1762–1796
Вступление Екатерины II на престол. Первые преобразования. С вступлением в 1762 на престол Екатерины II началась новая страница рос. истории. В исторической литературе существуют различные оценки этого времени, личности императрицы и результатов её деятельности. Так, историки, основывающиеся на концепции «просвещённого абсолютизма», делают акцент на консервативном характере проводившейся политики, направленной на укрепление традиционных институтов рос. самодержавия. Иная точка зрения представлена историками, видящими во времени Екатерины II попытку реализации политической модели, основанной на идеях Просвещения. Сама Екатерина II оценивается ими как один из самых успешных рос. реформаторов.
Основу политической программы Екатерины II составили идеи французского Просвещения, особенно труды Ш. Монтескьё и его идея о трёх видах правления. Императрица была убеждена, что для огромной России приемлема лишь самодержавная форма власти. Роль монарха она видела в создании «фундаментальных» законов, охватывающих все сферы жизни и обеспечивающих правовую защиту населения, определяющих статус, права и привилегии всех его групп. Главной целью признавалось конструирование полноценной сословной структуры общества западноевропейского типа путём выработки законодательства о статусе отдельных сословий. Другой важнейшей политической целью провозглашалось «воспитание» подданных путём их просвещения. При этом, в отличие от эпохи Петра I, каждый подданный рассматривался не как механический элемент гос. машины, но как член общества, сознательно исполняющий свой долг.
Первые годы правления Екатерины II отмечены усилиями по стабилизации внутриполитической ситуации и укреплению нового режима. Для выработки предложений по законодательному регулированию разл. сфер жизни был создан ряд комиссий, однако приняты их предложения были лишь частично. Так, было отвергнуто предложение Н. И. Панина о создании Совета при императрице, который фактически должен был ограничить её власть. В 1763 осуществлена реформа Сената, разделение на 6 департаментов сделало его работу более эффективной и оперативной. Осн. функцией Сената провозглашалось наблюдение за соблюдением законов, но в праве издания новых законов ему было отказано. В 1764 заново осуществлена секуляризация церковных и монастырских земель. В результате от крепостной зависимости освободилось ок. 1 млн. чел., которые составили особую категорию «экономических» крестьян. Православная церковь была поставлена в финансовую зависимость от государства, значительная часть монастырей выведена «за штат», т. е. лишена финансового обеспечения.
В 1764 окончательно ликвидировано гетманство на Украине, туда был назначен генерал-губернатор, которому было поручено привести всю систему управления в регионе к общероссийскому образцу. Однако политика интеграции Украины проводилась осторожно и постепенно. Составной частью национальной политики Екатерины II явилось приглашение в 1764 в Россию иностранных колонистов, что диктовалось необходимостью освоения территорий Поволжья, Приуралья, а позже и Новороссии. В последующие два года в Россию прибыло ок. 30 тыс. немецких переселенцев, осевших гл. обр. в Среднем Поволжье и демонстрировавших своей деятельностью преимущества свободного сельского труда.
Екатерина II расценивала крепостное право как антигуманное, противоестественное явление, тормозившее экономическое развитие страны. Однако она понимала, что его отмена может вызвать серьёзные социальные потрясения. Как и многие её современники, она полагала, что рус. крестьянство нравственно не готово к подобной перемене, необходима длительная работа по его просвещению. В 1765 по инициативе императрицы создано Вольное экономическое общество, которое впервые сделало крестьянский вопрос предметом общественного обсуждения.
Ещё одним направлением деятельности Екатерины II явилась сфера образования. В 1764 были открыты училище при Академии художеств и Смольный институт – первое в России женское учебное заведение. В том же году в Москве основан Воспитательный дом для детей-сирот всех социальных слоёв (особо оговаривалось, что его воспитанники не могут быть закрепощены). В 1770 такое же учреждение создано в С.-Петербурге. Они существовали на пожертвования частных лиц. Императрица первая подавала в этом отношении пример, что способствовало становлению традиций рос. благотворительности.
