Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́САРОШ МАРТА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: А. Т.

МЕ́САРОШ (Mészáros) Марта (р. 19.9.1931, Кишпешт, ныне район Будапешта), венгерский режиссёр, сценарист. Дочь скульптора Л. Месароша, эмигрировавшего с семьёй в 1935 в СССР и погибшего в ГУЛАГе (в 1968 М. сняла о нём документальный фильм «Памяти Ласло Месароша»). После 2-й мировой войны М. вернулась в Венгрию. Окончив в 1956 ВГИК, работала на студии хроникально-документальных фильмов в Бухаресте. С 1958 в Будапеште: снимала документальные и научно-популярные фильмы. Первый полнометражный игровой фильм – «Прошедший день» (1968). Поднятая в нём тема осиротевшей, тоскующей по семье героини проходит через многие картины М. («Лунная ночь», 1969; «Не плачьте, красавицы», 1970; «Свободное дыхание», 1973). О проблемах личной свободы женщины М. размышляла в лентах 1970-х гг.: «Удочерение» (1975, в отечественном прокате «Дом на окраине»; главный приз Мкф в Западном Берлине), «Девять месяцев» (1976, приз Мкф в Канне), «Их двое» (1977), «В пути» (1979) и др. Опыт создания исторической мелодрамы, действие которой отнесено к эпохе разгула фашизма, М. предприняла в фильме «Наследство» (1980, в отечественном прокате «Вторая жена»). Автобиографическую тему на фоне исторического опыта поколения М. подняла в трилогии «Дневник для моих детей» (1984, приз Мкф в Канне), «Дневник для моих любимых» (1987, приз Мкф в Западном Берлине), «Дневник для моих родителей» (1990), а также в повествовании о 1930-х гг., проведённых венгерской девочкой с семьёй в Киргизии, – «Маленькая Вилма – последний дневник» (2000). Среди других фильмов: «Эмбрион» (1994), «Дочери счастья» (1999), «Чудесный мандарин» (2001), «Непогребённый» (2004), «Последний донос на Анну» (2009), «Венгрия, год 2011» (2012), «Северное сияние» (2016). Автор сценариев многих своих фильмов.

М. Месарош. Кадр из фильма «Последний донос на Анну». 2009.

Соч.: Ка­ж­дый де­ла­ет фильм о са­мом се­бе // Ис­кус­ст­во ки­но. 1989. № 11; Napló magamról. Bdpst, 1993; Kisvilma: film és élet. Bdpst, 2000.

Лит.: Тро­шин А. С. Вен­гер­ское ки­но: 70–80-е го­ды. М., 1986; Portuges C. Screen memories: the Hungarian cinema of M. Mészáros. Bloo­ming­ton, 1993; Pap K. Ja, Marta… Warszawa, 1998.

Вернуться к началу