ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Начало преобразований Петра I
В кон. 17 в. Россия была одним из крупнейших в мире государств с многонациональным населением. Это было уже государство имперского типа, но его политические и социальные институты в новых условиях оказывались недостаточно эффективными. Вступление России в непосредственное соприкосновение с Османской империей было чревато неизбежными военными конфликтами. В связи с отказом рос. правительства от внешнеполитической самоизоляции и присоединением в 1686 к антитурецкой Священной лиге европейских государств требовался и более высокий уровень обороноспособности страны, что могло быть достигнуто лишь путём создания регулярной армии. Это, в свою очередь, влекло за собой изменения во всей системе гос. службы, землевладения, социальной организации населения, ликвидацию технологического отставания России от ведущих европейских держав.
Идеологическое обоснование преобразований Петра I восходит к западноевропейской рационалистической философии 17 – нач. 18 вв., заложившей основы теории регулярного государства. Её представители обосновывали возможность создания государства, в котором вся жизнь подчинена детальной законодательной регламентации, а всё население – от монарха до последнего подданного – трудится над созиданием «общего блага», обеспечивающего процветание страны. Восприятие этих идей в России привело к переосмыслению самого понятия «государство». Государь становился «слугой Отечества», который в своём служении «общему благу» ответствен лишь перед Богом. Само же «общее благо» сливалось с благом государства, которое становилось высшей ценностью. При этом государство было персонифицировано в образе государя – помазанника Божия.
Первым крупным внешнеполитическим мероприятием правления Петра I стали Азовские походы 1695–96 с целью завоевания выхода к Чёрному м. После неудачи 1-го похода спешно построен Азовский флот, что позволило во время 2-го похода блокировать и захватить турецкую крепость Азов. После победы в стране введена особая корабельная повинность и начато строительство военно-морского флота. Острая нехватка специалистов в военном и морском деле побудила Петра I послать на учёбу в Европу неск. десятков молодых людей из знатных семейств. Сам царь впервые в истории России инкогнито побывал в Европе в 1697–98 в составе Великого посольства, формальной целью которого были переговоры с членами Священной лиги о совместных действиях против Турции, но главная цель визита Петра I состояла в учёбе у иностранцев. В Голландии, Великобритании, Австрии, Саксонии Пётр I изучал корабельное дело, интересовался фабриками, заводами, музеями, мастерскими, достижениями в области естественных наук. Одновременно велись дипломатические переговоры и осуществлялся наём на рос. службу иностранных специалистов. Попытки активизировать антитурецкую лигу успеха не имели, но во время встречи Петра I с саксонским курфюрстом и королём Речи Посполитой Августом II Сильным обнаружилась возможность создания коалиции Речи Посполитой, Саксонии, Дании и России против Швеции.
В августе 1698 Пётр I получил известие о новом стрелецком восстании и спешно возвратился в Россию. В 1698– 1700 последовали указы, предписывавшие всем, кроме священников и крестьян, брить бороды и носить европейское платье. По мысли царя, изменения внешнего облика и образа жизни должны были привести и к изменениям в мироощущении рус. людей. Постепенно вокруг царя сложился круг единомышленников, сыгравших выдающуюся роль в последующих событиях. В кон. 17 в. Пётр I учредил первый рос. орден Св. Апостола Андрея Первозванного (выбор святого должен был подчеркнуть правопреемство России по отношению к Византии, поскольку, согласно преданию, основатель Византийской церкви св. Андрей проповедовал христианство в рус. землях). В 1699 из Великобритании выписаны учителя математики, инженерного и морского дела для открытой в 1701 в Москве школы математических и навигацких наук. Одновременно из «даточных людей» были сформированы 29 полков во главе с иностранными офицерами. В армию стали набирать добровольцев из всех слоёв населения. В кон. 1699 осуществлена реформа календаря: летосчисление стало вестись от Рождества Христова, а началом нового года стало 1 января. В 1700 учреждена Палата об уложении, призванная пересмотреть и систематизировать существовавшее законодательство. Тогда же Пётр I начал церковную реформу: после смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха не избрали, вместо него был назначен «местоблюститель» патриаршего престола. В 1701 был воссоздан Монастырский приказ, в ведение которого поступили все монастыри и дела духовенства. В целом для преобразований были характерны масштабность, распространение новшеств на разные сферы жизни и одновременно бессистемность, отсутствие представлений о последовательности действий.
