1922–1940
Образование СССР
Ко времени окончания Гражданской войны на территории быв. Российской империи создалась принципиально новая геополитическая ситуация. В качестве независимых государств конституировались Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония. Румыния оккупировала Бессарабию; зап. районы Украины и Белоруссии отошли к Польше. Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия конституировались как сов. социалистические республики. Ряд районов Восточной Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Дальневосточной республики – буферного государства, созданного для предотвращения столкновения России с Японией. Крупнейшим гос. образованием была РСФСР, население которой к 1921 насчитывало 96,4 млн. чел. В её состав входили Башкирская, Горская, Дагестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Туркестанская автономные республики и ряд автономных областей.
Между сов. республиками в 1921–22 сложилась система договорных отношений: сформировался дипломатический союз, укреплялись экономические связи. При этом центральные ведомства РСФСР чаще всего выступали как межреспубликанские органы. Координацию облегчало нахождение у власти коммунистов, которые и были организаторами этого процесса. В нояб. 1921 Кавбюро ЦК РКП(б) признало необходимым организацию федеративного союза республик Закавказья. 12.3.1922 в Тифлисе заключён договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). Тогда же встал вопрос об образовании единого государства, которое объединило бы Белоруссию, Закавказье, Россию и Украину. Разногласия в среде большевистского руководства касались форм объединения. Большевики изначально были противниками федерации и сторонниками централизованного государства. В соответствии с этим глава Наркомнаца Сталин предложил расширить РСФСР за счёт включения в её состав новых субъектов (т. н. автономизация). Рассматривались также предложения о ликвидации самостоятельности республик, поскольку национальный этап революции уже пройден (Д. З. Мануильский), и о повышении статуса автономий до уровня союзных республик (М. Х. Султан-Галиев). Ленин требовал создания Союза ССР на федеративных началах. 6.10.1922 на заседании Пленума ЦК РКП(б) принят ленинский проект резолюции о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми сов. республиками. 30.12.1922 1-й съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР, в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
6.7.1923 принята Конституция СССР (утверждена на 2-м съезде Советов СССР 31.1.1924), воплощавшая в жизнь принципы диктатуры пролетариата. Она подтвердила сложившуюся в целом к 1918 систему высших органов гос. власти: верховный – Съезды Советов (в перерывах между ними – ЦИК СССР), исполнительный и распорядительный – Совнарком. Роль прежних министерств исполняли наркоматы. Учреждены Верховный суд и Объединённое гос. политическое управление (ОГПУ). Конституция зафиксировала неравенство гражданских прав. Избирательное право и возможность состоять на гос. службе предоставлены рабочим, красноармейцам, краснофлотцам и тем крестьянам, которые обрабатывали землю своим трудом. Лица, использовавшие наёмный труд с целью извлечения прибыли, а также до Окт. революции 1917 служившие в правоохранительных органах или возглавлявшие деятельность «карательных органов», монахи и священнослужители всех конфессий гражданских прав были лишены. Интеллигенция в Конституции не упоминалась.
Образование СССР, по мысли его создателей, должно было инициировать экономический прогресс, способствовать ликвидации неравенства республик, диспропорций в уровне их развития. В рамках Союза более развитые, в подавляющем большинстве русские, регионы помогали быв. национальным окраинам. Помощь оказывалась в плановом порядке, путём реализации программ, вырабатывавшихся с учётом политической линии руководства страны.
В 1924–25 на территории быв. Туркестанского края проведено национально-государственное размежевание. На основе этнического принципа образованы Узбекская и Туркменская ССР. В мае 1925 они приняты в состав СССР. В 1929 ЦИК СССР утвердил преобразование Таджикской АССР, входившей в состав Узбекской ССР, в Таджикскую ССР, в 1931 она также принята в состав СССР.
В РСФСР создание автономных национально-государственных образований активно началось в 1924. К 1935 в её состав входили 10 АССР, 10 автономных областей и 10 национальных округов.
