Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Президент

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 417-418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Президент

Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ст­ва. Как га­рант Кон­сти­ту­ции РФ он обес­пе­чи­ва­ет со­гла­со­ван­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние и взаи­мо­дей­ст­вие ор­га­нов гос. вла­сти РФ с ор­га­на­ми гос. вла­сти её субъ­ек­тов в рам­ках це­ло­ст­но­сти и един­ст­ва го­су­дар­ст­ва.

Большой Кремлёвский дворец (резиденция Президента РФ).

В Рос­сии ин­сти­тут пре­зи­ден­та был вве­дён За­ко­ном «О Пре­зи­ден­те РСФСР» (1991). Пре­зи­ден­том мо­жет быть из­бран гра­ж­да­нин РФ не мо­ло­же 35 лет, по­сто­ян­но про­жи­ваю­щий в стра­не не ме­нее 10 лет. Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся все­об­щи­ми пря­мы­ми вы­бо­ра­ми при тай­ном го­ло­со­ва­нии на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве сро­ком на 4 го­да; мо­жет быть пе­ре­из­бран  ещё на один срок. Дей­ст­вую­щий за­кон о вы­бо­рах Пре­зи­ден­та РФ при­нят в 2003. В мар­те 2004 в пер­вом ту­ре Пре­зи­ден­том РФ на вто­рой срок был из­бран В. В. Пу­тин.

Кон­сти­ту­ция на­де­ли­ла Пре­зи­ден­та РФ ши­ро­ким кру­гом пол­но­мо­чий: пред­ста­ви­тель­ст­во РФ внут­ри стра­ны и в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях, ох­ра­на су­ве­ре­ни­те­та РФ, её не­за­ви­си­мо­сти и це­лост­но­сти, обес­пе­че­ние взаи­мо­дей­ст­вия ор­га­нов гос. вла­сти, ре­ше­ние во­про­сов гра­ж­дан­ст­ва, на­гра­ж­де­ние гос. на­гра­да­ми, пра­во по­ми­ло­ва­ния и др. Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­дую­щим Воо­ру­жён­ны­ми си­ла­ми РФ, мо­жет вво­дить на тер­ри­то­рии стра­ны или в оп­ре­де­лён­ных её ме­ст­но­стях во­енное или чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние (с не­мед­лен­ным уве­дом­ле­ни­ем пар­ла­мен­та), ему подчинены силовые и некоторые другие мин-ва и ведомства.

Пре­зи­дент РФ не яв­ля­ет­ся единственным гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Другие мин-ва и ведомства подчинены Правительству РФ. Президент РФ име­ет дос­та­точ­но ши­ро­кие воз­мож­но­сти воз­дей­ст­вия на всю сис­те­му управ­ле­ния: он на­зна­ча­ет с со­гла­сия Гос. ду­мы гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва – Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), оп­ре­де­ля­ет со­став Пра­ви­тель­ст­ва РФ (по пред­ло­же­нию пре­мьер-ми­ни­ст­ра), мо­жет пред­се­да­тель­ст­во­вать на его за­се­да­ни­ях, а так­же при­ни­ма­ет ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва. Пре­зи­дент РФ пред­став­ля­ет Гос. ду­ме кан­ди­да­ту­ру для на­зна­че­ния на долж­ность пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка РФ и ста­вит пе­ред Гос. ду­мой во­прос об его ос­во­бо­ж­де­нии; по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ на­зна­ча­ет на долж­ность и ос­во­божда­ет от долж­но­сти за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров; пред­став­ля­ет Со­ве­ту Фе­де­ра­ции кан­ди­да­ту­ры для на­зна­че­ния на долж­но­сти су­дей Кон­сти­туци­он­но­го су­да РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ, а так­же кан­ди­да­ту­ру Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, на­зна­ча­ет су­дей дру­гих фе­де­раль­ных су­дов. Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет и ос­во­бо­ж­да­ет сво­их пол­но­моч­ных пред­ста­ви­те­лей в па­ла­тах пар­ла­мен­та, в Кон­сти­ту­ци­он­ном су­де РФ, в фе­де­раль­ных ок­ру­гах, выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­ору­жён­ных сил РФ, на­зна­ча­ет и от­зы­ва­ет ди­пло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей РФ в ино­стран­ных го­су­дар­ст­вах и ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ци­ях. В ком­пе­тен­цию Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит на­зна­че­ние вы­бо­ров в Гос. ду­му, на­зна­че­ние ре­фе­рен­ду­ма; он вно­сит за­ко­но­про­ек­ты в Гос. ду­му, под­пи­сы­ва­ет и об­на­ро­ду­ет фе­де­раль­ные за­ко­ны, об­ра­ща­ет­ся к Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию с еже­год­ны­ми По­сла­ния­ми о по­ло­же­нии в стра­не, об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. Пре­зи­дент РФ из­да­ёт ука­зы и рас­по­ря­же­ния, ко­то­рые обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния на всей тер­ри­то­рии РФ, сле­дит за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции РФ: при под­пи­са­нии за­ко­нов, при­ня­тых пар­ла­мен­том, он мо­жет ис­поль­зо­вать пра­во ве­то и вер­нуть за­кон пар­ла­мен­ту для даль­ней­шей до­ра­бот­ки (вето может быть преодолено 2/3 голосов парламента).