Северная война 1700–21
Заключив летом 1700 мирный договор с Турцией, Россия объявила войну Швеции. Северная война началась поражением рос. армии 19(30).11.1700 под Нарвой, что заставило Петра I предпринять ряд энергичных шагов по укреплению обороноспособности страны: было набрано 10 новых полков, продолжено строительство кораблей в Архангельске, начато литьё пушек на первых уральских заводах. Воспользовавшись тем, что шведский король Карл XII перенёс военные действия на территорию Речи Посполитой, отряды рос. войск предприняли в 1701–03 ряд походов в шведcкие владения в Прибалтике. К весне 1703 под их контролем оказалось всё течение р. Нева. 16(27).5.1703 на Заячьем о-ве в устье Невы была заложена крепость С.-Петербург (Петропавловская), возникшему вокруг неё городу суждено было стать новой столицей России. Для Петра I он являлся образцом организации регулярного («правильного») городского пространства, а также социальной жизни и быта подданных, воплощением победы разума над силами природы. Со временем С.-Петербург стал символом новой России, её имперского могущества, а также центром формирования, развития и распространения новой культуры. С момента основания С.-Петербург развивался как многонациональный, поликонфессиональный город, что отражало концепцию империи, предполагавшую объединение разных народов, культур и религий. Ещё весной 1702 был издан Манифест о вызове в Россию иностранцев, дозволявший свободный въезд иностранцев в страну. В нём провозглашалась необходимость распространения просвещения, укрепления армии и отмечалось, что уже осуществлённые реформы направлены на то, чтобы «наши подданные могли тем более и удобнее научаться поныне им неизвестным познаниям». Продолжение войны требовало постоянного пополнения армии. С этой целью в 1705 введена рекрутская повинность, распространявшаяся на сельское и городское население (за исключением духовенства). Служба в армии была бессрочной, а ответственность за поставку рекрутов возлагалась на крестьянские и городские общины. Это позволило России на протяжении 150 лет иметь одну из самых многочисленных армий мира.
Пополнение казны в условиях военного времени осуществлялось посредством разнообразных чрезвычайных налогов, объявлялись мобилизации «работных людей» на строительство флота, крепостей, заводов; осуществлялось насильственное переселение купеческих семей в новую столицу. Всё это ложилось тяжким бременем на плечи населения и стало причиной массовых выступлений. В 1705 произошло восстание стрельцов и казаков в Астрахани, в 1707 началось восстание донских казаков под предводительством К. А. Булавина (оба были жестоко подавлены). Пётр I понимал, что продолжение войны чревато новыми социальными потрясениями и пытался вести переговоры о заключении мира со Швецией, соглашаясь возвратить шведам все завоёванные земли за исключением С.-Петербурга. Однако Карл XII летом 1708 начал поход в глубь России, который закончился разгромом шведов 27.6 (8.7).1709 в Полтавской битве. Победа при Полтаве вывела Россию на мировую арену: именно с этого времени она стала одной из ведущих мировых держав, активным и полноправным участником международных отношений. Однако воспользоваться плодами этой победы Пётр I в полной мере не сумел, и война продолжалась ещё 11 лет.
Рост военного могущества России не мог не беспокоить её соседей, и прежде всего Турцию. Следствием напряжённости в отношениях двух стран стал предпринятый Петром I Прутский поход (1711), завершившийся окружением рос. армии. По новому мирному соглашению Россия обязывалась возвратить Турции Азов, срыть крепости, построенные на Азовском м. и на Днепре. Последующие годы ознаменовались новыми победами над шведами на суше и на море. В 1710 рос. войска взяли Выборг, а в 1714 рос. галерный флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Проходивший в 1718–19 Аландский мирный конгресс не принёс результатов. Россия вновь активизировала военные действия, что привело к окончательному разгрому Швеции и подписанию в 1721 Ништадтского мира, по которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм (древнерусский г. Корела). Во время празднования окончания войны осенью 1721 Пётр I принял от Сената титул императора, а также прозвания «Отец Отечества» и «Великий». Российское гос-во стало называться Российской империей.
