Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И НАРОДЫ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В 7–10 ВЕКАХ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 259-260

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И НАРОДЫ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В 7–10 ВЕКАХ

Ха­зар­ский ка­га­нат. В сер. 7 в. в Да­ге­ста­не, в зем­ле са­ви­ров, уси­ли­лось объ­е­ди­не­ние тю­рок-ха­зар, пра­ви­те­ли ко­то­рых бы­ли в род­ст­ве с ка­га­на­ми Аши­на. Ха­за­рам уда­лось раз­гро­мить бол­гар, часть ко­то­рых ото­шла из При­азо­вья на Дон, при­знав власть Ха­за­рии; бол­гар­ская ор­да во гла­ве с ха­ном Ас­па­ру­хом в 681 пе­ре­се­ли­лась на ниж­ний Ду­най, где бол­га­ры вме­сте со сла­вя­на­ми соз­да­ли го­су­дар­ст­во Бол­га­рия (т. н. Ду­най­скую Бол­га­рию). Тре­тья груп­па бол­гар от­ко­че­ва­ла в Сред­нее По­вол­жье, где к кон. 1-го тыс. н. э. сло­жи­лось го­су­дар­ст­во Волж­ско-Кам­ская Бул­га­рия, пер­во­на­чаль­но за­ви­си­мое от Ха­за­рии.

Под­чи­нив ала­нов и др. на­ро­ды Се­вер­но­го Кав­ка­за и По­до­нья, ха­за­ры рас­про­стра­ни­ли свою власть не толь­ко на сте­пи Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья, но ста­ли пре­тен­до­вать на ви­зан­тий­ские и гот­ские вла­де­ния на Бос­по­ре Ким­ме­рий­ском и в Кры­му. Им под­чи­ня­лись Фа­на­го­рия, Та­ма­тар­ха (Тму­та­ра­кань), Керчь (Пан­ти­ка­пей) и др. го­ро­да. Под вла­стью ха­зар ока­за­лась часть сла­вян­ских пле­мён, жив­ших ме­ж­ду Сред­ним По­днеп­ровь­ем и По­донь­ем (по ле­то­пи­си, дань ха­за­рам пла­ти­ли ки­ев­ские по­ля­не, се­ве­ря­не, ра­ди­ми­чи и вя­ти­чи). Ха­за­ры пре­тен­до­ва­ли так­же на власть над бур­та­са­ми, волж­ски­ми фин­на­ми (вплоть до морд­вы-эр­зи и ма­рий­цев) и др. К кон. 7 в. сло­жил­ся Ха­зар­ский ка­га­нат, пре­тен­до­вав­ший на ге­ге­мо­нию в Вос­точ­ной Ев­ро­пе и вклю­чив­ший­ся в борь­бу ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Ви­зан­ти­ей в За­кав­ка­зье.

В 1-й тре­ти 8 в. ха­за­ры столк­ну­лись с араб­ской экс­пан­си­ей на Кав­ка­зе, ка­ган по­тер­пел по­ра­же­ние и пе­ре­нёс став­ку из Да­ге­ста­на в Ниж­нее По­вол­жье, в г. Итиль. Ара­бы не удер­жа­ли всех заво­ё­ван­ных тер­ри­то­рий, их фор­по­стом в Да­ге­ста­не ос­та­вал­ся Дер­бент. Ха­за­рам уда­лось вос­ста­но­вить власть над б. ч. Се­вер­но­го Кав­ка­за и При­чер­но­морь­ем. В ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии ка­ган из­брал иу­да­изм (ев­рей­ские об­щи­ны с на­чала н. э. оби­та­ли в го­ро­дах Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья): иу­да­изм как ре­ли­гия, ос­но­ван­ная на Свя­щен­ном Пи­са­нии, при­зна­вал­ся и ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми, и гре­ка­ми-хри­стиа­на­ми – со­пер­ни­ка­ми Ха­за­рии. Иу­да­изм при­ня­ла толь­ко ха­зар­ская вер­хуш­ка; осн. часть на­се­ле­ния Ха­за­рии – бол­га­ры и ала­ны – со­хра­ни­ла тра­ди­ци­он­ные язы­че­ские ве­ро­ва­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет и сал­то­во-ма­яц­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра, рас­про­стра­нив­шая­ся в 8–9 вв. на тер­ри­то­рии Ха­зар­ско­го ка­га­на­та.

