Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Политическая система

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 414-415

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Политическая система

Кон­сти­ту­ция РФ со­дер­жит нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие осн. эле­мен­ты по­ли­ти­че­ской сис­те­мы: го­су­дар­ст­во, по­ли­ти­че­ские пар­тии, де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский ре­жим, плюрализм по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии (за­пре­ща­ет­ся разжигание социаль­ной, расовой, нац. и религиозной розни). В ст. 1–4, 7 и др. Кон­сти­ту­ции да­ёт­ся ха­рак­те­ри­сти­ка рос. го­су­дар­ст­ва: су­ве­рен­ное, де­мо­кра­ти­че­ское, фе­де­ра­тив­ное, пра­во­вое, со­ци­аль­ное и свет­ское го­су­дар­ст­во с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния.

Су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во оз­на­ча­ет вер­хо­вен­ст­во рос. гос. вла­сти на всей тер­ри­то­рии РФ и её не­за­ви­си­мость от лю­бой дру­гой вла­сти; про­стран­ст­вен­ный пре­дел гос. су­ве­ре­ни­те­та очер­чен гос. гра­ни­цей. Юрис­дик­ция РФ рас­про­стра­ня­ет­ся так­же на мор­ские и воз­душ­ные су­да под фла­гом РФ, рос. спут­ни­ки Зем­ли. Как су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во, Рос­сия име­ет свои воо­ру­жён­ные си­лы. Гос. су­ве­ре­ни­тет на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в сим­во­лах го­су­дар­ст­ва: сто­ли­це (г. Мо­ск­ва), гос. фла­ге, гер­бе и гим­не. Кон­сти­ту­ция пре­ду­смат­ри­ва­ет так­же гос. язык РФ – рус­ский с на­пи­са­ни­ем на ки­рил­ли­це (за­кон об этом при­нят в 2002); в субъ­ек­тах РФ – рес­пуб­ли­ках в со­ста­ве РФ – в до­пол­не­ние к об­ще­фе­де­раль­но­му гос. язы­ку мо­гут быть пре­ду­смот­ре­ны свои гос. язы­ки. Субъекты РФ (в т. ч. республики в составе РФ) гос. суверенитетом не обладают.

По­ня­тие «де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ст­во» оз­на­ча­ет су­ве­ре­ни­тет на­ро­да: власть при­над­ле­жит на­ро­ду, ис­хо­дит от на­ро­да и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на­ро­дом ли­бо не­по­сред­ст­вен­но, ли­бо че­рез ор­га­ны гос. вла­сти и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия реа­ли­зу­ет­ся сис­те­мой пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов от Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния до пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов ни­зо­вых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. В ка­че­ст­ве форм не­по­сред­ст­вен­ной де­мо­кра­тии в Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся ре­фе­рен­дум (об­ще­рос­сий­ский, в субъ­ек­тах РФ и в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях) и сво­бод­ные вы­бо­ры гра­ж­да­на­ми Пре­зи­ден­та РФ, пре­зи­ден­тов и глав ад­мини­ст­ра­ции субъ­ек­тов РФ, их пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов, а так­же ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния (пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов и глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), дос­роч­ный от­зыв де­пу­татов (кро­ме де­пу­та­тов Гос. ду­мы) и вы­бор­ных долж­но­ст­ных лиц, на­род­ная пра­во­твор­че­ская ини­циа­ти­ва в субъ­ек­тах РФ и в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях.

Прин­цип пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва оз­на­ча­ет на­ли­чие еди­но­го пра­во­во­го и эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, вер­хо­вен­ст­во Кон­сти­ту­ции и фе­де­раль­ных за­ко­нов на всей тер­ри­то­рии РФ, гос­под­ст­во пра­ва. В ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва пре­ва­ли­ру­ют прин­ци­пы пра­ва, т. е. го­су­дар­ст­во свя­за­но пра­вом, ис­хо­дит из при­зна­ния не­зыб­ле­мо­сти не­от­чу­ж­дае­мых (вро­ж­дён­ных) прав че­ло­ве­ка, а также прав гра­ж­да­ни­на. Прин­цип пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва на­хо­дит вы­ра­же­ние в нор­мах о сво­бо­дах и пра­вах че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, в нор­мах об идео­ло­ги­че­ском и по­ли­ти­че­ском плю­ра­лиз­ме, в дру­гих де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тах (раз­де­ле­ние ­властей, ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, ре­фе­рен­дум и др.).