Уложенная комиссия 1767–68. К сер. 1760-х гг. у Екатерины II возникли планы расширения социальной базы реформ путём созыва всесословной Комиссии для сочинения нового Уложения. В качестве инструкции Комиссии императрица составила «Наказ», в котором были сформулированы главные принципы будущего законодательства. В основу «Наказа» легли идеи Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и др. просветителей. В нём подчёркивалось, что Россия является европейской державой, а самодержавие – единственно пригодная для России форма гос. устройства. «Наказ» включал положения о правах отдельных сословий, затрагивал вопросы юриспруденции и судопроизводства. В нём впервые в России был сформулирован принцип презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания. Первый вариант «Наказа» содержал достаточно резкое осуждение крепостного права, однако в ходе его обсуждения в придворных кругах текст был отредактирован таким образом, что в нём сохранились лишь глухие намёки на возможность ликвидации крепостничества. В состав Комиссии было избрано св. 550 депутатов, представлявших все социальные группы, кроме помещичьих крестьян и духовенства. Дискуссии в Комиссии начались с обсуждения существовавших законов. По мере подготовки законопроектов специально созданными частными комиссиями они также поступали на обсуждение в «общее собрание». В ходе работ Уложенной комиссии выявился низкий уровень политической культуры большей части депутатов, отсутствие у них видения проблем общегосударственного масштаба, неспособность к конструктивной законотворческой деятельности. Обнажились также глубокие противоречия между отдельными социальными и национальными группами населения, проявилось резкое неприятие большей частью дворянства даже намёков на возможность отмены крепостного права. Осознав бесплодность дальнейших дискуссий, Екатерина II в дек. 1768 распустила «общее собрание». Однако частные комиссии продолжали работать, созданные ими законопроекты были использованы императрицей в её собственной законотворческой деятельности. В целом Уложенная комиссия 1767–68 явилась первым в России опытом открытого обсуждения вопросов гос. жизни.
Внешняя политика. Резкий поворот во внешней политике, осуществлённый Петром III, позволил Екатерине II выработать собственную внешнеполитическую доктрину. Военные действия против Пруссии не были возобновлены, и с ней был заключён союзный договор. С помощью Пруссии Россия рассчитывала возвести на польский трон своего ставленника С. Понятовского, что и было осуществлено в 1764. В С.-Петербурге рассматривали Речь Посполиту в качестве буфера между Россией и европейскими державами и считали необходимым сохранять существовавший в стране политический режим, не допуская усиления королевской власти и одновременно требуя от нового короля решить проблему ущемлённого в правах православного населения. Давление на Речь Посполиту, а также ряд ошибок рос. дипломатии привели к тому, что в 1768 против России выступила Барская конфедерация польских магнатов. Военное противостояние между странами завершилось лишь в 1772. Сближение с Пруссией привело к охлаждению отношений с Австрией и Францией. Видя в усилении России угрозу собственной безопасности, эти державы подстрекали к войне с ней Османскую империю, которая также была обеспокоена активностью России в Речи Посполитой. Русско-турецкая война 1768–74 ознаменовалась крупными победами рос. оружия на море и на суше, однако вести военные действия одновременно в Речи Посполитой и на юге было для России непросто. Для достижения мира необходимо было лишить Османскую империю поддержки Австрии. С этой целью в 1772 Екатерина II приняла предложение Пруссии о разделе Речи Посполитой между тремя державами. В результате к России отошли часть Ливонии, Полоцкое, Витебское, Мстиславское и часть Минского воеводств.
По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 с Османской империей в состав России вошли крепости Керчь и Еникале в Крыму, она получила право на свободный проход своих судов через проливы Босфор и Дарданеллы.
