1953–1985
Внутренняя политика в 1953–64
Первые 11 лет после смерти Сталина вошли в историю как время хрущёвской «оттепели», относительной либерализации во внутренней и внешней политике СССР.
Наследники сталинской власти заявили о своей приверженности коллективному руководству. Однако с первых же дней совместной работы началась борьба за лидерство в партии. Осн. соперниками в ней были Берия, Маленков и Хрущёв. Борьба стоила жизни Берии (дек. 1953), привела к смещению с наиболее важных постов Маленкова (в февр. 1955 он потерял пост главы правительства), Молотова (снят с поста министра иностранных дел 1.6.1956). Хрущёв укрепил свои позиции, став в сент. 1953 1-м секретарём ЦК КПСС. Председателем СМ СССР в февр. 1955 назначен Булганин.
Новое руководство попыталось дистанцироваться от Сталина. Однако вплоть до февр. 1956 официальное понятие культа личности и имя Сталина как бы не имели между собой ничего общего. Как и раньше, неизменно подчёркивалась неоценимая роль Сталина в решении всех вопросов деятельности партии и государства.
В 1954 сняты ограничения с высланных из родных мест крестьян. В 1955 спецпоселенцам начали выдавать паспорта, их стали призывать в Сов. Армию. В 1956 последовало снятие правовых ограничений с выселенных в годы войны народов. В 1956–57 восстановлена государственность чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков. В 1964 отменён Указ Президиума ВС СССР от 28.8.1941 в отношении сов. немцев, в части, содержащей обвинения в пособничестве оккупантам, в 1967 подобное обвинение снято с крымских татар, однако их государственность не была восстановлена. В кон. 60-х гг. процесс реабилитации был свёрнут.
В нач. 1955 в лагерях и колониях содержались 309 тыс. политических заключённых, к апр. 1959 – 11 тыс. К 1959 число осуждённых сократилось по сравнению с 1953 более чем в 2 раза – до 948 тыс. чел. Общее сокращение их численности было связано также со смягчением наказаний по уголовным преступлениям. В кон. 1950-х гг. ликвидирован ГУЛАГ.
В февр. 1956 состоялся 20-й съезд КПСС, который вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на последнем заседании 25 февраля.
Доклад был неожиданным для абсолютного большинства делегатов. Осн. его мысль сводилась к тому, что репрессии и культ личности Сталина являлись следствием отрицательных черт его характера, отступлений от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. Доклад не ставил под сомнение политический режим, он был призван создать впечатление, что достаточно лишь осудить и искоренить «извращения» социализма – и путь к коммунизму будет открыт. 5 марта Президиум ЦК принял постановление об ознакомлении с докладом всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийного актива и о рассылке его парторганизациям с грифом «Не для печати». Полный текст доклада в открытой печати впервые был опубликован в журнале «Известия ЦК КПСС» в 1989. Для широких масс культ личности был соединён с именем Сталина 28.3.1956 в статье газ. «Правда» под названием «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?». Рамки критики культа задавались изданным в июне 1956 постановлением ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». Особый упор делался на утверждении, что культ «не изменил природу социализма», негативные явления преодолены благодаря «ленинскому ядру» партийных руководителей. Перекладывание вины на Сталина, Берию и Н. И. Ежова практически снимало вопрос об ответственности со сталинского окружения, исполнителей и организаторов политических процессов.
Тем не менее критика культа личности разрушала одномерность в восприятии прошлого. Содержание доклада с середины марта 1956 пересказывалось средствами массовой информации Запада. Доклад положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Развенчание Сталина стало детонатором для антикоммунистических выступлений в Польше и Венгрии. Кризис в Венгрии был разрешён с вводом сов. войск и подавлением всех очагов сопротивления военной силой. Ряд партий осудил доклад Хрущёва как ревизионистский.
События 2-й пол. 50-х гг. оказали существенное влияние на развитие отечественной культуры. После 20-го съезда КПСС идеологическое давление на деятелей литературы и искусства ослабло. Были восстановлены имена репрессированных деятелей литературы и искусства, дезавуированы жёсткие оценки творчества, данные в постановлениях 1946–48. Потепление общественной атмосферы отразилось на расширении культурных связей с внешним миром в 1957–58.
Неоднозначность восприятия происходивших общественно-политических процессов творческой интеллигенцией привела к формированию в её среде групп реформаторов-антисталинистов и консерваторов-сталинистов. Их деятельность породила в дальнейшем многообразие направлений в литературно-художественной и общественной жизни страны. Значительную роль в развитии сов. культуры сыграло образование в 1956– 1966 ряда творческих союзов РСФСР, создание новых литературно-художественных периодических изданий. Вместе с тем попытки расширить критику культа личности за пределы очерченных известным постановлением рамок не допускались. Дискуссии на темы коллективизации, репрессий, неудач первого периода Вел. Отеч. войны и др. пресекались, нередко с подключением органов КГБ.
В кон. 1950-х гг. возникло диссидентское движение. Его участники выступали с критикой сов. строя, в условиях строгой цензуры нелегально распространяли произведения оппозиционного существующему режиму характера.
В нач. 1957 Хрущёв предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства (совнархозы) на местах вместо отраслевых министерств. Нарушая установленный порядок согласований, Хрущёв добился утверждения своих предложений на сессии ВС СССР. Схожим образом он добился принятия решения об отмене внутренних гос. займов и выплат по ним. 22.5.1957 от имени ЦК и правительства Хрущёв поставил перед страной задачу догнать и перегнать США по надоям молока в 1958, по производству мяса на душу населения в 1960–61. Специалистам была ясна нереальность выдвинутой задачи, т. к. в 1956 США производили 16 млн.т мяса, а СССР – 7,5 млн.т, и для сокращения такого разрыва условий явно не было.
