Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНЖЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 645

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАНЖЕ́Р (араб. – Танд­жа), го­род на се­ве­ре Ма­рок­ко, адм. центр обл. Тан­жер-Те­ту­ан. Нас. ок. 948,0 тыс. чел. (2014). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Гиб­рал­тар­ско­го прол. Ав­то­до­ро­га­ми свя­зан с Ра­ба­том, Те­туа­ном, Эль-Хо­сей­мой, ж.-д. ли­ни­ей – с Си­ди-Ка­се­мом. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (один из круп­ней­ших в стра­не). Важ­ный мор. порт. Па­ром­ное со­об­ще­ние с ев­роп. стра­на­ми.

В кон. 2-го тыс. до н. э. на мес­те Т. ос­но­ва­но фи­ни­кий­ское по­се­ле­ние Тин­гис (лат. Tingis); с 5 в. до н. э. под вла­стью Кар­фа­ге­на, по­сле 146 до н. э.– со­юз­ных Ри­му мав­ре­тан­ских пра­ви­те­лей. С 38 до н. э. Т. при­об­ре­та­ет ста­тус ко­ло­нии, а его жи­те­ли – пра­ва рим. гра­ж­дан, с 44–45 н. э. сто­ли­ца пров. Мав­ре­та­ния Тин­ги­тан­ская. В 429 Т. за­хва­ты­ва­ют ван­да­лы, с 534 до кон. 7 в. под вла­стью Ви­зан­тии. С кон. 7 в. важ­ная ба­за ара­бов для их за­вое­ва­ний на Пи­ре­ней­ском п-ове и гл. эко­но­мич. и куль­тур­ный центр ре­гио­на Даль­ний Маг­риб (ны­не Ма­рок­ко). В 1471 за­хва­чен пор­туг. ко­ро­лём Афон­су V. В 1661 пе­ре­шёл к Анг­лии, в 1684 за­воё­ван сул­та­ном Ма­рок­ко Ис­маи­лом и стал од­ной из сто­лиц его го­су­дар­ст­ва. В 1912 порт Т. объ­яв­лен ме­ж­ду­нар. зо­ной, в 1923 ме­ж­ду­нар. де­ми­ли­та­ри­зов. ней­траль­ной зо­ной, но­ми­наль­но ос­та­вав­шей­ся под су­ве­ре­ни­те­том ма­рок. сул­та­на и управ­ляе­мой Ме­ж­ду­нар. кон­троль­ным к-том и др. ор­га­на­ми ме­ж­ду­нар. ад­ми­ни­ст­ра­ции. В 1940–45 ок­ку­пи­ро­ван Ис­па­ни­ей. С 1.1.1957 в со­ста­ве не­за­ви­си­мо­го Ма­рок­ко.

Сре­ди древ­ней­ших со­ору­же­ний – фи­ни­кий­ский нек­ро­поль (5 в. до н. э.). Ме­ди­на (Ста­рый го­род), со ср.-век. пла­ни­ров­кой и тра­диц. жи­лой за­строй­кой, и кас­ба (ци­та­дель) ок­ру­же­ны сте­на­ми (16 в.; пор­туг. инж. М. де Ар­ру­да; ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в 17 и 18 вв.) со мн. баш­ня­ми и во­ро­та­ми (пре­им. 17 и нач. 20 вв.). В чер­те стен – Боль­шая ме­четь (17 в.), дво­рец (Дар-эль-Мах­зен; за­вер­шён ок. 1740; ны­не Ар­хео­ло­гич. му­зей) и ме­четь кас­бы (18 в.), быв. зда­ние мис­сии США (до 1821; ны­не Ин-т ма­рок. ис­сле­до­ва­ний с куль­тур­ным цент­ром, муз­еем и на­уч. б-кой), ц. Сент-Эн­д­рю (1894–1905). За­строй­ка 19 – 1-й пол. 20 вв. в ду­хе ев­роп. ар­хитек­ту­ры, в т. ч. гос­ти­ни­цы «Кон­ти­нен­таль» (1870) и «Вил­ла де Франс» (19 в.), дво­рец сул­та­на Му­лай-Ха­фи­да (ру­беж 19–20 вв.), быв. «Те­атр Сер­ван­те­са» (1913).

Кам­пус ун-та Аб­дель­ма­ле­ка Эс­саа­ди (Те­ту­ан), неск. ин-тов (в т. ч. исп. яз. «Се­ве­ро Очоа», 1949). Кон­сер­ва­то­рия (1962). Му­зеи: во­ен. ми­ниа­тюр Фор­бса (1964), совр. ма­рок. иск-ва (1990) и др. Ста­ди­он «Ибн Ба­тут­та» (45 тыс. мест).

Т. – один из гл. нац. эко­но­мич. цен­тров. Дей­ст­ву­ют пром. и сво­бод­ные эко­но­мич. зо­ны. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: тек­стиль­ная и швей­ная (гл. обр. на экс­порт), пи­ще­вку­со­вая, ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка. Ав­то­сбо­роч­ный за­вод франц. кор­по­ра­ции «Renault», вы­пуск элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния и вы­со­ко­точ­ных при­бо­ров для авиац. пром-сти, су­до­строе­ние и су­до­ре­монт. Про­из-во строй­ма­те­риа­лов. Кус­тар­ные про­мыс­лы (из­де­лия из ко­жи, де­ре­ва, тра­диц. оде­ж­да и обувь). В сфе­ре ус­луг вы­де­ля­ют­ся ту­ризм (один из гл. ма­рок. цен­тров; куль­тур­но-по­зна­ват., рек­ре­ац., кру­из­ный, де­ло­вой) и об­слу­жи­ва­ние пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва [пас­са­жи­ро­обо­рот мор. пор­та св. 1 млн. чел./год; гру­зо­обо­рот тер­ми­на­ла «Tanger Med» (к вос­то­ку от Т.) св. 32 млн. т/год].

Вернуться к началу