Осн. направления внешней политики России на 2-м этапе правления Екатерины II остались прежними, однако расстановка сил на международной арене изменилась. В 1775 началась война за независимость в Северной Америке, и Великобритания попросила у России выделить войска для борьбы с повстанцами. Однако в С.-Петербурге полагали, что пока Лондон будет занят войной в колониях, он не сможет вмешиваться в российско-турецкие отношения. Рос. правительству была необходима свобода рук на юге, где нужно было обезопасить себя от союзного Османской империи Крымского ханства. Для этого требовалось нейтрализовать и др. европейские державы. В 1776 был продлён договор о дружбе с Пруссией, что гарантировало нейтралитет Австрии. В 1777 рос. войска вошли в Крым, и на ханский престол был посажен рос. ставленник Шагин-Гирей. Год спустя вспыхнул новый конфликт между Пруссией и Австрией, в улаживании которого Россия сыграла роль посредника. Она выступила гарантом Тешенского мира 1779, что дало ей возможность вмешиваться в дела германских государств. Удалось добиться и взаимопонимания с Францией, также нуждавшейся в поддержке России из-за войны с Великобританией. При посредничестве Парижа в 1779 между Османской империей и Россией была подписана «изъяснительная конвенция», подтверждавшая независимость Крыма и права Шагин-Гирея на ханский трон. В 1780 Россия выступила с важной международной инициативой – Декларацией о вооружённом нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран имели право защищаться в случае нападения на них. Декларация должна была послужить защитой против Великобритании, пытавшейся воспрепятствовать рос. морской торговле. Успехи на международной арене способствовали формированию в рос. правительственных кругах новой внешнеполитической доктрины – т. н. Греческого проекта, предусматривавшего воссоздание на территории Османской империи православной Греческой империи во главе с внуком Екатерины II великим князем Константином Павловичем. Реализация этого проекта требовала возобновления союза с Австрией. В 1780, во время свидания Екатерины II с императором Иосифом II, была достигнута договорённость об антитурецком союзе. В 1782 рос. войска вновь вступили в Крым, а в апр. 1783 Крым и Северная Таврия вошли в состав России. Под руководством Г. А. Потёмкина началось активное хозяйственное освоение этих земель, строительство там новых городов и Черноморского флота.
Аннексия Крыма стала причиной новой войны с Османской империей. В условиях приближения рос. границ к Кавказу становилось ясно, что именно этот регион может стать театром военных действий. Народам Кавказа, оказавшимся между двумя противниками, необходимо было заранее присоединиться к той или иной стороне. Россия также была заинтересована в привлечении этих народов на свою сторону. В июле 1783 был подписан Георгиевский трактат, по которому под протекторат России поступало Картли-Кахетинское царство. Сближение России с Австрией привело к ухудшению отношений с Пруссией, которая создала новую антиавстрийскую коалицию, поддержанную Великобританией. Это привело к дальнейшему охлаждению российско-британских отношений.
В 1787 состоялось путешествие Екатерины II в Крым, которое должно было продемонстрировать всему миру хозяйственную и военную мощь России. Однако Турция, напуганная демонстрацией силы, решила нанести упреждающий удар и летом 1787 объявила России войну. Русско-турецкая война 1787–91 ознаменовалась блестящими победами рос. войск под командованием Потёмкина и А. В. Суворова. Между тем ситуация в Европе резко изменилась после Французской революции 1789, которая, с одной стороны, отвлекла внимание Великобритании, а с другой – лишила Россию поддержки Франции. В то же время военные успехи России обеспокоили Пруссию, пытавшуюся создать на сей раз антироссийскую коалицию. Усилия Пруссии отчасти увенчались успехом: в 1788 в войну против России вступила Швеция. Ситуация осложнялась также положением в Речи Посполитой, руководство которой вновь обратилось к России с просьбой согласиться на усиление королевской власти, обещая поддержку в борьбе с Турцией. Соответствующее соглашение было подготовлено, но Россия опасалась резкой реакции со стороны Пруссии. В этой ситуации польское руководство обратилось за поддержкой в Берлин. В 1790 между Речью Посполитой и Пруссией был заключён договор о взаимопомощи, а т. н. Четырёхлетний сейм принял Конституцию 1791, означавшую резкое изменение польского политического строя. К этому времени стало очевидным, что добиться полного разгрома Османской империи и реализовать Греческий проект не удастся. В дек. 1791 Россия и Турция подписали Ясский мир, по которому Турция признала аннексию Крыма, а новая граница между двумя странами была определена по Днестру. Ранее, в 1790, выгодный мир был заключён и со Швецией.
Весной 1792 Россия вновь ввела войска в Речь Посполиту, а в конце года С.-Петербург дал положительный ответ на предложение Пруссии о 2-м её разделе. Россия увеличила свои владения на 250 тыс. км2 за счёт Восточной Белоруссии и Правобережной Украины. Ответом польского народа на действия России и Пруссии стало патриотическое восстание под предводительством Т. Костюшко, жестоко подавленное рос. войсками. В окт. 1795 был осуществлён 3-й раздел Речи Посполитой, покончивший с польской государственностью. К России отошли ещё 120 тыс. км2, включая Западную Волынь, Западную Белоруссию, Литву и Курляндию.
