ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В 6–10 ВЕКАХ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ДРЕВНЕРУССКИЕ ПАМЯТНИКИ
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В 6–10 ВЕКАХ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ДРЕВНЕРУССКИЕ ПАМЯТНИКИ
Раннеславянские культуры. В начале Средневековья славяне, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, представлены несколькими археологическими культурами, выделяемыми по особенностям погребального ритуала, домостроительства и керамики. В междуречье Днестра и нижнего Днепра – это пеньковская культура (5–7 вв.), развившаяся из подольско-днепровского варианта черняховской культуры (3–4 вв.) при участии племён киевской культуры (3–4 вв.). Пеньковская культура большинством исследователей связывается с антами – диалектно-племенным образованием славян поздней стадии праславянской истории, сложившимся в условиях славяно-иранского симбиоза в Северном Причерноморье в 3–4 вв.
В 7 в. носители пеньковской культуры расселились в междуречье нижнего Дуная и Днестра, где совместно со славянами пражско-корчакской культуры и местным населением создали ипотешты-кындештскую культуру (5–7 вв.). В 8 в. пеньковская культура эволюционировала в сахновскую, а последняя приняла участие в формировании древнерусской культуры. Из среды антов вышли хорваты (Северо-Восточное Прикарпатье), тиверцы (Поднестровье) и уличи (первоначально на нижнем Днепре, а затем в междуречье Южного Буга и Днестра).
Другая крупная группа славян представлена пражско-корчакской культурой (5–7 вв.). Её ареал простирается от верхней Эльбы до правобережья Киевского Поднепровья. С восточными славянами связана восточная часть этой культуры на Волыни и в Припятском Полесье. Её носители в этом регионе часто отождествляются с дулебами рус. летописей. Здесь пражско-корчакская культура к нач. 8 в. эволюционировала в лука-райковецкую (8–9 вв.), а последняя – в древнерусскую. В ареале лука-райковецкой культуры выделяются четыре региона концентрации археологических памятников, разделённых лесными или болотистыми пространствами. Они могут быть соотнесены с летописными волынянами (верховья Буга, Стыри и Горыни), древлянами (верховья Тетерева и Ужа), дреговичами (бассейн Припяти, где позднее сложилась Туровская земля) и полянами (Киевское Поднепровье).
Третья группа раннесредневековых славян, как и анты, восходит к черняховской культуре. Нашествие гуннов полностью нарушило развитие последней. Только сравнительно небольшая часть населения осталась в лесостепной части междуречья Днестра и Днепра (пеньковская культура). Значительные массы вместе с гуннами устремились на запад, а одна группа переселилась в плодородные земли Среднего Поволжья, где ими была создана именьковская культура (кон. 4–7 вв.). Вторжение в средневолжские земли на рубеже 7–8 вв. кочевников-болгар вынудило часть именьковского населения покинуть их и расселиться в междуречье Днепра и верхнего Дона, вплоть до верхней и средней Оки. Эта диалектно-племенная группа славян представлена волынцевской культурой (кон. 7–8 вв.), трансформировавшейся в роменскую, боршевскую и окскую (8– 9 вв.), которые, в свою очередь, стали основой древнерусской культуры этого региона. К этой группе относятся упоминаемые в летописях северяне (левобережье Среднего Поднепровья), вятичи (бассейн верхней и средней Оки), радимичи (бассейн Сожа), а также неизвестные летописцу донские славяне.
Культуры смоленско-полоцких и псковских длинных курганов. Северные лесные области Восточно-Европейской равнины до 5 в. принадлежали племенам балтской и финно-угорской языковых групп. В кон. 4–5 вв., как свидетельствуют многочисленные находки среднеевропейского провинциально-римского происхождения, массы переселенцев из бассейна средней Вислы и смежных районов бассейна Одера осваивают бассейны Ильменя и Псковского озера, Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и междуречье Волги и Клязьмы. Прежние археологические культуры в этих регионах прекращают существование, складывается новая система расселения, формируются новые культуры.
