Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЭСТО́НИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 476-477

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда (балет)
Национальная опера «Эстония». www.visitestonia.com

«ЭСТО́НИЯ», На­цио­наль­ная опе­ра «Эс­то­ния» (Rahvusooper Estonia), круп­ней­ший му­зы­каль­ный те­атр Эс­то­нии. Ос­но­ван в 1906 в Ре­ве­ле (с 1919 Тал­лин) на ба­зе лю­би­тель­ско­го те­ат­ра при пев­че­ско-му­зы­каль­ном об-ве «Эс­то­ния» (1865). Пер­вый ре­жис­сёр – П. Пин­на, пер­вый ди­ри­жёр – О. Хер­манн. Пер­во­на­чаль­но ста­ви­лись пре­им. дра­ма­тич. спек­так­ли и опе­рет­ты, пер­вая опе­ра – «Ноч­лег в Гра­на­де» К. Крей­це­ра (1908). Опе­ры ре­гу­ляр­но ста­ви­лись с 1918. Зда­ние в сти­ле не­оклас­си­циз­ма по­строе­но в 1909–13 (фин. ар­хи­тек­то­ры А. Лин­дг­рен и Ви­ви Лённ), раз­ру­ше­но в го­ды Вел. Отеч. вой­ны, в 1950 вос­ста­нов­ле­но (арх. А. Кот­ли). С 1940 Гос. те­атр Эст. ССР «Эс­то­ния», с 1949 (с от­де­ле­ни­ем дра­ма­тич. труп­пы) – Гос. те­атр опе­ры и ба­ле­та Эст. ССР «Эс­то­ния» (с 1950 ака­де­мич.), с 1998 совр. на­зва­ние.

В те­ат­ре по­став­ле­ны пер­вые эст. нац. опе­ры: «Ви­кер­цы» («Ви­кин­ги») Э. Аа­ва (1928), «Де­ва мо­ги­лы» (1929), «Лю­бовь и смерть» (1931) и «Эль­га» (1934) А. Лем­бы, «Кау­по» А. Вед­ро (1932), до 1940 по­став­ле­но ок. 60 разл. зап.-ев­роп. опер (в т. ч. опе­ры В. А. Мо­цар­та, Дж. Вер­ди, Р. Ваг­не­ра) и ряд рус. опер. В нач. 1940-х гг. зна­чит. часть пев­цов эмиг­ри­ро­ва­ла, по­сле вой­ны труп­па ском­плек­то­ва­на за­но­во. В сов. пе­ри­од по­яви­лись нац. опе­ры «Пю­ха­ярв» (1946), «Бе­рег бурь» (1949, 1967), «Ру­ка об ру­ку» (1955), «Бое­вое кре­ще­ние» (1957) Г. Эр­не­сак­са, «Ог­ни мще­ния» (1945, не­од­но­крат­но во­зоб­нов­ля­лась), «Пе­вец сво­бо­ды» (1950, не­од­но­крат­но во­зоб­нов­ля­лась), «Зим­няя сказ­ка» (1960) Э. Кап­па, «Жерт­ва» (1981) Р. Кан­гро, «Же­лез­ный дом» (1965), «Си­ра­но де Бер­же­рак» (1976), «По­лёт» (1983) Э. Там­бер­га, «Бар­ба­ра фон Ти­зен­ху­зен» (1969, 1990), «Пас­тор из Рей­ги» (1988) Э. Ту­би­на и др., а так­же св. 100 за­ру­беж­ных опер и ряд рус. клас­сич. опер, в т. ч. «Бо­рис Го­ду­нов» (1952, 1980) и «Хо­ван­щи­на» (1987) М. П. Му­сорг­ско­го, «Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре» С. С. Про­кофь­е­ва (1983). Ны­не ос­но­вой ре­пер­туа­ра по-преж­не­му яв­ля­ет­ся ми­ро­вая опер­ная клас­си­ка, а так­же клас­сич. опе­рет­ты, мю­зик­лы, ред­ко зву­ча­щие опе­ры 20 в., в их чис­ле «Дол­гий ро­ж­де­ст­вен­ский ужин» (2014) и «Кар­диль­як» (2015) П. Хин­де­ми­та, в 2014 по­став­ле­на ба­роч­ная опе­ра «Ри­наль­до» Г. Ф. Ген­де­ля (при уча­стии ди­ри­жё­ра А. Мус­то­не­на).

Пер­вый пол­но­мет­раж­ный ба­лет по­ста­ви­ла В. В. Кри­гер («Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, 1922). В 1926 соз­да­на по­сто­ян­ная ба­лет­ная труп­па. Пер­вый нац. ба­лет – «Кратт» Э. Ту­би­на (1943; но­вая вер­сия, 2015). В чис­ле по­ста­но­вок – «Iohanna tentata» Э. Там­бер­га (1971), «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва (1973), «Ис­то­рия Ан­сель­ма» Л. Су­ме­ры (1978), ба­лет-кан­та­та «Эс­тон­ские бал­ла­ды» В. Тор­ми­са (1980). В 21 в. ба­лет­ный ре­пер­ту­ар ори­ен­ти­ро­ван гл. обр. на клас­си­ку и совр. сю­жет­ные мно­го­акт­ные спек­так­ли, сре­ди ко­то­рых «Бе­ло­снеж­ка и семь гно­мов» на му­зы­ку Т. Ко­ча­ка (2008), «Мо­диль­я­ни – про­кля­тый ху­дож­ник» Т. Айнт­са (2012), «Оне­гин» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го (2015).

Гл. ди­ри­жё­ра­ми те­ат­ра в раз­ные го­ды бы­ли Р. Кулль, Ю. Аа­вик, П. Ни­гу­ла, К. Ра­уд­сепп, Н. Яр­ви, Э. Клас, П. Мя­ги, А. Воль­мер и др., с 2012 – В. Пяхн; опе­ры ста­ви­ли ре­жис­сё­ры Х. Ком­пус, Э. Уу­ли, П. Мя­ги, А. Ви­нер, У. Вяль­я­отс, А. Микк, Н. Ку­нин­гас и др.; сре­ди пев­цов – Э. Маа­зик, А. Ка­аль, К. Отс, Г. Отс, Т. Куу­зик, Х. Крумм, В. Гурь­ев, М. Пальм. В раз­ные го­ды ба­лет­ную труп­пу воз­глав­ля­ли Р. Ольб­рей, А. Экс­тон, В. Пя­ри, Э. Су­ве, М. Мур­дмаа, Т. Эдур (с 2009), сре­ди со­лис­тов – Х. Пу­ур, Т. Ран­двийр, Т. Хярм, К. Кырб, В. Ар­хан­гель­ский.

Вернуться к началу