Россия яв­ля­ет­ся свет­ским го­су­дар­ст­вом, т. е. го­су­дар­ст­вом, где по­сле­до­ва­тель­но про­ве­де­но от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва, не су­ще­ст­ву­ет к.-л. го­с. или обя­за­тель­ной ре­ли­гии, при­зна­ёт­ся сво­бо­да ре­ли­гии и ате­из­ма, ре­ли­гиоз­ных и ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных взгля­дов. Ре­ли­ги­оз­ные объ­е­ди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ст­ва и рав­ны пе­ред за­ко­ном. Ст. 28 Кон­сти­ту­ции РФ га­ран­ти­ру­ет ка­ж­до­му сво­бо­ду со­вес­ти, сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, вклю­чая пра­во ис­по­ве­до­вать ин­ди­ви­ду­аль­но или со­вме­ст­но с дру­ги­ми лю­бую ре­ли­гию или не ис­по­ве­до­вать ни­ка­кой, сво­бод­но рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные и иные убе­ж­де­ния и дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с ни­ми.

Со­глас­но ст. 7 Кон­сти­ту­ции РФ, Рос­сия – со­ци­аль­ное го­су­дар­ст­во, по­ли­тика ко­то­ро­го на­прав­ле­на на соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих дос­той­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка. Од­ним из важ­ней­ших на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ная сфе­ра: ох­ра­на тру­да и здо­ро­вья лю­дей, ус­та­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма оп­ла­ты тру­да, гос. под­держ­ка се­мьи, ма­те­рин­ст­ва, от­цов­ст­ва, дет­ства, ин­ва­ли­дов и по­жи­лых гра­ж­дан, раз­ви­тие сис­те­мы со­ци­аль­ных служб, по­со­бий, пен­сий и иных га­ран­тий со­ци­аль­ной за­щи­ты. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные пра­ва гра­ж­дан, в т. ч. на ох­ра­ну здо­ро­вья и ме­ди­цин­скую по­мощь, на об­ра­зо­ва­ние и др., за­ни­ма­ют важ­ное ме­сто в ка­та­ло­ге прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, со­дер­жа­щих­ся в Кон­сти­ту­ции РФ.

Ре­гу­ли­руя ос­но­вы эко­но­ми­че­ской сис­те­мы, Кон­сти­ту­ция РФ ис­хо­дит из прин­ци­па со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет со­че­та­ние са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ст­ва (сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, кон­ку­рен­ция и др.) с не­об­хо­ди­мой сте­пе­нью гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния (за­ко­но­да­тель­ст­во о при­ва­ти­за­ции и на­цио­на­ли­за­ции, о зем­ле, де­неж­ном об­ра­ще­нии и т. д.). Один из важ­ней­ших кон­сти­ту­ци­он­ных прин­ци­пов в сфе­ре эко­но­ми­ки – сво­бо­да эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти в рам­ках за­ко­на. Она свя­за­на с раз­но­об­ра­зи­ем форм соб­ст­вен­ности, вклю­чая ча­ст­ную соб­ст­вен­ность, со сво­бо­дой пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, сво­бод­ным пе­ре­ме­ще­ни­ем то­ва­ров, ус­луг и фи­нан­со­вых средств (сво­бо­да тор­гов­ли), сво­бо­дой тру­да и др. Сво­бо­да эконо­ми­че­ской дея­тель­но­сти со­че­та­ет­ся с един­ст­вом эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, что ис­клю­ча­ет та­мо­жен­ные барь­е­ры и иные пре­гра­ды для эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва разл. ре­гио­нов.

Общественные объединения

В Рос­сии на­счи­ты­ва­ют­ся сот­ни ты­сяч объ­е­ди­не­ний раз­но­го ро­да (проф­сою­зы, сою­зы ра­бо­то­да­те­лей, об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков и т. п.). Не­ко­то­рые из них дей­ст­ву­ют в мас­шта­бах РФ, дру­гие – на уров­не её субъ­ек­тов, тре­тьи – в от­дель­ных го­ро­дах и да­же сё­лах. Кон­сти­ту­ция РФ за­кре­п­ля­ет пра­во гра­ж­дан на объ­е­ди­нение. По­ря­док ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об об­ще­ст­вен­ных объ­еди­не­ни­ях» (1995), су­ще­ст­ву­ют так­же за­ко­ны о проф­сою­зах (1996), по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях (2001) и др. За­кон оп­ре­де­ля­ет об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния как доб­ро­воль­ные са­мо­управ­ляемые не­ком­мер­че­ские фор­ми­ро­ва­ния, соз­дан­ные по ини­циа­ти­ве гра­ж­дан, объ­е­ди­нив­ших­ся на ос­но­ве об­щих ин­те­ре­сов для реа­ли­за­ции це­лей, ука­зан­ных в ус­та­вах объ­е­ди­не­ний. Об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния соз­да­ют­ся явоч­ным по­ряд­ком по ини­циа­ти­ве трёх и более­ лиц. Для при­об­ре­те­ния прав юри­ди­че­ско­го ли­ца об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­нение долж­но быть за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но в со­от­вет­ст­вую­щем гос. ор­га­не (обыч­но в Мин-ве юс­ти­ции, Мин-ве финансов или их мест­ных ор­га­нах).