Развитие Союза ССР сопровождалось борьбой двух начал: с одной стороны, увеличивалось количество национально-территориальных образований, повышался их статус, с другой – постоянно шёл процесс централизации. С сер. 1920-х гг. в национальных регионах проводилась политика «коренизации», т. е. внедрения национальных языков и национальных кадров в государственную и общественную жизнь с целью возрождения национального самосознания. На практике этот процесс способствовал не только национальному самоутверждению, но и росту местного национализма под флагом борьбы с «великодержавностью», что способствовало зарождению центробежных тенденций.
Модернизация Красной Армии
Реввоенсовет Республики (с 1923 РВС СССР) и Народный комиссариат по военным и морским делам возглавлял Троцкий. Фактическое руководство РККА осуществляли его заместитель Э. М. Склянский, главком С. С. Каменев, начальник Штаба РККА П. П. Лебедев. Опиравшиеся на преданные им войсковые соединения Тухачевский, Будённый, В. М. Примаков, Г. И. Котовский и др. герои Гражданской войны, склонные к неповиновению, превращали Красную Армию в эффективное средство политической борьбы. В ходе дискуссии, развернувшейся в 1923–24 по вопросу о военной доктрине и методах строительства вооружённых сил, Фрунзе, Тухачевский, Будённый и большинство военачальников поддержали Сталина и выступили против военной программы Троцкого.
Фрунзе в 1924–25 завершил военную реформу, начавшуюся с создания единого Штаба РККА (1921) и постепенного введения единоначалия в войсках. Численность армии сокращена до 562 тыс. чел. Св. 70% стрелковых дивизий переведено на территориально-милиционную основу. Армия приобрела чёткую структуру, создана система профессиональной подготовки кадров. После смерти Фрунзе в окт. 1925 наркомом обороны стал К. Е. Ворошилов. В 1920-х гг. осн. внимание уделялось модернизации сухопутных войск и авиации. В рамках секретного советско-германского военного сотрудничества из Германии в СССР поставлялись военное снаряжение и вооружение. Германские фирмы строили в СССР заводы по производству авиационной, артиллерийской техники и отравляющих веществ. С 1926 большое значение приобрела подготовка сов. командного состава в Германии, а немецкого – в школах и на полигонах СССР.
Свою концепцию дальнейшей модернизации армии предложил Тухачевский. Отдавая приоритет бронетанковой технике и авиации, он выдвинул идею предприятий «двойного назначения», способных выпускать продукцию для гражданских и военных нужд. После острой политической дискуссии Сталин и правительство приняли эту программу. В июне 1931, став заместителем председателя РВС СССР и наркома обороны, Тухачевский возглавил модернизацию РККА. Сов. военные теоретики В. К. Триандафиллов, А. Н. Лапчинский и др. разработали оперативно-тактические теории «глубокой операции» и «глубокого боя». К 1936 РККА вновь превратилась в крупную армию (св. 1 млн. чел.), оснащённую бронетанковой техникой и авиацией. В РККА впервые в мире сформированы механизированные корпуса и авиационные армии. В 1935 воссоздан Генеральный штаб и введены персональные воинские звания. В том же году Ворошилов, Тухачевский, Егоров, Будённый и В. К. Блюхер удостоены высшего воинского звания Маршал Советского Союза.
Индустриализация
После прихода к власти большевиков получила развитие система гос. планирования. В 1921 в целях возрождения экономики создан Госплан. По проблемам планирования велись ожесточённые дискуссии. Ряд отечественных учёных-хозяйственников (А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и др.) выступали за рыночное регулирование экономики, ориентацию на мелкого производителя, развитие прежде всего аграрного сектора. Однако целесообразным было признано перспективное централизованное планирование, развитие крупного производства, построение социалистической экономики. По ряду проблем существовали разногласия. Так, получила хождение теория «меньших издержек», предусматривавшая восстановление и реконструкцию старых предприятий, развитие передовых в хозяйственном отношении регионов. Это было экономичнее, чем создавать новые производства. Промышленное освоение окраин, в соответствии с этими взглядами, следовало отодвинуть на будущее (С. В. Бернштейн-Коган). Сторонники «левой» оппозиции (Троцкий и др.) полагали, что партия уделяет слишком мало внимания вопросам развития национальных регионов. В итоге в жизнь стала проводиться политика внедрения промышленного производства на окраинах. Их хозяйственный облик формировался искусственно: туда «пересаживались» предприятия из центра, завозилась рабочая сила, там проводилась политика предоставления финансовых и иных льгот за счёт развитых регионов.