Оппоненты Хрущёва в Президиуме попытались сместить его и ликвидировать должность 1-го секретаря ЦК. 18 июня 1957, используя созыв Президиума ЦК в связи с предстоящим празднованием 250-летия Ленинграда, Маленков подверг резкой критике деятельность Хрущёва и предложил отрешить его от должности. На собрании большинство присутствовавших принадлежало к противникам Хрущёва. Председательствовавший Булганин перенёс собрание на следующий день. Сторонники Хрущёва Л. И. Брежнев, Ф. Р. Козлов, Е. А. Фурцева вызвали в Москву секретарей республиканских, краевых и областных комитетов партии и с их помощью настояли на переносе обсуждения вопроса о Хрущёве на Пленум ЦК. Открывшийся 22 июня Пленум ЦК поддержал Хрущёва и квалифицировал деятельность «тройки» (Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молотов) и «примкнувшего» к ней Д. Т. Шепилова как фракционную. Противников Хрущёва лишили всех постов и вывели из состава ЦК. Новыми членами Президиума стали Брежнев, Жуков, Козлов, Фурцева, Н. М. Шверник и др. 19.10.1957 Президиум ЦК в отсутствие Жукова вывел его из Президиума и из ЦК с формулировкой: за недостатки партийно-политической работы в армии, преувеличение своей роли в истории Вел. Отеч. войны и бонапартизм. Армия с новым министром обороны маршалом Р. Я. Малиновским стала полностью подконтрольной партийному аппарату. В кон. 50-х гг. от власти были отстранены и др. участники демарша против Хрущёва.
В янв. 1959 созван внеочередной, 21-й съезд партии, объявивший о полной и окончательной победе социализма в СССР и о начале развёрнутого строительства коммунизма.
В кон. 50-х гг. возобновились гонения на Рус. православную церковь, считавшуюся в партийных документах «нетерпимой помехой на пути к коммунизму». Противоречие между провозглашённой в Конституции СССР свободой совести и практикой её реализации не было снято и в последующем. Однако с 70-х гг. отношение к религии со стороны государства стало более терпимым. В октябре 1961 созван 22-й съезд КПСС. На съезде Сталин и его защитники были вновь резко осуждены, тело Сталина по решению съезда вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлёвской стены. Кагановича, Маленкова и Молотова исключили из партии. Продолжалась работа по пересмотру дел репрессированных.
Вместе с развенчанием образа Сталина и отказом от созданной им системы жёсткого администрирования в экономической сфере начал обозначаться кризис системы социалистического производства, при которой всеобщим собственником и регулятором производственных отношений было государство. Оно теряло рычаги воздействия на работников. Страх перед репрессиями как стимул к производительному труду постепенно уходил. Мягкие административные меры на производстве (продвижение по служебной лестнице для инженерно-технических работников или получение более высокого разряда для рабочих, премии, моральное поощрение), хотя и продолжали играть определённую роль, но в сочетании с уравнительным в целом принципом распределения теряли значение. В сельском хозяйстве для оказания воздействия остались только призывы и ответственность руководителей перед партийной организацией; крестьяне, которые могли прокормиться с личного подсобного хозяйства, вновь оказались в относительно независимом от государства положении. Внеэкономическая система воздействия на развитие промышленности также базировалась на партийной ответственности руководителей промышленного производства.
В нояб. 1962 Пленум ЦК по настоянию Хрущёва взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов. Партийные организации делились на промышленные и сельские. Вместо единых Советов и их исполкомов созданы сельские и промышленные Советы и исполкомы, разделены организации профсоюзов, комсомола. Эти меры привели к росту управленческого аппарата, но были неэффективны.
Не оправдались расчёты придать ускорение экономическому развитию частичным восстановлением отраслевого управления хозяйством посредством образования системы отраслевых комитетов, укрупнением совнархозов и созданием республиканских, общесоюзных совнархозов, образованием в марте 1963 Высшего СНХ. К кон. 1964 в стране насчитывалось 47 совнархозов (вместо 100, имевшихся до нояб. 1962).
Тем не менее мощный экономический потенциал, заложенный в сталинский период управления, инерция его развития, а также, возможно, психологический подъём в обществе, связанный с окончанием тяжёлой войны и масштабных репрессий, определили сравнительно высокие темпы экономического развития. За годы 5-й пятилетки (1951– 1955) промышленное производство в СССР удалось увеличить на 85%, за три года 6-й пятилетки (1956–58) – на 64%, за семилетку (1959–65) – на 84%.
Во 2-й пол. 50-х гг. упор по-прежнему делался на развитие промышленности. Опережающими темпами развивались машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. В 50-х – 1-й пол. 60-х гг. объём их производства вырос в 4–5 раз. Предприятия лёгкой, пищевой, деревообрабатывающей и др. отраслей развивались медленнее, однако и их темпы роста увеличились вдвое.
В 1955–58 вступило в строй 2690 крупных промышленных предприятий, в 1959–65 – 5500. Наибольшие достижения были связаны с развитием металлургии, электроэнергетики, нефтяной и газовой индустрии, внедрением автоматики. Завершение строительства Волгоградской ГЭС мощностью св. 2500 мВт положило начало созданию единой энергетической системы. Сданы в эксплуатацию Иркутская и Новосибирская ГЭС, Томь-Усинская и Верхнетагильская ГРЭС, Серовский завод ферросплавов, Саратовский химический комбинат, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, введён в строй газопровод Ставрополь – Москва. Развитие газовой промышленности на Северном Кавказе, в Поволжье и др. районах позволило газифицировать более 160 городов. В июне 1959 перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая в 1964 наиболее мощной в мире. В марте 1963 строители перекрыли Енисей, где велось сооружение Красноярской ГЭС на 6000 мВт. В 1963 произведён физический пуск первых блоков Нововоронежской и Белоярской атомных электростанций. В 1961 завершена электрификация ж.-д. магистрали Москва – Байкал, создан самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях, Аэрофлот обогнал все страны мира по темпам роста авиаперевозок.
В 1955 добыча нефти в СССР составляла 70,7 млн.т, в 1960 – 147,9 млн.т, а в 1964 превысила 223 млн. т. В 1962 в Иркутской обл. добыта первая нефть Сибири.
Уровень развития сельского хозяйства в нач. 50-х гг. едва превышал довоенный. В 1952 с.-х. производство составляло 101% уровня 1940. На нужды села выделялось ок. 20% капиталовложений в промышленность. В 1953 лишь 22% колхозов были электрифицированы, большинство крестьянских изб продолжало освещаться керосиновыми лампами и свечами.
Основы новой аграрной политики утверждены Сентябрьским (1953) пленумом ЦК. Причинами отставания деревни названы материальная незаинтересованность колхозников, низкий уровень механизации труда, отсутствие толкового руководства. Для оздоровления сельской экономики решено в 2–5 раз повысить закупочные цены и снизить налогообложение колхозников. В 1954 налоги на крестьянство уменьшены вдвое по сравнению с 1952, закупочные цены в следующее пятилетие выросли в 3 раза, денежные доходы колхозов в расчёте на двор – в 2,3 раза, выдача денег на трудодень – в 3 раза. Увеличивалось финансирование отрасли. В 1954–55 МТС, совхозы и колхозы получили св. 400 тыс. тракторов, 227 тыс. грузовых машин, св. 80 тыс. комбайнов. Производительность труда в сельском хозяйстве в 1955 выросла на 38% по сравнению с 1940. Однако это не позволило преодолеть кризисную ситуацию в аграрной сфере.
