Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИ́ХТЕР ХАНС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 553

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РИ́ХТЕР (Richter) Ханс (Ио­хан­нес Зиг­фрид) (6.4.1888, Бер­лин – 1.2.1976, Ло­кар­но, Швей­ца­рия), нем. и амер. ки­но­ре­жис­сёр. Учил­ся жи­во­пи­си, ар­хи­тек­ту­ре. При­мы­кал к да­даи­стам. Экс­пе­ри­мен­ти­руя в об­лас­ти рит­мич. по­строе­ния аб­ст­ракт­ных ком­по­зи­ций, ув­лёк­ся ки­не­ма­то­гра­фом («Ритм-21», 1921; «Ритм-23», 1923; «Ритм-25», 1925). В ф. «Ки­но­этюд» (1926) экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал уже не с аб­ст­рак­ция­ми, а с ре­аль­ны­ми пред­ме­та­ми. Под влия­ни­ем франц. аван­гар­да соз­дал филь­мы «Ин­фля­ция», «Го­ноч­ная сим­фо­ния», «Ут­рен­ний при­зрак» (все 1928). В 1929 Р. из­дал кн. «Про­тив­ни­ки ки­но се­го­дня – дру­зья ки­но зав­тра», став­шую гл. ма­ни­фе­стом нем. ки­но­аван­гар­да. В 1930-е гг. в твор­че­ст­ве Р. на пер­вый план вы­шла со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ка. Так, в ф. «Ме­талл» речь шла о жиз­ни бас­тую­щих ме­тал­лур­гов и опас­но­сти на­циз­ма. В 1933 по­ки­нул Гер­ма­нию. Во Фран­ции и Швей­ца­рии чи­тал лек­ции в ки­но­клу­бах и сни­мал гл. обр. рек­лам­ные ро­ли­ки. С 1941 в США (ди­рек­тор Ин-та ки­но­тех­ни­ки в Си­ти-кол­лед­же в Нью-Йор­ке). Вер­нул­ся к аван­гар­ди­ст­ским по­ис­кам в филь­мах «Сны на про­да­жу» (1947, пр. Мкф в Ве­не­ции), «8×8» (1957), «Да­да­скоп» (1961).

Соч.: Filmgegner von Heute, Filmfreunde von Morgen. B., 1929; Dada: Art and anti-art. L., 1964; Köpfe und Hinterköpfe. Z., 1967; Борь­ба за фильм. М., 1981.

Лит.: Ари­стар­ко Г. Ис­то­рия тео­рий ки­но. М., 1966; Curtis D. Experimental cinema. L., 1971; Гинз­бург С. Очер­ки тео­рии ки­но. М., 1974; World film directors / Ed. by J. Wakeman. N. Y., 1987. Vol. 1.

Вернуться к началу