Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУК ЙОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 404-405

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУК (Suk) Йо­зеф (4.1.1874, Крше­чо­ви­це – 29.5.1935, Бе­не­шов, близ Пра­ги; по­хо­ро­нен в Крше­чо­ви­це), чеш. ком­по­зи­тор, скри­пач, пе­да­гог. В 1885–92 учил­ся в Праж­ской конс. у А. Бен­не­ви­ца (скрип­ка), К. Ште­ке­ра и А. Двор­жа­ка (ком­по­зи­ция). В 1891–1933 2-й скри­пач Чеш­ско­го квар­те­та, с ко­то­рым га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы, с 1895 – не­од­но­крат­но в Рос­сии. Вы­сту­пал как со­лист-вир­ту­оз (до 1904). В 1922–35 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Праж­ской конс. (в 1924–26 и 1933–35 её ди­рек­тор). В Се­ре­на­де для струн­но­го ор­ке­ст­ра (1892), цик­ле фп. пьес (1893), увер­тю­ре «Сказ­ка зим­не­го ве­че­ра» (1895), 1-й сим­фо­нии (1899), Фан­та­зии для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, «Фан­та­сти­че­ском скер­цо» для ор­ке­ст­ра (оба 1903) ска­за­лось влия­ние Двор­жа­ка. Вос­при­ня­тые от Б. Сме­та­ны и Двор­жа­ка пат­рио­тич. тра­ди­ции чеш. клас­си­ки свое­об­раз­но пре­ло­ми­лись в сим­фо­нич. по­эме «Пра­га» (1904, в гл. те­ме ис­поль­зо­ва­ны ин­то­на­ции пес­ни та­бо­ри­тов), ор­ке­ст­ро­вый стиль ко­то­рой ори­ен­ти­ро­ван на Р. Штрау­са. По­сле смер­ти Двор­жа­ка (1904) и его до­че­ри Оти­лии – же­ны С. (ум. 1905) в му­зы­ке С. во­зоб­ла­да­ли тра­гич. об­ра­зы. Па­мя­ти учи­те­ля и же­ны по­свя­ще­на сим­фо­ния-ре­к­ви­ем «Аз­ра­ил» (1906). Те­ма смер­ти, вол­но­вав­шая С. с юно­сти (од­но из пер­вых со­хра­нив­ших­ся со­чи­не­ний – по­хо­рон­ный марш, 1889, 2-я ред. 1934), ста­ла глав­ной в его про­из­ве­де­ни­ях 1910–20-х гг. Не­ко­то­рым со­чи­не­ни­ям свой­ст­вен­ны чер­ты экс­прес­сио­низ­ма [Раз­мыш­ле­ние на те­му гим­на Св. Вац­ла­ву для струн­но­го квар­те­та (1914, име­ет­ся вер­сия для струн­но­го ор­ке­ст­ра), «Ле­ген­да о мёрт­вых по­бе­ди­те­лях» («Триз­на», 1920), «Эпи­лог» для пев­цов-со­лис­тов, двух хо­ров и ор­ке­ст­ра (на биб­лей­ские тек­сты, 1929) и др.]. Тра­ди­ции Двор­жака в этот пе­ри­од со­хра­ни­лись пре­им. в хо­рах на чеш. и сло­вац. фольк­лор­ные тек­сты, в фп. ми­ниа­тю­рах для де­тей.

Его внук Йо­зеф С.-млад­ший (1929–2011) – скри­пач и аль­тист, ос­но­ва­тель (1951) и бес­смен­ный уча­ст­ник Трио име­ни Су­ка.

Лит.: J. Suk, Život a dílo... Praha, 1935; Květ J. M. J. Suk. Praha, 1936; idem. J. Suk v obrazech. Praha, 1964; Веrkovec J. J. Suk. Praha, 1962; Sádecký Z. Lyrismus v tvorbě J. Suka. Praha, 1966; Berkovec J., Procházka B.ívětivá krajina J. Suka. Praha, 1982; Svo­bo­dová M. J. Suk: tematický katalog. Jinočany, 1993.

Вернуться к началу