Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕРА́СКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 30

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ХЕРА́СКОВ Ми­ха­ил Мат­вее­вич [25.10 (5.11).1733, Пе­ре­яс­лавль, ны­не Пе­ре­яслав-Хмель­ниц­кий – 27.9(9.10).1807, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, гос. деятель, чл. Рос. ака­де­мии (1783); д. тайн. сов. (1801). Сын вы­ход­ца из Ва­ла­хии. Учил­ся в Су­хо­пут­ном шля­хет­ном ка­дет­ском кор­пу­се (1743–51), вы­пу­щен по­ру­чи­ком в Ин­гер­ман­ланд­ский пех. полк; в 1754 пе­ре­шёл на гражд. служ­бу. С 1756 слу­жил в Моск. ун-те, за­ве­до­вал биб­лио­те­кой, ти­по­гра­фи­ей, те­ат­ром; с 1761 ис­пол­нял обя­зан­но­сти ди­рек­то­ра, в 1763–70 ди­рек­тор ун-та. В 1770–75 ви­це-пре­зи­дент Берг-кол­ле­гии в С.-Пе­тер­бур­ге, по­сле че­го вы­шел в от­став­ку и вер­нул­ся в Мо­ск­ву. В 1778–1802 (с пе­ре­ры­вом в 1-й пол. 1801) ку­ра­тор Моск. ун-та. По ре­ше­нию Х. при ун-те был соз­дан Бла­го­род­ный пан­си­он (1778), уни­вер­си­тет­ская ти­по­гра­фия от­да­на в арен­ду Н.И. Но­ви­ко­ву (1779) и др. С 1-й пол. 1770-х гг. чл. не­сколь­ких ма­сон­ских лож; с 1782 вхо­дил в тео­ре­тич. гра­дус ор­де­на ро­зен­крей­це­ров. С кон. 1802 в от­став­ке.

Х. – один из са­мых пло­до­ви­тых и вли­я­тель­ных рус. пи­са­те­лей 18 в., ос­но­во­по­лож­ник не­сколь­ких лит. жан­ров. Пе­ча­тал­ся с 1751 (две тор­жеств. оды). Из­да­вал жур­на­лы «По­лез­ное уве­се­ле­ние» (1760 – июнь 1762) и «Сво­бод­ные ча­сы» (1763), объ­е­ди­няв­шие во­круг Х. на­чи­наю­щих моск. ли­те­ра­то­ров (И. Ф. Бо­гда­но­вич, В. И. Май­ков, А. А. Ржев­ский, Д.И. Фон­ви­зин и др.); в С.-Пе­тер­бур­ге ре­дак­ти­ро­вал ж. «Ве­че­ра» (1772–1773), вы­пус­кав­ший­ся лит. круж­ком Х. Как ли­рич. по­эт от­ли­чал­ся осо­бой склон­но­стью к мо­раль­но-фи­лос. и ре­лиг. те­ма­ти­ке, в т. ч. в не пред­по­ла­гав­ших её «лёг­ких» сти­хо­тво­ре­ни­ях: сб. «Но­вые оды» (1762), «Фи­ло­со­фи­че­ские оды, или Пес­ни» (1769) [оба во­шли в «Тво­ре­ния» Х. (ч. 1–12, 1796–1803) со­от­вет­ст­вен­но под загл. «Анак­ре­он­ти­че­ские оды» и «Оды нра­во­учи­тель­ные»]. По­учая доб­ро­де­те­лям, из­бе­гал са­ти­рич. об­ли­че­ния по­ро­ков, в т. ч. в бас­нях (сб. «Нра­во­учи­тель­ные бас­ни», 1764). Пи­сал ду­хов­ные оды («Бог», 1778; «Мир», 1800) и сти­хи, ос­но­ван­ные на Свя­щен­ном Пи­са­нии: «По­черп­ну­тые мыс­ли из Экк­ле­сиа­ста» (1765), «Три на­чаль­ные гла­вы из Пре­муд­ро­стей Со­ло­мо­но­вых» (1778), ли­рич. цикл «Уте­ше­ние греш­ных» (1783). Ши­ро­ко из­вест­но его пе­ре­ло­же­ние 64-го псал­ма (ма­сон­ский гимн) «Коль сла­вен наш Гос­подь в Сио­не...» (опубл. в 1819).

