СССР и Россия в период перестройки
В марте 1985 генеральным секретарём ЦК КПСС избран М. С. Горбачёв. Период 1985–91, связанный с его пребыванием на высших гос. постах, когда было начато реформирование сов. общества, называют перестройкой.
Первоначально проводился курс на ускорение социально-экономического развития страны (1985–86). Эта задача была сформулирована на Апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. В общественно-политической жизни происходили перемены. Набирала темпы «кадровая революция». Своих постов лишились Г. А. Алиев, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов. Новые назначения получили Н. И. Рыжков (председатель СМ СССР), Е. К. Лигачёв (секретарь ЦК КПСС), Э. А. Шеварднадзе (министр иностранных дел СССР), Л. Н. Зайков (секретарь Ленингр. обкома КПСС), Б. Н. Ельцин (секретарь Моск. горкома КПСС). К нач. 1987 заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС, получивших свои посты при Брежневе. В 1986–88 заменено до 70% руководителей горкомов и райкомов. Из 115 членов СМ СССР, занимавших руководящие посты в 1985, в 1988 на своих местах осталось 22, а в 1989 – 10 человек.
В экономике центральное место отводилось ускоренному развитию машиностроения, которое рассматривалось в качестве локомотива, способного «вытянуть» всё народное хозяйство. До сер. 1986 управление экономикой осуществлялось на основе преимущественно адм. мер: были созданы новые управленческие структуры (Бюро СМ СССР по машиностроению, Гос. комитет по вычислительной технике и информатике и др.), введена гос. приёмка выпускаемой продукции, осуществлена аттестация рабочих мест. Во 2-й пол. 1986 в хозяйственной жизни появились новые элементы: ряд предприятий получил право самостоятельно выходить на внешний рынок, закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» допускал создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Создавалась нормативная база для совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Новое руководство стремилось проводить активную социальную политику. С мая 1985 проводилась антиалкогольная кампания, имевшая неоднозначные экономические, социальные и политические последствия. Повышались пенсии, пособия, зарплаты многочисленным категориям граждан. Были приняты решения об изменениях в системе народного образования и здравоохранении, расширено производство товаров и услуг. Программа «Жильё-2000» предусматривала, что каждая семья к 2000 должна иметь квартиру или собственный дом. Эти и др. решения породили «революцию ожиданий», связанную с надеждой на быстрое решение накопившихся проблем.
26.4.1986 произошла авария на Чернобыльской АЭС, где в ходе проведения эксперимента взорвался 4-й энергоблок. Радиационному заражению подверглась значительная часть украинской и белорусской территории, ряд районов Брянской и Тульской областей. Только в 1986 ликвидация последствий взрыва обошлась в 14 млрд.руб.
Во 2-й пол. 1986 руководство страны пришло к выводу, что социальный и экономический прогресс возможно обеспечить лишь через коренную перестройку всей системы общественных отношений. Преобразования предполагалось начать с демократизации общества и изменения политической системы в СССР. Особая роль отводилась политике гласности, усилению влияния средств массовой информации. В своих выступлениях Горбачёв стал апеллировать к интеллигенции и молодёжи – социальным группам, интеллектуальный потенциал и динамизм которых позволял видеть в них естественных союзников задуманных перемен.
Конец 1986 – важный рубеж в истории реформ. Росли экономические трудности. Они явились результатом, с одной стороны, неблагоприятного стечения обстоятельств: падения в 1985 цен на нефть на мировом рынке, затрат на ликвидацию последствий чернобыльской аварии. С другой стороны, обнаружились экономические просчёты правительства в формировании бюджета (уменьшение доходной части из-за антиалкогольной кампании, увеличение бюджетной нагрузки вследствие масштабных социальных акций, трат на развитие машиностроения).
