ПЛЮ́ССКОЕ ПЕРЕМИ́РИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЮ́ССКОЕ ПЕРЕМИ́РИЕ, условное название перемирия между Рус. гос-вом и Швецией, завершившего воен. действия между ними в ходе Ливонской войны 1558–83.
После заключения Ям-Запольского мира 1582 с Речью Посполитой рус. правительству необходимо было завершить воен. действия со Швецией, войска которой в 1581–82 заняли Нарву, Везенберг (ныне Раквере), Толчбор и ряд др. крепостей в Сев. Эстляндии, а на рус. территории захватили Ивангород, Ям (ныне Курессааре), Копорье, Корелу (ныне Приозерск). Первые переговоры прошли в мае 1583 и завершились заключением перемирия на 2 мес. В авг. 1583 на мызе, расположенной на правом (русском) берегу р. Плюсса при её впадении в р. Нарова (Нарва), состоялись новые переговоры. Швед. делегацию возглавляли наместник Лифляндии и Ингерманландии барон П. Делагарди (Де ла Гарди) и наместник Финляндии К. О. Тотт, в российскую входили кн. И. С. Лобанов-Ростовский, думный дворянин И. П. Татищев, дьяк Д. Петелин. 10(20).8.1583 было заключено 1-е П. п. по принципу «кто чем владеет на момент переговоров» (захваченные рус. города оставались за Швецией) на 3 года, начиная с 29.6(9.7).1583. Никаких др. условий оно не содержало, не удалось договориться даже об обмене пленными.
Швед. делегация в том же составе подписала с рус. делегацией (боярин кн. Ф. Д. Шестунов, думный дворянин И. П. Татищев) 28.12.1585(7.1.1586) второе П. п., вступавшее в силу 6(16).1.1586. Оно было заключено на 4 года на тех же условиях («кто чем владеет» на момент подписания). Тогда же была назначена дата следующей встречи для продолжения переговоров [20(30).7.1586], но она не состоялась.
В сложившихся условиях ни Рус. гос-во, ни Швеция не хотели заключать мир и фиксировать его условия, т. к. были не согласны с существующим положением дел. Швеция хотела закрепить за собой захваченные территории, а Рус. гос-во не могло признать эти захваты и рассчитывало на реванш. Показательно, что в текстах П. п. никак не зафиксированы территориальные разделы и захваты, т. к. стороны не хотели их оформления на бумаге, чтобы иметь возможность продолжать их. Кроме того, Швеция настаивала на изменении позорной для неё практики заключения рус.-швед. договоров только с новгородскими наместниками и хотела вести диалог напрямую с Москвой. Рус. сторона была готова пойти на это, но только при условии территориальных возвратов. Монархи обоих государств претендовали на титул «Лифляндский» и не желали его признавать за противной стороной.
И 1-е, и 2-е П. п. фактически не соблюдались пограничным населением (документы содержат многочисл. описания мелких стычек, взаимных нападений и грабежей). Следствием этого стала новая рус.-швед. война 1590–93 (см. в ст. Русско-шведские войны), результаты которой закреплены Тявзинским миром 1595.