На Февральско-мартовском (1954) пленуме ЦК решено для быстрого увеличения производства зерна в течение ближайших лет освоить в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья 13 млн.га целинных и залежных земель, создать там зерновые совхозы. Более 500 тыс. юношей и девушек из разных городов и сёл страны отправилось на освоение целины. Опираясь на их энтузиазм, за первые 3 года удалось освоить 32 млн.га новых земель и увеличить валовой сбор зерна в стране с 82,5 млн. до 125 млн. т. В 1956–58 целина обеспечивала стране заготовку каждой второй, а потом – каждой четвёртой тонны хлеба. Из-за ветровой эрозии почв в 60-е гг. часть освоенных земель пришлось перевести в пастбища.
Меньший эффект дала попытка ускорить разрешение продовольственной проблемы в стране путём повсеместного посева кукурузы. Сокращение посевов пшеницы и ржи ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых.
Соревнование с США в производстве мяса, молока и масла окончилось неудачей. В 1964 производство мяса в СССР достигло лишь 8,3 млн. т. С 1963 надежды на подъём с.-х. производства стали связывать с развитием промышленности минеральных удобрений. Отдача от химизации пришлась на 70-е гг.
Не дала ожидаемого результата осуществлённая в соответствии с постановлением Февральского (1958) пленума ЦК реорганизация МТС в ремонтно-тракторные станции (РТС). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов, разбудит инициативу колхозников. Однако для колхозов расходы на приобретение техники были непосильными, ремонтная база в сельском хозяйстве оказалась подорванной, значительная часть механизаторов и специалистов не захотела превращаться в колхозников и отправилась в города.
Губительным для деревни стало начавшееся во 2-й пол. 50-х гг. сселение «неперспективных» деревень. В результате в России к 1964 исчезло 139 тыс. деревень. Не менее пагубным оказалось свёртывание личного подсобного хозяйства. Производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20%. Сведение к минимуму мелкого крестьянского хозяйства опустошало важнейший источник поступления продовольствия, негативно отражалось на общем настрое жителей деревни. 7 млн. сельчан, включая 6 млн. молодых людей (до 29 лет), перебрались в 1960–64 на жительство в города. С отставкой Хрущёва ограничения, касавшиеся подсобных хозяйств, были отменены.
Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства были значительно ниже, чем в промышленности. Планы подъёма сельского хозяйства выполнить не удалось. Повышение в июне 1962 розничных цен на мясо и масло вызвало волнения в ряде городов. В Новочеркасске они были подавлены силой (погибли 24 чел.).
Низкие темпы развития сельского хозяйства замедляли рост национального дохода страны. Тем не менее 1951–60 оказались рекордными по показателям среднегодового прироста национального дохода в отечественной истории 20 в. – 10,3%. В следующем десятилетии они составили 7% в год. В целом хрущёвский период правления характеризуется ежегодным приумножением национального богатства на 9,3%.
С февр. 1958 началась постепенная паспортизация колхозников, что означало окончание их принудительного удержания на селе. Паспортный режим в городе и деревне был окончательно унифицирован только в 1974. Первая послевоенная перепись населения СССР, проведённая в 1959, отразила рост численности жителей страны до 208,8 млн. чел. против 196,7 млн. в 1941. Доля горожан составляла 48%, через год население СССР стало преимущественно городским.
Государство направляло часть национального дохода на социальные нужды. С янв. 1957 повышалась минимальная заработная плата на производстве, в строительстве и на транспорте, был установлен необлагаемый минимум заработной платы, в марте 1957 снижены налоги на рабочих и служащих, прекратились внутренние займы, ранее носившие принудительный характер. В том же году начался переход на 7-часовой рабочий день. Реальные доходы рабочих и служащих с 1950 по 1958 выросли в 1,6 раза и увеличивались в последующем.
Рост доходов был связан также и с радикальной реформой пенсионного законодательства. С июля 1956 пенсию могли получать мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет. Размер гос. пенсии составлял от 55 до 100% средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в 2 раза и более. Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов (июль 1964) впервые устанавливалась гос. система социального обеспечения колхозников. До 1964 престарелые колхозники и инвалиды получали пенсии от колхозов. Суммы ежемесячной пенсии рабочих и служащих колебались от 30 до 120 руб. (в масштабе цен 1961), колхозников – от 12 до 15 руб. К 1980 пенсионные выплаты колхозникам были увеличены до 28 руб. Считалось, что остальные средства для жизни вышедшие на пенсию колхозники могут получить от своего подсобного хозяйства.
Развитие промышленности строительных материалов позволило перевести жилищное строительство на индустриальную основу и многократно расширить его масштабы. В 1956–60 в новые квартиры переселились почти 54 млн. чел. И хотя со временем дешёвое жильё перестало отвечать возросшим потребностям людей, его значимость для своего времени трудно переоценить. Общее улучшение условий жизни в стране выразилось в увеличении продолжительности жизни. В среднем по СССР в 1953–54 она составляла 63 года, в 1958– 1959 – 68 лет.