В ходе проведения НЭПа (окончательно свёрнут в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.), а также политики, направленной на выполнение 1-го (1928–32), 2-го (1933–37) и 3-го (1938–42; прерван начавшейся войной) пятилетних планов, была реконструирована промышленность страны, созданы новые отрасли. По всем показателям довоенные пятилетки выполнены не были, однако имелись и значительные достижения. Возводились электростанции. Началось создание 2-й угольно-металлургической базы – Урало-Кузбасса. Построен ряд крупных предприятий: Магнитогорский металлургический комбинат, Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы, 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве, новые шахты в Кузбассе, Донбассе, Караганде. Создавались химические, авиационные заводы и др. Расширялась география размещения промышленности: строились предприятия в Средней Азии, Закавказье, Сибири, на Дальнем Востоке. Нехватку квалифицированных кадров пытались восполнить путём привлечения иностранных специалистов. Для подготовки собственных кадров создавались индустриальные вузы, техникумы, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
К концу 2-й пятилетки, в 1937, продукция промышленности СССР выросла в 2,2 раза по сравнению с 1932 и в 5,9 раза по сравнению с 1913, продукция крупной промышленности – в 8,2 раза по сравнению с 1913. В результате 1-й и 2-й пятилеток страна превратилась в индустриальную державу, по темпам роста промышленности (17,1% в год за 2-ю пятилетку) вышла на 2-е место в мире (после США). Доля СССР в мировом производстве составляла 10%. В соответствии с 3-м пятилетним планом с учётом опасности надвигавшейся войны намечалось создание гос. резервов, строительство предприятий-дублёров на востоке страны и др. 18-й съезд ВКП(б) (февр. 1939) поставил задачу «догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения».
Успехи в развитии промышленности в значительной мере достигались за счёт снижения жизненного уровня народа: ввиду невозможности получения зарубежных займов руководство страны делало ставку на накопления в самой промышленности, прибегало к принудительным внутренним займам и т. д. Ставка на первоочередное развитие тяжёлой промышленности, вызывавшаяся необходимостью укрепления обороноспособности страны, лишала возможности развивать равными темпами лёгкую промышленность, которая могла быстро давать накопления и насыщать внутренний рынок продукцией массового спроса. Качество труда было не всегда высоким, а его организация была несовершенной (особенно в 1-ю пятилетку), однако к исходу 2-й пятилетки многие недостатки удалось преодолеть. Одним из способов стимулирования производства стало социалистическое соревнование. Получили известность имена А. Г. Стаханова, П. Н. Ангелиной, М. Н. Мазая, П. Ф. Кривоноса и др., однако многие трудовые рекорды того времени специально организовывались. В 1938– 1940 предпринимались меры по ужесточению трудовой дисциплины, была введена уголовная ответственность за её нарушение, что означало внеэкономическое, административное, принуждение к труду.
С 1929 в стране создавалась система исправительно-трудовых лагерей для использования дешёвого, принудительного, труда заключённых. Они работали на строительстве каналов, заводов, железных дорог, на добыче золота, на лесоповале и т. д. (на строительстве Магнитогорского комбината, напр., количество заключённых среди рабочих достигало 40%). В системе ОГПУ–НКВД возникли специальные конструкторские бюро – «шарашки», где работали осуждённые специалисты (А. Н. Туполев, С. П. Королёв, В. М. Петляков и др.). К нач. 1941 система Главного управления лагерей НКВД (ГУЛАГ) включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. На 1.1.1941 численность заключённых в лагерях составляла 1929729 чел. Среди них чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда.
