Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕБАСТЬЯ́Н I ЖЕЛАННЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 587

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Черных

СЕБАСТЬЯ́Н (Sebastião), Се­ба­сть­ян I Же­лан­ный [Sebastião I Desejado; так­же Сокро­вен­ный (Encoberto), Усы­п­лён­ный (Adormecido)] (20.1.1554, Лис­са­бон – 4.8.1578, Эль-Ксар-эль-Ке­бир, ны­не в Ма­рок­ко), ко­роль Пор­ту­га­лии. Из Авис­ской ди­на­стии. Сын прин­ца Жуа­на Ма­ну­эла (1537–54) и прин­цес­сы Хуа­ны (ум. 1573), до­че­ри имп. Кар­ла V. Про­воз­гла­шён ко­ро­лём в воз­рас­те 3 лет (16.6.1557) при ре­гент­ст­ве вдо­вы Жуа­на III Ека­те­ри­ны Ав­ст­рий­ской, с 1562 – кар­ди­на­ла Эн­ри­ке. С 20.1.1568 пра­вил са­мо­стоя­тель­но, от­ли­чал­ся чес­то­лю­би­ем и глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­стью. Вы­на­ши­вал пла­ны кре­сто­во­го по­хо­да про­тив не­вер­ных. В це­лях про­ти­во­дей­ст­вия за­хва­ту Ос­ман­ской им­пе­ри­ей тер­ри­то­рий в Сев.-Зап. Аф­ри­ке, соз­да­вав­ше­му, по мне­нию С., уг­ро­зу Пи­ре­ней­ско­му п-ову и всей хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе, в 1574 пред­при­нял экс­пе­ди­цию в Тан­жер, ко­то­рая, од­на­ко, не увен­ча­лась ус­пе­хом. По­сле за­ня­тия в 1575 ма­рок­кан­ско­го пре­сто­ла пре­тен­ден­том, под­дер­жан­ным тур­ка­ми, на­чал го­то­вить по­ход про­тив ма­рок­кан­ско­го Фе­са. По до­го­во­рён­но­сти с па­пой Гри­го­ри­ем XIII экс­пе­ди­ция бы­ла объ­яв­ле­на кре­сто­вым по­хо­дом. 7.7.1578 С. во гла­ве вой­ска вы­са­дил­ся в Тан­же­ре и, пре­неб­ре­гая мне­ни­ем во­ен­ных, дви­нул­ся в без­вод­ные внутр. рай­оны Ма­рок­ко. 4.8.1578 пор­туг. вой­ско (св. 20 тыс. чел.) под ко­манд. С. при Ал­ка­сер-Ки­би­ре по­тер­пе­ло со­кру­шит. по­ра­же­ние от вдвое пре­вос­хо­див­шей его по чис­лен­но­сти му­сульм. ар­мии. По­ло­ви­на вой­ска по­гиб­ла, вы­куп плен­ных лёг на стра­ну тя­жё­лым фи­нан­со­вым бре­ме­нем. Ко­роль пал в бит­ве или умер вско­ре по­сле неё. Это вы­зва­ло ди­на­стич. кри­зис 1578–80 (по­сле смер­ти С. из за­кон­ных по­том­ков Ма­нуэла I Сча­ст­ли­во­го по муж­ской ли­нии в жи­вых ос­та­вал­ся толь­ко пре­клон­но­го воз­рас­та кар­ди­нал Эн­ри­ке) и по­ста­ви­ло под во­прос су­ве­рен­ное су­ще­ст­во­ва­ние Пор­туг. ко­ро­лев­ст­ва.

По­сле смер­ти С. на­ча­ла скла­ды­вать­ся ле­ген­да о вел. пор­туг. «ко­ро­ле в ус­пе­нии», ко­то­рый вер­нёт­ся на трон, что­бы спа­сти Пор­ту­га­лию. Этот об­раз по­слу­жил ос­но­вой по­лу­чив­ше­го ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние т. н. се­ба­сть­я­низ­ма – мис­тич. ве­ры в воз­вра­ще­ние ко­ро­ля и «зо­ло­то­го ве­ка» авис­ской Пор­ту­га­лии. В пе­ри­од вла­ды­че­ст­ва Ис­па­нии (1580–1640) из­вест­ны 4 са­мо­зван­ца, вы­сту­пав­шие под име­нем С. В 17 в. круп­ным пред­ста­ви­те­лем «учё­но­го» се­ба­сть­я­низ­ма был А. Ви­ей­ра, ав­тор про­ек­та соз­да­ния все­мир­ной им­пе­рии. В нач. 19 в., во вре­ме­на франц. втор­же­ния, се­ба­сть­я­ни­ст­ские на­строе­ния вновь ожи­ви­лись; их эле­мен­ты по­ны­не со­хра­ня­ют­ся в пор­туг. об­ще­ст­ве.

Лит.: Saraiva M. D. Sebastião na história e na lenda. Lisboa, 1994; Baños-García A. V. Don Sebas­ti­án, rey de Portugal. Barcelona, 2001; Colóquio o sebastia­nis­mo: política, doutrina e mito (sécs. XVI–XIX): Actas do colóquio. Lisboa, 2004.

Вернуться к началу