Необходимость разрешения атомной и ракетной проблемы во 2-й пол. 40-х гг. породила особое отношение руководства страны к учёным и науке в целом. Успехи сов. науки, в ряде приоритетных направлений превосходившей мировой уровень, ещё больше подняли престиж учёных в обществе. В 50-х гг. СССР осуществил первый этап научно-технической революции, выразившейся в развитии таких принципиально новых научно-технических направлений, как электроника, атомная энергетика, космонавтика (см. раздел «Наука»). В 1951 созданы электронно-вычислительные машины. В июне 1954 дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. Широкая пропаганда научных и технических достижений СССР делали научную стезю привлекательной для молодёжи. В 50–60-х гг. расходы на науку выросли почти в 12 раз. К этим годам относятся св. половины сов. работ, удостоенных Нобелевских премий в области точных и естественных наук – изыскания Н. Н. Семёнова (1956), П. А. Черенкова, И. М. Франка и И. Е. Тамма (1958), Л. Д. Ландау (1962), Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (1964). Происходило расширение сети научно-исследовательских институтов. Только в системе АН СССР в 1956–58 организовано 48 научно-исследовательских институтов. В 1957 основан Новосибирский академгородок, занявший ведущие позиции в области прикладной математики и физики. Создано СО АН с Дальневосточным, Западно-Сибирским и Восточно-Сибирским филиалами, НИИ в Красноярске и на Сахалине. Приоритет в научных разработках в 50-е гг., как и в 40-е гг., отдавался интересам ВПК. С его нуждами была связана работа выдающихся учёных Курчатова, Королёва, М. В. Келдыша, Харитона, конструкторов В. П. Глушко, П. Д. Грушина, Н. А. Пилюгина, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля и др. Крупнейшими достижениями науки и техники этого времени стали создание турбореактивного пассажирского лайнера Ту-104 (1955); запуск самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); испытание на космодроме Байконур (авг. 1957) межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, позволившей осуществить запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4.10.1957); спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (1957); полёт Ю. А. Гагарина в космос (12.4.1961); пуск Белоярской и Нововоронежской АЭС (1964).
Новый политический курс
Повышение в 1962 розничных цен на продукты питания, которые к этому времени оказались в несколько раз ниже оптовых закупочных цен (последние регулярно увеличивались с 1947), рассматривалось как результат необдуманных действий Хрущёва. Недовольство им возросло. Импорт зерна в 1963–64 означал крах аграрной политики. Недовольство членов Президиума ЦК к нач. 1964 стало оформляться в заговор против Хрущёва. События были ускорены планами новых реорганизаций. Предлагалось создать главки, ответственные за производство зерна, сахарной свёклы, хлопка и т. д., перевести с.-х. научные учреждения из Москвы и Ленинграда в провинцию, перейти к восьмилетним народно-хозяйственным планам.
Во время отдыха Хрущёва на юге в окт. 1964 коллеги по Президиуму ЦК завершили приготовления к его отставке. Главные роли играли А. Н. Шелепин (председатель Комитета партийно-государственного контроля ЦК), Д. С. Полянский (заместитель председателя правительства СССР), В. Е. Семичастный (председатель КГБ). В центре заговора оказался Л. И. Брежнев. 12 окт. остававшиеся в Москве члены Президиума ЦК приняли решение о созыве Пленума для обсуждения вопросов разработки нового народно-хозяйственного плана. 13 окт. в Москву прибыл Хрущёв, началось заседание, на котором вопрос о плане сразу же превратился в вопрос о политике Хрущёва. Попытки смягчить критику делал лишь Микоян (председатель Президиума ВС СССР с июля 1964). На следующий день Хрущёв подписал заявление об отставке. Пленум ЦК освободил его от занимаемых постов «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». 1-м секретарём ЦК избран Брежнев, на пост председателя СМ СССР рекомендован А. Н. Косыгин.
Позиция нового 1-го секретаря ЦК КПСС в сочетании с его личными качествами (отсутствие радикализма, осторожное пользование властью) оказалась наиболее приемлемой для большинства членов нового руководства. Первые шаги Брежнева диктовались стремлением покончить с волюнтаризмом. Именно так была охарактеризована политика Хрущёва, пытавшегося в условиях отсутствия рыночных, экономических, стимулов к труду заменить прежний, репрессивный, способ управления экономикой увеличением числа администрирующих органов с менее силовыми полномочиями. На Ноябрьском (1964) пленуме ЦК было решено объединить промышленные и сельские областные, краевые партийные организации и сов. органы, комсомольские и профсоюзные учреждения. На Сентябрьском (1965) пленуме ЦК объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении с начала новой пятилетки отраслевых министерств. Однако в адрес Косыгина, выступившего на Пленуме с программой экономических преобразований, Брежневым высказывались критические замечания. В дальнейшем неприятие реформ стало одной из существенных характеристик нового политического курса.
Символический шаг к переходу на консервативный курс сделан в мае 1965 на праздновании 20-летия Победы в Вел. Отеч. войне. В докладе Брежнева впервые после многих лет было сказано о вкладе Сталина в победу над фашистской Германией. Просталинским настроениям отвечало и избрание Брежнева генеральным (как Сталина) секретарём ЦК КПСС на пленуме ЦК, сформированном 23-м съездом партии в марте – апреле 1966. Президиуму ЦК было возвращено название Политбюро.
Важной составляющей политического курса стала новая концепция о стадиях развития сов. общества. В 1967 в речи по случаю 50-летия Окт. революции Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально это положение закреплено решениями 24-го съезда КПСС (март – апр. 1971). Концепция развитого социализма оказалась весьма удобной тем, что переводила строительство коммунизма из конкретно-исторической задачи в теоретическую.
С формированием нового политического курса менялся и состав высшего руководства страны. На Ноябрьском (1964) пленуме ЦК членами его Президиума избраны П. Е. Шелест и Шелепин. В 1965 принята отставка председателя Президиума ВС СССР Микояна. На этот пост избран Н. В. Подгорный. Вместе с тем на Декабрьском (1965) пленуме ЦК реформирован Комитет партийно-государственного контроля. Это было сделано ради умаления власти создателя комитета Шелепина. В сент. 1967 ему поручено возглавить ВЦСПС. В этой связи он освобождался от обязанностей секретаря ЦК, в 1975 его вывели из состава Политбюро. Такая же участь постигла главу КГБ Семичастного, заменённого Ю. В. Андроповым. Верными соратниками Брежнева оставались М. А. Суслов, А. А. Громыко, А. А. Гречко и сменивший его в 1976 Д. Ф. Устинов, Н. А. Щёлоков (с 1966 глава Мин-ва охраны общественного порядка, с 1968 – МВД), Н. А. Тихонов (с 1965 заместитель, с 1976 первый заместитель председателя СМ СССР).
Экономическая реформа 2-й пол. 1960-х гг
Косыгин сознавал, что одним переходом от территориального принципа управления к отраслевому преодолеть негативные тенденции в развитии экономики не удастся. В основе его подхода к руководству народным хозяйством лежала идея о необходимости дополнения административных рычагов элементами рыночной экономики. Новый курс был обозначен в 1965 решениями Мартовского и Сентябрьского пленумов ЦК.
