Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРИЖЕ́НОВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 316

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Г.А. Стриженов (слева) в фильме «По тонкому льду». 1966.

СТРИЖЕ́НОВЫ, рос. ак­тё­ры, бра­тья. Глеб Алек­сан­д­ро­вич (21.7.1925, Во­ро­неж – 4.10.1985, Мо­ск­ва), засл. арт. РСФСР (1974). В 1953 окон­чил Шко­лу-сту­дию МХАТ (мас­тер­ская В. О. То­пор­ко­ва). В 1940-х – 1-й пол. 1950-х гг. в разл. те­ат­рах про­вин­ции (Ки­ров, Уль­я­новск, Вла­ди­мир, Лие­пая, Ир­кутск) и Мо­ск­вы (Моск. те­атр ко­ме­дии, 1943–1945; Моск. цен­траль­ный те­атр транс­пор­та, 1954–56). В ки­но с 1956 («Не­обык­но­вен­ное ле­то»). Во­пло­щал об­ра­зы нерв­ных, на гра­ни пси­хо­па­тии, по­дав­лен­ных или опус­то­шён­ных лю­дей, соз­да­вая ред­кий в сов. ки­но тип ге­роя-нев­ра­сте­ни­ка («Жизнь про­шла ми­мо», «В на­ча­ле ве­ка», «Мо­не­та», «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия», «Пер­вая де­вуш­ка», «Мис­сия в Ка­бу­ле», «Бе­ше­ное зо­ло­то», «Трак­тир на Пят­ниц­кой», «На всю ос­тав­шую­ся жизнь»). Тра­гич. крас­ки на­хо­дил и в ге­ро­ич. пер­со­на­жах («Тре­тий тайм», «По тон­ко­му льду», «Аре­на», «На пу­ти к Ле­ни­ну», «Мой ну­ле­вой час», «Зи­мо­ро­док», «Един­ст­вен­ная до­ро­га»), и в об­раз­ах со­вре­мен­ни­ков («Ко­рот­ко ле­то в го­рах», «Со­рок ми­нут до рас­све­та», «Га­раж»). Са­мо­быт­но и яр­ко вы­сту­пил в ха­рак­тер­ных и гро­те­ско­во-ко­ме­дий­ных ро­лях («Не­уло­ви­мые мсти­те­ли», «Сквер­ный анек­дот», «Бли­стаю­щий мир»).

О.А. Стриженов в фильме «Овод». 1955.

Олег Алек­сан­д­ро­вич (р. 10.8.1929, Бла­го­ве­щенск), нар. арт. СССР (1988). В 1953 окон­чил Те­ат­раль­ное уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на (мас­тер­ская И. М. Тол­ча­но­ва). В 1-й пол. 1950-х гг. в те­ат­рах Тал­ли­на и Ле­нин­гра­да, с 1957 в Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра в Моск­ве. В 1964–76 во МХАТе: Не­зна­мов («Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го), Тре­п­лев, Ту­зен­бах («Чай­ка», «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва) и др. Уже де­бют­ная роль в ки­но (Ар­тур – «Овод», 1955) при­нес­ла все­со­юз­ный ус­пех. Те­му но­во­го для отеч. эк­ра­на ге­роя-ро­ман­ти­ка – утон­чён­но­го, ари­сто­кра­тич­но­го, нес­коль­ко из­ло­ман­но­го – раз­вил в филь­мах «Со­рок пер­вый», «Хо­ж­де­ние за три мо­ря», «Ка­пи­тан­ская доч­ка», «Бе­лые но­чи», «Се­вер­ная по­весть», «Ду­эль», «В мёрт­вой пет­ле», «Тре­тья мо­ло­дость», «Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья», при­да­вая эти чер­ты и пер­со­на­жам сов. дей­ст­ви­тель­но­сти («В тво­их ру­ках жизнь», «Трус», «Пе­ре­клич­ка», «Про­щай», «Не­под­су­ден», «Зем­ля, до вос­тре­бо­ва­ния», «При­сту­пить к ли­к­ви­да­ции»). В 2000 уда­чей ак­тё­ра стал об­раз ста­ро­го эмиг­ран­та Алек­сан­д­ра Га­га­ри­на («Вме­сто ме­ня»), в ко­то­ром ор­га­нич­но со­че­та­лись чер­ты мн. преж­них его ге­ро­ев, до­пол­нен­ные лу­ка­во-ост­ра­нён­ной лич­но­ст­ной ин­то­на­ци­ей. Сре­ди др. филь­мов: «Его зва­ли Ро­берт», «По­след­няя жерт­ва», «Юность Пет­ра». На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2004).

Соч.: Стри­же­нов О. Ис­по­ведь. М., 2009.

Лит.: Да­ни­ло­ва Л., Чир­ва Ю. О. Стри­же­нов. Л., 1970; Раз­за­ков Ф. Кра­сав­цы со­вет­ско­го ки­но. М., 2012.

Вернуться к началу