В последние годы правления Екатерины II центральное место в международной политике заняли последствия революции во Франции. Первоначально императрица не вмешивалась в происходившие там события, поскольку критически относилась к «старому режиму» и полагала, что вовлечение европейских держав во французские дела «развяжет ей руки». Но после казни в 1793 быв. короля Людовика XVI императрица стала видеть в происходившем во Франции угрозу всему мировому порядку. В России принимали французских эмигрантов, оказывали финансовую помощь их борьбе, но лишь незадолго до своей кончины Екатерина II решила направить рос. войска на помощь антифранцузской коалиции.
В целом внешняя политика России 1760–90-х гг. носила экспансионистский характер, как и внешняя политика всех крупных европейских держав этого времени. Она была чрезвычайно успешной: победы рос. оружия способствовали формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну. Вместе с тем многие внешнеполитические достижения вскоре обернулись серьёзными проблемами.
Социальные движения 2-й пол. 18 в. Законодательное оформление привилегированного положения дворянства, постоянный рост его потребностей на фоне интенсивного вовлечения дворян в торгово-предпринимательскую деятельность вели к усилению эксплуатации крепостного крестьянства и ухудшению его экономического положения. При этом развитие института крепостничества как особого социального и экономического феномена ещё не исчерпало себя и именно во 2-й половине 18 в. достигло апогея. Широкое распространение получили такие одиозные явления, как продажа крестьян без земли с молотка, разлучение крестьянских семей, крепостные гаремы и т. д. Вся 2-я пол. 18 в. отмечена многочисленными крестьянскими выступлениями, которые нередко подавлялись с помощью войск. Массовый характер приобрели также выступления посессионных крестьян уральских заводов, в связи с чем правительство вынуждено было создать специальную комиссию. На основании её рекомендаций были приняты акты, регламентировавшие отношения заводчиков и рабочих. Однако наиболее крупные социальные потрясения этого времени – Чумной бунт 1771 в Москве и восстание под предводительством Е. И. Пугачёва 1773–1775 связаны преимущественно с иными социальными слоями.
В современной историографии Чумного бунта обращается внимание прежде всего на неумелые действия городских властей в условиях эпидемии чумы. Предпринятые ими карантинные меры воспринимались населением с недоверием. Возмущение масс достигло апогея, когда архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) распорядился убрать с Варварских ворот Китай-города чудотворную икону Богородицы, прикладываясь к которой люди заражали друг друга. Возбуждённая толпа разгромила резиденцию архиепископа в Чудовом монастыре, а затем ворвалась в Донской монастырь, где он укрывался, и растерзала его. Бунт был подавлен воинской командой, после следствия четыре зачинщика повешены, ок. 200 чел. наказаны кнутом и розгами.
Восстание Пугачёва в современной историографии расценивается как последняя в рос. истории попытка казачества, явившегося его инициатором и главной движущей силой, изменить свой социальный статус. Это было самое массовое восстание в истории дореволюционной России, охватившее огромные территории Поволжья и Приуралья. Отличительной его особенностью явилась более высокая степень организованности, наличие политической программы с чёткими требованиями. Целью восстания было создание «казацкого царства», где казаки стали бы «первыми людьми в государстве». Казацкие вольности были обещаны и крестьянству, освобождаемому от крепостной зависимости. В целом политическая программа Пугачёва была обращена более в прошлое, чем в будущее: он обещал вернуть «старую веру», рус. платье, длинные бороды, а заодно уничтожить уральские заводы. Эти призывы нашли отклик в крестьянской среде, у неквалифицированных горно-заводских рабочих Урала и нерусских народов Поволжья. Массовый характер приобрело участие в восстании крепостного крестьянства, однако Пугачёв относился к нему с определённым недоверием. Восстание сопровождалось убийствами дворян и членов их семей, чиновников, духовенства, а также простых солдат и работных людей, не подчинявшихся Пугачёву, объявившему себя чудом спасшимся императором Петром III. Ответ властей был адекватным: неск. десятков наиболее активных участников выступления были казнены, неск. сотен подвергнуты телесному наказанию и сосланы в каторжные работы.
