Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИУДАИЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 237-239

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Вихнович

ИУДАИЗМ

Ко вре­ме­ни ут­вер­жде­ния ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей на Ру­си в Кие­ве и др. го­ро­дах уже су­ще­ст­во­ва­ли сла­вя­но­языч­ные иу­дей­ские об­щи­ны сме­шан­но­го эт­ни­че­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (ев­реи, сла­вя­не, ха­за­ры и т. д.). Со­глас­но ле­то­пис­но­му сви­де­тель­ст­ву, князь Вла­ди­мир при вы­бо­ре ве­ры для Ру­си в кон. 10 в. вы­слу­шал и «ха­зар­ских иу­де­ев». По­сле Кре­ще­ния Ру­си иу­дей­ские об­щи­ны про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать, о чём со­хра­ни­лись сви­де­тель­ст­ва как в рус. ле­то­пис­ных, так и в ев­рей­ских сред­не­ве­ко­вых ис­точ­ни­ках. Од­на­ко при Иване IV не пе­ре­шед­шим в хри­сти­ан­ст­во ев­ре­ям был за­пре­щён въезд в Мо­с­ков­ское цар­ст­во.

В Рос­сии при Пет­ре I по­ло­же­ние иуде­ев су­ще­ст­вен­но не из­ме­ни­лось. В С.-Пе­тер­бур­ге мог­ли про­жи­вать толь­ко кре­щё­ные ев­реи («вы­кре­сты»), не­ко­то­рые из них по­лу­чи­ли дво­рян­ские зва­ния и за­ни­ма­ли вы­со­кие гос. по­сты (напр., ба­рон П. П. Ша­фи­ров и граф А. М. Ди­ви­ер). Им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­на I и Ели­за­ве­та Пет­ров­на про­дол­жи­ли ог­ра­ни­чи­тель­ную по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии иу­де­ев, из­дав осо­бые ука­зы о вы­сыл­ке ев­ре­ев за пре­де­лы Рос­сий­ской им­пе­рии.

В 1772 рос. под­дан­ны­ми ста­ли 200 тыс. ев­ре­ев, ко­то­рые про­жи­ва­ли на тер­ри­то­рии Лат­вии и вост. час­ти Бе­ло­рус­сии, ото­шед­ших Рос­сий­ской им­пе­рии в ре­зуль­та­те раз­де­ла Ре­чи По­спо­ли­той. Ев­реи по­лу­чи­ли пра­во ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию и пра­во соб­ст­вен­но­сти, бы­ли оп­ре­де­ле­ны в ме­щан­ское или ку­пе­че­ское со­сло­вия. Об­щи­ной, как и пре­ж­де, управ­лял ка­гал – вы­бор­ный ор­ган, уза­ко­нен­ный в 1776 в ка­че­ст­ве фис­каль­но­го и су­деб­но­го уч­ре­ж­де­ния. Он со­би­рал и пла­тил го­су­дар­ст­ву на­ло­ги, на­блю­дал за нрав­ст­вен­но­стью, со­дер­жал клад­би­ща. Ду­хов­ным гла­вой об­щи­ны был рав­вин, ко­то­рый под­пи­сы­вал ре­ше­ния ка­га­ла, пред­се­да­тель­ст­во­вал на су­де, на­блю­дал за шко­ла­ми (хе­де­ра­ми и ие­ши­ва­ми). Все ев­рей­ские маль­чи­ки по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в хе­де­рах, в ко­то­рых изу­ча­лись То­ра, Тал­муд, ос­но­вы иу­да­из­ма, ив­рит. Спо­соб­ные уче­ни­ки и де­ти со­стоя­тель­ных ро­ди­те­лей (с 13 лет) пе­ре­во­ди­лись в ие­ши­вы – шко­лы вто­рой сту­пе­ни. При Ека­те­ри­не II иу­деи по­лу­чи­ли пра­во из­би­рать и быть из­бран­ны­ми в ор­га­ны го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Рос­сия ста­ла пер­вым го­су­дар­ст­вом в Ев­ро­пе, пре­дос­та­вив­шим ев­ре­ям из­би­ра­тель­ные пра­ва. В 1791 по­сле­до­вал указ Ека­те­ри­ны II, ко­то­рым пра­ва гра­ж­дан­ст­ва и ме­щан­ст­ва для иу­де­ев пре­дос­тав­ля­лись толь­ко на оп­ре­де­лён­ных тер­ри­то­ри­ях (Бе­ло­рус­сия и Но­во­рос­сий­ский край). Так воз­ник­ла т. н. чер­та осед­ло­сти. На кре­щё­ных ев­ре­ев дей­ст­вие ука­за не рас­про­стра­ня­лось. К 1795 в ре­зуль­та­те вто­ро­го и третье­го раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той и вхо­ж­де­ния в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии Во­лын­ской, По­доль­ской, Мин­ской гу­бер­ний, Кур­лян­дии, Лит­вы рос. под­дан­ны­ми ста­ла поч­ти треть все­го еврей­ско­го на­се­ле­ния ми­ра. Но­вые тер­ри­то­рии бы­ли вклю­че­ны в чер­ту осед­ло­сти.

