ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И НАРОДЫ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В 7–10 ВЕКАХ
Хазарский каганат. В сер. 7 в. в Дагестане, в земле савиров, усилилось объединение тюрок-хазар, правители которых были в родстве с каганами Ашина. Хазарам удалось разгромить болгар, часть которых отошла из Приазовья на Дон, признав власть Хазарии; болгарская орда во главе с ханом Аспарухом в 681 переселилась на нижний Дунай, где болгары вместе со славянами создали государство Болгария (т. н. Дунайскую Болгарию). Третья группа болгар откочевала в Среднее Поволжье, где к кон. 1-го тыс. н. э. сложилось государство Волжско-Камская Булгария, первоначально зависимое от Хазарии.
Подчинив аланов и др. народы Северного Кавказа и Подонья, хазары распространили свою власть не только на степи Северного Причерноморья, но стали претендовать на византийские и готские владения на Боспоре Киммерийском и в Крыму. Им подчинялись Фанагория, Таматарха (Тмутаракань), Керчь (Пантикапей) и др. города. Под властью хазар оказалась часть славянских племён, живших между Средним Поднепровьем и Подоньем (по летописи, дань хазарам платили киевские поляне, северяне, радимичи и вятичи). Хазары претендовали также на власть над буртасами, волжскими финнами (вплоть до мордвы-эрзи и марийцев) и др. К кон. 7 в. сложился Хазарский каганат, претендовавший на гегемонию в Восточной Европе и включившийся в борьбу между сасанидским Ираном и Византией в Закавказье.
В 1-й трети 8 в. хазары столкнулись с арабской экспансией на Кавказе, каган потерпел поражение и перенёс ставку из Дагестана в Нижнее Поволжье, в г. Итиль. Арабы не удержали всех завоёванных территорий, их форпостом в Дагестане оставался Дербент. Хазарам удалось восстановить власть над б. ч. Северного Кавказа и Причерноморьем. В качестве гос. религии каган избрал иудаизм (еврейские общины с начала н. э. обитали в городах Северного Причерноморья): иудаизм как религия, основанная на Священном Писании, признавался и арабами-мусульманами, и греками-христианами – соперниками Хазарии. Иудаизм приняла только хазарская верхушка; осн. часть населения Хазарии – болгары и аланы – сохранила традиционные языческие верования, о чём свидетельствует и салтово-маяцкая археологическая культура, распространившаяся в 8–9 вв. на территории Хазарского каганата.
В 9–10 вв. сформировалась сеть хазарских крепостей в бассейне Дона (в т. ч. построенный византийцами Саркел, Маяцкое городище) и Северского Донца (с. Верхнее Салтово), в Прикубанье (городище Хумара) и Дагестане (Чир-Юрт). В городах (Итиль, Семендер) сосуществовали разные этноконфессиональные общины – хазарско-иудейские, мусульманские, христианские, языческие. Одновременно продолжались интенсивные миграционные процессы как в степи, так и в лесной зоне Восточной Европы.
Конфликты с новыми кочевыми ордами Северного Причерноморья – тюркоязычными печенегами и уграми (венграми) – ослабляли каганат. На периферии интенсифицировались центробежные процессы. Во 2-й пол. 9 в. венгры были вытеснены печенегами за Карпаты на Дунай. Этот конфликт позволил рус. князьям упрочить свою власть в Среднем Поднепровье. С нач. 10 в. освободиться из-под власти Хазарии стремились аланы Северного Кавказа, ориентировавшиеся на союз с Византией и принявшие христианство; в горном Дагестане складывалось гос. объединение Сарир, союзное аланам; ханы Волжско-Камской Булгарии приняли ислам. На севере формируется Древнерусское гос-во, стремящееся объединить восточнославянские земли и подчинить данников Хазарии. В 960-е гг. Хазарский каганат гибнет под ударами Руси и натиском огузов (гузов) из заволжских степей.
Тюрки Южной Сибири в 8–10 вв. Огузы (гузы) – общее наименование двух крупных объединений тюркоязычных племён. Объединение токуз-огузов сформировалось ещё в составе Тюркского каганата. Доминирующее положение в объединении занимали уйгуры, которые после распада в сер. 8 в. Тюркского каганата создали Уйгурский каганат, подчинив себе тюркоязычное население Тувы, разбили союзных ему енисейских кыргызов и карлуков, на востоке, в Монголии, – монголоязычных татар. Власть Уйгурского каганата простиралась от Монголии до Тувы и Ферганы. Уйгурский каган принял от миссионеров из Согда манихейство как гос. религию, манихейские общины, наряду с буддийскими, расселились в Центральной Азии, распространилось согдийское письмо. При помощи согдийских и китайских архитекторов в каганате строились города и замки из сырцового кирпича. В 840 енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат и создали Кыргызский каганат во главе с каганом Яглакаром. Среди тюркских объединений Восточной Сибири древними источниками упомянуты курыканы (кит. гулигань) на Ангаре, которым приписывается археологическая курумчинская культура 6–10 вв. в Прибайкалье и знаменитые памятники наскального искусства – Ленские писаницы. Миграции тюрок на север Восточной Сибири составили основу этногенеза якутов.
Часть токуз-огузов откочевала после разгрома Уйгурского каганата в Приаралье и Прикаспий. В 9 в. возникло их объединение во главе с кимаками, правитель которых принял титул кагана. Кимакский каганат на рубеже 9– 10 вв. включал земли от Иртыша до Волги. В Приаралье сложилось др. объединение гузов со столицей в Янгикенте на Сырдарье, развивавшееся под сильным влиянием Хорезма. Гузы контролировали торговые пути, ведущие в Восточную Европу и угрожали Хорезму и Хазарии. Печенеги были вытеснены ими из Приаралья в Причерноморские степи. В кон. 10 в. отделившаяся от гузов орда во главе с Сельджуком откочевала в низовья Сырдарьи (крепость Дженд), где приняла ислам (так начались сельджукские завоевания в Передней Азии и Закавказье), часть гузов вторглась в Восточную Европу, где стали известны под именами узов и торков.
Дальний Восток и Крайний Север. На Дальнем Востоке китайское и тюркское влияния оказали воздействие на этнические процессы у тунгусо-маньчжурских племён. Общее название тунгусских племён в китайских хрониках – мохэ; им было известно плужное земледелие, скотоводство, ремёсла. В 698 они создали государство Бохай, включавшее земли Приморья, Северо-Восточного Китая и Северной Кореи. В среде знати мохэ распространились буддизм, несторианство. Археологические памятники Бохай – остатки городов, крепостей и буддийских храмов – известны в Приамурье (долина р. Раздольная). В 926 Бохай было завоёвано киданями и вошло в состав их государства. Предполагают, что миграции тюрок способствовали расселению тунгусских племён. Китайские хроники сообщают о живущих в Забайкалье оленеводах увань, которых сближают с самоназванием эвенков и эвенов. Эскимосы создали в 1-м тыс. н. э. развитую культуру (археологическая древнеберингоморская культура) со специфическими типами кожаных лодок-каяков, орудий охоты, декоративным искусством (резьба по кости). Позднее оленеводство было заимствовано у северных тунгусских народов (эвенов) чукчами и коряками.