Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМО́ЙЛОВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 292-293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САМО́ЙЛОВЫ, се­мья рос. ак­тё­ров. Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич [6(17).4.1782, Мо­ск­ва – 11(23).7.1839, С.-Пе­тер­бург], ар­тист опе­ры. С 1803 в пе­терб. Боль­шом те­ат­ре. Его же­на – Со­фья Ва­силь­ев­на (уро­ж­дён­ная Чер­ни­ко­ва) [1787–19.2(3.3).1854], дра­ма­тич. и опер­ная ак­три­са. Учи­лась в Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. Де­бю­ти­ро­ва­ла в 1804 в ро­ли Ли­зы («Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­но­сти» Н. И. Иль­и­на). Вы­сту­па­ла пре­им. в опер­ном ре­пер­туа­ре.

В. В. Самойлов в роли Ноздрёва («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).

Их де­ти: Ма­рия Ва­силь­ев­на (1807–1880-е гг.), ак­три­са. В 1833–37 в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, вы­сту­па­ла в ам­п­луа мо­ло­дых ге­ро­инь. Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [13(25).1.1813, С.-Пе­тер­бург – 27.3(8.4).1887, там же], ак­тёр. Окон­чил Гор­ный кор­пус (1829) и Лес­ной ин-т (1832) в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1834 де­бю­ти­ро­вал на пе­терб. сце­не в пар­тии Ио­си­фа Пре­крас­но­го (опе­ра «Ио­сиф» Э. Н. Ме­гю­ля). В 1835–75 в Алек­сан­дрин­ском те­ат­ре. Иг­рал в «во­де­ви­лях с пе­ре­оде­ва­ни­ем» (Ма­кар Губ­кин – «Сту­дент, ар­тист, хо­рист и афе­рист» А. Ф. Ко­ни, Струж­кин – «Ак­тёр» Н. А. Не­кра­со­ва), ис­пол­нял ро­ли «ма­лень­ких лю­дей»: Пу­зы­рёч­кин («От­став­ной те­ат­раль­ный му­зы­кант и кня­ги­ня» К. Д. Ефи­мо­ви­ча), Кру­па («Ма­шень­ка, или Ещё отец и дочь» по по­эме А. Н. Май­ко­ва). Ра­бо­ты от­ли­ча­ли ост­ро­та сце­нич. ри­сун­ка, вни­ма­ние к ха­рак­тер­ным внеш­ним де­та­лям: Кре­чин­ский («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Гам­лет, Шей­лок и Лир («Гам­лет», «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» и «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра), Ноз­д­рёв и Чи­чи­ков («Мёрт­вые ду­ши» по Н. В. Го­го­лю), Гроз­ный («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го), Лю­бим Тор­цов («Бед­ность не по­рок» А. Н. Ост­ров­ско­го). Ма­с­тер внеш­не­го пе­ре­во­пло­ще­ния, ос­но­во­по­лож­ник т. н. са­мой­лов­ской тра­ди­ции в те­ат­раль­ном иск-ве. На­де­ж­да Ва­силь­ев­на [6(18).1.1818–18(30).3.1899], ак­три­са. В 1838 де­бю­ти­ро­ва­ла в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре в ро­ли Ве­ры («Ма­туш­ки­на доч­ка» П. И. Гри­горь­е­ва). Инже­ню в во­де­ви­лях, по­сле смер­ти В. Н. Асен­ко­вой (1841) за­ме­ни­ла её во мно­гих ро­лях. Об­ла­да­ла да­ром ими­тации, в во­де­ви­ле «Бе­до­вая де­вуш­ка» Н. И. Ку­ли­ко­ва вос­про­из­во­ди­ла ма­не­ру пе­ния Дж. Гри­зи, тан­цы Ф. Эльс­лер, па­ро­ди­ро­ва­ла иг­ру ак­трис франц. труп­пы. Ве­ра Ва­силь­ев­на [1824, С.-Пе­тер­бург – 8(20).11.1880, там же], ак­три­са. Ак­тёр­ско­му иск-ву учи­лась у се­ст­ры – те­ат­раль­но­го пе­да­го­га Лю­бо­ви Ва­силь­ев­ны. В 1841 де­бю­ти­ро­ва­ла в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (в 1842–53 в труп­пе). Вы­сту­па­ла в ам­п­луа мо­ло­дых лю­бов­ниц (Ма­ри­ан­на и Эль­ми­ра – «Ску­пой» и «Тар­тюф» Моль­е­ра). И. С. Тур­ге­нев для С. соз­дал ко­ме­дии «Где тон­ко, там и рвёт­ся» и «Про­вин­ци­ал­ка». В 1853 вы­шла за­муж за офи­це­ра А. М. Ми­чу­ри­на (их дочь В. А. Ми­чу­ри­на-Са­мой­ло­ва) и ос­та­ви­ла сце­ну. В 1861–63 пре­по­да­ва­ла в Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще.

Ни­ко­лай Ва­силь­е­вич [5(17).9.1838–16(28).12.1897], ак­тёр. Сын В. В. Са­мой­ло­ва (от бра­ка с С. И. Дран­ше). В 1869 (по­сле от­став­ки с во­ен. служ­бы) де­бю­ти­ро­вал в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре в ро­ли Глу­мо­ва («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го). Иг­рал ха­рак­тер­ные бы­то­вые ро­ли. Па­вел Ва­силь­е­вич [29.6(11.7).1866 – 16.4.1931], ак­тёр, засл. арт. Рес­пуб­ли­ки (1923). Сын В. В. Са­мой­ло­ва (от бра­ка с М. А. Би­би­ко­вой, ко­то­рая вы­сту­па­ла под сце­нич. фа­ми­ли­ей Спо­ро­ва). С 1888 слу­жил в те­ат­рах Пе­тер­бур­га под фам. Спо­ров. Ра­бо­тал в те­ат­рах про­вин­ции, в 1891–93 в Те­ат­ре Кор­ша (Мо­ск­ва), в 1904–05 в те­ат­ре В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (Пе­тер­бург). В 1900–04 и 1920–1924 в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (с 1918 Пет­рогр. ака­де­мич. дра­ма­тич. те­атр). Ха­рак­тер­ный ак­тёр; иг­ра от­ли­ча­лась по­ры­ви­стым тем­пе­ра­мен­том, бле­стя­щей тех­ни­кой: Гам­лет («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Ка­ран­ды­шев, Не­зна­мов и Жа­дов («Бес­при­дан­ни­ца», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» и «До­ход­ное ме­сто» Ост­ров­ско­го), Ар­бе­нин («Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва), Ури­эль Ако­ста («Ури­эль Ако­ста» К. Гуц­ко­ва), Ас­т­ров («Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва), Ос­вальд («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на).

Лит.: Дер­жа­вин К. Род Са­мой­ло­вых // Ми­чу­ри­на-Са­мой­ло­ва В. А. Пол­ве­ка на сце­не Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра. Л., 1935; Са­мой­ло­вы на сце­не // Ис­кус­ст­во и жизнь. 1941. № 4; Бе­ре­зарк И. Б. В. В. Са­мой­лов. Л., 1948; Кор­ча­ги­на-Алек­сан­д­ров­ская Е. Стра­ни­цы жиз­ни. М., 1955; Го­зен­пуд А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии. Л., 1959; Па­нае­ва А. Я. Вос­по­ми­на­ния. М., 2002.

Вернуться к началу