Коллективизация сельского хозяйства
На протяжении 1920-х гг., при НЭПе, происходило восстановление деревни, улучшалось благосостояние крестьян. Однако рост промышленности привёл к росту численности городского населения, а необходимость приобретения за рубежом оборудования потребовала увеличения гос. экспорта хлеба. В то же время сокращение числа зажиточных хозяев и «осереднячивание» деревни, при росте собственного потребления крестьян, вели к падению товарности сельского хозяйства. При свёртывании НЭПа и упразднении элементов рыночных отношений исчезала экономическая заинтересованность крестьян в продаже своей продукции, доставке её в города. А морем единоличников невозможно было управлять административными методами. В ВКП(б) победила точка зрения, что развитие сельского хозяйства должно пойти по пути создания крупных аграрных предприятий – колхозов. В дек. 1927 объявлен курс на коллективизацию сельского хозяйства. С 1929 начался переход к сплошной коллективизации на основе «ликвидации кулачества как класса». Повсеместно предпринимались попытки тотального обобществления крестьянского имущества и скота. Зажиточных крестьян в массовом порядке отправляли на спецпоселения в отдалённые районы страны. Их дома передавали бедноте. Коллективизация вызвала резкое недовольство и сопротивление крестьян. Они свёртывали хозяйство, резали скот. Уже в нач. 1930 поголовье скота по сравнению с 1928 сократилось: крупного рогатого – на 9,5 млн., свиней – на 7,8 млн., коз, овец – на 13,7 млн. Руководство страны спешно, накануне посевной, одно за другим принимало решения. 5.1.1930 ЦК ВКП(б) принял постановление завершить коллективизацию к 1932 (с определением конкретных сроков по регионам). 1 февраля принято постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». В 1930 в деревню направлено ок. 25 тыс. рабочих из промышленных центров для помощи в проведении коллективизации. 2 марта опубликован Примерный устав с.-х. артели, а в «Правде» появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». 14 марта принято постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Центральные власти попытались уйти от своей доли ответственности, обвинив в «перегибах» работников на местах.
В кон. июня – нач. июля 1930 16-й съезд партии отметил вред ускоренных темпов коллективизации, особенно по отношению к потребляющим регионам и национальным республикам. «Принудиловка» осуждалась, крестьяне по-прежнему могли вести единоличное хозяйство и могли выйти из колхоза. Прекратилось тотальное обобществление собственности. В результате в 1930 наблюдался отток крестьян из колхозов. Однако вскоре он прекратился и число колхозов стало расти – единоличников обложили значительным прогрессивным налогом. Вместе с тем в коллективные хозяйства через машинно-тракторные станции (создавались по постановлению СТО от 5.6.1929) начали поступать трактора и др. техника, облегчавшая крестьянский труд. В деревне установился колхозный строй: к кон. 1932 коллективизировано 61,5% хозяйств, на которые приходилось св. 77% посевных площадей. В том же году в сельских местностях самых плодородных регионов – на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и Черноземье разразился страшный голод. Множество людей погибли или бежали в города.
К концу 2-й пятилетки ценой больших социальных потерь коллективизация практически завершилась; колхозы объединяли 93% крестьянских дворов, на них приходилось 99% посевных площадей. В сельском хозяйстве в 1937 работали 456 тыс. тракторов, 129 тыс. комбайнов, 146 тыс. грузовых автомобилей. Это дало экономический эффект. Посевные площади увеличились со 105 млн. га в 1913 до 135,3 млн. в 1937. В кон. 20-х гг. 50–55 млн. единоличников ежегодно производили 72–73 млн. т зерна, более 5 млн. т мяса, св. 30 млн. т молока; к нач. 40-х гг. 30–35 млн. колхозников и рабочих совхозов – соответственно 75–80, 4–5 и 70 млн. т. Повышение производительности труда в деревне обеспечило высвобождение для народного хозяйства 20 млн. чел.