План реформ был принят на Январском (1987) пленуме ЦК КПСС. Осн. усилия направлялись на пробуждение активности масс, заинтересованных в процессах обновления. Значительные изменения произошли в экономической политике. Они определялись Законом о государственном предприятии (объединении), принятом ВС СССР (1987), а также Законом «О кооперации» (май 1988). 1-й акт значительно расширял самостоятельность предприятий, 2-й возрождал частное предпринимательство. Шло создание коммерческих банков, началось акционирование предприятий, многие из которых (гл. обр. в торговле и сфере обслуживания) сдавались государством в аренду с правом выкупа.
Предпринятые меры привели к нараставшему дисбалансу между увеличивавшимся объёмом денежной массы, находившейся на руках у населения, и отстававшим от него объёмом производства товаров и услуг. С 1988 в разряд дефицитных перешли многие ранее доступные товары. Это привело к повсеместному обострению социальных проблем.
Начало самоорганизации общества проявилось в возникновении разл. объединений и групп, неформальных движений и народных фронтов, число которых по стране превысило 30. Этому способствовало проведение политики гласности. Гласность рассматривалась и как средство пробуждения общественного сознания, и как форма контроля над бюрократией, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки. Заметно выросло влияние и роль средств массовой информации. Наиболее популярными изданиями стали «Московские новости», «Аргументы и факты», «Огонёк», «Новый мир», «Дружба народов». Большую роль в развитии гласности и ускорении процессов демократизации общества сыграла отмена с 1989 ограничений на подписку газет и журналов. Особым явлением в общественной жизни стали прямые трансляции заседаний Съездов народных депутатов СССР, собиравшие многочисленные аудитории. Создание массовых объединений, развитие гласности привели к возникновению и активизации митинговой деятельности. С сер. 1988 митинги стали постоянным атрибутом политической жизни СССР. В марте 1989 состоялась первая шахтёрская забастовка, которая летом охватила всю отрасль, в августе учреждён Союз стачечных комитетов Донбасса, с ним координировали свои действия шахтёры Воркуты и Караганды.
Внутри властных и партийных структур постепенно началось размежевание на тех, кто стремился к радикализации преобразований, тех, кто занимал более осторожные позиции, и тех, кто не хотел никаких перемен. На Октябрьском (1987) пленуме ЦК КПСС 1-й секретарь Московского городского комитета партии Ельцин критиковал высшее партийное руководство за медлительность в осуществлении перемен. За выступление он был снят со своего поста. В марте 1988 в «Советской России» было опубликовано получившее широкий резонанс письмо «Не могу поступиться принципами». Его автор – преподаватель из Ленинграда Н. А. Андреева полагала, что под флагом перестройки идёт «сдача» социализма. Письмо также было осуждено ведущими партийными изданиями, его стали называть «манифестом антиперестроечных сил».
В июле 1988 прошла 19-я партийная конференция, решения которой предусматривали создание новых гос. институтов: Съезда народных депутатов и действующего на постоянной основе парламента. Это должно было способствовать демократизации общества, усилению влияния граждан на подготовку и принятие гос. решений. Предполагался постепенный уход КПСС из сферы оперативного управления социальными процессами. Эта линия получила отражение в сент. 1988 в реорганизации аппарата ЦК КПСС. Вместо «отраслевых» отделов были созданы 6 комиссий в соответствии с осн. направлениями партийной работы в новых условиях. Сократилась общая численность сотрудников аппарата.
Начало работы 1-го съезда народных депутатов СССР (май – июнь 1989) знаменовало вступление в практическую фазу реформы политической системы. Съезд стал высшим органом государственной власти в СССР. На форуме развернулась острая полемика по широкому кругу проблем. Съезд избрал новый двухпалатный Верховный Совет, председателем которого стал Горбачёв. На нём сформировалась организованная политическая оппозиция – Межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой стал А. Д. Сахаров. К концу работы Съезда в группу входило 388 депутатов. В качестве программных задач группа ставила признание частной собственности, децентрализацию власти, экономическую самостоятельность республик.