Свиток Торы. Московская хоральная синагога.

В 1802 воз­ник­ла пе­тер­бург­ская ре­лиги­оз­ная иу­дей­ская об­щи­на, а в 1804 имп. Алек­сандр I ут­вер­дил По­ло­же­ние об уст­рой­ст­ве ев­ре­ев, ко­то­рое рас­ши­ри­ло чер­ту осед­ло­сти, от­ме­ни­ло двой­ную по­дать для вла­дель­цев круп­ных фаб­рик и ре­мес­лен­ни­ков. На иу­де­ев не рас­про­стра­ня­лось кре­по­ст­ное пра­во. Офи­ци­аль­но при­зна­ва­лось иу­дей­ское ве­ро­ис­по­ве­да­ние, со­хра­ня­лось ка­галь­ное са­мо­управ­ле­ние, раз­ре­ша­лось по­сту­п­ле­ние де­тей иу­де­ев в учи­ли­ща, гим­на­зии и уни­вер­си­те­ты (хо­тя и в пре­де­лах чер­ты осед­ло­сти). От­дель­ным ука­зом ка­га­лам за­пре­ща­лось пре­сле­до­ва­ние ха­си­дов. Го­су­дар­ст­во офи­ци­аль­но при­зна­ло ле­ги­тим­ность ор­то­док­саль­но­го иу­да­из­ма и ха­си­диз­ма, а в 1817 за­пре­ти­ло об­ви­нять ев­ре­ев в со­вер­ше­нии ри­ту­аль­ных убийств на ос­но­ва­нии лишь пред­рас­суд­ков. Од­но­вре­мен­но с рос­том влия­ния ха­си­диз­ма в 1-й пол. 19 в. про­ис­хо­дит за­ро­ж­де­ние и рас­про­стра­не­ние но­во­го ре­фор­мист­ско­го дви­же­ния «Гас­ка­ла» (про­све­ще­ние), пред­по­ла­гав­ше­го при­об­ще­ние иу­де­ев к свет­ско­му об­ра­зо­ва­нию и ев­ро­пей­ской куль­ту­ре. На фор­ми­ро­ва­ние это­го дви­же­ния ока­за­ли влия­ние идеи Мо­ше Мен­дель­со­на, жив­ше­го в Прус­сии и уча­ст­во­вав­ше­го в пе­ре­во­де Биб­лии на не­мец­кий язык. Ор­то­док­саль­ные иу­деи от­не­слись к но­во­му дви­же­нию дос­та­точ­но вра­ж­деб­но.

В 1827 Ни­ко­лай I из­дал указ о рек­рут­ской по­вин­но­сти ев­рей­ско­го на­се­ления. Рек­рут-ев­рей при­но­сил при­ся­гу в си­на­го­ге над свит­ком То­ры, а при­во­дил к при­ся­ге рав­вин. В 1844 был из­дан указ о ли­к­ви­да­ции ка­га­лов, де­ла пе­ре­да­ва­лись в ве­де­ние по­ли­цей­ских уча­ст­ков, го­род­ских дум, ра­туш. Кре­щё­ных ев­ре­ев на три го­да ос­во­бо­ж­да­ли от уп­ла­ты по­да­тей, спи­сы­ва­ли не­до­им­ки. Указ 1844 «Об об­ра­зо­ва­нии ев­рей­ско­го юно­ше­ст­ва» пред­пи­сы­вал соз­да­ние но­вой об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы: ка­зён­ных учи­лищ для на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния ев­рей­ских де­тей и двух рав­вин­ских учи­лищ – в Виль­но и Жи­то­ми­ре. Ини­циа­ти­вы вла­сти, на­прав­лен­ные на кон­тро­ли­ро­ва­ние сис­те­мы иу­дей­ско­го об­ра­зо­ва­ния, не встре­ти­ли боль­шо­го эн­ту­зи­аз­ма в иу­дей­ской сре­де.