Конституция 1936 получила название «Конституция победившего социализма». В ней провозглашалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства; декларировалось всеобщее равное прямое избирательное право. Конституция устанавливала порядок формирования высших органов государственной власти страны. Всесоюзный съезд советов упразднялся и вводился Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Коммунистическая партия объявлялась партией всего народа. По Конституции, в состав СССР входило 11 союзных республик (Азербайджанская, Армянская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская), 22 автономные республики, 9 автономных областей. Было также 250 районных и 5300 сельских национальных советов. Республики сохраняли право на отделение, но механизм отделения на протяжении всего времени существования СССР не был определён.
Репрессии
После окончания Гражданской войны, ликвидации многопартийности и с переходом к НЭПу масштабы репрессивных действий сов. власти ненадолго сократились, однако к кон. 20-х гг. они вновь увеличились.
Разногласия в высшем политическом руководстве проявлялись постоянно, но они обострились после смерти В. И. Ленина, который силой своего авторитета подавлял инакомыслие. В острых столкновениях побеждавшее большинство ЦК каждый раз квалифицировало своих противников как оппозиционеров. Неоднократно обвинялся в оппозиционности Троцкий (в 1929 выслан из СССР, в 1940 убит в Мексике агентом НКВД). ЦК вёл борьбу с «новой оппозицией» (1925, Зиновьев, Каменев и др.), с «троцкистско-зиновьевским антипартийным блоком» (1926), с «правым уклоном» (1928, Бухарин, Рыков, М. П. Томский и др.), с «группой Рютина» (1930–32). На 1936 приходится дело «Троцкистско-зиновьевского объединённого центра», на 1937 – дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра», на 1938 – «Правотроцкистского антисоветского блока» и т. д. В ходе внутрипартийной борьбы упрочился авторитет Сталина. Будучи избран секретарём ЦК в 1922, Сталин постепенно установил контроль над партийным аппаратом и, опираясь на него, подавил своих оппонентов. Несогласных с его политикой снимали с занимаемых постов, исключали из ЦК или из партии, ссылали. После убийства С. М. Кирова (1934) обычными мерами наказания становятся длительные сроки заключения и смертные приговоры. По некоторым данным, число репрессированных коммунистов в 30-х гг. достигло 1,3 млн. чел. (из 3 млн. членов и кандидатов в 1934).
Помимо внутрипартийных «чисток», для укрепления новой гос. власти в 20– 30-х гг. развёрнуты массовые репрессии против разл. категорий населения. С кон. 20-х гг. они постоянно усиливались и достигли пика к 1937. Выделялись две крупные волны репрессий.
В 1928–33 сильнее всего пострадали крестьяне: по разл. оценкам, гл. обр. в ходе коллективизации, было репрессировано от 250 тыс. до 1 млн.семей. Тогда же сильный урон понесло духовенство: к 1929 закрыто до 90% православных храмов, многие священники арестованы и погибли в лагерях. Широко распространённой мерой было лишение гражданских прав. В 1932 ему подверглось ок. 3 млн.чел., или 3,5% общего числа избирателей. Лишение прав сопровождалось дискриминационными мерами: конфискацией имущества, потерей права на продовольственные карточки, на жильё. В кон. 20-х – нач. 30-х гг. репрессиям подверглись научно-технические, хозяйственные кадры («Шахтинское дело»), интеллигенция («Академическое дело», «Дело славистов» и др.). В 1931 организован судебный процесс над быв. членами меньшевистских организаций, с сер. 20-х гг. существовавших нелегально. После этого деятельность РСДРП в СССР практически прекратилась. В 1929–31 серьёзный удар нанесён по военным кадрам, было репрессировано св. 3 тыс. быв. офицеров, в т. ч. крупные военные специалисты А. А. Свечин, А. Е. Снесарёв, А. И. Верховский, Н. Е. Какурин и др.