В 9–10 вв. сфор­ми­ро­ва­лась сеть ха­зар­ских кре­по­стей в бас­сей­не До­на (в т. ч. по­стро­ен­ный ви­зан­тий­ца­ми Сар­кел, Ма­яц­кое го­ро­ди­ще) и Се­вер­ско­го Дон­ца (с. Верх­нее Сал­то­во), в При­ку­ба­нье (го­ро­ди­ще Ху­ма­ра) и Да­ге­ста­не (Чир-Юрт). В го­ро­дах (Итиль, Се­мен­дер) со­су­ще­ст­во­ва­ли раз­ные эт­но­кон­фес­сио­наль­ные об­щи­ны – ха­зар­ско-иу­дей­ские, му­суль­ман­ские, хри­сти­ан­ские, язы­че­ские. Од­но­вре­мен­но про­дол­жа­лись ин­тен­сив­ные ми­гра­ци­он­ные про­цес­сы как в сте­пи, так и в лес­ной зо­не Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Кон­флик­ты с но­вы­ми ко­че­вы­ми ор­да­ми Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья – тюр­ко­языч­ны­ми пе­че­не­га­ми и уг­ра­ми (венг­ра­ми) – ос­лаб­ля­ли ка­га­нат. На пе­ри­фе­рии ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­лись цен­тро­беж­ные про­цес­сы. Во 2-й пол. 9 в. венг­ры бы­ли вы­тес­не­ны пе­че­не­га­ми за Кар­па­ты на Ду­най. Этот кон­фликт по­зво­лил рус. князь­ям уп­ро­чить свою власть в Сред­нем По­днеп­ро­вье.  С нач. 10 в. ос­во­бо­дить­ся из-под вла­сти Ха­за­рии стре­ми­лись ала­ны Се­вер­но­го Кав­ка­за, ори­ен­ти­ро­вав­шие­ся на со­юз с Ви­зан­ти­ей и при­няв­шие хри­сти­ан­ст­во; в гор­ном Да­ге­ста­не скла­ды­ва­лось гос. объ­е­ди­не­ние Са­рир, со­юз­ное ала­нам; ха­ны Волж­ско-Кам­ской Бул­га­рии при­ня­ли ис­лам. На се­ве­ре фор­ми­ру­ет­ся Древ­не­рус­ское гос-во, стре­мя­щее­ся объ­е­ди­нить вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли и под­чи­нить дан­ников Ха­за­рии. В 960-е гг. Ха­зар­ский ка­га­нат гиб­нет под уда­ра­ми Ру­си и на­тис­ком огу­зов (гу­зов) из за­волж­ских сте­пей.

Кувшины из Копёнского чаатаса (Хакасия). Золото. 8–9 вв. Исторический музей (Москва).

Тюр­ки Юж­ной Си­би­ри в 8–10 вв. Огу­зы (гу­зы) – об­щее на­име­но­ва­ние двух круп­ных объ­е­ди­не­ний тюр­коя­зыч­ных пле­мён. Объ­е­ди­не­ние то­куз-огу­зов сфор­ми­ро­ва­лось ещё в со­ста­ве Тюрк­ско­го ка­га­на­та. До­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в объ­е­ди­не­нии за­ни­ма­ли уй­гу­ры, ко­то­рые по­сле рас­па­да в сер. 8 в. Тюрк­ско­го ка­га­на­та соз­да­ли Уй­гур­ский ка­ганат, под­чи­нив се­бе тюр­коя­зыч­ное на­се­ле­ние Ту­вы, раз­би­ли со­юз­ных ему ени­сей­ских кыр­гы­зов и кар­лу­ков, на вос­то­ке, в Мон­го­лии, – мон­го­лоя­зыч­ных та­тар. Власть Уй­гур­ско­го ка­га­на­та про­сти­ра­лась от Мон­го­лии до Ту­вы и Фер­га­ны. Уй­гур­ский ка­ган при­нял от мис­сио­не­ров из Со­гда ма­ни­хей­ст­во ­как гос. ре­ли­гию, ма­ни­хей­ские об­щи­ны, наря­ду с буд­дий­ски­ми, рас­се­ли­лись в Цен­траль­ной Азии, рас­про­стра­ни­лось сог­дий­ское пись­мо. При по­мо­щи со­г­дий­ских и ки­тай­ских ар­хи­тек­то­ров в ка­га­на­те строи­лись го­ро­да и зам­ки из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. В 840 ени­сей­ские кыр­гы­зы раз­гро­ми­ли Уй­гур­ский ка­га­нат и соз­да­ли Кыр­гыз­ский ка­га­нат во гла­ве с ка­га­ном Яг­ла­ка­ром. Сре­ди тюрк­ских объ­еди­не­ний Вос­точ­ной Си­би­ри древ­ни­ми ис­точ­ни­ка­ми упо­мя­ну­ты ку­ры­ка­ны (кит. гу­ли­гань) на Ан­га­ре, ко­то­рым при­пи­сы­ва­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ская ку­рум­чин­ская куль­ту­ра 6–10 вв. в При­бай­ка­лье и знаме­ни­тые па­мят­ни­ки на­скаль­но­го ис­кус­ст­ва – Лен­ские пи­са­ни­цы. Ми­гра­ции тю­рок на се­вер Вос­точ­ной Си­би­ри со­ста­ви­ли ос­но­ву эт­ноге­не­за яку­тов.