Внутренняя политика 1775–96. Неудачный опыт Уложенной комиссии, а также восстание Пугачёва привели Екатерину II к осознанию неотложности реформ и необходимости взять дело преобразований в собственные руки. Напуганное Пугачёвым дворянство сплотилось вокруг трона, что создало благоприятные условия для реализации намеченных планов. Уже в 1775 был издан манифест, провозглашавший право свободного предпринимательства для всех категорий населения, кроме крепостных. Тогда же из городского населения была выделена верхушка гильдейского купечества, получившего ряд привилегий. Горожане, не записанные в купечество, были названы мещанами. Манифестом запрещено вновь закрепощать отпущенных на волю и велено записывать их в мещанство или купечество. В том же году осуществлена новая губернская реформа. За основу новых губерний были взяты территории с населением 300–400 тыс. чел. Две губернии объединялись в наместничество во главе с наместником или генерал-губернатором. Первоначально было создано 25 губерний, позднее они были разукрупнены, и к сер. 1790-х гг. их число достигло 50. Губернии делились на уезды с населением 20–30 тыс. чел. Начальником губернии являлся губернатор, администрацию уездного города возглавлял городничий, а уездом управлял капитан-исправник. В городах сохранялись выборные магистраты. В ходе губернской реформы создана система судов разных инстанций по уголовным и гражданским делам, отделённых от администрации. Это был важный шаг по пути реализации принципа разделения властей, но суд оставался сословным. Были удовлетворены пожелания дворянства, добивавшегося участия в органах власти на местах: ряд должностей во вновь созданных учреждениях замещали выборные из местных дворян, узаконена и должность уездного предводителя дворянства. Фактически новое законодательство обеспечивало возвращение на службу дворян, вышедших в отставку, а также замещение должностей, которые в ином случае могли бы остаться вакантными. Дворянская сословная организация интегрировалась в гос. аппарат. Одним из следствий губернской реформы 1775 стало значительное увеличение чиновничества: к концу правления Екатерины II общая численность местного аппарата выросла вдвое. Другим аспектом реформы стало создание на местах Приказов общественного призрения, которым поручалась организация в уездных городах народных школ, сиротских домов, богаделен, больниц и т. д.
В 1782 реформа продолжена созданием в городах регулярной полиции: образованы Управы благочиния в составе городничего, полицеймейстера, двух приставов и двух ратманов. Город делился на части во главе с частными приставами, а части – на кварталы во главе с квартальными надзирателями. Сделана попытка кодификации норм уголовного права путём перечисления правонарушений, попадавших в ведение полиции; сформулирован принцип строгой подзаконности и наказуемости всякого преступного деяния.
Реформы 1775–82 продолжили процесс превращения Российской империи в унитарное государство с единообразной системой управления на всей территории. Дальнейшее укрепление исполнительной власти и одновременное перенесение центра тяжести во всей системе управления на места привели к реорганизации центрального управления: в 1779–1796 ликвидированы Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, Камер-коллегия, Вотчинная, Малороссийская и Юстиц-коллегии, Коллегия экономии, Ревизион-коллегия и Коммерц-коллегия. Формально центр сохранил за собой лишь управление военными и иностранными делами, а также общий контроль за всеми гос. учреждениями, однако на практике пределы самостоятельности местных органов власти всех уровней были крайне ограничены.
В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть бессословных 2-классных народных училищ в уездных и 4-классных народных училищ в губернских городах. Это был важнейший шаг на пути создания в России системы школьного образования на классно-урочной основе.
В 1785 изданы два важнейших законодательных акта екатерининского времени – Жалованные грамоты дворянству и городам. В первом были сведены воедино права и привилегии дворянского сословия: дворянство освобождено от телесных наказаний, за ним закреплена частная собственность на земли и недра, утверждён принцип неотчуждаемости родовых владений. 2-й документ был направлен на формирование среднего сословия – мещан (иначе «городовых обывателей»), купцов и разл. лиц, занимавшихся профессиональной деятельностью. Жалованная грамота городам повышала имущественный ценз на вступление в купеческие гильдии, создавала новый орган городского самоуправления – Шестигласную городскую думу, вводила дополнительные меры по стимуляции ремесленного производства.