Изменения в государственно-политической системе были продолжены на 3-м съезде народных депутатов СССР (март 1990). Его решениями были внесены изменения в Конституцию. Из неё была изъята 6-я статья, закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни общества, учреждён институт президентства в СССР. На эту должность на Съезде был избран Горбачёв. Его преемником на посту председателя ВС СССР стал А. И. Лукьянов. Весной 1990 по всей стране развернулись выборы народных депутатов в местные (республиканские, городские и пр.) Советы.
К этому времени в политике определённо заявили о себе как сторонники социализма, так и приверженцы либерально-радикального выбора, предполагавшего полный отказ от построенной в СССР общественной системы. В КПСС фактически произошёл раскол на ряд фракций, или платформ. Представители демократической платформы выступали с социал-демократических позиций. Представители марксистской платформы критиковали отступления от марксизма и ратовали за возврат к его классическим образцам. Крайне левые силы объединились в движении «Коммунистическая инициатива» и обществе «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы». Кризис КПСС в полной мере проявился на ставшем последним 28-м съезде партии (июль 1990). Съезд заменил Программу партии программным документом «К гуманному демократическому социализму». Коренное изменение претерпели организационные основы деятельности КПСС. Съезд закрепил «право отдельных коммунистов и групп выражать свои взгляды в платформах», т. е. возродил фракционность; установил самостоятельность компартий союзных республик: КПСС вместо централизованной организации становилась союзом республиканских компартий.
В 1-й пол. 1990 шло интенсивное структурирование либерального движения в РСФСР. Создавались новые партии: Социал-демократическая, Демократическая, Социалистическая, Конституционно-демократическая, Христианско-демократическая, Республиканская и др. Большинство их объединилось в рамках движения «Демократическая Россия». Движение стремилось овладеть республиканским уровнем власти, что предопределило его активное участие в кампании по выборам народных депутатов РСФСР зимой – весной 1990.
С 1988 одним из центральных в политической жизни страны стал нац. вопрос. Межэтнические конфликты возникли в Карабахе и Сумгаите (1988), Кишинёве (1989), Сухуми (1989), Баку (1990), Цхинвали (1990). К сер. 1990 совершено 4648 погромов, более 600 тыс. чел. стали беженцами, сотни погибли. В республиках Прибалтики в 1987–89 явственно обозначились сепаратистские тенденции. Здесь было введено понятие «республиканский суверенитет», который трактовался всё более широко. В 1990 парламенты Литвы, Эстонии и Латвии приняли решения о восстановлении на своих территориях действия довоенных конституций, т. е. фактически отделялись от СССР.
1-й съезд народных депутатов РСФСР 12.6.1990 принял Декларацию о государственном суверенитете республики, где провозглашалось верховенство её законов над союзными. Председателем ВС РСФСР был избран Ельцин. В июле – августе 1990 декларации о суверенитете приняты Украиной, Белоруссией, Туркменией, Таджикистаном. Внимание рос. лидеров и руководства др. союзных республик было сконцентрировано на овладении материальными и финансовыми ресурсами, находящимися на «своей» территории. Противостояние республиканских и союзных структур повсеместно снижало управляемость политическими и экономическими процессами. Политическая оппозиция налаживала контакты со стачечными комитетами. В 1990 экономические лозунги бастующих (повышение зарплаты, налаживание системы снабжения продовольственными и промышленными товарами) дополнились политическими (требованиями отставки союзного правительства и смены курса).
К сер. 1990 политической и научной элитой подготовлены два варианта перехода к рынку. Первый создан под руководством вице-премьера союзного правительства академика Л. И. Абалкина, второй, взятый на вооружение руководством РСФСР, – связан с именами С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского (программа «500 дней»). Однако конфронтация между союзным и российским центрами власти не позволила реализовать ни один из проектов.
