Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИЛКО́В МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Авторы: Д. Н. Шилов

ХИЛКО́В Ми­ха­ил Ива­но­вич [5(17).12.1834, Мо­ск­ва – 8(21).3.1909, С.-Пе­тер­бург], князь, рос. гос. дея­тель, д. тайн. сов. (1899), поч. чл. Пе­терб. АН (1899). Окон­чил Па­же­ский кор­пус (1853), за­тем на служ­бе в л.-гв. Егер­ском пол­ку, в 1857–59 в от­став­ке, в 1859–61 на служ­бе в МИД, в 1861–62 ми­ро­вой по­сред­ник в Бе­жец­ком у. Твер­ской губ. В 1862–1864 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке; в 1864–69 жил в США, ра­бо­тал в ком­па­нии по по­строй­ке Транс­ат­лан­ти­че­ской ж. д. В 1869–70 сле­сарь на англ. па­ро­возо­стро­ит. за­во­де в Ли­вер­пу­ле. В 1870 вер­нул­ся в Рос­сию, нач. трак­ции (служ­бы дви­же­ния) на ча­ст­ных Кур­ско-Ки­ев­ской и Мо­с­ков­ско-Ря­зан­ской же­лез­ных до­ро­гах. В рус.-тур. вой­ну 1877–78 упол­но­мо­чен­ный Рос. об-ва Крас­но­го Кре­ста при са­ни­тар­ном по­ез­де. Один из ру­ко­во­ди­те­лей по­строй­ки За­кас­пий­ской ж. д.: управ­ляю­щий до­ро­гой (1880–82), зав. ме­ха­нич. ча­стью (с 1885), по­мощ­ник зав. по­строй­кой Са­мар­канд­ско­го (с 1887) и ос­нов­но­го (с 1889) уча­ст­ков до­ро­ги. Уп­рав­ляю­щий Мин-вом об­ществ. ра­бот, пу­тей со­об­ще­ния, тор­гов­ли и зем­ле­де­лия кн-ва Бол­га­рия (1882–85). Нач. Ор­лов­ско-Гряз­ской (1892–93) и Са­ма­ро-Зла­то­ус­тов­ской (1893) же­лез­ных до­рог. Гл. ин­спек­тор ка­зён­ных же­лез­ных до­рог (1893–1895), управ­ляю­щий Мин-вом пу­тей со­об­ще­ния [с 4(16).1.1895], мин. пу­тей со­об­ще­ния [2(14).4.1895–25.10(7.11).1905]. Статс-сек­ре­тарь Е. И. В. (1904). Под рук. Х. ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось строи­тель­ст­во же­лез­ных до­рог, их про­тя­жён­ность уве­ли­чи­лась на 25 тыс. км (в ча­ст­но­сти, по­строе­ны осн. уча­ст­ки Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли), а гру­зо­обо­рот – вдвое. По ини­циа­ти­ве Х. раз­ра­бо­та­ны и ут­вер­жде­ны (1898) пер­вые в Рос­сии пра­ви­ла тех­нич. экс­плуа­та­ции же­лез­ных до­рог. При его ак­тив­ном уча­стии уч­ре­ж­де­но Моск. ин­же­нер­ное уч-ще, го­то­вив­шее кад­ры для же­лез­ных до­рог (1896, ны­не Моск. гос. ун-т пу­тей со­об­ще­ния имп. Ни­ко­лая II). Ут­вер­дил по­ста­нов­ле­ние «О по­ряд­ке и ус­ло­ви­ях пе­ре­воз­ки тя­же­стей и пас­сажи­ров в са­мо­дви­жу­щих­ся эки­па­жах» (1896), ко­то­рое ста­ло пер­вым до­ку­мен­том, рег­ла­мен­ти­ро­вав­шим ис­поль­зо­ва­ние ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та в Рос­сии. По­сле на­ча­ла рус.-япон. вой­ны 1904–05 ру­ко­во­дил на мес­те строи­тель­ст­вом Кру­го­бай­каль­ской ж. д. (март – сент. 1904). С окт. 1905 чл. Гос. со­ве­та (с 1906 вхо­дил в груп­пу цен­тра). С 1907 пред. Гл. управ­ле­ния Рос. об-ва Крас­но­го Кре­ста. Член-уч­ре­ди­тель Моск. от­де­ле­ния Рус. тех­нич. об-ва (1876). На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го с ал­маз­ны­ми зна­ка­ми к не­му (1905) и др.

Лит.: Ши­лов Д. Н. Го­су­дар­ст­вен­ные дея­те­ли Рос­сий­ской им­пе­рии: Гла­вы выс­ших и цен­траль­ных уч­ре­ж­де­ний. 1802–1917: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. 2-е изд. СПб., 2002.

Вернуться к началу