Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 258-259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

Пе­ре­дви­же­ния пле­мен­ных объ­е­ди­не­ний, наи­бо­лее ин­тен­сив­ные у гра­ниц Рим­ской им­пе­рии на за­па­де и Ки­тая на вос­то­ке, уси­ли­лись со 2 в. н.э. и ох­вати­ли всю Се­вер­ную Ев­ра­зию. Гер­манские пле­ме­на го­тов во 2–3 вв. н. э. про­дви­ну­лись из бас­сей­на Вис­лы к ду­най­ской гра­ни­це Рим­ской им­пе­рии и в Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье, дос­тиг­нув Кры­ма. Ми­гра­ция го­тов за­тро­ну­ла бал­то-сла­вян­ский мир: пред­по­ла­га­ют, что часть сла­вян­ских (ан­ты) и сар­мат­ских (ала­ны) пле­мён бы­ла под­вла­ст­на го­там. Власть Гот­ской дер­жа­вы (т. н. дер­жа­ва Эр­ма­на­ри­ха), сло­жив­шей­ся в При­чер­но­мо­рье в 4 в., про­сти­ра­лась от При­дне­ст­ро­вья до При­азо­вья. В го­ро­дах Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья у го­тов рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во. Чер­ня­хов­ская куль­ту­ра 3–4 вв., ох­ва­ты­ваю­щая тер­ри­то­рии от Прид­не­ст­ро­вья до Сред­не­го По­днеп­ро­вья, син­те­зи­ро­ва­ла эле­мен­ты гер­ман­ской, сар­мат­ской, сла­вян­ской и др. тра­ди­ций. Пе­ре­дви­же­ния бал­тов дос­тиг­ли к сер. 1-го тыс. н. э. бас­сей­на Оки и, воз­мож­но, сред­ней Вол­ги. В Сред­ней Азии в 4–5 вв. на­чи­на­ет­ся дви­же­ние ира­ноя­зыч­ных на­ро­дов (ки­да­ри­тов, хио­ни­тов, эф­та­ли­тов), уг­ро­жаю­щих Со­гду, Ку­шан­ско­му цар­ст­ву, Бак­трии и Ира­ну.

Уйгурская крепость. 9 в. (III Шагонарское городище, Тува).

Хун­ну и Гунн­ская дер­жа­ва. На вос­то­ке столк­но­ве­ние на­ро­дов, вхо­див­ших в объ­е­ди­не­ние хун­ну (сюн­ну), с Ки­та­ем и ира­ноя­зыч­ны­ми ко­чев­ни­ка­ми юэч­жа­ми (род­ст­вен­ны­ми са­кам) спо­соб­ст­во­ва­ло ин­тен­си­фи­ка­ции эт­но­ге­не­ти­че­ских про­цес­сов в сре­де пле­мён, от­но­сив­ших­ся к ал­тай­ской язы­ко­вой мак­ро­се­мье, и вы­де­ле­нию пра­тюрк­ско-мон­голь­ских и пра­тун­гу­со-мань­чжур­ских групп. Во 2 в. се­вер­ные хун­ну под на­тис­ком со­се­дей-ко­чев­ни­ков (име­нуе­мых в ки­тай­ских ис­точ­ни­ках сянь­би) на­ча­ли ми­гра­цию в За­пад­ную Си­бирь и При­ура­лье. В это дви­же­ние на за­пад бы­ли вклю­че­ны тюр­коя­зыч­ные ко­че­вые пле­ме­на Цен­траль­ной Азии и ира­ноя­зыч­ные ко­чев­ни­ки Сред­ней Азии. В За­пад­ной Си­би­ри про­дол­жи­лось рас­се­ле­ние на се­вер са­мо­дий­ских и угор­ских пле­мён. Круп­ное ук­ре­п­лён­ное по­се­ле­ние хун­ну с гли­но­бит­ны­ми уг­луб­лён­ны­ми жи­ли­ща­ми ис­сле­до­ва­но в устье р. Ивол­га на юге Бу­ря­тии. В сер. 4 в. дви­же­ние хун­ну бы­ло ус­ко­ре­но фор­ми­ро­ва­ни­ем в Цен­траль­ной Азии объ­е­ди­не­ния жу­жа­ней. В 370-е гг. объ­е­ди­нён­ные хун­ну раз­но­языч­ные ко­чев­ни­ки, по­лу­чив­шие у ев­ро­пей­ских ис­то­ри­ков на­име­но­ва­ние «гун­ны», вторг­лись че­рез При­ку­ба­нье и При­азо­вье в вол­го-дон­ские сте­пи, раз­гро­ми­ли ала­нов, Гот­скую дер­жа­ву, го­ро­да Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья и дви­ну­лись даль­ше на за­пад, соз­дав Гунн­скую дер­жа­ву с цен­тром в Пан­но­нии. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки – по­гре­бе­ния вои­нов, ко­то­рые мож­но при­пи­сать соб­ст­вен­но гун­нам, в степ­ной по­ло­се Вос­точ­ной Ев­ро­пы еди­нич­ны, по­сколь­ку в про­цес­се ми­гра­ции куль­ту­ра гун­нов из­ме­ня­лась под воз­дей­ст­ви­ем но­вых эт­но­куль­тур­ных им­пуль­сов.