При Алек­сан­д­ре II по­сле­до­ва­ла ли­бе­ра­ли­за­ция от­но­ше­ния вла­сти к иу­де­ям. Они бы­ли до­пу­ще­ны в суд, ад­во­ка­ту­ру, зем­ст­ва, ста­ли при­ни­мать­ся на гос. служ­бу. Пра­ви­тель­ст­вом про­во­ди­лась по­ли­ти­ка «слия­ния се­го на­ро­да с ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми», что, од­на­ко, спо­соб­ст­во­ва­ло не ас­си­ми­ля­ции, а по­яв­ле­нию иу­дей­ских об­щин в Цен­траль­ной Рос­сии и Си­би­ри. Пер­вая хо­раль­ная си­на­го­га в Мо­ск­ве бы­ла ос­вя­ще­на в 1870. При ней бы­ли от­кры­ты учи­ли­ще и при­ют «Тал­муд-То­ра» для де­тей-си­рот и ев­рей­ское ре­мес­лен­ное учи­ли­ще им. Алек­сан­д­ра II.

Иу­да­изм в Рос­сий­ской им­пе­рии на ру­бе­же 19–20 вв. С раз­ви­ти­ем ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния зна­чи­тель­ная часть ев­рей­ской мо­ло­дё­жи ока­за­лась во­вле­чён­ной в ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, что при­ве­ло при Алек­сан­д­ре III к но­вой вол­не ог­ра­ни­че­ний. Кон. 19 в. оз­на­ме­но­вал­ся вол­ной ев­рей­ских по­гро­мов в юж. гу­бер­ни­ях (Ки­ев­ской, Хер­сон­ской, Чер­ни­гов­ской) и воз­ник­но­ве­ни­ем на­цио­на­ли­сти­че­ско­го сио­нист­ско­го дви­же­ния. Од­но­вре­мен­но на­чи­на­ет­ся мас­со­вая эмиг­ра­ция ев­ре­ев в Аме­ри­ку и Ев­ро­пу.

Со­глас­но до­ре­во­лю­ци­он­ной ста­ти­сти­ке, сре­ди иу­де­ев чис­ли­лись не­боль­шие груп­пы гру­зин­ских, гор­ских, бу­хар­ских ев­ре­ев и крым­ча­ков. 15 тыс. по­сле­до­ва­те­лей не­тал­му­ди­че­ско­го иу­да­из­ма – ка­раи­мов – не толь­ко не под­вер­га­лись пра­во­вым ог­ра­ни­че­ни­ям, но и до­би­лись от вла­стей раз­ре­ше­ния име­но­вать­ся «рус. ка­раи­ма­ми» вме­сто «ев­реи-ка­раи­мы». На тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии дей­ст­во­ва­ло ок. 40 ка­ра­им­ских об­щин и 20 ка­ра­им­ских си­на­гог, ко­то­рые име­но­ва­лись «ке­нас­сы». В стра­не ра­бо­та­ли два ка­ра­им­ских ду­хов­ных управ­ле­ния: Тав­ри­че­ское с цен­тром в Ев­па­то­рии и Трок­ское с цен­тром в Тра­кае (Тро­ках; Лит­ва). Стре­мясь со­хра­нить при­ви­ле­гии, ли­де­ры ка­ра­им­ско­го дви­же­ния ре­ши­тель­но от­ме­жё­вы­ва­лись от ев­ре­ев, пы­та­ясь до­ка­зать своё про­ис­хо­ж­де­ние от ха­зар.