Политические партии

По­ли­ти­че­ские пар­тии иг­ра­ют осо­бую роль сре­ди об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и ор­га­ни­за­ций. Кон­сти­ту­ция РФ про­воз­гла­си­ла, что в РФ при­зна­ёт­ся идео­ло­ги­че­ское и по­ли­ти­че­ское мно­го­об­разие, мно­го­пар­тий­ность.

Пра­во­вое по­ло­же­ние по­ли­ти­че­ских пар­тий упо­ря­до­чил Фе­де­раль­ный за­кон «О по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях» (2001). За­кон оп­ре­де­ля­ет по­ли­ти­че­скую пар­тию как об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние, со­з­дан­ное в це­лях уча­стия гра­ж­дан РФ в по­ли­ти­че­ской жиз­ни об­ще­ст­ва по­сред­ст­вом фор­ми­ро­ва­ния и вы­ра­же­ния их по­ли­ти­че­ской во­ли, уча­стия в об­ще­ст­венных и по­ли­ти­че­ских ак­ци­ях, в вы­бо­рах и ре­фе­рен­ду­мах, а так­же в це­лях пред­став­ле­ния ин­те­ре­сов гра­ж­дан в ор­га­нах гос. вла­сти и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Дея­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий ос­но­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах доб­ро­воль­но­сти (т. е. член­ст­во в пар­тии – доб­роволь­ное и ин­ди­ви­ду­аль­ное), рав­но­пра­вия, са­мо­управ­ле­ния, за­кон­но­сти и глас­но­сти. Пар­тии сво­бод­ны в оп­ре­де­ле­нии сво­ей внут­рен­ней струк­ту­ры, це­лей, форм и ме­то­дов дея­тель­но­сти. В то же вре­мя за­кон за­пре­ща­ет соз­да­ние и дея­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий (как и лю­бых об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний), це­ли или дей­ст­вия ко­то­рых на­прав­ле­ны на на­силь­ст­вен­ное из­ме­не­ние ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, на­ру­ше­ние це­ло­ст­но­сти РФ, под­рыв безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, соз­да­ние воо­ру­жён­ных и вое­ни­зи­ро­ван­ных фор­ми­ро­ва­ний, раз­жи­га­ние со­ци­аль­ной, ра­со­вой, на­цио­наль­ной или ре­ли­ги­оз­ной вра­ж­ды. Пар­тия яв­ляет­ся об­ще­рос­сий­ской ор­га­ни­за­ци­ей (в субъ­ек­тах РФ соз­да­ют­ся толь­ко от­де­ле­ния пар­тии), её дея­тель­ность ре­гу­ли­ру­ет­ся фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Для то­го, что­бы быть за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ной, она долж­на насчитывать не менее 10 тыс. членов, иметь ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния и иные струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния в бо­лее чем по­ло­ви­не субъ­ек­тов РФ с ко­ли­че­ст­вом чле­нов не ме­нее 100 чел. с ука­за­ни­ем тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти. По­ли­ти­че­ские пар­тии под­ле­жат гос. ре­ги­ст­ра­ции в обязательном порядке.

За­кон пре­ду­смат­ри­ва­ет гос. под­держ­ку по­ли­ти­че­ских пар­тий. Гос. ор­га­ны РФ, ор­га­ны субъ­ек­тов РФ и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния ока­зы­ва­ют под­держ­ку пар­ти­ям на рав­ных ус­ло­ви­ях. Гос. под­держ­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся пу­тём гос. фи­нан­си­ро­ва­ния из средств гос. бюд­же­та. Гос. фи­нан­си­ро­ва­ние свя­за­но толь­ко с ито­га­ми уча­стия пар­тии в вы­бо­рах (как по пар­тий­ным спи­скам, так и по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам), оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в це­лях ком­пен­са­ции за­трат пар­тий на из­би­ра­тель­ную кам­па­нию. По­ли­ти­че­ская пар­тия име­ет пра­во на по­лу­че­ние средств из фе­де­раль­но­го бюд­же­та в сле­дую­щих слу­ча­ях: ес­ли фе­де­раль­ный спи­сок кан­ди­да­тов, вы­дви­ну­тый по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей ли­бо из­би­ра­тель­ным бло­ком, в со­ста­ве ко­то­ро­го пар­тия уча­ст­во­ва­ла в вы­бо­рах, по­лу­чил по ре­зуль­та­там вы­бо­ров в Гос. ду­му не ме­нее 3% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, при­няв­ших уча­стие в го­ло­со­ва­нии по фе­де­раль­но­му из­би­ра­тель­но­му ок­ру­гу; ес­ли по ре­зуль­та­там вы­бо­ров в Гос. ду­му по од­но­ман­дат­ным из­би­ра­тель­ным ок­ру­гам бы­ло из­бра­но не ме­нее 12 де­пута­тов, вы­дви­ну­тых пар­ти­ей (бло­ком с уча­сти­ем пар­тии), хо­тя её спи­сок по­лу­чил ме­нее 3% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, при­няв­ших уча­стие в го­ло­со­ва­нии; ес­ли вы­дви­ну­тый пар­ти­ей или из­би­ра­тель­ным бло­ком кан­ди­дат на долж­ность Пре­зи­ден­та РФ по­лу­чил по ре­зуль­та­там вы­бо­ров не ме­нее 3% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, при­няв­ших уча­стие в го­ло­со­ва­нии.