Часть то­куз-огу­зов от­ко­че­ва­ла по­сле раз­гро­ма Уй­гур­ско­го ка­га­на­та в При­ара­лье и При­кас­пий. В 9 в. воз­ник­ло их объ­е­ди­не­ние во гла­ве с ки­ма­ка­ми, пра­ви­тель ко­то­рых при­нял ти­тул ка­га­на. Ки­мак­ский ка­га­нат на ру­бе­же 9– 10 вв. вклю­чал зем­ли от Ир­ты­ша до Вол­ги. В При­ара­лье сло­жи­лось др. объ­е­ди­не­ние гу­зов со сто­ли­цей в Ян­ги­кен­те на Сыр­да­рье, раз­ви­вав­шее­ся под силь­ным влия­ни­ем Хо­рез­ма. Гу­зы кон­тро­ли­ро­ва­ли тор­го­вые пу­ти, ве­ду­щие в Вос­точ­ную Ев­ро­пу и уг­ро­жа­ли Хо­резму и Ха­за­рии. Пе­че­не­ги бы­ли вы­тес­не­ны ими из При­ара­лья в При­чер­но­мор­ские сте­пи. В кон. 10 в. от­де­лив­шая­ся от гу­зов ор­да во гла­ве с Сель­джуком от­ко­че­ва­ла в ни­зо­вья Сыр­да­рьи (кре­пость Дженд), где при­ня­ла ис­лам (так на­ча­лись сель­джук­ские за­вое­ва­ния в Пе­ред­ней Азии и За­кав­ка­зье), часть гу­зов втор­глась в Вос­точ­ную Ев­ро­пу, где ста­ли из­вест­ны под име­на­ми узов и тор­ков.

Даль­ний Вос­ток и Край­ний Се­вер. На Даль­нем Вос­то­ке ки­тай­ское и тюрк­ское влия­ния ока­за­ли воз­дей­ст­вие на эт­ни­че­ские про­цес­сы у тун­гу­со-мань­чжур­ских пле­мён. Об­щее на­зва­ние тун­гус­ских пле­мён в ки­тай­ских хро­ни­ках – мо­хэ; им бы­ло из­вест­но плуж­ное зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, ре­мёс­ла. В 698 они соз­да­ли го­су­дар­ст­во Бо­хай, вклю­чав­шее зем­ли При­мо­рья, Се­ве­ро-Вос­точ­но­го Ки­тая и Се­вер­ной Ко­реи. В сре­де зна­ти мо­хэ рас­про­стра­ни­лись буд­дизм, не­сто­ри­ан­ст­во. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Бо­хай – ос­тат­ки го­ро­дов, кре­по­стей и буд­дий­ских хра­мов – из­вест­ны в При­аму­рье (до­ли­на р. Раз­доль­ная). В 926 Бо­хай бы­ло за­воё­ва­но ки­да­ня­ми и во­шло в со­став их го­су­дар­ст­ва. Пред­по­ла­га­ют, что ми­гра­ции тю­рок спо­соб­ст­во­ва­ли рас­се­ле­нию тун­гус­ских пле­мён. Ки­тай­ские хро­ни­ки со­об­ща­ют о жи­ву­щих в За­бай­ка­лье оле­не­во­дах увань, ко­то­рых сбли­жа­ют с са­мо­на­зва­ни­ем эвен­ков и эве­нов. Эс­ки­мо­сы соз­да­ли в 1-м тыс. н. э. раз­ви­тую куль­ту­ру (ар­хео­ло­ги­че­ская древ­не­бе­рин­го­мор­ская куль­ту­ра) со спе­ци­фи­че­ски­ми ти­па­ми ко­жа­ных ло­док-кая­ков, ору­дий охо­ты, де­ко­ра­тив­ным ис­кус­ст­вом (резь­ба по кос­ти). Позд­нее оле­не­вод­ст­во бы­ло за­им­ст­во­ва­но у се­вер­ных тун­гус­ских на­ро­дов (эве­нов) чук­ча­ми и ко­ря­ка­ми.

Мед­ве­дев В. Е. Куль­ту­ра амур­ских чжур­чжэ­ней. Но­во­сиб., 1977; Ар­хео­ло­гия СССР: Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. М., 1981; Де­ре­вян­ко Е. И. Пле­ме­на При­амурья, I ты­ся­че­ле­тие на­шей эры. Но­во­сиб., 1981; Golden P. B. An introduction to the history of the Turkich peoples. Wiesbaden, 1992; Кляш­тор­ный С. Г., Са­ви­нов Д. Г. Степ­ные им­пе­рии Ев­ра­зии. СПб., 1994; Гад­ло А. В. Эт­ни­че­ская ис­то­рия Се­вер­но­го Кав­ка­за X–XIII вв. СПб., 1994; Кы­ча­нов Е. И. Ко­че­вые го­су­дар­ст­ва от гун­нов до мань­чжу­ров. М., 1997; На­поль­ских В. В. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­скую ура­ли­сти­ку. Ижевск, 1997; Пет­ру­хин В. Я., Ра­ев­ский Д. С. Очер­ки ис­то­рии на­ро­дов Рос­сии в древ­но­сти и ран­нем сред­не­ве­ко­вье. М., 1998 (библ.); Бу­да­но­ва В. П., Гор­ский А. А., Ер­мо­ло­ва И. Е. Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов: Эт­но­по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные ас­пек­ты. М., 1999; Бу­да­но­ва В. П. Вар­вар­ский мир эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов. М., 2000; Christian D. A history of Russia, Central Asia and Mon­golia. Oxf., 2000. Vol. 1.

Вернуться к началу