К кон. 19 в. в Рос­сии на­счи­ты­ва­лось бо­лее 20 тыс. хе­де­ров с 350 тыс. уче­ни­ков от 3 лет. В это вре­мя круп­ней­шим цен­тром ха­сид­ской учё­но­сти, где обу­ча­лись ев­реи из Аме­ри­ки и Ев­ро­пы, бы­ли Лю­ба­ви­чи (Бе­ло­рус­сия). На ру­бе­же 19–20 вв. про­ис­хо­дит ак­тив­ное строи­тель­ст­во си­на­гог. В Виль­не (Виль­ню­се) бы­ло ок. 100 си­на­гог и мо­лит­вен­ных до­мов, в Одес­се – 7 си­на­гог и 50 мо­лит­вен­ных до­мов; си­на­го­ги поя­ви­лись и в го­ро­дах, на­хо­дя­щих­ся вне чер­ты осед­ло­сти, а так­же в Си­би­ри, на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в За­кав­ка­зье. В 1893 бы­ло раз­ре­ше­но строи­тель­ст­во хо­раль­ной си­на­го­ги в С.-Пе­тер­бур­ге, а к нач. 20 в. в сто­ли­це на­счи­ты­ва­лось уже 10 си­на­гог, рав­ви­ны ко­то­рых бы­ли людь­ми исклю­чи­тель­ной учё­но­сти (Д. Ка­це­не­лен­бой­ген, А. Драб­кин, М. Ай­зен­штадт). Из­вест­ным про­све­ти­те­лем был моск. рав­вин Шло­мо Ми­нор (Зал­кинд), обу­чав­ший ив­ри­ту Л. Н. Тол­сто­го.

Сре­ди ев­ре­ев Рос­сий­ской им­пе­рии рефор­ми­ст­ский иу­да­изм, от­ме­нив­ший мно­гие нор­мы ор­то­док­саль­но­го иу­да­из­ма, не на­шёл та­ко­го от­кли­ка, как сре­ди ев­ре­ев Аме­ри­ки. Кро­ме то­го, пе­ред ли­цом об­ще­го про­тив­ни­ка – ате­из­ма – рез­ко сни­зи­лась ост­ро­та кон­флик­та ме­ж­ду ха­си­да­ми и мит­на­гди­ма­ми.

В нач. 20 в. в Рос­сии про­жи­ва­ло ок. 5,2 млн.иу­де­ев (4,13% все­го на­се­ле­ния стра­ны).

Иу­да­изм в СССР в 1917–41. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во от­ме­ни­ло все пра­во­вые ог­ра­ниче­ния в от­но­ше­нии иу­де­ев. К мо­менту об­ра­зо­ва­ния СССР на его тер­рито­рии про­жи­ва­ло ок. 1/2 ев­рей­ско­го на­се­ле­ния цар­ской Рос­сии – при­мер­но 2,5 млн.чел. В пе­ри­од ин­ду­ст­риа­ли­за­ции про­ис­хо­ди­ло мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние ев­ре­ев из мес­те­чек быв. чер­ты осед­ло­сти в круп­ные го­ро­да и про­мыш­лен­ные цен­тры Рос­сии, Ук­раи­ны и др. рес­пуб­лик.

Большая хоральная синагога в Москве. 1906–11. Архитектор Р. И. Клейн, по проекту С. С. Эйбуштца.