Был намечен ряд мер, призванных реформировать сельское хозяйство на основе усиления материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на с.-х. продукцию повышались в 1,5– 2 раза. Сверхплановые закупки осуществлялись по повышенным ценам (150% к осн. цене). Снижались цены на технику и запчасти. С колхозов и совхозов списаны долги государству. Уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. Количество устанавливаемых для хозяйств отчётных показателей ограничивалось. В пределах гос. заданий хозяйствам предоставлялась полная самостоятельность планирования производства. Мероприятия принесли колхозам и совхозам выгоду уже в 1965. За сданную в этом году продукцию они выручили почти на 15% больше, чем в предыдущем.
Обосновывая необходимость восстановления отраслевого принципа управления в промышленности, Косыгин подчёркивал, что речь идёт не о простом восстановлении министерств, а о сочетании централизации руководства с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий. Добиться этого предполагалось путём сокращения (с 30 до 9) обязательных плановых показателей. Главным показателем работы предприятий вместо объёма валовой продукции становился объём реализованной продукции, ставивший производителя в непосредственную зависимость от спроса. Натуральные плановые показатели заменялись стоимостными. Для повышения заинтересованности коллективов в лучшем использовании производственных фондов вводилась плата за эти фонды. Заработная плата определялась уровнем рентабельности, прибылью, перевыполнением планов, чем достигалась бо́льшая заинтересованность производителей в результатах своего труда. В окт. 1965 созданы 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств, утверждено Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, где излагались новые права и обязанности предприятий.
Работа по-новому позволила успешно выполнить 8-й пятилетний план (1966– 1970), увеличить выпуск промышленной продукции на 50,5% и приостановить падение среднегодовых темпов роста промышленного производства. Было возведено 1900 новых промышленных предприятий и объектов, закончено формирование единой энергетической системы Европейской части страны, создана объединённая энергосистема Центральной Сибири.
Совхозы переходили на полный хозрасчёт. К концу пятилетки на новых условиях работало св. 40% совхозов. Экономическая реформа позволила отказаться от системы оплаты труда колхозников по трудодням. С мая 1966 вводилась ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Для этого создавался особый фонд, формируемый из доходов колхозов (раньше на оплату труда шли средства, остававшиеся в колхозах после расчётов с государством). При недостатке собственных средств для формирования фонда государство предоставляло колхозу кредит. В кон. 1966 ежемесячная гарантированная оплата труда введена в большинстве колхозов. За счёт гос. бюджета проводились работы по мелиорации земель. Приняты меры по увеличению поставок колхозам и совхозам машин, минеральных удобрений. К концу пятилетки на полях страны работало ок. 2 млн. тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов, почти все колхозы и совхозы пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей.
Получил дальнейшее развитие процесс преобразования колхозов в совхозы. В 1970 в стране насчитывалось 15 тыс. совхозов, а число колхозов за пять лет сократилось с 36,9 тыс. до 33,6 тыс. На долю совхозов приходилось 40% товарной продукции сельского хозяйства. Широко практиковалось создание колхозно-совхозных производственных объединений, аграрно-промышленных комплексов с предприятиями по переработке с.-х. продукции, производству стройматериалов и т. д. Улучшался состав руководящих кадров. К концу пятилетки 95,5% директоров совхозов, более 80% председателей колхозов имели высшее или среднее специальное образование, численность специалистов сельского хозяйства выросла на 400 тыс. чел. Результатом труда колхозников и работников совхозов было увеличение производства с.-х. продукции в 1966–70 на 21% вместо 12% в предыдущем пятилетии. Однако и в эту пятилетку плановые задания оказались невыполненными.
Социально-экономическое и политическое развитие в 1970-х – сер. 1980-х гг
Социально-экономическое развитие СССР в 70-е гг. проходило под знаком усиления централизованного управления и падения темпов роста осн. социально-экономических показателей. Упор делался на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК. В Тюменской обл. ещё в 60-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. На освоение нефте- и газодобывающих районов Западной Сибири (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург и др.) были брошены людские ресурсы из всех республик. В результате за 70-е гг. добыча нефти выросла в 10 раз. В 80-х гг. Западная Сибирь стала давать более 10% мирового объёма добычи нефти и газа. В сельском хозяйстве осуществлялась агропромышленная интеграция, объединение сельского хозяйства с обслуживающими отраслями. Строились крупные каналы (Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский) и системы для обводнения и орошения. Но существенного улучшения ситуации в деревне не наступало. Численность сельских поселений в 1959–79 сократилась с 294 тыс. до 177 тыс. Несмотря на противоречия экономического развития, экономический потенциал 1966–75 оказался равен потенциалу, на создание которого в стране ушли предыдущие полвека. Если в 1922 доля СССР в мировом промышленном производстве составляла 1%, то в 1975 она выросла до 12,6%. Военные расходы поглощали ок. 20% валового национального продукта (ВНП). Сов. Армия увеличилась за 1965– 1977 с 3,68 млн. до 4,19 млн.военнослужащих. При увеличении в 60–70-е гг. нац. дохода в 3,2 раза реальные доходы населения выросли лишь в 2,3 раза. Число пенсионеров в СССР выросло с 32 млн. (1966) до 46 млн. чел. (1977).
В 1977 в Советском Союзе был принят новый Основной закон. В преамбуле Конституции констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». «Отмирание государства» отодвигалось на неопределённый срок, приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели указывалось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы Союза ССР вновь признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы, социальной основой – союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счёт соответствующих прав республик. Положения, относящиеся к сфере национально-государственного устройства Союза, нац. отношений и их регулирования, оставались во многом противоречивыми и мало способствовали реальному упрочению гос. единства и сплочению народов страны. Коммунистическая партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».
Узаконение реальной роли партии резко повышало значение партийного аппарата во властной вертикали. Средний возраст членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК за 1971– 1981 возрос с 60 до 68 лет. По этой причине заседания Политбюро, принимавшие важнейшие решения, зачастую длились не более 15–20 мин. С заменой кадров не спешили.
В 1976–85 происходило дальнейшее снижение темпов экономического развития, это время впоследствии получило название «застоя». Вместе с тем темпы роста нац. дохода на протяжении всех 70-х гг. сохранялись на уровне 4,9% ежегодно, и даже в самую «застойную» 11-ю пятилетку (1981–85) обеспечивался прирост в среднем на 3,6% в год. Нац. богатство страны в 1970–80 прирастало в среднем на 7,5% в год против 10,5% в 60-е гг.