В Псковско-Ильменском регионе это – культура псковских длинных курганов (5–8 вв.), по всем признакам соотносимая с раннесредневековыми славянскими древностями, она постепенно перерастает в древнерусскую. Отдельные элементы указывают на наличие в составе её носителей также балтов и финно-угров, вскоре славянизированных. Кривичи псковские были прямыми потомками носителей культуры псковских длинных курганов. В Смоленско-Полоцком регионе формируется тушемлинская культура (5–7 вв.) с участием днепровских балтов и пришлых славян. В 8 в. сюда переселяются славяне из Псковско-Ильменских земель, складывается культура смоленско-полоцких длинных курганов (8–9 вв.), отождествляемая со смоленско-полоцкими кривичами. В междуречье Волги и Клязьмы, где проживала финноязычная меря, формируется мерянская культура (6–8 вв.), в создании которой участвовали также среднеевропейские переселенцы-славяне. В Приильменье на основе удомельских древностей образуется культура сопок (8–9 вв.), отождествляемая со словенами ильменскими.
Между северным и южным регионами расселения славян сохранялись области проживания балтов. Им принадлежит колочинская культура в междуречье Днепра и Сожа (5–8 вв.), носителей которой можно отождествить с гольтескифами, упоминаемыми у готского историка 6 в. Иордана. В бассейне Оки до 12 в. сохранялась голядь, известная по сообщениям летописей, с ней отождествляется мощинская культура.
Расселение восточных славян и формирование древнерусской культуры. Начиная с 7 в. на Восточно-Европейской равнине археологически прослеживается новый приток славянского населения с Дуная, сначала в Поднестровье и Поднепровье, а после разгрома Великоморавской державы (906) – вплоть до Приладожья.
В 8 в. новая волна славянских миграций в Восточную Европу из земель к северу от нижнего Дуная была вызвана давлением романского населения (влахов/волохов). Среди славянских переселенцев с Дуная было немало квалифицированных ремесленников, что дало импульс развитию гончарного, ювелирного и др. ремёсел Древней Руси. Постепенное проникновение славян из Дунайских земель нашло отражение в «Повести временных лет» и восточнославянском фольклоре. Расселение дунайских славян сыграло огромную роль в этнокультурной консолидации разноплемённого славянства Восточной Европы.
Другой движущей силой интеграции восточных славян стало складывание древнерусского дружинного сословия. В 10 в. оно объединило разные по происхождению этнические компоненты и стало крупным надплеменным образованием, культура которого впитала в себя как местные, так и скандинавские, византийские и восточные элементы. В 10 в. благодаря присутствию скандинавских дружинников и купцов особенно сильно ощущается скандинавское влияние в культуре памятников, связанных с крупными торговыми путями и раннегородскими центрами (Старая Ладога, Гнёздово под Смоленском, Шестовицы под Черниговом, могильники Ярославского Поволжья и др.).
Важным фактором формирования древнерусской народности стало становление и развитие городов. На всей территории Руси складывается единая городская культура с одинаковыми ремесленными традициями (кузнечное, гончарное, ювелирное, косторезное, деревообрабатывающее ремёсла). Металлическое убранство костюма горожанок не имело региональных различий. Изделия городских ремесленников благодаря развитию торговли проникали в сельскую местность, в результате чего на всей территории Руси бытовали украшения, предметы быта и вооружения общерусских типов.
На всей территории, занимаемой восточными славянами начиная с 9–10 вв., складывается единство погребального ритуала – распространяются курганы, однотипные по обряду и инвентарю. Всюду кремация постепенно сменяется трупоположениями с западной ориентацией погребённых. Браслеты, перстни, серьги, лунницы, ожерелья из стеклянных и пастовых бус, предметы быта, сопровождающие курганные захоронения, принадлежат в осн. к общим типам. Памятниками древнерусской культуры, кроме курганных могильников, являются исторические города, городища (волостные и общинные центры, владельческие усадьбы, небольшие крепости) и селища. О язычестве свидетельствуют святилища, культовые камни и изваяния. На юге, на пограничье с кочевым миром, известны оборонительные сооружения, именуемые «змиевыми валами».
