Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЯТТ РОСТИСЛАВ ЯНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Р. Я. Плятт в роли пастора Шлага (телесериал «Семнадцатьмгновений весны»). 1973.

ПЛЯТТ Рос­ти­слав Яно­вич [30.11(13.12).1908, Рос­тов-на-До­ну – 30.6.1989, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1961), Ге­рой Соц. Тру­да (1989). Из се­мьи ад­во­ка­та. В 1926 по­сту­пил в Мо­ск­ве в сту­дию под рук. Ю. А. За­вад­ско­го, в 1927 ре­ор­га­ни­зо­ван­ную в Те­атр-сту­дию под рук. За­вад­ско­го. На­чи­нал как ко­ме­дий­ный ак­тёр-экс­цен­трик, тя­го­тея к ост­ро­те внеш­не­го ри­сун­ка, под­чёрк­ну­той ха­рак­тер­но­сти; охот­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с гри­мом, пла­сти­кой (Бо­лин­брок – «Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба, Ска­ло­зуб – «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва). Впер­вые со­че­та­ние ост­рой фор­мы с глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом про­яви­лось в ро­ли док­то­ра фон Ран­ке­на («Дни на­шей жиз­ни» Л. Н. Ан­д­рее­ва). Но­вые гра­ни да­ро­ва­ния П. рас­кры­лись на сце­не Моск. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (1938–1941): пе­ре­лом­ной ста­ла роль Бур­ми­на («Па­рень из на­ше­го го­ро­да» К. М. Си­мо­но­ва), сви­де­тель­ст­во­вав­шая о свое­об­ра­зии твор­че­ст­ва ак­тё­ра, о глу­би­не внеш­не­го и внутр. пе­ре­во­пло­ще­ния. С 1941 в Моск. те­ат­ре дра­мы, с 1943 в Моск. те­ат­ре им. Мос­со­ве­та. Ак­тёр­ский диа­па­зон П. зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся, на­ря­ду с фи­ли­гран­но ис­пол­нен­ны­ми гро­те­ско­вы­ми пер­со­на­жа­ми (Нин­ко­вич – «Гос­по­жа ми­ни­стер­ша» Б. Ну­ши­ча), в его ре­пер­туа­ре дра­ма­тич., тра­ге­дий­ные, ли­рич. ге­рои: Крог­стад («Но­ра» Г. Иб­се­на), Дорн, Вой­ниц­кий («Чай­ка», «Ле­ший» А. П. Че­хо­ва), Це­зарь («Це­зарь и Кле­о­пат­ра» Б. Шоу), Ка­за­рин («Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва), Фё­дор Пав­ло­вич Ка­ра­ма­зов («Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му). Вы­со­ты под­лин­ной тра­ге­дии дос­тиг в ро­ли мис­те­ра Ку­пе­ра («Даль­ше – ти­ши­на» В. Дель­мар). П. об­ла­дал ред­ким та­лан­том – без па­фо­са, ор­га­нич­но и вся­кий раз по-но­во­му во­пло­щать об­ра­зы ин­тел­ли­ген­тов-ин­тел­лек­туа­лов на сце­не (Рае­вич – «Шторм» В. Н. Билль-Бе­ло­цер­ков­ско­го, Шоу – «Ми­лый лжец» Дж. Кил­ти) и на эк­ра­не (Грин – «Убий­ст­во на ули­це Дан­те», Дан­ке­вич – «Иду на гро­зу», пас­тор Шлаг – «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны» и др.). Прий­дя в ки­но в кон. 1930-х гг., с тон­ким юмо­ром иг­рал ро­ли обая­тель­ных и до­б­рых чу­да­ков в филь­мах «Под­ки­дыш», «Меч­та», «Слон и ве­рё­воч­ка», «Пер­во­класс­ни­ца» и др. Мас­тер­ст­во са­ти­рич. гро­те­ска рас­кры­лось в ро­ли карье­ри­ста Бу­бен­цо­ва («Вес­на»). Сре­ди др. филь­мов: «Де­ло­вые лю­ди», «Ошиб­ка ре­зи­ден­та» и «Судь­ба ре­зи­ден­та», «По­сле­сло­вие», «Ви­зит к ми­но­тав­ру». Ра­бо­тал на ра­дио и ТВ, оз­ву­чи­вал ани­мац. филь­мы, вы­сту­пал на эс­т­ра­де как чтец. Гос. пр. СССР (1982). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1978, 1989).

Соч.: Без эпи­ло­га. М., 1991. М., 2008.

Лит.: Зор­кий А. Р. Плятт. М., 1970; Ша­хов Г. Р. Плятт. М., 1983; Р. Я. Плятт. Вос­по­ми­на­ния дру­зей и кол­лег. М., 1994.

Вернуться к началу