Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕКЛА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 362

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Денисова

РЕКЛА́МА (франц. réclame, от лат. recla­mo – вы­кри­ки­вать), ин­фор­ма­ция, на­прав­лен­ная на по­тре­би­те­ля в це­лях при­вле­чения внимания, побуждения при­об­ре­сти к.-л. то­ва­ры или ус­лу­ги (ча­сть мар­ке­тин­га), со­дей­ст­во­вать по­пу­ляр­но­сти к.-л. ор­га­ни­за­ции, по­литич. или об­ществ. дея­те­ля и т. д. Мо­жет быть пря­мой (при­зыв к при­об­ре­те­нию кон­крет­но­го то­ва­ра или ус­лу­ги) или мно­го­сту­пен­ча­той (напр., фор­ми­ро­ва­ние пред­поч­те­ния оп­ре­де­лён­но­го об­раза жиз­ни, под­ра­зу­ме­ваю­ще­го ис­поль­зо­ва­ние со­от­вет­ст­вую­щих то­ва­ров и ус­луг, ори­ен­та­цию на кон­крет­ные брен­ды и т. д.).

В отношении политич. Р. нередко используют термин «пропаганда», или «пиар». Р. вклю­ча­ет: ин­фор­ми­ро­ва­ние (сведения о то­ва­ре, кон­крет­ном со­бы­тии, фир­ме и т. д.); уве­ще­ва­ние (по­сле­до­ва­тель­ную выработку пред­поч­те­ния, по­ощ­ре­ние фак­та по­куп­ки); на­по­ми­на­ние (удер­жа­ние в па­мя­ти по­тре­би­те­лей ин­фор­ма­ции о то­ва­ре); по­зи­цио­ни­ро­ва­ние (пе­ре­по­зи­цио­ни­ро­ва­ние, ре­по­зи­цио­ни­ро­ва­ние) то­ва­ра или фир­мы и т. д.

На­ря­ду с эко­но­мич. и ин­фор­мац. функ­ция­ми, Р. мо­жет ре­шать и др. за­да­чи: по­ли­ти­че­скую (напр., фор­ми­ро­вать пред­поч­ти­тель­ный об­раз кан­ди­да­та в пе­ри­од вы­бо­ров), идео­ло­ги­че­скую (стре­мя­щюю­ся к вне­дре­нию или ук­ре­п­ле­нию в об­ществ. соз­на­нии к.-л. цен­но­ст­ных ори­ен­ти­ров, напр. пра­ва гра­ж­дан на ча­ст­ную соб­ст­вен­ность, тру­до­лю­бия, пред­при­им­чи­во­сти и др.), про­све­ти­тель­скую (про­па­ган­ду но­вых зна­ний в разл. сфе­рах жиз­ни, здо­ро­во­го об­раза жиз­ни и т. д.), со­ци­аль­ную (уси­ле­ние ком­му­ни­ка­тив­ных свя­зей в об­ще­ст­ве, напр., в от­но­ше­ни­ях вла­сти и на­се­ле­ния), эс­те­ти­че­скую (фор­ми­ро­ва­ние вку­са по­тре­би­те­лей) и др.

При от­сут­ст­вии еди­ной клас­си­фи­ка­ции Р. мож­но вы­де­лить неск. наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных прин­ци­пов ти­по­ло­ги­за­ции: по це­ли, ти­пу спон­со­ра, це­ле­вой ау­ди­то­рии, ох­ва­ты­вае­мой тер­ри­то­рии, в за­ви­си­мо­сти от ка­на­ла рас­про­стра­не­ния или но­си­те­ля рек­лам­но­го со­об­ще­ния (в прес­се, на ра­дио или те­ле­ви­де­нии, в Ин­тер­не­те, на­руж­ная и др.) и т. д.

Су­ще­ст­ву­ет скры­тая Р., т. е. не обо­зна­чен­ная как та­ко­вая, раз­ме­щён­ная под ви­дом ин­фор­ма­ци­он­но­го, ре­дак­ци­он­но­го или ав­тор­ско­го ма­те­риа­ла ли­бо ока­зы­ва­ющая не­осоз­на­вае­мое по­тре­би­те­лем воз­дей­ст­вие в си­лу ме­то­да пе­ре­да­чи. В боль­шин­ст­ве стран скры­тая Р. за­пре­ще­на, но вы­явить её дос­та­точ­но слож­но.

Уча­ст­ни­ки про­цес­са Р. – рек­ла­мо­да­те­ли, рек­ла­мо­про­из­во­ди­тели, рек­ла­мо­рас­про­ст­ра­ни­тели, рек­ла­мо­по­лу­ча­тели. В ка­че­ст­ве про­из­во­ди­те­лей и рас­про­стра­ни­те­лей Р. час­то в од­ном ли­це на рос. рын­ке вы­сту­па­ют рек­лам­ные агент­ст­ва и их дея­тель­ность мо­жет тре­бо­вать ли­цен­зи­ро­ва­ния.

В Рос. Фе­де­ра­ции ком­мер­че­ская и со­ци­аль­ная Р. ре­гу­ли­ру­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О рек­ла­ме» (2006), по­ли­ти­че­ская Р. – фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми «О по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях» (2001) и «Об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях» (1995), пред­вы­бор­ная аги­та­ция – за­ко­но­да­тель­ст­вом о вы­бо­рах. За на­ру­ше­ния в этой об­лас­ти пре­ду­смот­ре­на ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность.

В РФ не допускается недобросовестная и недостоверная реклама.

Р. отд. специфич. товаров (в частности, алкогольной продукции) должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления этих продуктов.

Лит.: Рос­си­тер Д. Р., Пер­си Л. Рек­ла­ма и про­дви­же­ние то­ва­ров. 2-е изд. СПб., 2001; Эйт­чи­сон Д. Ра­зя­щая рек­ла­ма: как соз­дать са­мую луч­шую в ми­ре пе­чат­ную рек­ла­му брен­дов в XXI в. М. [и др.], 2007; Уче­но­ва В. В., Ста­рых Н. В. Ис­то­рия рек­ла­мы. 3-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу