Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Федеративное устройство

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 416

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Федеративное устройство

Рос­сия – фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­во, со­стоя­щее из 89 субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции (их пе­ре­чень дан в ст. 65 Кон­сти­ту­ции РФ). Субъ­ек­та­ми РФ яв­ля­ют­ся рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ, края, об­лас­ти, го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния, ав­то­ном­ная об­ласть и ав­то­ном­ные ок­ру­га. Все субъ­ек­ты РФ рав­но­прав­ны во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти.

Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ рас­смат­ри­ва­ют­ся как го­су­дар­ст­ва и име­ют свои кон­сти­ту­ции, ос­таль­ные субъ­ек­ты РФ при­ни­ма­ют свои ус­та­вы, хо­тя, как и рес­пуб­ли­ки, име­ют соб­ст­вен­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. В кон­сти­ту­ци­ях и ус­та­вах субъ­ек­тов РФ оп­ре­де­ля­ет­ся, ка­кие соз­да­ют­ся ор­га­ны за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, по­ря­док их из­бра­ния, сро­ки пол­но­мо­чий и т. д. В не­ко­то­рых субъ­ек­тах РФ дей­ст­ву­ют кон­сти­туци­он­ные (ус­тав­ные) су­ды.

Ос­нов­ные прин­ци­пы рос. фе­де­ра­лиз­ма за­ло­же­ны в Кон­сти­ту­ции РФ. Это гос. еди­нство тер­ри­то­рии Рос­сии, вклю­чаю­щее тер­ри­то­рии всех её субъ­ек­тов, внут­рен­ние во­ды и тер­ри­то­ри­аль­ное мо­ре, а так­же воз­душ­ное про­стран­ст­во над ни­ми; рав­но­пра­вие на­ро­дов и субъ­ек­тов РФ; един­ст­во си­сте­мы гос. вла­сти; пра­во на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние и др. Гра­ни­цы ме­ж­ду субъ­ек­та­ми РФ мо­гут быть из­ме­не­ны с их вза­им­но­го согла­сия. Кон­сти­ту­ция РФ раз­гра­ни­чи­ва­ет ком­пе­тен­цию Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов. Ус­та­нав­ли­ва­ют­ся во­про­сы, на­хо­дя­щие­ся в ис­клю­чи­тель­ном ве­де­нии Фе­де­ра­ции: при­ня­тие и из­ме­не­ние Кон­сти­ту­ции РФ, фе­де­раль­ных за­ко­нов; фе­де­ра­тив­ное уст­рой­ст­во, пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на и в це­лом во­про­сы гра­ж­дан­ст­ва; ус­та­нов­ле­ние фе­де­раль­ной сис­те­мы ор­га­нов всех вет­вей вла­сти на сво­ей тер­ри­то­рии. Кон­сти­ту­ция РФ пре­ду­смат­ри­ва­ет пред­ме­ты со­вме­ст­но­го ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов. Все ос­таль­ные во­про­сы за пре­де­ла­ми ис­клю­чи­тель­ных пред­ме­тов ве­де­ния Фе­де­ра­ции и пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния со­став­ля­ют ком­пе­тен­цию субъ­ек­тов РФ.

По пред­ме­там ве­де­ния Фе­де­ра­ции при­ни­ма­ют­ся фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны, имею­щие пря­мое дей­ст­вие на всей тер­ри­то­рии Рос­сии. По пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов при­ни­ма­ют­ся фе­де­раль­ные за­ко­ны (в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми субъ­екты РФ при­ни­ма­ют свои за­ко­ны) и за­клю­ча­ют­ся вну­три­фе­де­раль­ные до­го­во­ры о распределении полномочий внутри сов­местных предметов ведения.

В 2000 Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ в Рос­сии соз­да­но 7 фе­де­раль­ных ок­ру­гов: Цен­траль­ный, Се­ве­ро-За­пад­ный, Юж­ный, При­волж­ский, Ураль­ский, Си­бирский и Даль­не­во­сточ­ный. В них на­зна­че­ны пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ, глав­ны­ми за­да­ча­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся: ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты по осу­ще­ст­в­ле­нию ор­га­на­ми фе­де­раль­ной гос. вла­сти осн. на­прав­ле­ний внеш­ней и внут­рен­ней по­ли­ти­ки Рос­сии; кон­троль за ис­пол­не­ни­ем в ок­ру­ге ре­ше­ний фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти; ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти этих орга­нов с ре­гио­наль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти; ор­га­ни­за­ция взаи­мо­дей­ст­вия фе­де­раль­ных ор­га­нов с пар­тия­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми и др. Ука­зом об об­ра­зо­ва­нии фе­де­раль­ных ок­ру­гов Пре­зи­дент РФ фак­ти­че­ски де­ле­ги­ро­вал осу­ще­ст­в­ле­ние час­ти сво­их пол­но­мо­чий пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лям.

Вернуться к началу