Печенеги, гузы и половцы. Древнерусское гос-во, разгромившее Хазарию, с нач. 10 в. противостояло новой волне кочевников – печенегам. Их древности – курганы 10 – нач. 11 вв. с мужскими трупоположениями со стременами, саблями, луками и захоронениями головы и ног коня. В 1036 печенеги были разбиты Ярославом Мудрым и под натиском гузов (торков) и половцев частью откочевали к Карпатам и Дунаю, угрожая Византии и Венгрии, частью были ассимилированы торками. Гузы (сельджуки), продолжившие миграции в Среднюю и Переднюю Азию и на Кавказ, сыграли значительную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок и др. совр. тюркоязычных народов. В Причерноморье они были вытеснены половцами к границам Руси. Там гузы, разгромленные сыновьями Ярослава Мудрого, были поселены ими на р. Рось в качестве союзников Руси (летопись именует их «своими погаными»). Вместе с тюрками-берендеями в сер. 12 в. они создали новый племенной союз – чёрных клобуков. Половцы-кипчаки, кочевавшие первоначально между Уралом и Волгой и выделившиеся из объединения кимаков, заняли господствующее положение в евразийских степях (включая земли Кимакского каганата), которые стали именоваться в арабских и персидских источниках Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь). На востоке, в степях между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, распространяется название Татарская степь; там формируется новое объединение тюркско-монгольских племён, объединяемых тюркским названием «татары». Преобладающим занятием всех этих народов оставалось кочевое скотоводство, хотя возникали и оседлые (на территории Казахстана – укреплённые) поселения; «грады» половцев (по другим предположениям – аланов) упоминает русская летопись. Характерными археологическими памятниками половцев были антропоморфные изваяния – «каменные бабы»; курганы половцев сооружались с применением камня, рядом с человеком погребался полный остов коня, в могилах имелся богатый инвентарь (сабли, кресала, гривны, серьги и др.). Из причерноморских степей половцы совершали походы на Балканы и в Закавказье. Одна из орд после поражений, понесённых от русских, откочевала к Северному Кавказу и была приглашена грузинским царём Давидом IV (ок. 1118) для борьбы с сельджуками.
Кыргызский каганат. Древние традиции государственности на периферии «кочевых империй» сохраняли енисейские кыргызы (киргизы), с гуннского времени населявшие Хакасско-Минусинскую котловину и упоминаемые в китайских источниках под именем «хагас», «хягас» (к нему восходит совр. наименование «хакасы»). Этногенез кыргызов связывают с процессом тюркизации местного населения, говорившего на енисейских языках (совр. носители енисейского языка – кеты). Кыргызский каганат в 9 в. включал Монголию, завоёванную у уйгуров, простирался на западе до Иртыша. Наряду с традиционным скотоводством у кыргызов были развиты пашенное ирригационное земледелие, ремесло, строились крепости, существовали сложная иерархия гос. чинов, руническое письмо. Древности кыргызов выделены в археологическую аскизскую культуру. Уйгурам и киданям, а затем (в сер. 12 в.) монгольскому объединению найманов удалось вытеснить кыргызов на Енисей, где они создали княжества Кыргыз и Кем-Кемджиут. В 1207 они были завоёваны Чингисханом.
Кидани и чжурчжэни. Государство монголоязычных киданей, сложившееся в 10 в., в 11 в. объединяло территории от Японского м. до Восточного Туркестана и от Жёлтого м. до Забайкалья, правитель носил титул императора, столицей был Пекин (к тюркскому наименованию киданей – «китаи» – восходит рус. название страны – Китай). На рубеже 11–12 вв. государство киданей переживало кризис, тунгусоязычные племена чжурчжэней (потомки мохэ) подняли восстание и к 1125 разгромили киданей, создав собственное государство, существовавшее до монгольского нашествия. Археологические памятники – система крепостей в Приамурье на р. Раздольная (длина валов крупнейшей из них – 10 км). Часть киданей переселилась в Туркестан, где стала известна у тюрок под именем каракитаи; им удалось разгромить Караханидов и сельджуков (1141). Сложившееся в Туркестане государство каракитаев существовало до монгольского нашествия. Каракитаи оказали влияние на этническую историю киргизов, казахов и каракалпаков.
Волжская Булгария. На северо-западном пограничье евразийской степи Волжско-Камская Булгария была соседом Руси. Древнерусское гос-во соперничало с ней из-за власти над Верхним и Средним Поволжьем; через Булгарию караванные дороги связывали Русь с державой Саманидов и Хорезмом. В 11–13 вв. в Булгарии сформировалась развитая городская сеть с крупнейшими городами – Булгар (где существовало поселение рус. ремесленников), Биляр, Сувар. Военные конфликты с Русью (Владимиро-Суздальским княжеством) заставили булгарских ханов перенести столицу из Булгара на восток, в Биляр. В сфере политического влияния Волжской Булгарии оказались тюркоязычные племена башкир (башкорт), с 9 в. кочевавшие в Южном Приуралье. Волжские булгары участвовали в этногенезе чувашей и др. народов Среднего Поволжья.
Аланы и народы Кавказа. Аланы оставались традиционным этническим компонентом населения донских степей: рус. летописи называли их ясами. Форпостами Древнерусского гос-ва на Дону стали захваченный при Святославе Саркел (рус. название – Белая Вежа) на Тамани и Тмутаракань на Северном Кавказе, где князь Мстислав Владимирович стремился подчинить своей власти ясов и касогов (адыгов). В предгорьях Северного Кавказа от Дагестана до Прикубанья к 10 в. складывается гос. образование Алания, правители которого принимают христианство из Византии. В западной Алании формируется городская сеть с развитым каменным строительством (предположительно столица – Архыз, крупными городами были поселение на месте Ильичевского городища, Кяфар и др.). В Дагестане центром самостоятельного княжества становится Дербент, формируются Казикумухское шамхальство (на основе племенных объединений лакцев и др.), позднее – Аварское ханство, гос. объединения табасаран и др.