Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́СОВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 609

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

Ю́СОВ Ва­дим Ива­но­вич (20.4.1929, дер. Клав­ди­но Слу­дин­ско­го р-на Ле­нингр. обл. – 23.8.2013, г. Пав­ло­во Ни­же­го­род­ской обл.; по­хоро­нен на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще в Мо­ск­ве), рос. ки­но­опе­ра­тор, нар. арт. РСФСР (1979). В 1954 окон­чил опе­ра­тор­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская Б. И. Вол­че­ка). Де­бют в ки­но – ф. «Обык­но­вен­ный че­ло­век» (1957, совм. с К. П. Бро­ви­ным) снят в сти­ли­сти­ке «те­ле­спек­так­ля». В ди­плом­ном филь­ме А. А. Тар­ков­ско­го «Ка­ток и скрип­ка» (1960) про­яв­ле­ны осн. прин­ци­пы опе­ра­тор­ской ма­не­ры Ю.: ём­кая, энер­гич­ная на­сы­щен­ность кад­ра, про­ду­ман­ное со­от­но­ше­ние цве­то­вых и све­то­вых де­та­лей, при­даю­щих ра­бо­там ди­на­мич­ную, кон­цен­три­ров. ат­мо­сфе­ру: «Ан­д­рей Руб­лёв» (1966, вы­шел на эк­ра­ны СССР в 1971), «Не го­рюй!» (1969), «Со­ля­рис» (1972), «Со­всем про­па­щий» (1973), «Они сра­жа­лись за Ро­ди­ну» (1975), «Юлия Врев­ская» (1977), «Крас­ные ко­ло­ко­ла» (1982), «Пас­порт» (1990), «Про­рва» (1992), «Ко­пей­ка» (2002). В осо­бой ма­не­ре (экс­прес­сив­ная эф­фект­ность разл. ра­кур­сов и др.) сня­ты сны Ива­на («Ива­но­во дет­ст­во», 1962) и ли­рич. «встав­ки» («Я ша­гаю по Мо­ск­ве», 1964). Сво­его ро­да опе­ра­тор­ской «жи­во­пис­ной сим­фо­ни­ей» стал ф. «Чёр­ный мо­нах» (1988, пр. Мкф в Ве­не­ции). Ав­тор сце­на­рия т/ф «Чис­то анг­лий­ское убий­ст­во» (1974, совм. с Э. Ф. Смир­новым). Ав­тор ста­тей об иск-ве ки­но. С 1983 зав. ка­фед­рой опе­ра­тор­ско­го мас­тер­ст­ва во ВГИКе. Ле­нин­ская пр. (1982), Гос. пр. РСФСР (1977), Гос. пр. СССР (1984).

Лит.: Сви­ри­до­ва А. Кадр Юсо­ва // Ис­кус­ст­во ки­но. 2013. № 11.

Вернуться к началу