Совета Федерации.

За­ко­но­да­тель­ную власть в РФ осу­щест­в­ля­ет Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние – пред­ста­ви­тель­ный, за­ко­но­да­тель­ный и контролирующий ор­ган, ко­то­рый со­сто­ит из Со­ве­та Фе­де­ра­ции и Гос. ду­мы (в субъ­ек­тах РФ их за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ще­ст­в­ля­ют за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов РФ). Гос. ду­ма из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми, Со­вет Фе­де­ра­ции со­сто­ит из чле­нов, из­бран­ных пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми субъ­ек­тов РФ (по­ло­ви­на чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции) и на­зна­чен­ных гла­ва­ми ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ектов Фе­де­ра­ции (вто­рая по­ло­ви­на). Па­ла­ты за­се­да­ют раз­дель­но, од­на­ко мо­гут со­би­рать­ся со­вме­ст­но, на­при­мер для за­слу­ши­ва­ния По­сла­ний Пре­зи­ден­та РФ, Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, вы­сту­п­ле­ний ру­ко­во­ди­те­лей ино­стран­ных го­су­дарств. Со­вет Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ма из­би­ра­ют из сво­его со­ста­ва пред­се­да­те­лей и их за­мес­ти­те­лей, об­ра­зу­ют ко­ми­те­ты и ко­мис­сии, про­во­дят по во­про­сам сво­его ве­де­ния пар­ла­мент­ские слу­ша­ния. Ка­ж­дая из па­лат при­ни­ма­ет свой рег­ла­мент и ре­ша­ет во­про­сы внут­рен­не­го рас­по­ряд­ка сво­ей дея­тель­но­сти. Для осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля за ис­пол­не­ни­ем фе­де­раль­но­го бюд­же­та Со­вет Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ма об­ра­зу­ют Счёт­ную па­ла­ту РФ, со­став и по­ря­док дея­тель­но­сти ко­то­рой оп­ре­де­ля­ют­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О Счёт­ной па­ла­те РФ» (1995).

Чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции и де­пу­та­ты Гос. ду­мы об­ла­да­ют не­при­кос­но­вен­но­стью в те­че­ние все­го сро­ка их пол­но­мо­чий: они не мо­гут быть за­дер­жа­ны, аре­сто­ва­ны, под­верг­ну­ты обы­ску (кро­ме слу­ча­ев за­дер­жа­ния на мес­те пре­сту­п­ле­ния), а так­же под­верг­ну­ты лич­но­му до­смот­ру, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда это пре­ду­смот­ре­но фе­де­раль­ным за­ко­ном для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти др. лю­дей. Во­прос о ли­ше­нии их не­при­кос­но­вен­но­сти ре­ша­ет­ся по пред­став­ле­нию Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­той Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния.

К ве­де­нию Со­ве­та Фе­де­ра­ции от­но­сят­ся: ут­вер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц ме­ж­ду субъ­ек­та­ми РФ; ут­вер­жде­ние ука­зов Пре­зи­ден­та РФ о вве­де­нии во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния; ре­ше­ние во­про­сов о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния Воо­ру­жён­ных сил РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ; на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ; от­ре­ше­ние Пре­зи­ден­та РФ от долж­но­сти; на­зна­че­ние на долж­ность су­дей Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, за­мес­ти­те­ля пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты РФ и по­ло­вины со­ста­ва его ау­ди­то­ров. Со­вет Фе­де­ра­ции при­ни­ма­ет по­ста­нов­ле­ния по во­про­сам, от­не­сён­ным к его ве­де­нию Кон­сти­ту­ци­ей РФ, боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции, ес­ли иной по­ря­док при­ня­тия ре­ше­ний не пре­ду­смот­рен Кон­сти­ту­цией РФ.

Здание Государственной думы.

Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма – ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та – пред­став­ля­ет всё на­се­ле­ние РФ. Она со­сто­ит из 450 де­пу­татов, из­би­рае­мых на 4 го­да (Гос. ду­ма пер­во­го со­зы­ва бы­ла из­бра­на в 1993 в со­от­вет­ст­вии с за­клю­чи­тель­ны­ми и пе­ре­ход­ны­ми по­ло­же­ния­ми Кон­сти­ту­ции на 2 го­да). По­ло­ви­на де­пу­та­тов Гос. ду­мы из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве ма­жо­ри­тар­ной сис­те­мы от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам (от од­но­го ок­ру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат, по­лу­чив­ший наи­боль­шее чис­ло по­дан­ных по ок­ру­гу дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов). Вы­боры счи­та­ют­ся со­сто­яв­ши­ми­ся, ес­ли в них при­ня­ло уча­стие не ме­нее 25% за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных из­би­ра­те­лей. Вы­дви­же­ние кан­ди­да­тов по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в по­ряд­ке са­мо­вы­дви­же­ния или из­би­ра­тель­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми (пар­ти­я­ми, из­би­ра­тель­ны­ми бло­ка­ми, в со­став­ ко­то­рых вхо­дит хо­тя бы од­на пар­тия). Ре­ги­ст­ра­ция кан­ди­да­та про­из­во­дит­ся, ес­ли в его под­держ­ку со­б­ра­но не ме­нее 1% под­пи­сей из­би­ра­те­лей дан­но­го ок­ру­га. Вто­рая по­ло­ви­на де­пу­та­тов Гос. ду­мы из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве сис­те­мы про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва по об­ще­фе­де­раль­но­му из­би­ра­тель­но­му ок­ру­гу. В этом слу­чае кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся над­ле­жа­ще за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ны­ми об­ще­фе­де­раль­ны­ми пар­тия­ми или бло­ка­ми. Для ре­ги­ст­ра­ции об­ще­фе­де­раль­но­го спи­ска пар­тии или дви­же­ния этот спи­сок дол­жен быть под­дер­жан не ме­нее 200 тыс. из­би­ра­те­лей (не бо­лее 14 тыс. из­би­ра­те­лей од­но­го субъ­ек­та РФ). Пар­тии и дви­же­ния, по­лу­чив­шие в хо­де вы­бо­ров ме­нее 5% дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей («за­гра­ди­тель­ный барь­ер»), из рас­пре­де­ле­ния де­пу­тат­ских ман­да­тов ис­клю­ча­ют­ся, т. е. их кан­ди­да­ты де­пу­тат­ских мест не за­ни­ма­ют. Пар­тии и дви­же­ния, за спи­ски ко­то­рых по­да­но не ме­нее 5% дей­ст­ви­тель­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей, по­лу­ча­ют чис­ло мест, про­пор­цио­наль­ное чис­лу про­го­ло­со­вав­ших за спи­сок. В со­от­вет­ст­вии с та­ким по­ряд­ком из­бра­ния де­пу­та­тов пар­тии и дви­же­ния, про­шед­шие в Гос. ду­му, об­ра­зу­ют в ней свои фрак­ции или де­пу­тат­ские груп­пы (в за­ви­си­мо­сти от чис­ла по­лу­чен­ных ман­да­тов и тре­буе­мо­го рег­ла­мен­том ко­ли­че­ст­ва ман­да­тов для соз­да­ния фрак­ции).

В Гос. ду­ме, из­бран­ной в 2003, об­ра­зова­но 4 фрак­ции («Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР, «Ро­ди­на»). Де­пу­та­ты, из­бран­ные по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам, мо­гут об­ра­зо­вы­вать фрак­ции и де­пу­тат­ские груп­пы, вхо­дить в них с учё­том тех же тре­бо­ва­ний. Де­пу­та­ты Гос. ду­мы ра­бо­та­ют на про­фес­сио­наль­ной по­сто­ян­ной ос­но­ве; они не мо­гут на­хо­дить­ся на гос. служ­бе, за­ни­мать­ся дру­гой оп­ла­чи­вае­мой дея­тель­но­стью, кро­ме пре­по­да­ва­тель­ской, на­уч­ной и иной твор­че­ской дея­тель­но­сти.

К ве­де­нию Гос. ду­мы от­но­сят­ся: да­ча со­гла­сия Пре­зи­ден­ту РФ на на­зна­че­ние Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ; ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству; на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка РФ, пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва её ау­ди­то­ров, Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка; объ­яв­ле­ние ам­ни­стии; вы­дви­же­ние об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ для от­ре­ше­ния его от долж­но­сти. Гос. ду­ма при­ни­ма­ет по­ста­нов­ле­ния по во­про­сам, от­не­сён­ным к её ве­де­нию, боль­шин­ст­вом го­ло­сов от пре­ду­смот­рен­но­го Кон­сти­ту­ци­ей об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы, ес­ли иной по­ря­док при­ня­тия ре­ше­ний не пре­ду­смот­рен Кон­сти­ту­ци­ей РФ.

Пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы в Гос. ду­ме при­над­ле­жит Пре­зи­ден­ту РФ, Со­ве­ту Фе­де­ра­ции, чле­нам Со­ве­та Фе­де­ра­ции, де­пу­та­там Гос. ду­мы, Пра­ви­тель­ст­ву РФ, за­ко­но­да­тель­ным (пред­ста­ви­тель­ным) ор­га­нам субъ­ек­тов РФ, а так­же Кон­сти­ту­ци­он­но­му су­ду РФ, Вер­хов­но­му су­ду РФ и Выс­ше­му ар­бит­раж­но­му су­ду РФ по во­про­сам их ве­де­ния. Гос. ду­мой при­ни­ма­ют­ся фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, фе­де­раль­ные за­ко­ны, по­ста­нов­ле­ния (напр., об объ­яв­ле­нии ам­ни­стии). Обя­за­тель­но­му рас­смот­ре­нию в Со­ве­те Фе­де­ра­ции под­ле­жат при­ня­тые Гос. ду­мой фе­де­раль­ные за­ко­ны по во­про­сам: фе­де­раль­но­го бюд­же­та; фе­де­раль­ных на­ло­гов и сбо­ров; фи­нан­со­во­го, ва­лют­но­го, кре­дит­но­го, та­мо­жен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, де­неж­ной эмис­сии; ра­ти­фи­ка­ции и де­нон­са­ции ме­ж­дуна­род­ных до­го­во­ров РФ; ста­ту­са и за­щи­ты гос. гра­ни­цы РФ; вой­ны и ми­ра.

Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма мо­жет быть рас­пу­ще­на Пре­зи­ден­том РФ в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных ст. 111 и 117 Кон­сти­ту­ции РФ. В слу­чае рос­пус­ка Гос. ду­мы Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет да­ту вы­бо­ров с тем, что­бы вновь из­бран­ная Гос. ду­ма со­бра­лась не позд­нее чем че­рез 4 мес с мо­мен­та рос­пус­ка. Гос. ду­ма не мо­жет быть рас­пу­ще­на по ос­но­ва­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным ст. 117 Кон­сти­ту­ции, в те­че­ние го­да по­сле её из­бра­ния, а так­же с мо­мен­та вы­дви­же­ния ею об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ до при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го ре­ше­ния Со­ве­том Фе­де­ра­ции, в пе­ри­од дей­ст­вия на всей тер­ри­то­рии РФ во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния, в те­че­ние 6 мес до окон­ча­ния сро­ка пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та РФ.

Избирательная система

По­ря­док вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ, вы­бо­ров (фор­ми­ро­ва­ния) Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния, иных фе­де­раль­ных гос. ор­га­нов, пре­ду­смот­рен­ных Кон­сти­ту­ци­ей РФ, вы­бо­ров за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов субъ­ек­тов РФ, пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов и глав ад­ми­ни­ст­ра­ции му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, за­ко­на­ми, ус­та­ва­ми му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний и ины­ми нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми ак­та­ми за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Ос­но­ву из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и из­би­ра­тель­но­го пра­ва РФ со­став­ля­ют осн. га­ран­тии из­би­ра­тель­ных прав гра­ж­дан РФ, обес­пе­чи­ваю­щие их сво­бод­ное во­ле­изъ­яв­ле­ние на вы­бо­рах и аль­тер­на­тив­ность вы­бо­ров. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­нов­ных га­ран­ти­ях из­би­ра­тель­ных прав и пра­ва на уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме гра­ж­дан РФ» при­нят в 2002. Граж­да­не РФ уча­ст­ву­ют в вы­бо­рах на ос­но­ве все­об­ще­го, рав­но­го и пря­мо­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии. Гра­ж­да­нин РФ, дос­тиг­ший 18 лет, впра­ве из­би­рать, а по дос­ти­же­нии воз­рас­та, ус­та­нов­лен­но­го за­ко­но­да­тель­ст­вом, быть из­бран­ным в ор­га­ны гос. вла­сти и в вы­бор­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, на вы­бор­ную долж­ность не­за­ви­си­мо от по­ла, ра­сы, на­цио­наль­но­сти, язы­ка, про­ис­хо­ж­де­ния, иму­ще­ст­вен­но­го и долж­но­ст­но­го по­ло­же­ния, мес­та жи­тель­ст­ва, от­но­ше­ния к ре­ли­гии, убе­ж­де­ний, при­над­леж­но­сти к об­ще­ст­вен­ным объ­е­ди­не­ни­ям. Гра­ж­да­нин РФ, про­жи­ваю­щий за её пре­де­ла­ми, об­ла­да­ет всей пол­но­той из­би­ра­тель­ных прав. Ди­пло­ма­ти­че­ские и кон­суль­ские уч­ре­ж­де­ния РФ обя­за­ны ока­зы­вать им со­дей­ст­вие в реа­ли­за­ции этих прав.

