Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕТАНКУ́Р AГУСТИН

БЕТАНКУ́Р (Béthencourt y Molina; дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина) Ав­гу­стин Ав­гу­сти­но­вич (Августин Хосе Педро)  [1.2.1758, Пу­эр­то-де-ла-Крус, о. Те­не­ри­фе, Ка­нар­ские о-ва – 14(26).7.1824, С.-Пе­тер­бург], исп. и рос. учё­ный, ин­же­нер, гос. дея­тель, чл.-корр. Па­риж­ской АН (1809), ген.-л. (1809). Из рода нормандских дворян, переселившихся в Испанию; по­то­мок исп. мо­ре­пла­ва­те­ля Хуа­на де Бе­тан­кур, от­крыв­ше­го Ка­нар­ские о-ва. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ко­ро­лев­ском учеб­ном за­ве­де­нии Св. Иси­до­ра и Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Сан-Фер­нан­до (1780–81) в Мад­ри­де, изу­чал ме­ха­ни­ку, строи­тель­ные нау­ки, ар­хи­тек­ту­ру в Па­ри­же, Лон­до­не, др. го­ро­дах Ев­ро­пы (1787–88). В 1788 на­зна­чен ди­рек­то­ром Ко­ро­лев­ско­го ка­би­не­та ма­шин в Мад­ри­де. В 1798 соз­дал исп. Кор­пус ин­же­не­ров до­рог и мос­тов. С 1802 ди­рек­тор Шко­лы пу­тей со­об­ще­ния; с 1803 чл. Ко­ро­лев­ско­го вер­хов­но­го со­ве­та, ген.-ин­спек­тор всех до­рог и мос­тов. В 1807 совм. с мекс. учё­ным Х. М. Лан­цем из­дал во Фран­ции «Курс по­строе­ния ма­шин» – пер­вый на­уч. труд по тео­рии ма­шин и ме­ха­низ­мов.

В 1808 Б. при­был в Рос­сию, принят на службу в чи­не ген.-май­о­ра. В 1808–09 состоял в Сви­те Е. И. В. для особых поручений. С 1809 нач. рус. Кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния и рек­тор соз­дан­но­го по его про­ек­ту пер­во­го в Рос­сии выс­ше­го транс­порт­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния – Ин-та Кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния. Б. до кон­ца сво­их дней воз­глав­лял ин-т, где чи­тал лек­ции по тео­ре­тич. ме­ха­ни­ке, тео­рии ма­шин, соз­дал на­уч. шко­лу мос­то­строе­ния. В 1816 Б. воз­гла­вил К-т строе­ний и гид­рав­лич. ра­бот в С.-Пе­тер­бур­ге, с 1819 ди­рек­тор Гл. управ­ле­ния пу­тей со­об­ще­ния.

Б. про­явил се­бя так­же как та­лант­ли­вый ин­же­нер, вы­даю­щий­ся ор­га­ни­за­тор: ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми по очи­ст­ке и уг­луб­ле­нию дна Крон­штадт­ско­го пор­та, воз­ве­де­нию мос­тов в С.-Пе­тер­бур­ге (Ка­мен­но­ост­ров­ско­го, Исаа­ки­ев­ско­го и др.); под­го­то­вил про­ек­ты: ре­кон­ст­рук­ции Вышне­во­лоц­кой, Тих­вин­ской и Ма­ри­ин­ской вод­ных сис­тем (1812–14); строи­тель­ст­ва и ре­кон­ст­рук­ции ря­да ма­ши­но­стро­ит. за­во­дов, в т. ч. ли­тей­но-пу­шеч­но­го в Ка­за­ни, ору­жей­но­го в Ту­ле. В С.-Пе­тер­бур­ге в 1816–18 Б. ру­ко­во­дил со­ору­же­ни­ем зда­ния Экс­пе­ди­ции (фаб­ри­ки) для за­го­тов­ле­ния гос. бу­маг и пе­ча­та­ния ас­сиг­на­ций (ны­не Го­знак), для ко­то­рой скон­ст­руи­ро­вал пе­чат­ные стан­ки. Б. раз­ра­бо­тал спец. ме­ха­низ­мы для строи­тель­ст­ва ку­по­ла Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра и подъ­ё­ма пи­ло­нов в хра­ме, ко­то­рые бы­ли при­ме­не­ны так­же при ус­та­нов­ке Алек­сан­д­ров­ской ко­лон­ны.

В 1817 в Мо­ск­ве по про­ек­ту Б. по­стро­ен Ма­неж с при­ме­не­ни­ем уни­каль­ных без­опор­ных пе­ре­кры­тий («фер­мы Бе­тан­ку­ра»). Для уча­стия в разл. про­ек­тах Б. при­вле­кал из­вест­ных ар­хи­тек­то­ров К. И. Рос­си, В. П. Ста­со­ва, О. И. Бо­ве, О. Р. Мон­фер­ра­на, А. А. Ми­хай­ло­ва и др. В 1818–22 под рук. Б. по­строе­но пер­вое шос­се в Рос­сии С.-Пе­тер­бург – Нов­го­род – Мо­ск­ва; в 1817–22 для Ни­же­го­род­ской яр­мар­ки со­ору­жён Гос­ти­ный двор, а так­же на­плав­ной мост че­рез р. Ока.

На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1811) и др. В 1979 прах Б. пе­ре­за­хо­ро­нен в Нек­ро­по­ле Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

Лит.: Бо­го­лю­бов А. Н., Пав­лов В. Е., Фи­ла­тов Н. Ф. А. Бе­тан­кур: Уче­ный, ин­же­нер, ар­хи­тек­тор, гра­до­строи­тель. Н. Нов­го­род, 2002.

Вернуться к началу