Волна репрессий 1936–38 затронула партийные, государственные, но особенно военные кадры. Было репрессировано ок. 40 тыс. офицеров. Хотя св. 13 тыс. чел. к 1941 возвратились в армию, она потеряла военачальников с опытом командования высшими войсковыми объединениями. Это предопределило неудовлетворительное состояние профессиональной подготовки армии – главный недостаток, с которым она вступила в войну в 1941.
В 30-х гг. обвинения предъявлялись преимущественно по одному из пунктов 58-й статьи УК («контрреволюционная деятельность»), что часто влекло за собой смертные приговоры. Многие из приговорённых в 30-х гг. к длительным срокам заключения были расстреляны без суда в 1941.
Культурная революция
К нач. 20-х гг. наука и культура были в состоянии упадка. Многие учреждения культуры и образования не работали. Часть интеллигенции эмигрировала, оставшаяся не могла найти применения своим профессиональным навыкам.
Поколение, детство которого пришлось на годы революции и Гражданской войны, в значительной мере было неграмотным. После окончания Гражданской войны сов. власть приступила к ликвидации неграмотности. Была создана письменность для ряда народов, которые раньше её не имели. Открывались национальные театры. Успехи в таких областях, как школьное дело, издательское дело, литература, искусство, были налицо. Грамотность населения поднялась с 58,4% (1928) до 89,1% (1932). Во многих регионах продвижение в этих областях было медленным, отсталые, по меркам Российской империи, регионы оказывались отсталыми и в новых условиях. В Узбекистане, напр., неграмотные в 1927 составляли 96,2% населения, в Туркменистане – 97,7%. Тем не менее к кон. 30-х гг. в культуре сов. общества произошли существенные изменения. Всесоюзная перепись населения 1939 показала, что грамотных в населении страны старше 9 лет – 81,2% (мужчин – 90,8%, женщин – 72,6%).
К 1940 в СССР насчитывалось 817 вузов, в которых учились 812 тыс. студентов, 3773 техникума с 8775 тыс. учащихся, 1821 научное учреждение с 98,3 тыс. научных сотрудников. Сов. наука достигла больших успехов и по ряду направлений занимала ведущие позиции в мире (см. очерк «Наука»). В стране продолжали работу учёные, начавшие свою деятельность до Окт. революции (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.), и пришедшие в науку в сов. время (И. В. Курчатов, Е. О. Патон, П. Л. Капица, М. В. Келдыш и др.). Развитие науки и техники позволило освоить Северный морской путь (дрейф полярной станции «Северный полюс-1» под командованием И. Д. Папанина в 1937 и др.), совершить ряд рекордных для того времени авиационных перелётов (В. П. Чкалов, М. М. Громов и др.). Изменения в культурном облике страны были столь радикальными, что для их характеристики в обиход вошёл термин «культурная революция».
Международные отношения
Внешняя политика. В 1920–21 сов. правительству удалось урегулировать отношения с б. ч. приграничных государств: Польшей, Финляндией, прибалтийскими государствами, Афганистаном, Ираном, Турцией. С Великобританией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией, Чехословакией в 1921–22 подписаны торговые соглашения. Однако отношения с великими державами не выходили за рамки экономических связей. Главной задачей внешней политики РСФСР и СССР стала борьба за дипломатическое признание сов. власти и ликвидацию внешнеполитической изоляции.
В 1922 открылась Генуэзская конференция, куда были приглашены представители РСФСР. Делегации стран Антанты добивались признания долгов Российской империи, Временного правительства, возвращения национализированного сов. властью имущества иностранцев. Сов. делегация (глава – Г. В. Чичерин) выставила контрпретензии, потребовав возместить убытки от интервенции в сумме 39 млрд.руб. золотом. Конференция завершилась безрезультатно. Делегации не смогли согласовать свои позиции. Вопросы, не решённые в Генуе, были оставлены на рассмотрение «экспертных комиссий», однако их работа, как показала Гаагская конференция (15.6–20.7.1922), оказалась также безрезультатной.