Для преодоления кризиса была необходима подготовка нового союзного договора, в котором предстояло чётко разграничить полномочия между союзными и республиканскими властями. Между тем в некоторых республиках были сильны настроения в пользу независимости или конфедеративного устройства будущего Союза. Для решения этого вопроса по инициативе Горбачёва 17.3.1991 проведён референдум. Его участники отвечали на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?», 76,4% ответили на вопрос референдума «да», 21,7% – дали отрицательный ответ. Интеграционный ресурс опроса был ослаблен тем, что Грузия, Литва, Молдавия, Латвия, Эстония и Армения отказались проводить референдум на своей территории.
В этих условиях 23.4.1991 начался «новоогарёвский процесс» (по названию места переговоров) – обсуждение республиканскими лидерами и президентом СССР (формула «9+1») проекта нового Союзного договора, подписание которого было призвано положить конец конфронтации. Проходившие в обстановке секретности переговоры завершились в конце июля 1991 созданием документа под названием «Договор о Союзе Суверенных Государств». Горбачёв трактовал проект договора как начало возрождения Союза, решающий шаг на пути преодоления политического и экономического кризиса. Ряд руководителей СССР полагал, что намеченное на 20.8.1991 подписание новоогарёвского документа означало бы прекращение существования СССР как единого государства. Резко возражая против подписания подготовленного проекта договора, они в отсутствие президента СССР в Москве (Горбачёв отдыхал в Крыму) 19 авг. 1991 создали Гос. комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который пытался взять власть в свои руки. В Москву были введены войска. Действия ГКЧП были восприняты в стране как гос. переворот. Сопротивление оказало рос. руководство во главе с президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, опиравшимся на поддержку жителей столицы. ГКЧП потерпел поражение.
События авг. 1991 дали мощный импульс концентрации управленческих полномочий в руках исполнительной власти России, олицетворяемой президентом. На эту должность ещё 12.6.1991 в первом туре, получив 57% голосов, был избран Ельцин. Сразу после кризиса он получил право назначать глав администраций краёв и областей России, которые напрямую подчинялись президенту. Тогда же, в августе, был создан институт представителей президента (св. 50 чел. к кон. 1991). Решения 5-го съезда народных депутатов РСФСР (28.10.1991) предоставили президенту право самостоятельно реорганизовывать структуру исполнительной власти и решать вопросы её кадрового обеспечения. Он также мог «в период радикальной экономической реформы» издавать указы, имеющие силу законов; полномочия предоставлялись временно, на один год.
Разработка стратегии реформ осуществлялась группой политиков и экономистов, работавших под рук. Г. Э. Бурбулиса и Е. Т. Гайдара. Философия преобразований была сформулирована в концептуальных документах: «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Содержавшиеся в них подходы нашли отражение в тех направлениях экономических преобразований, которые были определены Ельциным в качестве приоритетных на 5-м съезде народных депутатов России. Президент сообщил, что в ближайшее время в стране будут освобождены цены, начнётся масштабная приватизация.
Осенью 1991 началась борьба за сохранение быв. автономий в правовом поле России. Сделать это было нелегко, т. к. процесс суверенизации уже имел свою инерцию. Особенно далеко в этой сфере продвинулись Татария и Чечено-Ингушетия. В окт. 1991 ВС Республики Татарстан принял постановление «Об акте государственной независимости», а 6.9.1991 в Грозном генералом Д. М. Дудаевым был совершён военный переворот.
Тогда же происходил демонтаж политических и государственных структур СССР, узаконение союзными республиками своего независимого статуса (см. табл. 3). К середине сентября почти во всех республиках приостановлена или запрещена деятельность КПСС. Ликвидирован СМ СССР, прекратили свою деятельность Съезд народных депутатов и ВС СССР. Шла реорганизация КГБ СССР: в отдельные структуры выделялись службы внешней разведки, правительственной охраны, связи. Органам безопасности союзных республик была предоставлена полная самостоятельность. К началу декабря большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо дезорганизованы.