С кон. 70-х гг. нарастало влияние ряда объективных факторов, препятствовавших развитию экономики экстенсивными методами. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Перемещение центров добывающей промышленности в вост. районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. В сер. 80-х гг. две трети общесоюзной добычи нефти и более 60% газа обеспечивала Западная Сибирь. Добывать топливо в сев. районах страны становилось всё труднее, и в 1984 впервые за годы сов. власти годовая добыча нефти снизилась.
Доля топлива и энергоносителей в общем объёме сов. экспорта выросла с 15,6% в 1970 до 54,4% в 1984. За 1965– 1982 общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила ок. 170 млрд.долл. Максимум продаж нефти был достигнут в 1983 – 91,1 млрд. долл. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке стало важнейшей причиной бюджетного кризиса сер. 80-х гг.
Деревне, традиционно выступавшей донором развития промышленности, с годами всё труднее было играть прежнюю роль. Жизнь и труд в деревне оставались непривлекательными, молодёжь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 деревню ежегодно покидало в среднем 700 тыс. чел. Особенно тяжёлое положение складывалось в рос. Нечерноземье. Несомненным достижением стало завершение электрификации села, строительство ряда крупных производственных комплексов. Однако на развитие социальной сферы и на инфраструктуру средств выделялось значительно меньше, сельский быт продолжал оставаться тяжёлым. В результате жизнь в «неперспективных» деревнях замирала. Закрывались школы, больницы, магазины, предприятия службы быта. Возникла и обнаружила тенденцию к росту категория сельских поселений, не имевших трудоспособного населения.
Поиск выхода из кризиса, предпринятый в кон. 70-х гг., был традиционным. Горбачёв, ставший в 1978 секретарём ЦК по сельскому хозяйству, возглавил разработку очередного проекта оздоровления аграрной сферы. Проект получил название «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.». Документ был одобрен постановлением пленума ЦК 24.5.1982. Суть программы состояла в комплексном использовании адм. мер для решения продовольственной проблемы к 1990.
Независимо от этого в целях ускорения развития сельского хозяйства в юж. районах страны в нач. 80-х гг. разработаны проекты переброски части стока сев. рек на юг: сибирских – в Среднюю Азию, европейских – в Каспийское м. через Волгу. Эти проекты широко обсуждались в правительстве. Благодаря резкой критике общественности, прежде всего писателей и учёных, осуществление этого проекта в 1986 было отложено.
Бесспорными были успехи в развитии образования и науки. В 1979 высшее и среднее (полное и неполное) образование имело 80,5% занятого населения, в 1989 – 92,1%. К нач. 80-х гг. ок. 40% городских жителей имели вузовские дипломы. Продолжался рост численности научных учреждений (в 1985 было 2607 НИИ) и научных работников (1 млн. 491 тыс.). На финансирование науки выделялось 5% нац. дохода. Однако к нач. 80-х гг. становилось заметным отставание СССР от США в прикладных областях науки, особенно в компьютеризации.
Многократно возросли расходы на культуру, увеличились тиражи книг, периодических изданий, укрепилась материальная база СМИ. Сов. общество, прежде всего интеллигенция, получало всё больше информации не только о своей стране, но и о жизни за рубежом. И сравнение было зачастую не в пользу «развитого социализма».
В 60–80-е гг. осуществлялся курс на повышение денежных доходов населения, увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоёв населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Эта тенденция приводила к тому, что ущемлёнными оказывались специалисты высокой квалификации. Если в кон. 50-х гг. инженерно-технические работники в целом получали на 70% больше, чем рабочие, то к сер. 80-х гг. разрыв составил лишь 10%, что снижало престиж инженерной профессии.
Реальные доходы в расчёте на душу населения за 1965–75 выросли на 46%, в 1976–80 – на 18%, в 1981–85 – на 10%. В 70-х гг. в стране ежегодно вводилось св. 100 млн. м2 жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн.чел., в 11-й пятилетке новое жильё получили 50 млн. чел. Сохранялся городской характер социальной структуры общества.
С нач. 70-х гг. в стране началось массовое приобретение автомобилей населением. Семейный автомобиль ломал стереотипы «советской цивилизации», способствовал индивидуализации повседневной жизни, досуга. Однако купить его мог далеко не каждый гражданин, который располагал необходимыми для этого средствами. Право на покупку автомобиля предоставлялось соответствующими гос. учреждениями, что вело к злоупотреблениям чиновников своим служебным положением. Обыденными стали выражения «достал по блату» или «купил по знакомству». Жизненным ориентиром сов. человека становятся отдельная квартира для семьи и приобретение бытовых товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, радио- и видеоаппаратуры, мебели. Ожидание квартиры «в очереди» растягивалось на многие годы.
Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, в 1979 составляли 4,9 млрд. руб., а в 1985 – 9,3 млрд.В нач. 80-х гг. происходили благоприятные сдвиги в структуре питания населения: возросло потребление мяса, овощей, фруктов, ягод, сокращалось потребление хлебопродуктов, картофеля. Производство осн. продуктов питания в килокалориях на душу населения составило в СССР в 1976–80 почти 3,5 млн.килокалорий (наивысший показатель за всю историю России). При этом почти повсеместно в стране отмечался дефицит мяса, колбасных изделий, рыбы и др. В Москве, где дефицит на продукты питания ощущался не так остро, за ними выстраивались длинные очереди. В Москву за продуктами приезжали жители всех близлежащих областей. Во 2-й пол. 60-х – 1-й пол. 80-х гг. в СССР поддерживалось благосостояние на уровне среднеразвитых стран. Однако доля гос. средств, выделяемых на социальные и образовательные нужды, сокращалась.
В целом период 1964–85 характеризуется ежегодным приумножением нац. богатства на 6,5%, затем показатель снизился до 4,2% в год. Общая динамика валового внутреннего продукта (ВВП) в Российской империи и СССР в 20 в. характеризуется данными табл. 2.
Изменения в политическом руководстве 1-й пол. 1980-х годов
В нояб. 1982, через два дня после смерти Брежнева, пленум ЦК партии назначил генеральным секретарём ЦК 68-летнего Ю. В. Андропова. С нач. 1983 сотрудники КГБ проводили рейды по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п., выявляли прогульщиков. Был дан ход делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. За время руководства Андропова в Москве и ряде республик было сменено до трети партийных руководителей.
Одновременно началась подготовка серьёзных мер в сфере экономики. В 1983 начат широкомасштабный экономический эксперимент в 3 республиканских и 2 союзных (Минтяжмаше и Минэлектропроме) министерствах. Некоторое усиление дисциплины и др. мероприятия, проводившиеся Андроповым, дали заметный экономический эффект: темпы роста экономики в 1983 составили 4,2% против 3,1% в 1982.