Преобразования в области государственного управления. Вставшие перед страной новые задачи обусловили необходимость преобразования адм. системы с целью концентрации всех хозяйственных, финансовых и людских ресурсов, достижения максимальной эффективности в управлении. Первые мероприятия по реорганизации гос. аппарата были предприняты Петром I ещё в 1699, когда в городах были созданы выборные органы управления – земские избы, ведавшие сбором налогов и исполнявшие судебные функции. Они были подчинены Бурмистерской палате. С этого времени вся система управления приобрела 4-ступенчатый характер: органы высшего управления – органы центрального управления – органы городского управления – органы местного управления. Дальнейшая её реорганизация была напрямую связана с военными потребностями. Пётр I, нуждаясь в том, чтобы аппарат исполнительной власти был у него под рукой, создавал новые учреждения там, где он сам находился, не ликвидируя при этом старые. Эти органы управления именовались, как правило, канцеляриями, а важнейшей из них стала Ближняя канцелярия (1699–1711). По своей организации и структуре канцелярии были подобны старым приказам и фактически являлись их отделениями. Вскоре их местопребыванием стал С.-Петербург, а московские приказы превратились в филиалы столичных канцелярий. В нач. 18 в. прекратилась деятельность Боярской думы, на смену ей пришла Консилия министров (1708– 1711), которой царь поручал управление страной на время своего отсутствия в столице. Постепенно в её состав вошли руководители важнейших приказов.
В начале Северной войны обнаружилась неэффективность системы управления территориями по схеме приказ – уезд. Уже в 1701 был создан особый адм. округ с городами Азов и Воронеж. В 1702–03 в самостоятельную адм. единицу выделена Ингерманландия, поставленный во главе её А. Д. Меншиков стал именоваться губернатором. В 1708 осуществлена губернская реформа, в результате которой страна была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 С.-Петербургская), Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее из Казанской губ. выделились Нижегородская и Астраханская губернии. Губернаторы, назначавшиеся из числа наиболее видных сановников, сосредоточили в своих руках административную, финансовую, судебную и военную власть над огромными территориями. В помощь им создавался разветвлённый бюрократический аппарат. В уездных городах находились воеводские канцелярии во главе с уездными комендантами.
Вскоре обнаружилось, что управлять столь огромными территориями с опорой лишь на уездных комендантов весьма сложно, и к 1715 в губерниях были созданы т. н. доли во главе с ландратами. На смену долям в 1719 пришли провинции во главе с провинциальными воеводами. Трёхчленная система управления (губерния – провинция – уезд) просуществовала вплоть до губернской реформы 1775. Назначенные царём и полностью зависимые от него губернаторы становились «глазами и руками» самодержца на местах. Цепочка царь – губернатор – провинциальный воевода – уездный комиссар означала создание чёткой и более эффективной, чем прежде, вертикали исполнительной власти. В 1711 она была ещё более укреплена Правительствующим Сенатом, учреждённым накануне Прутского похода. Сенату, как высшему правительственному органу, подчинялись все приказы и канцелярии, ему же были подотчётны губернии. При Сенате были созданы многочисленные канцелярии и конторы, а также орган надзора – ведомство обер-фискала. Под его началом находились тайные агенты – фискалы, определённые во все учреждения, в губернии и города. Они следили за исполнением чиновниками законов и судебных решений, выявляли случаи казнокрадства и взяточничества. Однако эта попытка создать эффективные органы гос. надзора потерпела неудачу, и в 1722 Пётр I учредил органы прокуратуры. В Сенат были назначены генерал-прокурор и обер-прокурор, а в созданные к тому времени коллегии – прокуроры. Генерал-прокурор получил право вмешиваться в выносимые сенаторами решения и приостанавливать их исполнение, при необходимости донося о важнейших делах государю. Позднее объём властных полномочий генерал-прокурора менялся в зависимости от изменений в статусе Сената.