Пре­зи­дент фор­ми­ру­ет Ад­ми­ни­ст­ра­цию Пре­зи­ден­та РФ. Ад­ми­ни­ст­ра­ция Пре­зи­ден­та РФ фор­ми­ру­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с пунк­том «и» ст. 83 Кон­сти­ту­ции РФ и яв­ля­ет­ся ор­га­ном, обес­пе­чи­ваю­щим дея­тель­ность Пре­зи­ден­та РФ и вы­пол­не­ние им его кон­сти­ту­ци­он­ных функ­ций. Ад­ми­ни­ст­ра­ция воз­глав­ля­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем Ад­ми­ни­ст­ра­ции.

Пре­зи­дент, со­глас­но пунк­ту «ж» ст. 83 Кон­сти­ту­ции РФ, фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет Со­вет безо­пас­но­сти (СБ), ста­тус и дея­тель­ность ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ют­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О безо­пас­но­сти» (1992). Со­вет безо­пас­но­сти – со­ве­ща­тель­ный ор­ган при Пре­зи­ден­те РФ, он со­сто­ит из по­сто­ян­ных чле­нов СБ, на­зна­чае­мых Пре­зи­ден­том РФ. В чис­ло по­сто­ян­ных чле­нов СБ вхо­дят Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва РФ и Сек­ре­тарь СБ; по­сто­ян­ны­ми чле­на­ми, как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся ми­нистр обо­ро­ны, ми­нистр ино­стран­ных дел, ди­рек­тор Фе­де­раль­ной служ­бы безо­пас­но­сти РФ; в со­став СБ вхо­дят Пред­се­да­тель Гос. ду­мы и Пред­се­да­тель Со­ве­та Фе­де­ра­ции Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ, пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных ок­ру­гах, дру­гие на­зна­чен­ные Пре­зи­ден­том РФ ли­ца. СБ осу­ще­ст­в­ля­ет под­го­тов­ку ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти.

Пре­зи­дент РФ – пред­се­да­тель Гос. со­ве­та (со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят все гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ек­тов РФ.

Пре­зи­дент РФ осу­ще­ст­в­ля­ет свои пол­но­мо­чия с мо­мен­та при­не­се­ния им при­ся­ги до ис­те­че­ния сро­ка его пол­но­мо­чий (ис­пол­не­ние его обя­зан­но­стей пре­кра­ща­ет­ся с мо­мен­та вступ­ле­ния в долж­ность вновь из­бран­но­го Пре­зи­ден­та). В слу­чае ес­ли Пре­зи­дент РФ по­да­ёт в от­став­ку или не мо­жет осу­ще­ст­в­лять сво­их обя­зан­но­стей по со­стоя­нию здо­ро­вья, вы­бо­ры но­во­го Пре­зи­ден­та долж­ны со­сто­ять­ся не позд­нее 3 мес с мо­мен­та дос­роч­но­го пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий. Обя­зан­но­сти Пре­зи­ден­та РФ в этот пе­ри­од вы­пол­ня­ет Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва РФ с не­ко­то­ры­ми ог­ра­ни­че­ния­ми пол­но­мо­чий (не мо­жет рас­пус­кать Гос. ду­му, на­зна­чать ре­фе­рен­дум, вно­сить пред­ло­же­ния о по­прав­ках или пе­ре­смот­ре дей­ст­вую­щей Кон­сти­ту­ции РФ).

Кон­сти­ту­ция РФ пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность от­ре­ше­ния Пре­зи­ден­та РФ от долж­но­сти (т. н. им­пич­мент), ус­та­нав­ли­ва­ет для это­го спе­ци­аль­ную про­це­ду­ру. Пре­зи­дент РФ мо­жет быть от­ре­шён от долж­но­сти Со­ве­том Фе­де­ра­ции толь­ко на ос­но­ва­нии вы­дви­ну­то­го Гос. ду­мой об­ви­не­ния в гос. из­ме­не или ином тяж­ком пре­сту­п­ле­нии, под­твер­ждён­но­го за­клю­че­ни­ем Вер­хов­но­го су­да РФ о на­ли­чии при­зна­ков пре­сту­п­ле­ния и за­клю­че­ни­ем Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ о со­блю­де­нии ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка вы­дви­же­ния об­ви­не­ния. Со­от­вет­ст­вую­щие ре­ше­ния Гос. ду­мы и Со­ве­та Фе­де­ра­ции долж­ны быть при­ня­ты 2/3 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла в ка­ж­дой па­ла­те по ини­циа­ти­ве не ме­нее 1/3 де­пу­та­тов Гос. ду­мы при на­ли­чии за­клю­че­ния ко­мис­сии, об­ра­зо­ван­ной Гос. ду­мой. Ре­ше­ние Со­ве­та Фе­де­ра­ции долж­но быть при­ня­то не позд­нее чем в 3-ме­сяч­ный срок по­сле вы­дви­же­ния об­ви­не­ния Гос. ду­мой. В про­тив­ном слу­чае об­ви­не­ние счи­та­ет­ся от­кло­нён­ным.

Офи­ци­аль­ная ре­зи­ден­ция Пре­зи­ден­та РФ – Кремль, Мо­ск­ва. Сим­во­лом пре­зи­дент­ской вла­сти слу­жит штан­дарт (флаг), пред­став­ляю­щий со­бой квад­рат­ное по­лот­ни­ще цве­тов Гос. фла­га РФ с зо­ло­тым изо­бра­же­ни­ем Гос. гер­ба в цен­тре. На древ­ке штан­дар­та (фла­га) кре­пит­ся се­реб­ря­ная ско­ба с вы­гра­ви­ро­ван­ны­ми фа­ми­ли­ей, име­нем и от­че­ст­вом Пре­зи­ден­та и да­та­ми его пре­бы­ва­ния на этом по­сту.

Вернуться к началу