Опираясь прежде всего на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК. В Политбюро были введены Г. А. Алиев, В. И. Воротников, М. С. Соломенцев. Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ). Секретарями ЦК избраны Н. И. Рыжков (зав. экономическим отделом ЦК), Г. В. Романов (1-й секретарь Ленинградского обкома партии), Е. К. Лигачёв (зав. отделом оргпартработы ЦК).
В статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (1983) генсек предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма». Признание противоречий и трудностей «развитого социализма» рассматривалось как необходимая предпосылка для дальнейшего самопознания и реформирования общества.
После смерти Андропова (9.2.1984) его сменил на посту генерального секретаря ЦК и председателя Президиума ВС СССР 73-летний К. У. Черненко (умер 10.3.1985). Приход Черненко к власти обернулся отказом от ряда андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на место Н. А. Тихонова был выдвинут Горбачёв. Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии Молотова и предложение восстановить в её рядах Маленкова и Кагановича.
Неблагоприятные тенденции общественного развития, скептическое отношение населения к официальной пропаганде стали причиной нараставшего отчуждения масс от власти, усиления оппозиционных настроений в обществе. Постоянно давало о себе знать недовольство нац. политикой. Выступления на почве межнациональных отношений происходили в Казахстане и Средней Азии, Прибалтике и Закавказье, автономиях России.
Внешняя политика в 1953–85
Смерть Сталина и успешное испытание водородной бомбы стали наиболее значимыми факторами, определившими колебания внешнеполитического курса СССР в 1950–60-е гг. В 1953 начался период «оттепели» в международных отношениях. В июне этого года с одобрения СССР подписано соглашение о перемирии в Корее. В 1954 СССР вступил в ЮНЕСКО. Обозначившееся в мае 1953 сближение с Югославией завершилось подписанием в июне 1955 советско-югославской декларации, в которой выражались принципы неделимости мира, мирного сосуществования государств с разл. общественным строем и т. д. В мае 1955 подписан Договор о восстановлении суверенитета Австрии. Советский Союз и др. державы-победительницы согласились вывести свои войска из этой страны, обязавшейся соблюдать нейтралитет. Июльская (1955) встреча лидеров держав-победительниц в Женеве обозначила потепление мирового политического климата – «дух Женевы». В сент. 1955 при посещении Москвы канцлером ФРГ К. Аденауэром достигнута договорённость о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. В окт. 1956 положено начало нормализации отношений с Японией.
В документах 20-го съезда КПСС сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Линия на терпимость к различиям в соцлагере отразилась в роспуске в апр. 1956 Информационного бюро коммунистических и рабочих партий, ассоциировавшегося с диктатом КПСС в отношении этих партий. С 1955 руководство СССР выступало с призывом прекратить гонку вооружений и созвать всемирную конференцию по этому вопросу.
В подтверждение нового внешнеполитического курса Советский Союз сократил численность своих вооружённых сил с 5,8 млн. чел. (1955) до 3,6 млн. (1959). В рамках этого сокращения ликвидированы сов. военные базы в Финляндии, Китае, выведены войска из Австрии, Румынии, уменьшены группы войск в Венгрии, ГДР, Польше. Новое сокращение Сов. Армии объявлено в 1960. По зап. оценкам, Вооружённые Силы СССР достигли минимальной численности в 3 млн. чел. к июлю 1961, затем в связи с Берлинским кризисом она вновь увеличивалась.
Весной 1958 в СССР прекращены испытания термоядерного оружия. Смягчению международной напряжённости способствовало развитие внешней торговли. К кон. 50-х гг. СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 странами мира.
Однако в ответ на включение в окт. 1954 Западной Германии в военную организацию НАТО в мае 1955 по инициативе СССР создана Организация Варшавского договора (ОВД, просуществовала до 1.6.1991) – военно-политический союз стран социалистического лагеря, противостоявший НАТО и др. военно-политическим блокам, возникшим под руководством США.
Возможность ядерного ответного удара стала новым фактором на переговорах советских и западных лидеров. Во многом благодаря этому осенью 1956 удалось прекратить агрессию Великобритании, Франции и Израиля против Египта в ходе т. н. Суэцкого кризиса. Советский Союз выступил с посланиями к правительствам Великобритании, Франции и Израиля (5 и 15 ноября) с серьёзными предупреждениями в их адрес. Послания оказали решающее влияние на прекращение агрессии. В авг. 1957 в СССР прошли успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты, способной достичь территории США. В 1957–59 в Вооружённых Силах СССР формировались первые части и соединения, оснащённые межконтинентальными баллистическими ракетами, велось строительство их стартовых площадок.
В кон. 50-х гг. одним из очагов напряжённости в Европе оставался Западный Берлин. В нояб. 1958 СССР предложил странам-победительницам заключить мирный договор с двумя германскими государствами и объявить Западный Берлин вольным городом. Предложение было отклонено. Не был решён германский вопрос и на встрече министров иностранных дел в Женеве. СССР настаивал на признании ГДР, Запад – на объединении Германии под эгидой ФРГ. Не была достигнута договорённость по этому вопросу и во время визита Н. С. Хрущёва в США в сент. 1959.
В июне 1961 на встрече Хрущёва с президентом США Дж. Кеннеди в Вене гл. вопросом вновь стала ситуация вокруг Берлина. Из-за жёсткой позиции Хрущёва достичь договорённости не удалось. По рекомендации совещания руководителей стран – участниц ОВД в ночь на 13.8.1961 граница между Восточным и Западным Берлином была закрыта установленными проволочными заграждениями, затем возведена бетонная стена, ставшая символом «холодной войны».
В 1962 разразился т. н. Карибский кризис в советско-американских отношениях, возникший после ввоза на Кубу сов. ядерных ракет. Пик противостояния пришёлся на 23–28 октября. Благоразумие Хрущёва и Кеннеди позволило избежать катастрофы. СССР согласился вывести ракеты в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США и вывод американских ракет с баз в Турции.
После кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских отношениях. 5 авг. 1963 СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, а 1.7.1968 – Договор о нераспространении ядерного оружия.
Советский Союз проявлял заинтересованность в развитии взаимоотношений с государствами «третьего мира» – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительстве крупных народно-хозяйственных объектов. В 1953–64 при финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено ок. 6 тыс. предприятий.