Не име­ют пра­ва из­би­рать и быть из­бран­ны­ми гра­ж­да­не, при­знан­ные су­дом не­дее­спо­соб­ны­ми, или гра­ж­да­не, со­дер­жа­щие­ся в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды по при­го­во­ру су­да, всту­пив­ше­му в за­кон­ную си­лу. Для пас­сив­но­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ми­ни­маль­ный воз­раст: он не мо­жет быть ме­нее 35 лет при вы­бо­рах Пре­зи­ден­та, 21 го­да при вы­бо­рах в за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ, 30 лет при вы­бо­рах гла­вы ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на гос. вла­сти субъ­ек­та РФ и 21 го­да при вы­бо­рах гла­вы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Вы­бо­ры яв­ля­ют­ся рав­ны­ми: ка­ж­дый из­би­ра­тель име­ет толь­ко один го­лос, все из­би­ра­те­ли уча­ст­ву­ют в вы­бо­рах на рав­ных ос­но­ва­ни­ях, ни один из­би­ра­тель не име­ет ка­ких-ли­бо пре­иму­ществ пе­ред дру­ги­ми (ор­га­ни­зу­ют­ся рав­ные по ко­ли­че­ст­ву на­се­ле­ния из­би­ра­тель­ные ок­ру­га в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва), а из­би­ра­тель­ные пра­ва всех рос. гра­ж­дан ох­ра­ня­ют­ся за­ко­ном. Уча­стие гра­ж­да­ни­на РФ в вы­бо­рах яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным. Пра­во вы­дви­же­ния кан­ди­да­тов (спи­сков кан­ди­да­тов) при­над­ле­жит из­би­ра­тель­ным объ­е­ди­не­ни­ям и не­по­сред­ст­вен­но са­мим из­би­ра­те­лям. Для со­вме­ст­но­го уча­стия в вы­бо­рах об­ще­ст­вен­ные ор­гани­за­ции мо­гут объ­е­ди­нять­ся в из­би­ра­тель­ные бло­ки, в со­ста­ве ко­то­рых долж­на быть хо­тя бы од­на пар­тия и ко­то­рые под­ле­жат ре­ги­ст­ра­ции в со­от­вет­ст­вую­щей из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии по­сле пред­став­ле­ния со­вме­ст­но­го спи­ска кан­ди­да­тов. Пар­тии и из­би­ра­тель­ные объ­еди­не­ния, пре­одо­лев­шие на вы­бо­рах 5%-ный барь­ер, впра­ве вы­дви­гать кан­ди­да­та в Пре­зи­ден­ты РФ без сбо­ра под­пи­сей из­би­ра­те­лей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).

В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ ре­ше­ния и дей­ст­вия ор­га­нов гос. вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, глав об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и долж­но­ст­ных лиц, на­ру­шаю­щие из­би­ра­тель­ные пра­ва гра­ж­дан, мо­гут быть об­жа­ло­ва­ны в суд. Ре­ше­ния и дей­ст­вия из­би­ра­тель­ных ко­мис­сий и их долж­но­ст­ных лиц, на­ру­шаю­щие из­би­ра­тель­ные пра­ва гра­ж­дан, мо­гут быть об­жа­ло­ва­ны в вы­ше­стоя­щую из­би­ра­тель­ную ко­мис­сию (со­от­вет­ст­вен­но уров­ню про­во­ди­мых вы­бо­ров) или в суд.

Вернуться к началу