Следующим этапом адм. реформы стало упразднение приказов и создание в 1717–21 коллегий – центральных ведомств с отраслевыми функциями. Поначалу были созданы 9 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия и Берг-мануфактур-коллегия. За образец была взята шведская система центрального управления. Каждая коллегия ведала строго определённой сферой гос. жизни, а её власть распространялась на всю территорию страны. Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента и трёх членов. Важное значение имела Юстиц-коллегия, заменившая ряд судных приказов. В её подчинении находились созданные в 1719 надворные суды в 12 крупнейших городах – центрах судебных округов. Надворным судам подчинялись провинциальные суды в центрах провинций и нижние суды в уездных городах. В 1720 для управления городами учреждён Главный магистрат, а в самих городах созданы городовые магистраты и ратуши, заменившие земские избы. В 1721 создана особая Духовная коллегия – Святейший Синод, ведавший всеми делами Рус. православной церкви. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор. В 1722 выделена самостоятельная Мануфактур-коллегия. Статус коллегии обрела и существовавшая при Юстиц-коллегии Вотчинная контора, ведавшая учётом и оформлением прав на земельные владения. Для управления Украиной в 1722 образована Малороссийская коллегия. Изначально особым было управление и прибалтийскими губерниями, вошедшими в состав России в 1710. Пётр I обещал соблюдать привилегии местного дворянства, полученные от шведских королей, сохранены были также традиционные органы местного самоуправления дворян и горожан; на территории Лифляндии и Эстляндии продолжало действовать шведское имущественное и уголовное право.
Созданная Петром I система управления получила законодательную основу в виде системы регламентов отдельных коллегий и Генерального регламента (1720), определившего принципы управления, номенклатуру дел, порядок делопроизводства, внутренний распорядок гос. учреждений, должностные обязанности чиновников.
Реформы в социальной сфере
В социальной политике Пётр I руководствовался представлением о том, что каждый житель страны, независимо от своего социального статуса, должен быть эффективным элементом единого гос. организма. Царь не стремился кардинально менять традиционный для России характер социальных отношений, основывавшийся на крепостной взаимозависимости социальных слоёв друг от друга и от государства. В крепостничестве Пётр I видел действенное орудие принуждения подданных к исполнению долга перед отечеством. Важнейшее значение для социальной сферы имела податная реформа 1718–24. Существовавшее с 1679 подворное обложение было заменено подушной податью, взимавшейся с каждой «души» мужского пола. Размер подати исчислялся исходя из суммы, необходимой на содержание армии, поделённой на численность податного населения. Для выяснения последней в 1719–24 осуществлена перепись населения. В ходе реформы всё население страны разделено на две части – привилегированную неподатную (дворянство, духовенство, некоторые категории гос. служащих, в т. ч. военные) и податную (всё остальное население). С целью увеличения числа налогоплательщиков социальная структура общества была упорядочена за счёт уничтожения отдельных групп, напр. холопов и «гулящих людей», а также создания новых крупных социальных слоёв, напр. гос. крестьян, куда были включены и т. н. однодворцы – потомки служилых людей Юга России. В ходе реформы введена система паспортов, выдававшихся представителям податного населения при отлучке с места постоянного проживания. Всякий человек с просроченным паспортом считался беглым и подлежал поимке и суровому наказанию. Эта реформа в ещё большей степени ограничила свободу осн. массы населения. Вместе с тем усилия власти по установлению чётких границ между социальными слоями, направленные на удовлетворение прежде всего фискальных интересов, постоянно приходили в противоречие как с реалиями хозяйственного развития страны, так и с интересами самого государства в иных сферах.
В результате военной реформы Петра I исчезло разделение служилых людей на чины Государева двора и городовые. В 1-й четв. 18 в. появилось общее для всей этой социальной группы наименование «шляхетство», впоследствии заменённое словом «дворянство». Указ о единонаследии (1714) юридически уравнял поместье и вотчину. Рядом указов было установлено, что каждый дворянин под угрозой конфискации имений обязан нести военную или статскую службу, которую следовало начинать с низших (в армии – с рядовых) чинов. С изданием в 1722 Табели о рангах система гос. службы получила окончательное оформление: было установлено 14 классов гос. служащих в военной, военно-морской, придворной и статской службе, определён порядок выслуги чинов, согласно которому лицо недворянского происхождения могло получить дворянство, выслужив первый офицерский чин в военной или чин 8-го класса в статской службе. Эта система, являвшаяся реализацией петровского принципа «годности» (в противовес «знатности») как главного критерия социального статуса подданного, просуществовала до 1917. Привилегированный статус освобождённого от подушной подати «шляхетства» создал правовую основу для формирования дворянского сословия, которое с этого времени начало бороться за освобождение от служебной повинности и законодательное оформление своего сословного статуса, постепенно превращаясь в самостоятельную политическую силу. Основу экономической независимости рос. дворянства, его сословного самосознания составляло владение крепостными душами. Соответственно расширение его прав и привилегий автоматически означало сужение сферы личных прав крепостных.