В отношении церкви Екатерина II полагала необходимым сочетать защиту православия с веротерпимостью: прекращено преследование старообрядцев, разрешена деятельность католических, протестантских и мусульманских общин (при этом от католического духовенства требовалось признание главенства власти императрицы над властью папы Римского). Исходным принципом национальной политики было представление о равенстве перед законом всех народов империи. Вместе с тем Екатерина II сознавала значение культурных отличий народов и готова была мириться с ними в той мере, в какой они не создавали угрозу политической стабильности и управляемости страной. Однако попытки втиснуть еврейское население земель, присоединённых в результате разделов Речи Посполитой, в рамки созданной реформами 1775–85 социальной структуры привели к возникновению черты оседлости, ограничившей социальную и географическую мобильность этой национальной группы.
Экономическая политика. Идейная основа экономической политики Екатерины II носила эклектичный характер, сочетая идеи физиократов и новейшие идеи экономистов того времени, выступавших за предоставление торгово-промышленным слоям максимальной свободы на основе принципов конкуренции. В 1760-х гг. правительство постепенно ликвидировало особые привилегии, ранее дарованные ряду фабрикантов и купцов и обеспечивавшие им монопольное положение в отдельных отраслях. Важное стимулирующее значение имело установление в 1775 принципа свободного предпринимательства, а также закрепление в 1780 в законодательстве права частной собственности на фабрики. Это способствовало, в частности, интенсивному развитию отраслей лёгкой промышленности – шёлкоткацкой, суконной, кожевенной, галантерейной и др. В целом число предприятий в этих отраслях в 1760–90-х гг. выросло в 8 раз.
Достаточно успешно развивалась и тяжёлая промышленность. За 2-ю пол. 18 в. число доменных печей увеличилось примерно в 2,5 раза, в 5 раз возросла выплавка чугуна, на Урале было построено ок. 90 новых заводов. Вместе с тем после массовых волнений горно-заводских рабочих в 1760-х гг. ряд крупнейших металлургических предприятий был возвращён в казну. Поскольку у государства не было средств для модернизации и расширения производства, это привело к снижению темпов роста в тяжёлой промышленности, и к кон. 18 в. экспорт чугуна сократился.
За годы правления Екатерины II примерно в 4 раза вырос объём внешней торговли. Наряду с традиционными экспортными товарами (лес, пенька, меха и др.) Россия вывозила металл, сукно, парусное полотно, хлеб и др. Однако всё это были преимущественно полуфабрикаты, в то время как в страну ввозились предметы непосредственного потребления – вина, мебель, ювелирные изделия, посуда, ткани, предметы искусства и пр. Для поддержания активного внешнеторгового баланса правительство проводило протекционистскую политику, вводя высокие ввозные пошлины на товары, производимые в самой России, а также на предметы роскоши. Важным препятствием развитию внешней торговли было отсутствие собственного торгового флота.
Внутренняя торговля 2-й пол. 18 в. отмечена ростом числа постоянных и сезонных ярмарок, 25 из них получили общероссийское значение. Всё бо́льшую роль играли торгующие крестьяне, некоторые из них переходили к предпринимательству, становясь владельцами купленных на чужое имя фабрик, заводов, десятков тыс. десятин земли и крепостных душ.
Развитие финансовой сферы в царствование Екатерины II также отмечено серьёзными новациями. В 1769 введены в обращение ассигнации (бумажные деньги). Постоянный и резкий рост гос. расходов, вызванный прежде всего войнами, покрывался за счёт печатного станка, в результате в 1796 за 1 руб. ассигнациями давали лишь 68,5 коп. серебром. Увеличились также объёмы чеканки золотой и медной монеты. Всё это вело к росту цен на товары, в т. ч. на медь, вследствие чего чеканка медной монеты стала убыточной. Правительство старалось улучшить финансовое положение страны за счёт увеличения косвенных налогов, основными из которых были питейный и соляной. Возросла и номинальная сумма, получаемая государством от прямого обложения: в 1795 она составила 26 млн. руб. по сравнению с 5,4 млн. в 1758.