Тюр­ки. С рас­па­дом Гунн­ской дер­жа­вы во 2-й пол. 5 в. часть гун­нов от­ко­че­ва­ла в Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье, где ко­че­ва­ли тюр­коя­зыч­ные бол­га­ры (про­то­бол­га­ры), ра­нее от­тес­нив­шие ала­нов. Их объ­е­ди­не­ние вос­хо­ди­ло к сою­зу огу­ров, са­ра­гу­ров и оно­гу­ров (на­зва­ния, вос­хо­дя­щие к об­ще­тюрк­ско­му эт­но­ни­му огуз), ко­то­рых тес­ни­ли осев­шие в Да­ге­ста­не тюр­ки-са­ви­ры, в свою оче­редь от­ко­че­вав­шие из Цен­траль­ной Азии. Тюр­ки Цен­траль­ной Азии ока­за­лись под вла­стью ка­га­на жу­жа­ней (кит. на­зва­ние – жу­ань-жуа­ни), соз­дав­ше­го об­шир­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое ве­ло вой­ны с Ки­та­ем. Ти­тул «ка­ган», впер­вые при­ня­тый пра­ви­те­лем жу­жа­ней, при­рав­ни­вал­ся в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье к им­пе­ра­тор­ско­му: ка­ган пре­тен­до­вал на рав­но­прав­ные от­но­ше­ния с Ки­та­ем, ос­но­ван­ные на до­го­во­ре «о ми­ре и род­ст­ве». Тюр­ки из ро­да Аши­на, пе­ре­се­лён­ные ка­га­ном на Ал­тай, объ­е­ди­ни­лись с пле­мен­ным сою­зом огу­зов и, поль­зу­ясь под­держ­кой Ки­тая, ос­во­бо­ди­лись от вла­сти жу­жа­ней в сер. 6 в. и соз­да­ли Тюрк­ский ка­га­нат. Часть жу­жа­ней бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на, часть от­ко­че­ва­ла в Се­вер­ный Ки­тай и Ко­рею, часть, из­вест­ная под име­нем ава­ров, миг­ри­ро­ва­ла на за­пад, в Цен­траль­ную Ев­ро­пу, раз­гро­мив гунн­ские и бол­гар­ские ко­че­вые объ­е­ди­не­ния. Под вла­стью ава­ров ока­за­лись так­же сла­вян­ские пле­ме­на на Ду­нае, в нач. 6 в. ин­тен­сив­но миг­ри­рую­щие к ду­най­ской гра­ни­це Ви­зан­тии.

Тюрк­ский ка­га­нат – «ко­че­вая им­пе­рия», соз­дан­ная в сер. 6 в. ка­га­на­ми из ро­да Аши­на, под­чи­нив­шая про­стран­ст­ва от Юж­ной Си­би­ри и Мань­чжу­рии до Бос­по­ра Ким­ме­рий­ско­го и объ­е­ди­нив­шая мон­го­лоя­зыч­ные (вы­де­лив­шие­ся из сянь­би ки­да­ни и др.), тюр­коя­зыч­ные (уй­гу­ры, ени­сей­ские кыр­гы­зы и др.), ира­ноя­зыч­ные (эф­та­ли­ты, ала­ны) и др. на­ро­ды. Тюрк­ский ка­га­нат имел по­сто­ян­ные свя­зи с Ки­та­ем, Ира­ном и Ви­зан­ти­ей, стре­мил­ся к кон­тро­лю над Ве­ли­ким шёл­ко­вым пу­тём, со­еди­няв­шим Ки­тай и Вос­точ­ное Сре­ди­зем­но­мо­рье (рей­ды в Вос­точ­ную Ев­ро­пу – на Бос­пор – при­зва­ны бы­ли ус­та­но­вить путь в Ви­зан­тию в об­ход Ира­на). К кон. 6 в. Тюрк­ский ка­га­нат рас­пал­ся на Вос­точ­ный (в Цен­траль­ной Азии), где силь­ны бы­ли влия­ния Ки­тая и рас­про­стра­нял­ся буд­дизм, и За­пад­ный (в Сред­ней Азии), в боль­шей ме­ре свя­зан­ный с куль­ту­рой ира­ноя­зыч­но­го Со­гда и са­са­нид­ско­го Ира­на. К 8 в. За­пад­ный ка­га­нат ока­зал­ся под вла­стью тюрк­ско­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния тюр­ге­шей, ко­то­рые по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от ара­бов в 738. Вос­точ­ный Тюрк­ский ка­га­нат пал по­сле втор­же­ния ки­тай­ских войск (630), тюр­ки бы­ли пре­вра­ще­ны в фе­де­ра­тов Ки­тая, но вос­ста­ли и вос­ста­но­ви­ли ка­га­нат (т. н. Вто­рой Тюрк­ский ка­га­нат), под­чи­нив в кон. 7 в. объ­е­ди­не­ние то­куз-огу­зов (во гла­ве с уй­гу­ра­ми), кар­лу­ков и бас­мы­лов. В нач. 8 в. тюр­ки вторг­лись в Ки­тай, под­чи­ни­ли Ту­ву и на­нес­ли по­ра­же­ние ени­сей­ским кыр­гы­зам, на за­па­де фор­си­ро­ва­ли Сыр­да­рью, но по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от ара­бов под Са­мар­кан­дом. Вос­ста­ния под­вла­ст­ных пле­мён и внут­рен­ние рас­при при­ве­ли к рас­па­ду ка­га­на­та в сер. 8 в. Ге­ге­мо­ния пере­шла к уй­гу­рам, соз­дав­шим Уй­гур­ский ка­га­нат. Кар­лу­ки, вы­тес­нен­ные уй­гу­ра­ми на за­пад, по­ко­ри­ли тюр­ге­шей в Се­ми­ре­чье и в сою­зе с ара­ба­ми на­нес­ли по­ра­же­ние Ки­таю (751), пре­тен­до­ва­ли на власть над тюр­ка­ми-огу­за­ми в При­ара­лье; на­след­ни­ком кар­лу­ков в 10 в. ста­ло го­су­дар­ст­во Ка­ра­ха­ни­дов. В го­су­дар­ст­ве Ка­ра­ха­ни­дов под влия­ни­ем со­сед­ней дер­жа­вы Са­ма­ни­дов по­бе­дил ис­лам, ко­то­рый стал рас­про­стра­нять­ся в сре­де со­сед­них тюрк­ских на­ро­дов.