Национальные политические элиты взяли курс на игнорирование результатов референдума 17.3.1991. Руководители РСФСР, УССР и БССР 8.12.1991 в Беловежской Пуще (Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, где констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 дек. в Алма-Ате к соглашению присоединились ещё восемь союзных республик. 25 дек. ВС РСФСР утвердил новое название республики – Российская Федерация (Россия), а красный флаг над Кремлём был заменён на трёхцветный.
За годы перестройки огромные перемены произошли в международном положении СССР. Советское руководство перестало рассматривать международные отношения как область классовой борьбы между капитализмом и социализмом. С 1985 подчёркивалось единство мира, обусловленное приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми. В результате заметно улучшились отношения СССР с США и др. странами. Удалось подготовить масштабные соглашения в области сокращения вооружений. В дек. 1987 в Вашингтоне подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1989 СССР вывел войска из Афганистана. В нояб. 1990 в Париже лидеры 22 государств НАТО и ОВД подписали Договор об обычных вооружённых силах в Европе, предусматривавший значительное уменьшение арсеналов от Атлантики до Урала. В июле 1991 в Москве подписан советско-американский договор о сокращении стратегических ядерных вооружений: чтобы добиться равного предельного уровня у обеих сторон, СССР и США условились на 30–40% сократить количество межконтинентальных баллистических ракет. СССР отошёл от участия в региональных конфликтах (в Эфиопии, Анголе, Никарагуа), резко сократил объём экономической помощи союзным странам. Происходящее рассматривалось как завершение «холодной войны».
Масштабные перемены происходили на европейском континенте. Развивая концепцию свободы выбора, Горбачёв не пошёл на вмешательство во внутренние дела государств социалистического содружества, когда в них возникла угроза смены режимов; в итоге к кон. 1989 сформировались новые политические системы. Они исключали ведущую роль компартий, утверждали политический плюрализм и многопартийность, предполагали проведение радикальных рыночных реформ. Лавинообразное развитие событий в Восточной Европе подтолкнуло начало объединения Германии. В нояб. 1989 в ходе стихийных выступлений была разрушена бетонная стена (демонтирована после присоединения ГДР к ФРГ 3.10.1990), разделявшая Западный и Восточный Берлин. Планы поэтапного объединения Германии окончательно отброшены весной 1990, когда на выборах в ГДР одержала победу коалиция партий, выступавших за немедленное объединение с ФРГ. ГДР стала частью ФРГ в окт. 1990.
Ослабление связей СССР со странами ОВД и СЭВ привело к распаду этих организаций в 1991 и переориентации быв. союзников СССР на Запад. В вопросе сохранения целостности СССР Запад занял двойственную позицию. Поддерживая отношения с Горбачёвым, лидеры США и Западной Европы активизировали контакты с руководителями объявивших о своём суверенитете республик.
Лит.: Ананьич Б. В. Россия и международный капитал. 1897–1914. Л., 1970; Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX–XX столетий. 1881– 1903. М., 1973; История Первой мировой войны. 1914–1918: В 2 т. М., 1975; История русско-японской войны, 1904–1905 гг. М., 1977; Минц И. И. История Великого Октября: В 3 т. 2-е изд. М., 1977–1979; Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907–1911 гг. Л., 1978; Данилов В. П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. М., 1979; Исторический опыт трех российских революций. М., 1985–1986. Кн. 1–2; Игнатьев А. В. Внешняя политика России в 1905–1907 гг. М., 1986; он же. Внешняя политика России. 1907–1914: Тенденции. Люди. События. М., 2000; История советского крестьянства: В 5 т. М., 1986. Т. 1–2; Поляков Ю. А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986; Городецкий Е. Н. Рождение Советского государства. 1917–1918. 2-е изд. М., 1987; Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». М., 1988; Горинов М. М. НЭП: Поиски путей развития. М., 1990; Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991; О’Коннор Т. Э. Г. Чичерин и советская внешняя политика. 1918–1930. М., 1991; Боханов А. Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. – 1914 г. М., 1992; Зырянов П. Н. П. Столыпин: Политический портрет. М., 1992; Иоффе Г. З. Революция и судьба Романовых. М., 1992; он же. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995; Советская внешняя политика. 1917–1945 гг.: Поиски новых подходов. М., 1992; Степанов С. А. Черная сотня в России. 