Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРАШЕ́ВЦЫ

Авторы: В. А. Исаков

ПЕТРАШЕ́ВЦЫ, при­ня­тое в лит-ре на­имено­ва­ние чле­нов не­сколь­ких круж­ков в С.-Пе­тер­бур­ге, ув­ле­кав­ших­ся идея­ми уто­пи­че­ско­го со­циа­лиз­ма. В 1845–49 груп­пи­ро­ва­лись во­круг М. В. Пет­ра­шев­ско­го. Пер­вые со­б­ра­ния («пят­ни­цы») у не­го на­ча­лись, ви­ди­мо, осе­нью 1845, к вес­не 1846 ста­ли ре­гу­ляр­ны­ми. Их по­се­ща­ли пре­им. мо­ло­дые лю­ди – офи­це­ры, чи­нов­ни­ки, сту­ден­ты, лю­ди без оп­ре­де­лён­ных за­ня­тий, ли­те­ра­то­ры (А. П. Ба­ла­сог­ло, Н. Я. Да­ни­лев­ский, Ф. М. Дос­то­ев­ский, В. Н. Май­ков, А. Н. Пле­ще­ев, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин и др.). Позд­нее к П. примк­ну­ли Д. Д. Ах­ша­румов, А. И. Пальм, Н. П. Гри­горь­ев, И. М. и К. М. Де­бу, П. А. Кузь­мин, Ф. Н. Львов, А. Т. Ма­дер­ский, Н. А. Мом­бел­ли, Н. А. Спеш­нев, К. И. Тим­ков­ский, П. Н. Фи­лип­пов, Р. А. Чер­но­сви­тов, И. Л. Яс­т­р­жемб­ский и др. В пер­вое вре­мя чис­ло уча­ст­ни­ков круж­ка Пет­ра­шев­ско­го не пре­вы­ша­ло 15 чел., в 1849 след­ст­вие от­но­си­ло к П. 158 чел.

П. изу­ча­ли эко­но­мич. и по­ли­тич. тео­рии (пре­ж­де все­го, Ш. Фу­рье), кри­ти­ко­ва­ли об­ществ.-по­ли­тич. строй Рос. им­пе­рии, об­су­ж­да­ли пу­ти его из­ме­не­ния, пред­при­ня­ли по­пыт­ку со­ста­вить биб­лио­те­ку, в осн. из за­пре­щён­ных в Рос­сии книг иностр. ав­то­ров. С це­лью про­па­ган­ды ма­те­риа­ли­стич. и де­мо­кра­тич. идей, уто­пич. со­циа­лиз­ма со­ста­ви­ли и из­да­ли эн­цик­ло­пе­дич. спра­воч­ник «Кар­ман­ный сло­варь ино­стран­ных слов, во­шед­ших в со­став рус­ско­го язы­ка» (ч. 1, от «А» до «М»; ч. 2, от «М» до «О», 1845–46; в 1846 2-й вы­пуск изъ­ят из про­да­жи и в 1853 унич­то­жен, в 1849 не­глас­но скуп­лен и 1-й вы­пуск, унич­то­жен­ный в 1854). По­сте­пен­но вы­де­ли­лось ра­ди­каль­ное мень­шин­ст­во (Н. А. Спеш­нев, К. М. Де­бу, Ф. Н. Львов, Н. А. Мом­бел­ли, М. В. Пет­ра­шев­ский), ко­то­рое тя­го­те­ло к соз­да­нию тай­но­го об­ще­ст­ва. Боль­шин­ст­во П. от­вер­га­ли на­сильств. дей­ст­вия.

Сре­ди П. сло­жи­лось ещё два круж­ка: у Н. С. Каш­ки­на (с но­яб. 1848), уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го уст­рои­ли в день ро­ж­де­ния Фу­рье обед в его честь, имев­ший ха­рак­тер по­ли­тич. де­мон­ст­ра­ции; у С. Ф. Ду­ро­ва (вес­ной 1849), чле­ны ко­то­ро­го на­пи­са­ли неск. аги­тац. со­чи­не­ний.