С рас­па­дом Тюрк­ско­го ка­га­на­та в 1-й пол. 7 в. в При­чер­но­мо­рье воз­ник­ло объ­еди­не­ние тюр­коя­зыч­ных ко­чев­ни­ков под ге­ге­мо­ни­ей бол­гар (про­то­бол­гар), име­нуе­мое Ве­ли­кая Бол­га­рия. Бол­гар­ско­му ха­ну Куб­ра­ту под­чи­ня­лись тер­ри­то­рии от При­ку­ба­нья до Прид­не­про­вья, сто­ли­цей был уце­лев­ший по­сле гунн­ско­го втор­же­ния го­род Фа­на­го­рия на Та­ма­ни. С по­ми­наль­ным ком­плек­сом Куб­ра­та свя­зы­ва­ют т. н. Пе­ре­ще­пин­ский клад, об­на­ру­жен­ный в Сред­нем По­днеп­ро­вье, со­стоя­щий из бо­га­то­го кон­ско­го убо­ра, воо­ру­же­ния, мно­го­чис­лен­ных дра­го­цен­ных ук­ра­ше­ний (вклю­чая пер­стень с мо­но­грам­мой Куб­ра­та) и по­су­ды, про­из­ве­дён­ной в Кон­стан­ти­но­по­ле и Ира­не.

Мед­ве­дев В. Е. Куль­ту­ра амур­ских чжур­чжэ­ней. Но­во­сиб., 1977; Ар­хео­ло­гия СССР: Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. М., 1981; Де­ре­вян­ко Е. И. Пле­ме­на При­амурья, I ты­ся­че­ле­тие на­шей эры. Но­во­сиб., 1981; Golden P. B. An introduction to the history of the Turkich peoples. Wiesbaden, 1992; Кляш­тор­ный С. Г., Са­ви­нов Д. Г. Степ­ные им­пе­рии Ев­ра­зии. СПб., 1994; Гад­ло А. В. Эт­ни­че­ская ис­то­рия Се­вер­но­го Кав­ка­за X–XIII вв. СПб., 1994; Кы­ча­нов Е. И. Ко­че­вые го­су­дар­ст­ва от гун­нов до мань­чжу­ров. М., 1997; На­поль­ских В. В. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­скую ура­ли­сти­ку. Ижевск, 1997; Пет­ру­хин В. Я., Ра­ев­ский Д. С. Очер­ки ис­то­рии на­ро­дов Рос­сии в древ­но­сти и ран­нем сред­не­ве­ко­вье. М., 1998 (библ.); Бу­да­но­ва В. П., Гор­ский А. А., Ер­мо­ло­ва И. Е. Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов: Эт­но­по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные ас­пек­ты. М., 1999; Бу­да­но­ва В. П. Вар­вар­ский мир эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов. М., 2000; Christian D. A history of Russia, Central Asia and Mon­golia. Oxf., 2000. Vol. 1.

Вернуться к началу