Од­на из глав­ных за­дач по­ли­ти­че­ской пар­тии – уча­стие в вы­бо­рах. Пар­тия – един­ст­вен­ное об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние, ко­то­рое име­ет пра­во са­мо­стоя­тель­но вы­дви­гать кан­ди­да­тов (спи­ски кан­ди­да­тов) в Гос. ду­му, кан­ди­да­та на долж­ность Пре­зи­ден­та РФ, кан­ди­да­тов на выс­шие долж­но­сти и в за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ.

Национальная политика. Самоуправление

Кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние со­ци­аль­ной сис­те­мы рос. об­ще­ст­ва рас­про­стра­ня­ет­ся на об­шир­ную сфе­ру на­цио­наль­ных (эт­ни­че­ских) от­но­ше­ний. На­цио­наль­ные (эт­ни­че­ские) эле­мен­ты учи­ты­ва­ют­ся в фе­де­ра­тив­ной струк­ту­ре РФ – есть субъ­ек­ты РФ, соз­дан­ные с учё­том эт­ни­че­ско­го при­зна­ка. Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ, ав­то­ном­ные ок­ру­га, ав­то­ном­ная об­ласть име­ют эт­ни­че­ские на­зва­ния. Кон­сти­ту­ция РФ за­кре­п­ля­ет рав­ное пра­во всех на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние внут­ри РФ, т. е. на сво­бод­ный вы­бор ор­га­ни­за­ци­он­ных форм сво­ей жиз­ни в Рос­сии, а так­же рав­но­пра­вие че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от его ра­сы и на­цио­наль­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О на­ци­о­наль­но-куль­тур­ной ав­то­но­мии» (1996) соз­да­ны на­цио­наль­но-куль­тур­ные ав­то­но­мии как осо­бые об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния рос. гра­ж­дан, от­но­ся­щих се­бя к оп­ре­де­лён­ным эт­ни­че­ским общ­но­стям, на­хо­дя­щим­ся в си­ту­а­ции на­цио­наль­но­го мень­шин­ст­ва. Та­кие обще­ственные ор­га­ни­за­ции соз­да­ют­ся на доб­ро­воль­ной ос­но­ве в це­лях ре­ше­ния во­про­сов со­хра­не­ния са­мо­быт­но­сти эт­но­са, раз­ви­тия язы­ка, об­ра­зо­ва­ния, на­цио­наль­ной куль­ту­ры. Они не мо­гут за­ни­мать­ся по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­стью, но впра­ве об­ра­щать­ся в раз­лич­ные гос. ор­га­ны, пред­став­ляя свои на­цио­наль­ные ин­те­ре­сы, соз­да­вать об­ра­зо­ва­тель­ные и куль­тур­ные уч­ре­ж­де­ния. Од­ной из сто­рон на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся за­щи­та ин­те­ре­сов ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов. За­кон «О га­ран­ти­ях прав ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ» (1999) ус­та­нав­ли­ва­ет их пра­во за­ни­мать­ся тра­ди­ци­он­ны­ми про­мыс­ла­ми, вес­ти тра­ди­ци­он­ный об­раз жиз­ни.

Са­мо­оп­ре­де­ле­ние на­ро­дов в РФ оз­на­ча­ет, что на­ро­ды, на­се­ляю­щие Рос­сию, мо­гут са­мо­стоя­тель­но из­ме­нять фор­мы сво­его по­ли­ти­че­ско­го уст­рой­ст­ва (в рам­ках Кон­сти­ту­ции РФ). Пра­во вы­хо­да (се­цес­сии) субъ­ек­тов РФ из со­ста­ва Рос­сии Кон­сти­ту­ци­ей не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся.

Вернуться к началу