Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«О́ПЕРА ДЕ́И ПУ́ПИ»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский

«О́ПЕРА ДЕ́И ПУ́ПИ» (итал. Opera dei Pupi, сицилийское Òpirarî pupi  опера кукол), традиционный для Сицилии вид театра кукол (марионеток). Возник в результате соединения устной традиции сицилийских певцов-рассказчиков (cuntastori) и южно-итал. кукольных представлений. Окончательно сложился в 1-й пол. 19 в. в Неаполе, но наибольшие популярность и распространение получил в Сицилии. В основе сюжетов – поэма «Неистовый Роланд» Л. Ариосто и др. В связи с большим объёмом лит. материала кукольники создали особый тип многочастного представления, занимавшего 3–4 дня: длившийся до 3 часов спектакль обычно обрывался на полуслове и продолжался на следующий день. Представления проходили в закрытых помещениях  подвалах, амбарах, сараях. Играли на сицилийском диалекте, импровизируя и меняя сюжет. Искусно и натуралистично исполненные куклы – великолепные рыцари в золочёных доспехах, с перьями на шлемах, прекрасные дамы в ср.-век. нарядах. Персонажи различаются по размеру кукол (чем значительнее герой, тем больше кукла) и гербам на щитах. Куклы управляются с помощью металлич. прутов. Одной рукой артист управляет прутом, проходящим через голову куклы и крепящимся с помощью крюка внутри груди. Это сделано для того, чтобы во время ристалища можно было быстро отцепить крюк и голова рыцаря или сарацина упала под ударом меча. Др. рукой актёр управляет прутом, прикреплённым к левой руке куклы, которая держит щит с гербом героя. «О. д. п.» делится на две традиционные группы – палермскую и катанскую. Гл. различие между ними – размер и вес кукол: в Палермо они достигают 80 см и весят до 5 кг, в Катании – 150 см и 35 кг. В постановках участвуют только кукловоды-мужчины. В Палермо кукольники управляют марионетками, находясь за сценой, а в Катании для них предусмотрен спец. мостик над сценой. Кроме того, палермская марионетка способна сгибать ноги в коленях и вкладывать меч в ножны. Катанская двигается не сгибая колен, а меч всегда держит в руках или ножнах. Отыграв серию спектаклей, кукольники переезжали в др. город или соседнюю страну. К сер. 20 в. традиция пришла в упадок, но во 2-й пол. столетия благодаря семье потомственных кукольников Кутиккио (Палермо) возродилась, претерпев некоторые изменения и уйдя от принципа «сериалов». Наряду со спектаклями о подвигах рыцарей, ныне разыгрывают представления и на совр. темы – драмы, мюзиклы и фарсы. Благодаря своей этнографич. и худож. ценности сицилийские марионетки стали предметом коллекционирования. Собрания наиболее ценных кукол хранятся в музеях Палермо и Катании. В 2008 включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Вернуться к началу