Гл. про­из­ве­де­ние Х. – «Рос­сия­да» (1779), пер­вая рус. ори­ги­наль­ная за­кон­чен­ная эпич. по­эма. Её ис­то­рич. ос­но­ва – по­ко­ре­ние Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, ко­то­рое для Х. зна­ме­но­ва­ло окон­ча­ние тат. ига и на­ча­ло ис­то­рии совр. Рос­сии; лит. об­раз­цом ему по­слу­жи­ли ан­тич­ные и но­во­ев­ро­пей­ские эпо­пеи (в осо­бен­но­сти «Ос­во­бо­ж­дён­ный Ие­ру­са­лим» Т. Тас­со). «Рос­сия­да» и сле­дую­щая его эпич. по­эма – «Вла­ди­мир воз­ро­ж­ден­ный» (1785), по­ве­ст­вую­щая о кре­сти­теле Ру­си, – при­нес­ли Х. сла­ву «рус­ско­го Го­ме­ра» (хо­тя уже к сер. 19 в. мало чита­лись). Сре­ди по­эм: «Пло­ды на­ук» (1761, ди­дак­тич. по­эма в оп­ро­вер­же­ние идей Ж. Ж. Рус­со), «Чес­мен­ский бой» (1771), «Все­лен­ная» (1797, под­ра­жа­ние Дж. Миль­то­ну, по­эма о Со­тво­ре­нии ми­ра и гре­хо­па­де­нии), «Царь, или Спа­сен­ный Нов­го­род» (1800, по­эма, ос­но­ван­ная на пре­да­нии о Рю­ри­ке и Ва­ди­ме Нов­го­род­ском и на­прав­лен­ная про­тив ли­бе­раль­ных идей Франц. ре­во­лю­ции) и др., а так­же не­боль­шо­го сти­хотв. трак­та­та о по­этич. ис­кус­ст­ве «По­эт» (1805).

Х. – ав­тор пер­вых ори­ги­наль­ных рус. сти­хотв. ко­ме­дий («Без­бож­ник», 1761; «Не­на­ви­ст­ник», 1770, пост. и опубл. в 1779), пер­вых «слёз­ных драм» («Друг не­сча­ст­ных», 1774; «Го­ни­мые», 1775), ко­мич. опе­ры «До­б­рые сол­да­ты» (1779, му­зы­ка Г. Ф. Рау­па­ха), «дра­мы с пес­ня­ми» «Ми­ла­на» (1786), а так­же драм «Шко­ла доб­ро­де­те­ли» и «Из­ви­ни­тель­ная рев­ность» (обе опубл. в 1797) и 9 тра­ге­дий, сре­ди ко­то­рых: «Ве­не­ци­ан­ская мо­на­хи­ня» (1758), «Цид» (опубл. в 1797; пе­ре­дел­ка «Си­да» П. Кор­не­ля), «Ос­во­бо­ж­ден­ная Мо­ск­ва» (1797, опубл. в 1798, гл. ге­рой – кн. Д. М. По­жар­ский), «За­реи­да и Рос­ти­слав» (1809, изд. по­смерт­но, от­ме­че­на пер­вой пре­мией Рос. ака­де­мии) и др. Как про­за­ик Х. раз­ви­вал тра­ди­ции ал­ле­го­рич. ро­ма­на с нрав­ст­вен­но-по­ли­тич. и фи­лос. про­бле­ма­ти­кой: ро­ман «Ну­ма, или Про­цве­таю­щий Рим» (1768), по­весть «Зо­ло­той прут» (1782) и два свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой ро­ма­на на ма­те­риа­ле греч. ми­фо­ло­гии – «Кадм и Гар­мо­ния, древ­нее по­ве­ст­во­ва­ние» (ч. 1–2, 1789) и «По­ли­дор, сын Кад­ма и Гар­мо­нии» (ч. 1–3, 1794).

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния / Вступ. ст., под­гот. тек­ста и прим. А. В. За­па­до­ва. Л., 1961.

Лит.: Пас­ту­шен­ко Л. М. Из ис­то­рии ста­нов­ле­ния рус­ской дра­ма­тур­гии вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. (М. М. Хе­ра­сков). Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский, 1998; Люб­жин А. И. Хри­сти­ан­ские ис­точ­ни­ки «Рос­сиа­ды» М. М. Хе­ра­ско­ва // Еван­гель­ский текст в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XVIII–XX вв. Пет­ро­за­водск, 2005. Вып. 4; он же. «Рос­сиа­да» М. М. Хе­ра­ско­ва и ан­тич­ная эпи­чес­кая тра­ди­ция // Colloquia classica et indogermanica, 4. СПб., 2008; он же. Но­во­ев­ро­пей­ский эпос в «Рос­сиа­де» Хе­ра­ско­ва // Рус­ская ли­те­ра­ту­ра. 2010. № 1.

Вернуться к началу