В свя­зи с ев­роп. ре­во­лю­ция­ми 1848–1849 вла­сти при­да­ли со­б­ра­ни­ям П. важ­ное зна­че­ние, с мар­та 1849 «пят­ни­цы» у Пет­ра­шев­ско­го по­се­щал агент по­ли­ции П. Д. Ан­то­нел­ли. 23.4(5.5).1849 бы­ло аре­сто­ва­но 36 уча­ст­ни­ков со­б­ра­ний, все­го к след­ст­вию, ко­то­рое ве­лось спец. соз­дан­ной Сек­рет­ной следств. ко­мис­си­ей, при­вле­ка­лось 122 чел. Ко­мис­сия при­шла к вы­во­ду, что со­б­ра­ния П. от­ли­ча­лись «ду­хом, про­тив­ным пра­ви­тель­ст­ву», но «не об­на­ру­жи­ва­ли… ни един­ст­ва дей­ствий, ни вза­им­но­го со­гла­сия» и к раз­ря­ду тай­ных об­ществ не при­над­ле­жа­ли. Ре­ше­ни­ем спец. Во­ен­но-суд­ной ко­мис­сии 15 чел. бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу, 5 чел. – к ка­тор­ге, 1 чел. – к ссыл­ке, од­на­ко при­го­вор был смяг­чён имп. Ни­ко­ла­ем I. Об этом П. бы­ло объ­яв­ле­но лишь по­сле пол­но­мас­штаб­ной инс­це­ни­ров­ки под­го­тов­ки к каз­ни на Се­мё­нов­ском пла­цу в С.-Пе­тер­бур­ге 22.12.1849 (3.1.1850). Пет­ра­шев­ский был при­го­во­рён к бес­сроч­ной ка­тор­ге, к су­ро­вым на­ка­за­ни­ям (от 10 до 15 лет ка­торж­ных ра­бот) осу­ж­де­ны Спеш­нев, Мом­бел­ли и Львов за на­ме­ре­ние из­ме­нить об­ществ.-по­ли­тич. уст­рой­ст­во Рос­сии, ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные воз­зре­ния и за «по­ку­ше­ние со­ста­вить тай­ное об­ще­ст­во», а так­же Н. П. Гри­горь­ев за своё соч. «Сол­дат­ская бе­се­да», пред­на­зна­чав­шее­ся «к по­ко­ле­ба­нию в ниж­них чи­нах пре­дан­но­сти пре­сто­лу». Ос­таль­ные под­су­ди­мые бы­ли при­го­во­ре­ны к не­сколь­ким го­дам ка­тор­ги, аре­стант­ских рот или бы­ли от­прав­ле­ны ря­до­вы­ми в орен­бург­ские и кав­каз­ские ли­ней­ные пол­ки. Ма­ни­фе­стом имп. Алек­сан­д­ра II от 26.8(7.9).1856 часть П. ам­ни­сти­ро­ва­на, для др. час­ти на­ка­за­ние бы­ло смяг­че­но (по­се­ле­ние вме­сто ка­тор­ги). На­хо­дясь в Си­би­ри, П. пы­та­лись под­дер­жи­вать связь друг с дру­гом, за­ни­ма­лись об­ществ. дея­тель­но­стью.

Ис­точн.: Яс­т­р­жемб­ский И. Л. Ме­му­ар пет­ра­шев­ца // Ми­нув­шие го­ды. 1908. № 1; Пет­ра­шев­цы в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М.; Л., [1926]; Де­ло пет­ра­шев­цев. М.; Л., 1937–1951. Т. 1–3; Фи­ло­соф­ские и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские про­из­ве­де­ния пет­ра­шев­цев. М., 1953; Пет­ра­шев­цы об ате­из­ме, ре­ли­гии и церк­ви. М., 1986.

Лит.: Лей­ки­на-Свир­ская В. Р. Пет­ра­шев­цы. М., 1965; Его­ров Б. Ф. Пет­ра­шев­цы. Л., 1988; Вол­гин И. Про­пав­ший за­го­вор: Дос­то­ев­ский и по­ли­ти­че­ский про­цесс 1849 г. М., 2000.

Вернуться к началу