Наряду с этим к 12 в. выявляются и элементы прежнего племенного членения восточных славян. По ромбощитковым височным кольцам в бассейне Ильменя и смежных местностях выделяются словене ильменские. Для смоленско-полоцких кривичей были характерны браслетообразные височные кольца, а для древнерусского населения, вышедшего из мерянской культуры, – браслетообразные украшения с незавязанными концами. Вятичи носили семилопастные височные кольца, радимичи – семилучевые, северяне – спиральные. Волыняне, древляне, дреговичи и поляне, как сравнительно поздно образовавшиеся объединения, не имели в женском убранстве этнографических различий. Также не было собственных височных украшений у уличей, тиверцев и хорватов. Эти племена различаются по некоторым особенностям погребального ритуала.
Балтские племена. На северо-западе соседями восточных славян были балты. Территорию совр. Литвы населяли древнелитовские племена. В бассейне Няриса локализуется литва, характеризуемая культурой восточнолитовских курганов (5–12 вв.). Западнее, преимущественно в бассейне р. Нявежис, жили аукштайты, важнейшими памятниками (5–13 вв.) которых являются грунтовые могильники с обрядом кремации и ингумации, а в 10–13 вв. и с захоронениями несожжённых коней с богатым снаряжением. В центральной части Литвы (бассейн р. Нявежис и смежные земли) обитали жемайты (жмудь древнерусских летописей), выделяемые по грунтовым могильникам 5–12 вв. с трупоположениями.
Западнее обитали ятвяги, пруссы, скалвы и курши, составлявшие западную группу балтов. Ятвягам (судавам) принадлежали Литовское Занеманье, Сувалкия и часть Верхнего Понеманья. Их памятники – каменные курганы (5– 11 вв.) и каменные могильники, в которых могилы обозначались кладками из камней (10–15 вв.). Между нижними течениями Вислы и Немана жили пруссы, хоронившие умерших в бескурганных некрополях, в которых могилы обозначались круглыми, полукруглыми и четырёхугольными кладками из камней. Умерших нередко сопровождали конские погребения или конское снаряжение.
В низовьях Немана локализуются скалвы. Их могильники 5–13 вв. – грунтовые, с захоронениями по обряду ингумации и кремации. Севернее, по побережью Балтийского моря, жили курши (корсь древнерусских летописей). В 2–7 вв. они хоронили умерших в грунтовых могильниках с венцами из камней на поверхности. Позднее венцы из камней исчезают. Характерными для куршей были бронзовые подвески-гребни.
Наиболее крупным древнелатышским племенем были латгалы, населявшие сев.-вост. часть совр. Латвии. Для них характерны грунтовые могильники с трупоположениями (5–13 вв.). В состав женского убранства входили головные венки из спиралей и бляшек и наплечные покрывала типа совр. виллайне, украшенные спиральками и трапециевидными подвесками. Южными соседями латгалов были селы. Их памятники в 1– 6 вв. – курганы с кольцевой каменной обкладкой, в 6 в. появляются также грунтовые могильники. В бассейне р. Лиелупе жили земгалы, характерными украшениями которых были жгутовые головные венки, шейные гривны и бронзовые булавки с подвесками на цепочках.
Финно-угорские племена. Северные земли Восточной Европы заселяли финноязычные племена. Прибалтийско-финскую группу составляли эсты, ливы, сумь, емь, корела, ижора и водь. Эсты (чудь древнерусских летописей) занимали территорию Эстонии. Для культуры эстов 5–12 вв. характерны каменные могильники с коллективными трупосожжениями с оградками или выкладками из камней. В 10–13 вв. типично эстским украшением были булавки с крестовидными головками.