Офи­ци­аль­ная идео­ло­гия го­су­дар­ст­ва бы­ла на­прав­ле­на про­тив всех ре­лиг. кон­фес­сий. Од­на­ко осо­бен­но­стью атеи­сти­че­ской кам­па­нии про­тив иу­да­из­ма бы­ло ак­тив­ное уча­стие в ней чле­нов еврей­ских сек­ций (ев­сек­ций) ВКП(б). В 1-й пол. 1920-х гг. в рай­онах ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния ев­рей­ско­го на­се­ле­ния су­ще­ст­во­ва­ло ок. 70 ме­ст­ных ев­сек­ций (ок. 3500 ак­тив­ных функ­цио­не­ров), од­ной из глав­ных за­дач ко­то­рых бы­ла по­сле­до­ва­тель­ная борь­ба с иу­да­из­мом. 28.12.1920 был из­дан цир­ку­ляр ев­рей­ско­го от­де­ла На­род­но­го ко­мис­са­риа­та про­све­ще­ния о ли­к­ви­да­ции хе­де­ров и ие­шив. В 1921 бы­ли про­ве­де­ны по­ка­за­тель­ные су­ды над хе­де­ром в Ви­теб­ске и ие­ши­вой в Рос­то­ве, что при­вело к эмиг­ра­ции мн. ру­ко­во­ди­те­лей ие­шив вме­сте со свои­ми уче­ни­ка­ми. В 1922 был ор­га­ни­зо­ван по­лу­ле­галь­ный ко­ми­тет рав­ви­нов во гла­ве с ли­де­ром ха­си­дов Ха­ба­да – Ио­си­фом Иц­ха­ком Шне­ер­со­ном. Че­рез этот ко­ми­тет ока­зы­ва­лась ма­те­ри­аль­ная по­мощь иу­дей­ским об­ра­зо­ва­тель­ным уч­ре­ж­де­ни­ям. По дан­ным Шне­ер­со­на, ок. 20 тыс. де­тей про­дол­жа­ли по­лу­ле­галь­но за­ни­мать­ся в на­чаль­ных ре­лиг. шко­лах. В 1925 в г. Не­вель по ини­циа­ти­ве Шне­ер­со­на бы­ло от­кры­то учеб­ное за­ве­де­ние по под­го­тов­ке рав­ви­нов и шой­хе­тов (спе­циа­ли­стов по ри­ту­аль­но­му за­бою ско­та и пти­цы). В це­лом в 1920-х гг. отно­ше­ние сов. вла­стей к иу­да­из­му бы­ло до­воль­но ли­бе­раль­ным. Так, в 1927 на Ук­раи­не ра­бо­та­ли 1034 си­на­го­ги и мо­лит­вен­ных до­ма, ко­то­ры­ми ру­ко­во­ди­ли 830 рав­ви­нов. За пре­де­ла­ми быв. чер­ты осед­ло­сти, в осн. на тер­ри­то­рии Рос­сии, чис­ло си­на­гог по срав­не­нию с 1917 да­же уве­ли­чи­лось (так, в Ле­нин­гра­де в 1927 бы­ло 17 си­на­гог и мо­лит­вен­ных до­мов, в 1917 – все­го 13). В РСФСР на 1.10.1925 бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 418 иу­дей­ских ре­лиг. об­щин. В 1924 соз­да­на и позд­нее за­ре­ги­ст­ри­рова­на ле­нин­град­ская ев­рей­ская ре­лиг. об­щи­на (ЛЕРО), в том же го­ду, по­сле пе­ре­ез­да в Ле­нин­град Шне­ер­со­на, об­ра­зо­вал­ся центр ха­си­дов на­прав­ле­ния Ха­ба­д. В 1928–29 бы­ло на­пе­ча­та­но 100 тыс. мо­лит­вен­ни­ков, а ле­нин­град­ский рав­вин Ка­це­не­лен­бой­ген в 1923 из­дал в гос. ти­по­гра­фии тал­му­ди­че­ское ис­сле­до­ва­ние на ив­ри­те. Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки уч­ре­дить цен­траль­ные ор­га­ны, пред­став­ляю­щие иу­дей­ское на­се­ле­ние стра­ны.

Од­но­вре­мен­но в иу­дей­ские ре­лиг. празд­ни­ки с 20-х гг. ста­ли уст­раи­вать­ся ме­ро­прия­тия, но­сив­шие ко­щун­ст­вен­ный ха­рак­тер: вы­смеи­ва­лись ре­лиг. иудей­ские об­ря­ды, от ве­рую­щих тре­бо­ва­ли вы­хо­да на ра­бо­ту в суб­бо­ту. В 1927 был аре­сто­ван и при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни, а за­тем вы­слан из СССР (1928) И. И. Шне­ер­сон. В 1932 в СССР бы­ла объ­яв­ле­на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная пя­ти­лет­ка и уже к 1.12.1932 бы­ло уп­разд­не­но 257 си­на­гог. В Ле­нин­гра­де из 17 си­на­гог и мо­лит­вен­ных до­мов ос­та­лось толь­ко три. Рав­ви­нов и др. слу­жи­те­лей иу­дей­ско­го куль­та аре­сто­вы­ва­ли, их де­тей ис­клю­ча­ли из ин­сти­ту­тов, мно­гих при­ну­ж­да­ли эмиг­ри­ро­вать. В мень­шей сте­пе­ни по­стра­да­ли не­аш­ке­наз­ские иу­дей­ские об­щи­ны (бу­хар­ских, гру­зин­ских и гор­ских ев­ре­ев).