Экономическое развитие
По мнению ряда историков, за годы правления Петра I произошла своего рода «индустриализация» страны. К кон. 1-й четв. 18 в. число промышленных предприятий возросло более чем в 10 раз, возникли новые отрасли: железоделательная, медеплавильная, суконная, писчебумажная, стекольная, табачная и др. Ок. 50% новых предприятий строилось за счёт казны, остальные – на частные капиталы при активной поддержке государства. Политика Петра I в сфере экономики была направлена на поощрение частного предпринимательства, в особенности в отраслях, связанных с обеспечением армии и флота. Развитие промышленности позволило России на данном этапе преодолеть технологическое отставание от развитых европейских стран, создать и оснастить мощную армию и флот. Осн. кадры рабочей силы для промышленности рекрутировались из среды крепостного крестьянства, причём законодательство разрешало промышленникам-недворянам покупать крестьян к заводам. Однако закрепощение социальных групп, из которых потенциально мог сформироваться рынок свободной рабочей силы, тормозило процессы развития в стране капиталистических отношений. Предприниматель недворянского происхождения оказывался в зависимости от государства, разрешавшего или запрещавшего ему покупать крестьян, а следовательно, и расширять своё производство. Результатом этого было стремление предпринимателей к получению дворянского достоинства, что препятствовало формированию противостоявшей дворянству буржуазии. Помимо этого, экономика 1-й четв. 18 в. была ориентирована прежде всего на удовлетворение военных потребностей государства и, следовательно, делала предпринимателей зависимыми от военных заказов. Наконец, отсутствие в рос. законодательстве понятия частной собственности и защищающих её норм превращало предпринимателя по сути в арендатора завода или фабрики, которые по воле монарха в любой момент могли быть отписаны в казну.
Столь же противоречивой была политика Петра I в области торговли. С одной стороны, царь всячески поощрял торговлю, справедливо видя в ней важнейший источник пополнения гос. финансов. С этой целью предпринимались меры по созданию и совершенствованию путей сообщения (прежде всего искусственных водных систем), были заключены торговые соглашения с рядом европейских стран. Вместе с тем в организации экспорта рус. товаров (юфть, пенька, поташ, дёготь, сало, льняное семя, ревень, рыбий клей и т. п.) осн. роль принадлежала государству, монопольно закупавшему их внутри страны и продававшему за границу или отдававшему торговлю определённым видом товара на откуп. Ряд мер имел для рос. торговли разрушительные последствия: ограничение торговли через Архангельский порт и насильственный перевод всех внешнеторговых операций в С.-Петербург, насильственное возвращение в ходе податной реформы многих купцов, осевших в крупных городах, в города, из которых они вышли, и др. В целом политика Петра I в области торговли основывалась на идеях протекционизма: таможенный тариф 1724 ввёл 75% пошлины на ввоз товаров, в достаточном количестве, как считалось, производимых в России. На практике, однако, этот тариф фактически подорвал внешнюю торговлю.
Церковная реформа
Политика Петра I в отношении церкви, в частности деятельность «Всешутейшего и всепьянейшего собора», пародировавшего церковные обряды, давала современникам основания обвинять царя в атеизме или приверженности к протестантизму. В народных массах формировался образ «царя-антихриста». В действительности его политика в отношении церкви продолжала и развивала тенденцию, восходившую к 17 в., и была частью общей политики, направленной на создание регулярного государства. Царь руководствовался прежде всего представлением о безраздельности собственной власти и подчинённости ей всех, в т. ч. и церковных, институтов. В церкви он видел один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу». Соответственно и духовенство рассматривалось им как одна из категорий населения со своими профессиональными обязанностями, являющимися разновидностью гос. службы. Оно должно было стать связующим звеном между властью и крестьянскими массами, явиться проводником гос. идеологии, исполнителем определённых полицейских функций. Указом 1718 все подданные обязывались посещать воскресные службы и ежегодно исповедоваться (уклонявшиеся подлежали штрафу). В 1722 священников обязали доносить на своих прихожан, если те открыли им на исповеди к.-л. преступные умыслы. Пётр I стремился ограничить численность духовенства, с тем чтобы пополнить ряды налогоплательщиков. С этой целью в 1718–22 были составлены штаты священнослужителей. Рядом указов была ограничена возможность пострижения в монахи, которых царь рассматривал как «бездельников», уклонявшихся от исполнения долга перед отечеством. Указ 1716 ввёл двойное налогообложение для «записных», т. е. объявивших о себе старообрядцев, легализовав эту группу населения и определив на последующие полвека её правовой статус. В 1722–23 появились указы, запрещавшие ходить с образами на дом к прихожанам, продавать «чудотворные» предметы, устанавливать в церкви «резные иконы» (т. е. скульптуры).