Ливы жили в низовьях Западной Двины и на побережье Рижского залива. Каменные могильники ливов 2-й пол. 1-го тыс. близки к эстским. В 10– 13 вв. для их женского костюма были характерны заимствованные у скандинавов скорлупообразные фибулы, соединённые нагрудными цепочками, шейные гривны и ножи в окованных бронзой орнаментированных ножнах.
На юж. побережье Финского залива проживала водь. Её памятники 2-й пол. 1-го тыс. н.э. напоминают могильники эстов. В 11–14 вв. водь на Ижорском плато под влиянием славян стала насыпать курганы. Славянизированная водь выделяется в славянском окружении по многобусинным височным кольцам и шумящим подвескам. В области южнее Невы локализуется ижора, грунтовые могильники которой относятся к 13–16 вв.
Области к западу от Ладожского озера занимала летописная корела (совр. карелы), которой принадлежат грунтовые могильники с трупосожжениями (до 11 в.) и трупоположениями (11– 13 вв). Характерны головное украшение из плетёных серебряных проволочек, скорлупообразные фибулы с орнаментацией, напоминающей рака с расправленными клешнями, подковообразные фибулы с растительным узором и бронзовые орнаментированные рукоятки ножей. На север от корелы простирались земли лопарей (летописная лопь), предков совр. саамов, древности которых пока слабо изучены.
Между Ладожским оз. и Белозерьем обитала весь (совр. вепсы). В Приладожье ей принадлежат курганы с очагами и биритуальными захоронениями, в Белозерье – грунтовые и курганные могильники. В захоронениях много типично финских украшений – шумящих подвесок, игольников, копоушек, цепедержателей.
Поволжско-финскую группу образуют меря, о которой сказано выше, марийцы, мурома, мещера и мордва. Марийцы (черемись древнерусских летописей) проживали в бассейне Ветлуги и прилегающем к нему поречье Волги. Характерны налобная повязка с бронзовыми накладками или проволокой, имитирующей плетёнку, цепочка, проволочные височные кольца с многогранными или округлыми головками, кожаные нагрудники и нагрудные подвески.
Древности муромы, жившей в нижнем течении Оки, известны в осн. по грунтовым могильникам с трупоположениями (6–11 вв.). Для неё типичны проволочные щитковоконечные височные кольца, накосники из пронизок, обоймиц и колокольчиков и многочисленные подвески, привешиваемые на груди, к поясу и обуви. В междуречье Клязьмы и Оки локализуется мещера, памятники которой слабо изучены.
В бассейне Суры и смежных областях Оки, Волги, Цны и Алатыря проживала мордва. Осн. памятники – бескурганные могильники с трупоположениями (5–14 вв.). Характерны височные подвески с грузиком и спиралью, накосники с бронзовыми пронизками или в виде длинной трубки из луба, обмотанного бронзовой спиралью (пулокерь), пряжки-сюльгамы, зооморфные шумящие подвески.
К пермской группе принадлежат удмурты, коми-зыряне и коми-пермяки. Удмурты (вотяки древнерусских летописей) заселяли область по рекам Вятка, Чепца, Пижма и Кама. Им принадлежит чепецкая культура (9–15 вв.), эволюционировавшая из поломской (5– 8 вв.). Ярким памятником является городище Иднакар.
Коми-зыряне представлены ванвиздинской (4–9 вв.) и вымской (9–12 вв.) культурами, локализуемыми по р. Вымь и в верховьях Вычегды. Погребения в вымских грунтовых могильниках совершались по обрядам кремации и ингумации, сопровождались оружием, орудиями труда и украшениями.
Коми-пермяки заселяли верховья Камы и местности по её притокам – Вишере, Исьве и Обве. Ими оставлена родановская культура (9–15 вв.), ведущая начало от харино-ломоватовской (5– 9 вв.). Их племенными украшениями были шумящие подвески: двуконьковые, с арочным щитком и со щитком в виде двух якорьков.
В бассейне Печоры к раннему Средневековью относится бичевническая культура. Её носителем является известная по летописям печера, говорившая на одном из самодийских языков.