Политическая система
Конституция РФ содержит нормы, регулирующие осн. элементы политической системы: государство, политические партии, демократический политический режим, плюрализм политической идеологии (запрещается разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни). В ст. 1–4, 7 и др. Конституции даётся характеристика рос. государства: суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.
Суверенное государство означает верховенство рос. гос. власти на всей территории РФ и её независимость от любой другой власти; пространственный предел гос. суверенитета очерчен гос. границей. Юрисдикция РФ распространяется также на морские и воздушные суда под флагом РФ, рос. спутники Земли. Как суверенное государство, Россия имеет свои вооружённые силы. Гос. суверенитет находит своё выражение в символах государства: столице (г. Москва), гос. флаге, гербе и гимне. Конституция предусматривает также гос. язык РФ – русский с написанием на кириллице (закон об этом принят в 2002); в субъектах РФ – республиках в составе РФ – в дополнение к общефедеральному гос. языку могут быть предусмотрены свои гос. языки. Субъекты РФ (в т. ч. республики в составе РФ) гос. суверенитетом не обладают.
Понятие «демократическое государство» означает суверенитет народа: власть принадлежит народу, исходит от народа и осуществляется народом либо непосредственно, либо через органы гос. власти и органы местного самоуправления. Представительная демократия реализуется системой представительных органов от Федерального собрания до представительных органов низовых муниципальных образований. В качестве форм непосредственной демократии в России используются референдум (общероссийский, в субъектах РФ и в муниципальных образованиях) и свободные выборы гражданами Президента РФ, президентов и глав администрации субъектов РФ, их представительных органов, а также органов местного самоуправления (представительных органов и глав муниципальных образований), досрочный отзыв депутатов (кроме депутатов Гос. думы) и выборных должностных лиц, народная правотворческая инициатива в субъектах РФ и в муниципальных образованиях.
Принцип правового государства означает наличие единого правового и экономического пространства, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, господство права. В организации и деятельности государства превалируют принципы права, т. е. государство связано правом, исходит из признания незыблемости неотчуждаемых (врождённых) прав человека, а также прав гражданина. Принцип правового государства находит выражение в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в нормах об идеологическом и политическом плюрализме, в других демократических институтах (разделение властей, местное самоуправление, референдум и др.).
Россия является светским государством, т. е. государством, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует к.-л. гос. или обязательной религии, признаётся свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений деятельности государства является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, гос. поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты. Социально-экономические и культурные права граждан, в т. ч. на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др., занимают важное место в каталоге прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в Конституции РФ.
Регулируя основы экономической системы, Конституция РФ исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, который предполагает сочетание саморегулирования общества (свобода предпринимательской деятельности, конкуренция и др.) с необходимой степенью гос. регулирования (законодательство о приватизации и национализации, о земле, денежном обращении и т. д.). Один из важнейших конституционных принципов в сфере экономики – свобода экономической деятельности в рамках закона. Она связана с разнообразием форм собственности, включая частную собственность, со свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств (свобода торговли), свободой труда и др. Свобода экономической деятельности сочетается с единством экономического пространства, что исключает таможенные барьеры и иные преграды для экономического сотрудничества разл. регионов.
Общественные объединения
В России насчитываются сотни тысяч объединений разного рода (профсоюзы, союзы работодателей, общества художников и т. п.). Некоторые из них действуют в масштабах РФ, другие – на уровне её субъектов, третьи – в отдельных городах и даже сёлах. Конституция РФ закрепляет право граждан на объединение. Порядок организации и деятельности общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995), существуют также законы о профсоюзах (1996), политических партиях (2001) и др. Закон определяет общественные объединения как добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации целей, указанных в уставах объединений. Общественные объединения создаются явочным порядком по инициативе трёх и более лиц. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение должно быть зарегистрировано в соответствующем гос. органе (обычно в Мин-ве юстиции, Мин-ве финансов или их местных органах).
Политические партии
Политические партии играют особую роль среди общественных объединений и организаций. Конституция РФ провозгласила, что в РФ признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Правовое положение политических партий упорядочил Федеральный закон «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и местного самоуправления.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности (т. е. членство в партии – добровольное и индивидуальное), равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. В то же время закон запрещает создание и деятельность политических партий (как и любых общественных объединений), цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной вражды. Партия является общероссийской организацией (в субъектах РФ создаются только отделения партии), её деятельность регулируется федеральным законодательством. Для того, чтобы быть зарегистрированной, она должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, иметь региональные отделения и иные структурные подразделения в более чем половине субъектов РФ с количеством членов не менее 100 чел. с указанием территориальной принадлежности. Политические партии подлежат гос. регистрации в обязательном порядке.
Закон предусматривает гос. поддержку политических партий. Гос. органы РФ, органы субъектов РФ и местного самоуправления оказывают поддержку партиям на равных условиях. Гос. поддержка обеспечивается путём гос. финансирования из средств гос. бюджета. Гос. финансирование связано только с итогами участия партии в выборах (как по партийным спискам, так и по одномандатным округам), оно осуществляется в целях компенсации затрат партий на избирательную кампанию. Политическая партия имеет право на получение средств из федерального бюджета в следующих случаях: если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого партия участвовала в выборах, получил по результатам выборов в Гос. думу не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; если по результатам выборов в Гос. думу по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 депутатов, выдвинутых партией (блоком с участием партии), хотя её список получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если выдвинутый партией или избирательным блоком кандидат на должность Президента РФ получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Одна из главных задач политической партии – участие в выборах. Партия – единственное общественное объединение, которое имеет право самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в Гос. думу, кандидата на должность Президента РФ, кандидатов на высшие должности и в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Национальная политика. Самоуправление
Конституционно-правовое регулирование социальной системы рос. общества распространяется на обширную сферу национальных (этнических) отношений. Национальные (этнические) элементы учитываются в федеративной структуре РФ – есть субъекты РФ, созданные с учётом этнического признака. Республики в составе РФ, автономные округа, автономная область имеют этнические названия. Конституция РФ закрепляет равное право всех народов на самоопределение внутри РФ, т. е. на свободный выбор организационных форм своей жизни в России, а также равноправие человека и гражданина независимо от его расы и национальности. В соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» (1996) созданы национально-культурные автономии как особые общественные объединения рос. граждан, относящих себя к определённым этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства. Такие общественные организации создаются на добровольной основе в целях решения вопросов сохранения самобытности этноса, развития языка, образования, национальной культуры. Они не могут заниматься политической деятельностью, но вправе обращаться в различные гос. органы, представляя свои национальные интересы, создавать образовательные и культурные учреждения. Одной из сторон национальной политики является защита интересов коренных малочисленных народов. Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» (1999) устанавливает их право заниматься традиционными промыслами, вести традиционный образ жизни.
Самоопределение народов в РФ означает, что народы, населяющие Россию, могут самостоятельно изменять формы своего политического устройства (в рамках Конституции РФ). Право выхода (сецессии) субъектов РФ из состава России Конституцией не предусматривается.