16.4.1922 в Рапалло (близ Генуи) подписан договор между РСФСР и Германией об установлении дипломатических отношений; РСФСР сделала шаг к юридическому признанию зап. государствами.
В нач. 20-х гг. в сов. руководстве существовала надежда на победу социалистических революций в Европе и Азии, на это была направлена деятельность созданного в 1919 3-го Коммунистического Интернационала. Однако после поражения восстаний в Германии и Болгарии в 1923 надежды на мировую революцию ослабли, а после поражения коммунистов в Китае в 1927 этот вопрос надолго был снят с повестки дня. Сов. руководство было вынуждено устанавливать отношения с зарубежными государствами дипломатическими средствами. Зап. страны медленно шли на признание СССР. В мае 1923 возник советско-британский дипломатический конфликт – британское правительство опубликовало меморандум, в котором потребовало от сов. правительства отмены смертного приговора за шпионаж двум католическим священникам и возвращения английских траулеров, задержанных за незаконную ловлю рыбы в сов. территориальных водах (т. н. ультиматум Керзона). Конфликт был улажен в июне 1923. После победы умеренных партий на выборах в Великобритании и Франции создались более благоприятные перспективы для установления дипломатических отношений; в 1924 таковые были установлены сначала с Великобританией, а вскоре с Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Грецией, Данией, Мексикой, Францией и рядом др. стран. Затем сов. правительству удалось улучшить внешнеполитическое положение страны подписанием советско-турецкого договора о дружбе и нейтралитете (17.12.1925), советско-германского договора о дружбе и нейтралитете (24.4.1926), договора о нейтралитете и ненападении с Афганистаном (31.8.1926). Конфликт с китайскими властями на КВЖД, возникший в сер. 1929, был урегулирован военными средствами.
В 1929 начался мировой экономический кризис; правительства ряда стран (Франции, Канады, Бельгии, США) пытались ввести ограничения в торговле с СССР, который в ответ сократил экономические контакты с ними. В нач. 30-х гг. в мире возникла опасность новой войны: в 1931 Япония захватила Маньчжурию, а в 1933 к власти в Германии пришла национал-социалистическая рабочая партия А.Гитлера. В 1936 Япония и Германия заключили т. н. антикоминтерновский пакт, к которому присоединилась Италия. В 1936 началась гражданская война в Испании. На стороне франкистов выступили Германия и Италия. СССР, в свою очередь, посылал оружие и добровольцев республиканскому правительству.
Сов. правительство пыталось создать систему коллективной безопасности; в 1932 были подписаны договоры о ненападении и нейтралитете с Францией, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией. В 1933 установлены дипломатические отношения с США, в 1934 – с Чехословакией и Румынией. В 1935 сов. правительство подписало пакт о взаимной помощи с Францией и Чехословакией. 18.9.1934 СССР стал членом Лиги Наций.
После нападения Японии на Китай СССР подписал с Китаем договор о ненападении (21.8.1937) и оказал китайской стороне финансовую и военную помощь. В 1938 японские войска нарушили границу СССР в районе оз. Хасан (июль – август), но были отброшены частями Красной Армии. В мае 1939 разгорелся вооружённый конфликт в Монголии, в районе р. Халхин-Гол, завершившийся в августе окружением и разгромом японских войск.
В марте 1938 германские войска захватили Австрию. Опасаясь за свою безопасность, Великобритания и Франция в сент. 1938 в Мюнхене достигли соглашения с Германией и Италией, результатом которого стала оккупация Германией в марте 1939 Чехословакии. СССР предложил Чехословакии военную помощь, однако чехословацкое правительство отказалось её принять. Правительства Великобритании и Франции летом 1939 начали переговоры с Советским Союзом о заключении договора о взаимопомощи. Одновременно германское правительство предложило Советскому Союзу заключить договор о ненападении. В условиях надвигающейся войны сов. руководство решило принять предложение Германии. 23.8.1939 подписан советско-германский пакт о ненападении, содержавший секретный дополнительный протокол о разграничении сфер влияния двух держав в Восточной Европе. Сферой интересов Германии признавались зап. территории Польши и Литва (учитывался интерес Литвы к Виленской области), а интересов СССР – вост. и центр. территории Польши, Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия.