В нач. 60-х гг. СССР потерпел ряд неудач в отношениях со своими союзниками по социалистическому лагерю, прежде всего с КНР. Курс КПСС на разоблачение культа личности Сталина вызвал протест руководства Китая. Советско-китайские отношения осложнились в кон. 50-х гг., когда китайское руководство отвергло просьбу СССР о размещении на территории КНР сов. военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве стран в области ядерной физики. Весной 1960 из Китая было отозвано неск. тысяч сов. специалистов. В 1963 отношения между странами перешли в фазу идеологической войны. Сов. сторона обвинялась в ревизионизме, гегемонизме, капитулянтстве перед американским империализмом. Позиция Китая в определённой степени разделялась в Албании, КНДР, Румынии, имела сторонников в национально-освободительном движении стран Латинской Америки, Азии и Африки. Вскоре отношения между СССР и КНР ухудшились настолько, что Китай выдвинул территориальные претензии к СССР на 1,5 млн.км2 в пограничных районах. Внешнеполитические конфликты нач. 60-х гг. отрицательно сказались на престиже СССР.
Отношения СССР со странами Запада со 2-й пол. 60-х гг. характеризовались разрядкой напряжённости, явившейся следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США. Во взаимоотношениях СССР и стран Запада усилилась тенденция к нормализации. В 1969 западные страны поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В 1970 советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе. В мае 1972 СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (Договор ОСВ-1). Договор устанавливал ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, число ядерных зарядов не оговаривалось. В нояб. 1974 удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Подписание договора намечалось на 1977, однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений – крылатых ракет и отказа США устанавливать ограничения на них. Тем не менее договор сужал фронт гонки вооружений. Этому же способствовала подписанная в 1972 и вступившая в силу в марте 1975 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В мае 1976 заключён советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаний в мирных целях. Развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полёт в июле 1975 кораблей «Союз» и «Аполлон». Договор ОСВ-2 подписан в июне 1979 во время встречи Л. И. Брежнева и Дж. Картера в Вене. Однако Конгресс США не ратифицировал договор, и обе стороны выполняли его положения добровольно.
Кульминацией разрядки стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки 1.8.1975 главами 33 европейских государств, а также США и Канады. Акт устанавливал, что впредь взаимоотношения стран – участниц Совещания будут определяться рядом принципов (суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и осн. свобод). Однако СССР рассматривал акт прежде всего с точки зрения признания границ и своего особого положения в Европе. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. С развёртыванием на Западе кампании в защиту прав человека процесс разрядки был приостановлен.
Отношения со странами «третьего мира» определялись противоборством СССР и США за влияние в них. СССР выступил в поддержку Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в июне 1967, способствовал погашению военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973, поддерживал Индию в конфликтах с Пакистаном в 1966 и в 1971. В отношениях с развивающимися странами приоритет отдавался странам социалистической ориентации (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение всей страны под властью коммунистов против южновьетнамского режима и выступивших на его стороне США.
Отношения с соцстранами в этот период испытывали определённые трудности. В стороне от согласованной с СССР политики находились Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Отношения с Китаем обострились из-за его территориальных притязаний. В марте 1969 произошли вооружённые столкновения в районе о. Даманский и на др. участках советско-китайской границы. С осени 1969 были начаты переговоры по спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик.
После прихода к руководству компартией Чехословакии (КПЧ) А. Дубчека (янв. 1968) и принятия в апр. 1968 программы экономических реформ и демократизации в стране обозначились признаки кризиса послевоенного общественно-политического устройства. Авторитет КПЧ падал, не исключалась вероятность её поражения на выборах в Национальное собрание, назначенных на осень. Руководители ОВД увидели в этом угрозу для социализма. В авг. 1968 в Чехословакию введены войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии, оппозиция была подавлена, «пражская весна» закончилась. Эта акция усилила раскол в социалистическом лагере. Албания вышла из Организации Варшавского договора.
Прямолинейность СССР в осуществлении консервативного курса во внешней политике стала одной из причин нового обострения международной напряжённости.
Администрация президента США Р. Рейгана (1981–88) отказалась от поисков компромиссов. В июне 1982 Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию». В нояб. 1982 вышла директива по защите нац. безопасности, провозглашавшая целью политики Соединённых Штатов Америки подрыв сырьевого комплекса Советского Союза. Другая директива (янв. 1983) предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока. В 1983–84 американские ракеты «Першинг-2» были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии.
Гонка вооружений ложилась тяжёлым бременем на сов. экономику, усугубляя негативные тенденции её развития. Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. Если в 1955–68 поставки им оружия произведены на сумму в 4,5 млрд. долл., в 1966–75 – 9,2 млрд. долл., то в 1978– 1982 они измерялись суммой в 35,4 млрд. долл.
В кон. 70-х – нач. 80-х гг. возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД. В государствах Восточной Европы усилилось стремление добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, разразившийся в кон. 70-х гг. в Польше. В 1980 рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Пришедший к руководству Польской объединённой рабочей партией генерал В. Ярузельский ввёл 13.12.1981 военное положение в стране. Брежнев заверил лидера Польши, что он может рассчитывать на твёрдую политическую и моральную поддержку, посильную экономическую помощь. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, однако кризис преодолеть не удалось.
Кризис социалистической системы проявился и в военном столкновении в 1979 между Китаем и Вьетнамом, в котором СССР поддерживал Вьетнам.
Особенно негативным по последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в стране в результате Апрельской революции 1978. Помощь оказывалась правительству Н. М. Тараки, с сент. 1979 – правительству Х. Амина, свергшего Тараки. По просьбе Амина 25.12.1979 сов. войска вошли в Афганистан. 27 дек. с помощью сов. спецназа в Кабуле был совершён переворот, к власти пришёл Бабрак Кармаль. Сов. войска оказались втянуты в гражданскую войну, которая растянулась на 10 лет и обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд. долл. 14,5 тыс. сов. солдат погибли.
Неудачи во внешней политике стали причинами падения авторитета СССР и его растущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. После ввода сов. войск в Афганистан Соединённые Штаты Америки ввели торговые санкции против Советского Союза. За этим последовали отказ сената США ратифицировать подписанный в 1979 договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2), бойкот Олимпийских игр в Москве (1980), ответный бойкот соцстранами Олимпийских игр в США (1984) и т. д.
Осложнение внешнеполитических условий, падение цен на нефть на мировом рынке ускорили нарастание кризисных явлений в СССР.