1905–1914 гг. М., 1992; Уроки реформы 1965 г. М., 1992; Бурмистрова Т. Ю. Зерна и плевелы: Национальная политика в СССР. 1917–1984 гг. СПб., 1993; Первая мировая война: Дискуссионные проблемы истории. М., 1994; Рассказов Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917–1941 гг.). Уфа, 1994; Бугай Н. Ф. Л. Берия – И. Сталину: «Согласно Вашему указанию...». М., 1995; Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995; Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы, 1917– 1923 гг. М., 1995; Измозик В. С. Глаза и уши режима: Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 гг. СПб., 1995; Литвин А. Л. Красный и белый террор в России, 1918– 1922 гг. Казань, 1995; Российская повседневность 1921–1941 гг.: новые подходы. СПб., 1995; Демин В. А. Государственная Дума России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996; Денисова Л. Н. Исчезающая деревня России: Нечерноземье в 1960– 1980-е гг. М., 1996; Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996; он же. Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928–1933 гг.). М., 2000; Судьбы российского крестьянства. М., 1996; Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е гг. М., 1996; Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997; Гейфман А. Революционный террор в России, 1894–1917. М., 1997; История внешней политики России: Конец XIX – начало XX в.: (От русско-французского союза до Октябрьской революции). М., 1997; Национальная политика России: история и современность. М., 1997; Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997; Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. М., 1997; 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997; Бордюгов Г. А., Ушаков А. И., Чураков В. Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998; Вдовин А. И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике, XX в. М., 1998; Красовицкая Т. Ю. Модернизация России: Национально-культурная политика 20-х гг. М., 1998; 1917 г. в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1998; Тихонов В. И., Тяжельникова В. С., Юшин И. Ф. Лишение избирательных прав в Москве в 1920–1930-е гг. М., 1998; Великая Отечественная война, 1941–1945: Военно-исторические очерки: В 4 кн. М., 1998–1999; Власть и общество в СССР: Политика репрессий (20– 40-е гг.). М., 1999; Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.). Новосиб., 1999; Россия и Первая мировая война. СПб., 1999; Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы. М., 1999; Минаков С. Т. Советская военная элита 20-х гг. Орел, 2000; Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны. М., 2000; Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М., 2000; Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917). М., 2000; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти, 1945–1991. 2-е изд. Новосиб., 2000; Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Политические партии и общество в России 1914–1917 гг.: Сб. статей и документов. М., 2000; Чешко С. В. Распад Советского Союза. 2-е изд. М., 2000; Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М., 2001; Борисова Л. В. Военный коммунизм: насилие как элемент хозяйственного механизма. М., 2001; Горлов С. А. Совершенно секретно: альянс Москва – Берлин, 1920–1933 гг. Военно-политические отношения СССР – Германия. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917. М., 2001; Ковалев Б. Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941–1945 гг.). Великий Новгород, 2001; Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М., 2001; Население России в XX в.: Исторические очерки: В 3 т. М., 2000–2001. Т. 1–2; НЭП в контексте исторического развития России XX в./Отв. ред. А. К. Соколов. М., 2001; Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооружённых Сил: Статистическое исследование. М., 2001; Станкевич З. А. История крушения СССР: Политико-правовые аспекты. М., 2001; Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001; Федоренко Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2001; Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг.: город. М., 2001; она же. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е гг.: деревня. М., 2001; Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю, 1985–1991. М., 2002; Гражданская война в России: События, мнения, оценки. М., 2002. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы. 1945–1953 гг. М., 2002; Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу. 1939–1941 гг.: (Документы, факты, суждения). 2-е изд. М., 2002; Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель». М., 2002; Россия в XX в.: Реформы и революции: В 2 т. М., 2002.
М. М. Горинов, С. Т. Минаков, А. В. Никонов, А. И. Вдовин, А. С. Барсенков.