Преобразования в сфере культуры, быта, духовной жизни. Изменения, происходившие в 1-й четв. 18 в. в повседневной жизни рус. людей, их мировосприятии, самосознании, а также в области культуры, были обусловлены как целенаправленной политикой Петра I, так и опосредованным влиянием перемен в социальной сфере и политической жизни. Кардинально изменился образ жизни. Люди приобщались к новым, неизвестным прежде занятиям, им приходилось много передвигаться по стране, решать новые проблемы, иметь дело с новыми видами документов, в которых было необходимо по-новому выражать свои мысли. Важную роль сыграла предпринятая Петром I лингвистическая реформа, начатая в 1708 введением т. н. гражданского шрифта и приведшая к формированию нового литературного языка. Принципиальное значение имело строительство С.-Петербурга, где человек оказывался в ином, по-европейски организованном городском пространстве, в жилище нового типа, с другой мебелью, домашней утварью, рационом, культурой питания и т. д. Всё это способствовало появлению новых повседневных навыков и нового поведения в быту. При Петре I в России появились светские учебные заведения; активно печаталась переводная естественно-научная и философская литература; заводились первые аптеки; основан первый музей – Кунсткамера (1714); устраивались театральные спектакли; начала выходить первая печатная газета – «Ведомости» (1702). В 1724 учреждена Петербургская АН.
Царские указы предписывали дворянам и именитому купечеству собираться на ассамблеи и строго определяли правила поведения на них. Серьёзные изменения произошли и в положении женщины-дворянки, становившейся полноправной участницей светской жизни. Но перемены в сфере культуры и быта затронули прежде всего дворянство и население крупных городов. В массе простого народа и особенно в старообрядческой среде распространялись слухи о подмене царя «немцем». Образ жизни осн. части населения, его система ценностей почти не претерпели изменений. Но и представители этих слоёв оказывались вовлечёнными в новые для себя виды занятий, обложены новыми видами повинностей, привлекались к участию в разнообразных мероприятиях, соприкасались с состоявшими на рос. службе иностранцами. В целом 1-я четв. 18 в. стала временем утверждения в России светской культуры, формирования той культурной среды, которая сохранялась вплоть до нач. 20 в. Одновременно реформы Петра I привели к культурному расколу общества, к возникновению противостоявших друг другу типов рус. ментальности – традиционной и европеизированной. Этот конфликт стал почвой для складывания национальной интеллигенции как особого социокультурного феномена.
Итоги реформ Петра I
Важнейшим результатом преобразований 1-й четв. 18 в. стали модернизация аппарата и процедур управления, социальной структуры, уклада жизни и культуры, а также ликвидация технологической отсталости. Благодаря реформам Россия превратилась в активную, полноправную и авторитетную участницу системы международных отношений, одну из ведущих мировых держав. Вместе с тем преобразования породили важнейшее для всей последующей истории страны противоречие между международным статусом России, поддержание которого требовало значительных и постоянных капиталовложений, и скудными ресурсами государства, осн. источником которых становилась эксплуатация населения. Другим следствием реформ стало дальнейшее отчуждение народных масс от власти, от государства, которое всё больше воспринималось как враждебная, подавляющая сила. Закрепление в социальных отношениях принципов крепостничества, усиление несвободы практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее развитие страны и угрожали новым системным кризисом.
В результате реформ 1-й четв. 18 в. сформировался новый управленческий аппарат – бюрократия, к концу века превратившаяся в самостоятельную социальную структуру, игравшую существенную роль в выработке политического курса. Пётр I своей деятельностью создал модель идеального «царя-труженика», неписаную систему критериев, по которым невольно оценивали всех его преемников. Несоответствие этим критериям – истинное или мнимое – нередко порождало социальную напряжённость и приводило к гос. переворотам. Реформы Петра I определили вектор развития страны на длительную историческую перспективу, а их противоречивость в значительной мере предопределила противоречивость этого развития. Его преобразования оставили глубокий след в общественном сознании и оказались в центре начавшихся ещё в 1-й пол. 19 в. дискуссий об историческом пути России.