Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ оп­ре­де­ля­ют­ся дей­ст­вую­щей Кон­сти­ту­ци­ей РФ, при­ня­той на ре­фе­рен­ду­ме 12.12.1993.

Кон­сти­ту­ция РФ – ос­нов­ной за­кон, она об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской си­лой, яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ской ба­зой раз­ви­тия за­ко­но­да­тель­ст­ва, су­ще­ст­вую­ще­го пра­во­по­ряд­ка и пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, все ос­таль­ные пра­во­вые ак­ты долж­ны ей со­от­вет­ст­во­вать, что, в ча­ст­но­сти, обес­пе­чи­ва­ет­ся сис­те­мой кон­сти­ту­ци­он­но­го (в т. ч. су­деб­но­го) кон­тро­ля. Кон­сти­ту­ция РФ бы­ла при­ня­та в слож­ный пе­ре­ход­ный пе­ри­од и ста­ла од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ста­би­ли­за­ции но­вых по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний. Она на кон­сти­ту­ци­он­ном уров­не за­кре­пи­ла ос­но­вы пра­во­во­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, по­ли­ти­че­ской сис­тем об­ще­ст­ва, су­ще­ст­вен­но из­ме­ни­ла струк­ту­ру выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти, реа­ли­зо­ва­ла прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, сде­ла­ла серь­ёз­ный шаг по пу­ти изменения фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва Рос­сии. В Кон­сти­ту­ции РФ осо­бо под­чёрк­ну­ты её зна­чи­мость как осн. ис­точ­ни­ка пра­ва, её пря­мое дей­ст­вие, осо­бен­но норм о пра­вах и сво­бо­дах гра­ж­да­ни­на, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют смысл, со­дер­жа­ние и дея­тель­ность за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­сти. Че­ло­ве­ка, его пра­ва и сво­боды Консти­ту­ция РФ рас­смат­ри­ва­ет как выс­шую цен­ность. В рав­ной ме­ре она за­щи­ща­ет все фор­мы соб­ст­вен­но­сти, ус­та­нав­ли­ва­ет по­ли­ти­че­ское мно­го­об­ра­зие и идео­ло­ги­че­ский плю­ра­лизм, обес­пе­чи­вая сво­бо­ду раз­ви­тия гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва.

Кон­сти­ту­ция РФ со­сто­ит из Пре­ам­бу­лы, 137 ста­тей, объ­е­ди­нён­ных в 9 глав, и «За­клю­чи­тель­ных и пе­ре­ход­ных по­ло­же­ний» из 9 пунк­тов. Кон­сти­ту­ция РФ труд­но­из­ме­няе­ма, это – жё­ст­кая кон­сти­ту­ция: вне­се­ние по­пра­вок и её пе­ре­смотр мо­гут быть осу­ще­ст­в­лены, толь­ко ес­ли пред­ло­же­ния о по­прав­ках и пе­ре­смот­ре кон­сти­ту­ции вне­сли Пре­зи­дент РФ, Со­вет Фе­де­ра­ции, Гос. ду­ма, Пра­ви­тель­ст­во РФ, за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ, а так­же груп­пы чис­лен­но­стью не ме­нее 1/5 чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции или де­пу­та­тов Гос. ду­мы. По­ло­же­ния глав 1, 2 и 9 (ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­нина, порядок изменения Конституции РФ) не мо­гут быть пе­ре­смот­ре­ны Фе­де­раль­ным со­б­ра­ни­ем. Ес­ли та­кое пред­ло­же­ние бу­дет под­дер­жа­но 3/5 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и де­пу­та­тов Гос. ду­мы, в соот­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном со­зы­ва­ет­ся Кон­сти­туци­он­ное со­б­ра­ние, ко­то­рое ли­бо под­твер­жда­ет не­из­мен­ность кон­сти­ту­ции, ли­бо раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект но­вой кон­сти­ту­ции.

Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ при­ни­ма­ют свои кон­сти­ту­ции, а др. субъ­ек­ты РФ – ус­та­вы.

Вернуться к началу