Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУ́ХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 162-163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШУ́ХОВ Вла­ди­мир Гри­горь­е­вич [16(28).8.1853, Грай­во­рон, Кур­ской губ., ны­не Бел­го­род­ской обл. – 2.2.1939, Мо­ск­ва], рос. ин­же­нер, ар­хи­тек­тор и учё­ный, чл.-корр. (1928), поч. чл. АН СССР (1929), Ге­рой Тру­да (1932). По окон­чании в 1876 Им­пе­ра­тор­ско­го Моск. тех­нич. уч-ща (ны­не МВТУ) как луч­ший уче­ник (сту­ден­том изо­брёл осо­бый тип па­ро­вой фор­сун­ки и др.) в со­ста­ве на­уч. де­ле­га­ции на­прав­лен на Все­мир­ную вы­став­ку в США (1876–77), изу­чал амер. тех­ни­ку в глав­ных пром. цен­трах. В 1877–78 нач. чер­тёж­но­го бю­ро Управ­ле­ния Вар­шав­ско-Вен­ской ж. д. в С.-Пе­тер­бур­ге, в эти же го­ды воль­но­слу­ша­те­ль в Во­ен.-мед. ака­де­мии. Про­из­вёл рас­чё­ты и ру­ко­во­дил стро­и­тель­ст­вом (1878) пер­во­го в Рос­сии неф­те­про­во­да (от Ба­ла­хан­ских неф­тя­ных про­мы­слов до Ба­ку, дли­ной около 11 км). С 1880 гл. ин­же­нер тех­нич. стро­ит. кон­то­ры А. В. Ба­ри (впо­след­ст­вии «Сталь­мост») в Мо­ск­ве. В 1880 Ш. впер­вые в ми­ре осу­ще­ст­вил пром. фа­кель­ное сжи­га­ние жид­ко­го то­п­ли­ва с по­мо­щью изо­бре­тён­ной им фор­сун­ки, по­зво­ляв­шей эф­фек­тив­но сжи­гать и ма­зут, счи­тав­ший­ся ра­нее от­хо­дом неф­те­пе­ре­ра­бот­ки; соз­дал кон­ст­рук­цию во­до­труб­но­го па­ро­во­го кот­ла (т. н. ко­тёл Шу­хо­ва, 1880). Раз­ра­бо­тал и за­па­тен­то­вал пром. ус­та­нов­ку для пе­ре­гон­ки неф­ти с раз­ло­же­ни­ем на фрак­ции под воз­дей­ст­ви­ем вы­со­ких тем­пе­ра­тур и дав­ле­ний (1891), уни­вер­саль­ную ме­то­ди­ку рас­чёта во­до­про­во­дов и по­стро­ил во­допро­во­ды в Там­бо­ве (1883), час­тич­но в Мо­ск­ве (1911), Во­ро­не­же, Кие­ве, Ни­ко­лае­ве (1907), Харь­ко­ве и др. го­ро­дах. Ш. – один из соз­да­те­лей неф­те­на­лив­но­го фло­та в Рос­сии. По его про­ек­там раз­ра­бо­та­ны сталь­ные неф­те­на­лив­ные бар­жи дли­ной от 50 до 130 м (до 1917 по­строе­но 82 бар­жи). Под рук. Ш. спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны ок. 500 мос­тов (че­рез Оку, Вол­гу, Ени­сей и др.), вра­щаю­щая­ся сце­на МХАТа; про­ве­де­на уни­каль­ная опе­ра­ция по вы­прям­ле­нию (по­сле раз­ру­ши­тель­но­го зем­ле­тря­се­ния) сев.-вост. ми­на­ре­та 15 в. мед­ре­се Улуг­бе­ка в Са­мар­кан­де (1932). В об­лас­ти строи­тель­ст­ва по про­ек­там Ш. соз­да­ва­лись ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции и кар­ка­сы зда­ний, ви­ся­чие сет­ча­тые по­кры­тия и сет­ча­тые сво­ды, сво­ды двоя­кой кри­виз­ны с про­лё­та­ми до 40 м [напр., при строи­тель­ст­ве Верх­них тор­го­вых ря­дов (1889–93, ны­не ГУМ), Пет­ров­ско­го пас­са­жа (1903–06), рес­то­ра­на «Мет­ро­поль» (1905), ма­га­зи­на «Мюр и Ме­ри­лиз» (1906–08, ны­не ЦУМ), Мо­с­ков­ско­го поч­там­та (1911–12)].

По про­ек­там Ш. со­ору­же­но в Рос­сии и за ру­бе­жом ок. 200 ба­шен ори­ги­наль­ной кон­ст­рук­ции (пер­вая – в 1896 на Все­рос. ху­дож. вы­став­ке в Ниж­нем Нов­го­ро­де), в т. ч. зна­ме­ни­тая Шу­хов­ская (Ша­бо­лов­ская) ра­дио­баш­ня в Мо­ск­ве из шес­ти ги­пер­бо­ло­ид­ных сек­ций, вы­пол­нен­ная в ви­де не­су­щей сталь­ной сет­ча­той обо­лоч­ки об­щей вы­со­той 152 м, воз­ве­дён­ная в 1920–22 с по­мо­щью изо­бре­тён­но­го Ш. уни­каль­но­го ме­то­да «те­ле­ско­пи­че­ско­го мон­та­жа».

Пр. им. В. И. Ле­ни­на (1929). В 1990 уч­ре­ж­де­на Зо­ло­тая ме­даль им. В. Г. Шу­хо­ва. Па­мят­ник в Мо­ск­ве (2008, скульп­тор С. А. Щер­ба­ков).

Лит.: Ло­пат­то А. Э. По­чет­ный ака­де­мик В. Г. Шу­хов – вы­даю­щий­ся рус­ский ин­же­нер. М., 1951; Ар­нау­тов Л. И., Кар­пов Я. К. По­весть о ве­ли­ком ин­же­не­ре. М., 1978; В. Г. Шу­хов – вы­даю­щий­ся ин­же­нер и уче­ный / Отв. ред. И. П. Мель­ни­ков, А. Ю. Иш­лин­ский. М., 1984; Шу­хо­ва Е. М. В. Г. Шу­хов: Пер­вый ин­же­нер Рос­сии. М., 2003.

Вернуться к началу