Продолжалось развитие банковского дела. В 1769 открыты ассигнационные банки в С.-Петербурге и Москве (в 1786 преобразованы в единый Гос. ассигнационный банк). Государство в этот период впервые получило займы за рубежом, что привело к образованию внешнего долга, на уплату процентов по которому к кон. 18 в. шло до 5% гос. доходов. Бюджет в 1760–90-х гг. вырос примерно в 4 раза. Постоянным был его дефицит, достигавший в худшие годы 20%. Для упорядочения управления гос. финансами в 1773 создана Экспедиция о гос. доходах, сосредоточившая в своих руках все вопросы гос. расходов и доходов, а также налоговых недоимок и пр. В ходе губернской реформы 1775 образованы губернские казённые палаты, а в уезды назначены уездные казначеи. Все они подчинялись Экспедиции, которая, в свою очередь, была подотчётна только государыне. В рамках этого учреждения впервые была предпринята попытка составления гос. бюджета.
Русское общество в 1760–90-х гг. Эпоха Екатерины II имела огромное значение для культурного и духовного развития рус. общества. Существенную роль в этом сыграла личность самой императрицы – человека с широкими духовными запросами. Она переписывалась с просветителями, занималась журналистикой, литературным и научным творчеством, собирала коллекцию живописи, положившую начало Гос. Эрмитажу, основала Публичную библиотеку в С.-Петербурге (1795), немало сделала для дальнейшего развития и украшения столицы. В подражание Екатерине II многие богатые вельможи собирали коллекции произведений искусства и библиотеки, заводили домашние театры и оркестры, переписывались с просветителями, занимались благотворительностью, пробовали себя в литературе. 1770–80-е гг. стали периодом расцвета журналистики. В многочисленных журналах, издававшихся частными лицами, печатались как переводные, так и оригинальные произведения. К кон. 18 в. в основном завершилось складывание рус. литературного языка. Именно тогда произошли важные изменения в историческом сознании, вновь возник интерес к допетровскому прошлому России, отмечены первые попытки осмыслить место и роль России в мире. Наступил новый этап в формировании национального самосознания с характерным для него чувством национальной гордости и патриотизма, чему немало способствовали внешнеполитические успехи страны. Они же содействовали укреплению в национальном самосознании черт имперской идеологии.
Во времена Екатерины II зародились осн. течения рус. общественной мысли. Если в начале правления Екатерины II наблюдался тесный союз власти и культуры, нуждавшихся в поддержке друг друга, то позднее рост национального самосознания и повышение уровня образованности элиты привели к появлению идейной оппозиции власти. Первоначально эта оппозиция оформилась в виде масонства, ставшего для мыслящего рус. человека кон. 18 в. своего рода альтернативой идеологии официальной государственности. В 1780-х гг. рус. масонство эволюционировало в сторону мистицизма и в нач. 1790-х гг. подверглось преследованиям со стороны властей (дело Н. И. Новикова, 1792).
Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции кон. 18 в. привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев. Вместе с тем кровавый опыт Французской революции способствовал разочарованию многих рус. людей в идеях Просвещения и в революционной идеологии. Стремясь найти «противоядие» разрушительной, подрывающей общественные и жизненные устои идеологии, рус. мыслители обращались к национальным корням. Ярким примером такого рода консерватизма стала публицистика М. М. Щербатова, содержавшая резкую критику нравов эпохи Екатерины II.
Важное значение для развития самосознания общества имело освобождение дворянства от обязательной службы, давшее дворянину свободное время для занятий творчеством, чтения, размышлений. За время правления Екатерины II выросли, по выражению А. И. Герцена, два поколения «непоротых дворян» – будущих героев Отеч. войны 1812 и отцов декабристов.
В 1760–90-х гг. продолжилось развитие страны в направлении, определившемся при Петре I. Были достигнуты серьёзные успехи во внешней и внутренней политике. Преобразования в сфере гос. управления, социальных отношений, образования и др. имели долговременное воздействие на развитие страны. Однако преобразовательный потенциал государства и общества в узких рамках, созданных крепостным правом, был почти исчерпан. Крепостничество тормозило и искажало социальное и экономическое развитие страны и грозило новым системным кризисом.