Начало 2-й мировой войны
1.9.1939 Германия напала на Польшу. 3 сент. войну Германии объявили Великобритания и Франция. Польская армия не смогла оказать серьёзного сопротивления, и германские войска быстро продвигались на восток. 17.9.1939 части РККА вошли на территорию Восточной Польши, заняли западноукраинские и западнобелорусские земли. Польша как независимое государство перестала существовать. 28 сент. был подписан советско-германский договор, по которому западная граница СССР проходила по рекам Буг и Нарев. В подписанном позже дополнительном протоколе фиксировалось включение Литвы в сферу интересов СССР, а Люблинского и части Варшавского воеводств – в сферу интересов Германии. В сент. – окт. 1939 СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, укрепившие советское влияние в Прибалтике.
В 1939 сов. правительство неоднократно предлагало правительству Финляндии отодвинуть границу на неск. десятков км от Ленинграда и сдать СССР в аренду территорию п-ова Ханко либо ряд островов в Финском зал. для создания там военно-морской базы. В обмен Финляндии предлагалась территория в Карелии. После того как эти предложения были отвергнуты, началась советско-финляндская война. Предлогом послужил обстрел 26.11.1939 сов. территории у дер. Майнила на Карельском перешейке. 30 нояб. сов. части перешли границу Финляндии. Лига Наций, осудив действия СССР как покушение на суверенитет Финляндии, исключила Советский Союз из этой организации. На 1-м этапе войны (дек. 1939) финские войска сумели остановить продвижение РККА перед главной оборонительной полосой «линии Маннергейма» и нанести поражение сов. соединениям севернее Ладожского оз. После упорных боёв части Красной Армии в февр. 1940 прорвали финляндскую систему укреплений и начали наступление на Хельсинки. 12.3.1940 заключён советско-финляндский мирный договор. К СССР отходила значительная территория на Карельском перешейке, а также передавался в аренду п-ов Ханко. 31.3.1940 образована Карело-Финская ССР.
В июне 1940 сов. правительство обвинило Латвию, Литву и Эстонию в нарушении договоров о взаимопомощи, заключённых осенью 1939. Во всех трёх странах под давлением СССР были сформированы просоветские правительства. Вскоре при поддержке части местного населения провозглашены Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР, которые в авг. 1940 вошли в состав СССР. После присоединения восточных воеводств Польши начались массовые депортации местного населения (275 тыс. в 1940). В ходе советизации Литвы, Латвии и Эстонии также проводились репрессии и депортации противников сов. режима.
26.6.1940 правительство СССР потребовало от правительства Румынии вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918, а также из Северной Буковины. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, преобразованной в союзную республику. Северная Буковина вошла в состав Украины.
Стремясь обезопасить дальневосточные рубежи, сов. руководство добилось подписания 13.4.1941 договора о нейтралитете с Японией.
Германия в 1940 в ходе последовательных военных кампаний оккупировала Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, принудила к капитуляции Францию 22.6.1940. Потенциал агрессора значительно возрос, однако для победы над Великобританией ресурсы Германии оказались недостаточными. Гитлер решил нарастить их за счёт победы над СССР. В июле 1940 в германском генштабе началась разработка плана войны против СССР, и 18.12.1940 Гитлер утвердил директиву, предписывавшую разбить Советский Союз в ходе кратковременной кампании (8–16 недель) до завершения войны против Великобритании (план «Барбаросса»). Неотвратимость войны с Германией отчётливо сознавалась в СССР. Сталин, занявший 6.5.1941 пост председателя правительства, понимал, что вооружённые силы не готовы к участию в совр. войне. Надеясь, несмотря на информацию сов. разведки, что Германия не решится напасть на СССР до победы над Великобританией, он избрал тактику оттягивания начала войны, чтобы завершить техническое перевооружение и увеличить численность армии.