Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́У АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 716

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

РО́У Алек­сандр Ар­ту­ро­вич [24.2(9.3).1906, Юрь­е­вец – 28.12.1973, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1961), нар. арт. РСФСР (1968). Из се­мьи ирл. ин­же­не­ра. С 1921 ра­бо­тал в агит­те­ат­ре «Си­няя блу­за». Окон­чил ки­но­шко­лу им. Б. В. Чай­ков­ско­го (1930) и Дра­ма­тич. тех­ни­кум им. М. Н. Ер­мо­ло­вой (1934) в Мо­ск­ве. Один из пер­вых отеч. ре­жис­сё­ров, ра­бо­тав­ших в жан­ре ки­но­сказ­ки. Лен­ты Р. рез­ко вы­де­ля­лись на фо­не ки­не­ма­то­гра­фа 1930–40-х гг. творч. сво­бо­дой, ис­кро­мёт­ным юмо­ром, лёг­кой иро­нич­ной фан­та­зи­ей и изо­бре­та­тель­но­стью при аб­со­лют­ном от­сут­ст­вии тре­вож­но­го на­пря­же­ния и идео­ло­гич. па­фо­са. Филь­мы «По щучь­е­му ве­ле­нью» (1938), «Ва­си­ли­са Пре­крас­ная» (1940), «Ко­нёк-Гор­бу­нок» (1941) сня­ты в тра­ди­ци­ях рус. фольк­ло­ра, ин­тер­пре­ти­ро­ван­но­го в ли­ри­ко-ко­ме­дий­ном клю­че с эле­мен­та­ми са­ти­ры. В ф. «Ка­щей Бес­смерт­ный» (1945) воз­ник­ла дра­ма­тич. ин­то­на­ция, ха­рак­тер­ная для во­ен. вре­ме­ни. В кон. 1950-х гг. по­черк Р. стал бо­лее экс­цен­три­че­ским и гро­те­ско­вым: чер­ты са­ти­рич. пам­фле­та про­яви­лись в филь­мах «Но­вые по­хо­ж­де­ния Ко­та в са­по­гах» (1958), «Ко­ро­лев­ст­во кри­вых зер­кал» (1968); в ли­ри­ко-по­этич. то­на ок­ра­ше­ны кар­ти­ны «Ма­рья-ис­кус­ни­ца» (1960) и «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» (1961). Вер­ши­ной «ска­зоч­но­го» ки­но­ми­ра стал ф. «Мо­роз­ко» (1965, Гран-при Мкф в Ве­не­ции), где на фо­не по­сте­пен­но рас­ши­ряю­ще­го­ся не­за­тей­ли­во­го сю­же­та про­ис­хо­дит «по­гру­же­ние» зри­те­ля в свое­об­раз­ную зим­нюю фольк­лор­ную все­лен­ную. В лен­тах «Огонь, во­да и… мед­ные тру­бы» (1968), «Вар­ва­ра-кра­са, длин­ная ко­са» (1970), «Зо­ло­тые ро­га» (1973) гла­вен­ст­ву­ют ко­мич. мо­ти­вы. По­ста­вил сте­рео­филь­мы «День чу­дес­ных впе­чат­ле­ний» (1949), «Май­ская ночь, или Уто­п­лен­ни­ца» (1952), «Дра­го­цен­ный по­да­рок» (1956), «Тай­на гор­но­го озе­ра» (1954), «Хру­сталь­ный баш­ма­чок» (фильм-ба­лет, совм. с Р. В. За­ха­ро­вым, 1961), до­ку­мен­таль­ные кар­ти­ны «Ар­тек» (1949), «Крым» (1950). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов.

Соч.: Сказ­ка на эк­ра­не. М., 1974.

Лит.: Па­ра­мо­но­ва К. А. Роу. М., 1979; Ко­но­ва­ло­ва С. А. А. Роу. Ива­но­во, 2012.

Вернуться к началу