Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУНДАМЕНТАЛИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 653

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кырлежев

ФУНДАМЕНТАЛИ́ЗМ ре­ли­ги­оз­ный, пер­во­на­чаль­но дви­же­ние в сре­де амер. про­тес­тан­тов (кон. 19 – нач. 20 вв.), став­шее ре­ак­ци­ей на рас­про­стра­не­ние ли­бе­раль­ной тео­ло­гии, ис­то­ри­ко-кри­тич. ме­то­да изу­че­ния Биб­лии и эво­лю­цио­ни­ст­ских пред­став­ле­ний о воз­ник­но­ве­нии и раз­ви­тии жиз­ни.

В 1885 сто­рон­ни­ки про­тес­тант­ской ор­то­док­сии оп­ре­де­ли­ли «пять пунк­тов фун­да­мен­та­лиз­ма»: бу­к­валь­ная без­оши­боч­ность Свя­щен­но­го Пи­са­ния; бо­же­ст­вен­ность Хри­ста; Его ро­ж­де­ние от де­вы; фи­зи­че­ское Вос­кре­се­ние и те­лес­ное Вто­рое при­ше­ст­вие; за­мес­ти­тель­ная тео­рия ис­ку­п­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Хри­стос по­стра­дал на кре­сте вме­сто че­ло­ве­ка. Тер­мин ут­вер­дил­ся по­сле се­рии ан­ти­модер­ни­ст­ских пуб­ли­ка­ций, оза­глав­лен­ных «Ос­но­вы: сви­де­тель­ст­во об ис­ти­не» («The Fundamentals: a testimony to the truth», 1910–15).

Ф. явил­ся ре­ак­ци­ей на се­ку­ля­ри­за­цию Но­во­го вре­ме­ни, т. е. ра­ди­каль­ное раз­ли­че­ние са­краль­но­го и се­ку­ляр­но­го и вы­тес­не­ние ре­ли­гии из сфер по­ли­ти­ки, мо­ра­ли, по­зна­ния, об­ществ. жиз­ни и куль­ту­ры. Про­воз­гла­шая воз­врат к са­краль­ной тра­ди­ции, Ф. на­стаи­ва­ет на «ут­вер­жде­нии ре­ли­ги­оз­но­го ав­то­ри­те­та в ка­че­ст­ве хо­ли­сти­че­ско­го и аб­со­лют­ного, не до­пус­каю­ще­го ни кри­ти­циз­ма, ни ре­дук­ции», и «вы­ра­жа­ет­ся че­рез кол­лек­тив­ное тре­бо­ва­ние, что­бы осо­бые ве­ро­учи­тель­ные и эти­че­ские пред­пи­са­ния, из­вле­кае­мые из Пи­са­ния, бы­ли пуб­лично при­зна­ны и юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­ны» (Б. Ло­ренс). Оп­по­нен­та­ми Ф. вы­сту­па­ют не толь­ко сто­рон­ни­ки се­ку­ля­риз­ма, но и ре­лиг. мо­дер­ни­сты, стре­мя­щие­ся со­гла­со­вать тра­диц. ре­ли­гию с совр. со­цио­куль­тур­ны­ми пред­став­ле­ния­ми и реа­лия­ми, а так­же ве­рую­щие, не­кон­фликт­но реа­ли­зую­щие свою ре­ли­ги­оз­ность в совр. ус­ло­ви­ях. Ха­рак­тер­ные при­зна­ки Ф.: са­мо­по­ни­ма­ние чле­нов дви­же­ния как пра­вед­но­го мень­шин­ст­ва, «свя­то­го ос­тат­ка»; ис­поль­зо­ва­ние осо­бо­го язы­ка, обес­пе­чи­ваю­ще­го са­мо­иден­ти­фи­ка­цию; де­мо­ни­за­ция оп­по­нен­тов; дуа­ли­стич. ус­та­нов­ка, со­глас­но ко­то­рой в лю­бой си­туа­ции воз­мож­но про­во­дить чёт­кую гра­ни­цу ме­ж­ду доб­ром и злом, а ми­ро­вая ис­то­рия яв­ля­ет­ся кос­ми­че­ской бит­вой сил Све­та с си­ла­ми Тьмы; апо­ка­лип­тич. и хи­лиа­стич. на­строе­ния (со­вре­мен­ность опо­зна­ёт­ся как за­вер­шаю­щий пе­ри­од ис­то­рии, в рам­ках ко­то­ро­го воз­мож­на вре­мен­ная по­бе­да сто­рон­ни­ков Све­та, т. е. фун­да­мен­та­ли­стов). Прин­ци­пи­аль­но от­вер­гая ле­ги­тим­ность разл. ин­тер­пре­та­ций ре­лиг. тра­ди­ции, сто­рон­ни­ки Ф. пред­ла­га­ют собств. ин­тер­пре­та­цию в ка­че­ст­ве един­ст­вен­ной и без­оши­боч­ной, де­мон­ст­ри­руя из­би­ра­тель­ность в от­но­ше­нии ре­лиг. идей и ис­то­рич. фак­тов. Сам па­фос «воз­вра­та к ис­то­кам», а так­же ис­поль­зо­ва­ние в сво­их це­лях но­вей­ших тех­нич. дос­ти­же­ний сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что Ф. – совр. яв­ле­ние.

Подъ­ём Ф. в США в 1920-е гг. со­про­во­ж­дал­ся «обезь­янь­и­ми про­цес­са­ми» (борь­бой с пре­по­да­ва­ни­ем эво­люц. тео­рии в шко­лах); в 1970-е гг. стал ре­ак­ци­ей на сек­су­аль­ную ре­во­лю­цию 1960-х гг. Тер­мин «Ф.» по­лу­чил бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние, обо­зна­чая сход­ные фе­но­ме­ны не толь­ко в др. хри­сти­ан­ских кон­фес­си­ях – ка­то­ли­циз­ме и пра­во­сла­вии, но и в др. ре­ли­ги­ях, пре­ж­де все­го в иу­да­из­ме и ис­ла­ме, а так­же в ин­ду­из­ме, сик­хиз­ме, буд­диз­ме, кон­фу­ци­ан­ст­ве, что по­зво­ля­ет го­во­рить о фе­но­ме­не гло­баль­но­го фун­да­мен­та­лиз­ма.

Лит.: Keating K. Catholicism and fundamen­talism. S. F., 1988; Fundamentalism as an ecu­menical challenge / Ed. H. Küng, J. Molt­mann. L., 1992; Lawrence B. Defenders of God: The fundamentalist revolt against the modern age. Columbia, 1995; Кос­тюк К. Н. Пра­во­слав­ный фун­да­мен­та­лизм // По­лис. 2000. № 5; Armstrong K. The battle for God. N. Y., 2001; Brasher B. E. The encyclopedia of funda­mentalism. N. Y.; L., 2001; Вер­хов­ский А. По­ли­ти­че­ское пра­во­сла­вие: Рус­ские пра­во­слав­ные на­цио­на­ли­сты и фун­да­мен­та­ли­сты. М., 2003; Juergensmeyer M. Terror in the mind of God: The global rise of religious violence. Berk.; L., 2003; Fundamentalisms: Threats and ideologies in the modern world / Ed. J. Dunn. L., 2015.

Вернуться к началу