ХЕРА́СКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХЕРА́СКОВ Михаил Матвеевич [25.10 (5.11).1733, Переяславль, ныне Переяслав-Хмельницкий – 27.9(9.10).1807, Москва], рус. писатель, гос. деятель, чл. Рос. академии (1783); д. тайн. сов. (1801). Сын выходца из Валахии. Учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1743–51), выпущен поручиком в Ингерманландский пех. полк; в 1754 перешёл на гражд. службу. С 1756 служил в Моск. ун-те, заведовал библиотекой, типографией, театром; с 1761 исполнял обязанности директора, в 1763–70 директор ун-та. В 1770–75 вице-президент Берг-коллегии в С.-Петербурге, после чего вышел в отставку и вернулся в Москву. В 1778–1802 (с перерывом в 1-й пол. 1801) куратор Моск. ун-та. По решению Х. при ун-те был создан Благородный пансион (1778), университетская типография отдана в аренду Н.И. Новикову (1779) и др. С 1-й пол. 1770-х гг. чл. нескольких масонских лож; с 1782 входил в теоретич. градус ордена розенкрейцеров. С кон. 1802 в отставке.
Х. – один из самых плодовитых и влиятельных рус. писателей 18 в., основоположник нескольких лит. жанров. Печатался с 1751 (две торжеств. оды). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760 – июнь 1762) и «Свободные часы» (1763), объединявшие вокруг Х. начинающих моск. литераторов (И. Ф. Богданович, В. И. Майков, А. А. Ржевский, Д.И. Фонвизин и др.); в С.-Петербурге редактировал ж. «Вечера» (1772–1773), выпускавшийся лит. кружком Х. Как лирич. поэт отличался особой склонностью к морально-филос. и религ. тематике, в т. ч. в не предполагавших её «лёгких» стихотворениях: сб. «Новые оды» (1762), «Философические оды, или Песни» (1769) [оба вошли в «Творения» Х. (ч. 1–12, 1796–1803) соответственно под загл. «Анакреонтические оды» и «Оды нравоучительные»]. Поучая добродетелям, избегал сатирич. обличения пороков, в т. ч. в баснях (сб. «Нравоучительные басни», 1764). Писал духовные оды («Бог», 1778; «Мир», 1800) и стихи, основанные на Священном Писании: «Почерпнутые мысли из Экклесиаста» (1765), «Три начальные главы из Премудростей Соломоновых» (1778), лирич. цикл «Утешение грешных» (1783). Широко известно его переложение 64-го псалма (масонский гимн) «Коль славен наш Господь в Сионе...» (опубл. в 1819).
Гл. произведение Х. – «Россияда» (1779), первая рус. оригинальная законченная эпич. поэма. Её историч. основа – покорение Иваном Грозным Казани, которое для Х. знаменовало окончание тат. ига и начало истории совр. России; лит. образцом ему послужили античные и новоевропейские эпопеи (в особенности «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо). «Россияда» и следующая его эпич. поэма – «Владимир возрожденный» (1785), повествующая о крестителе Руси, – принесли Х. славу «русского Гомера» (хотя уже к сер. 19 в. мало читались). Среди поэм: «Плоды наук» (1761, дидактич. поэма в опровержение идей Ж. Ж. Руссо), «Чесменский бой» (1771), «Вселенная» (1797, подражание Дж. Мильтону, поэма о Сотворении мира и грехопадении), «Царь, или Спасенный Новгород» (1800, поэма, основанная на предании о Рюрике и Вадиме Новгородском и направленная против либеральных идей Франц. революции) и др., а также небольшого стихотв. трактата о поэтич. искусстве «Поэт» (1805).
Х. – автор первых оригинальных рус. стихотв. комедий («Безбожник», 1761; «Ненавистник», 1770, пост. и опубл. в 1779), первых «слёзных драм» («Друг несчастных», 1774; «Гонимые», 1775), комич. оперы «Добрые солдаты» (1779, музыка Г. Ф. Раупаха), «драмы с песнями» «Милана» (1786), а также драм «Школа добродетели» и «Извинительная ревность» (обе опубл. в 1797) и 9 трагедий, среди которых: «Венецианская монахиня» (1758), «Цид» (опубл. в 1797; переделка «Сида» П. Корнеля), «Освобожденная Москва» (1797, опубл. в 1798, гл. герой – кн. Д. М. Пожарский), «Зареида и Ростислав» (1809, изд. посмертно, отмечена первой премией Рос. академии) и др. Как прозаик Х. развивал традиции аллегорич. романа с нравственно-политич. и филос. проблематикой: роман «Нума, или Процветающий Рим» (1768), повесть «Золотой прут» (1782) и два связанных между собой романа на материале греч. мифологии – «Кадм и Гармония, древнее повествование» (ч. 1–2, 1789) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (ч. 1–3, 1794).