Соз­дан­ный в 1925 Со­юз без­бож­ни­ков во гла­ве с Е. М. Яро­слав­ским (М. И. Гу­бель­ман) вёл ак­тив­ную ан­ти­иу­дей­скую про­па­ган­ду. На язы­ке идиш из­да­ва­лась ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная газета «Эпи­кой­рес». В 1937 Ко­мис­сия по во­про­сам куль­та при ЦИК СССР за­пре­ти­ла иу­дей­ским ре­лиг. об­щи­нам са­мим вы­пе­кать ма­цу. Верующим бы­ло пред­ло­же­но поль­зо­вать­ся не­при­год­ной (по религиозным со­ображениям) ма­цой, ко­то­рую вы­пе­ка­ли гос. пе­кар­ни. По­сте­пен­но про­ис­хо­дил от­рыв ев­рей­ской мо­ло­дё­жи от иу­дей­ской тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры. Пе­ре­пись 1937 за­фик­си­ро­ва­ла в воз­рас­тной груп­пе на­се­ле­ния от 16 лет и стар­ше сре­ди эт­ни­че­ских ев­ре­ев лишь 17,4% ве­рую­щих.

Иу­да­изм в СССР в 1941–91. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны пат­рио­ти­че­ская дея­тель­ность сов. иу­де­ев, а так­же не­об­хо­ди­мость соз­да­ния по­зи­тив­но­го ме­ж­ду­на­род­но­го имид­жа по­бу­ди­ли вла­сть пой­ти на ле­га­ли­за­цию иу­дей­ских об­щин. Ста­ли от­кры­вать­ся си­на­го­ги. В 1944 в ми­тин­ге, ор­га­ни­зо­ван­ном Ев­рей­ским ан­ти­фа­ши­ст­ским ко­ми­те­том, при­ня­ли уча­стие ве­рую­щие иу­деи во гла­ве с гл. рав­ви­ном иу­дей­ской об­щи­ны Мо­ск­вы Шлой­ме Шли­фе­ром.

В пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды на­блю­дал­ся подъ­ём иу­дей­ской ре­лиг. жиз­ни. В 1947 в СССР дей­ст­во­ва­ли 162 си­на­го­ги. В дни иу­дей­ских празд­ни­ков и па­мят­ных дней (в ча­ст­но­сти, бо­го­служений в моск. си­на­го­ге в 1945 и 1946 в па­мять жертв на­циз­ма) со­би­ра­лись ты­ся­чи ве­рую­щих. Вме­сте с тем вла­сти, опа­са­ясь «рос­та сио­ни­ст­ских на­цио­на­ли­сти­че­ских на­строе­ний», стро­го ог­ра­ни­чи­ва­ли вы­печ­ку ма­цы, ри­ту­аль­ный за­бой ско­та, ре­лиг. бла­го­тво­ри­тель­ность (цда­ка). Бы­ло пред­пи­са­но за­крыть ре­лиг. по­хо­рон­ные служ­бы (хев­ра ка­диша).

В по­след­ние го­ды жиз­ни И. В. Ста­ли­на в стра­не уси­ли­лись ан­ти­се­мит­ские на­строе­ния, что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бы­ло свя­за­но с обо­ст­ре­ни­ем «хо­лод­ной вой­ны» с США и не­оп­рав­дав­ши­ми­ся на­де­ж­да­ми на при­сое­ди­не­ние к «со­циа­ли­сти­че­ско­му ла­ге­рю» Из­раи­ля, воз­ник­ше­го в 1947 при со­дей­ст­вии СССР. Осо­бое не­до­воль­ст­во вла­стей вы­зва­ло тор­же­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние Моск. хо­раль­ной си­на­го­ги по по­во­ду соз­да­ния го­су­дар­ст­ва Из­ра­иль, на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ло ок. 10 тыс.чел., а так­же вос­тор­жен­ное че­ст­во­ва­ние по­сла Из­раи­ля Г.Ме­ир во вре­мя по­се­ще­ния ею в сент. 1948  хо­раль­ной си­на­го­ги.

В на­ча­ле «хру­щёв­ской от­те­пе­ли» ли­де­ров иу­дей­ских об­щин ста­ли при­вле­кать к уча­стию в раз­лич­ных идео­ло­ги­че­ских и ан­ти­во­ен­ных ме­ро­прия­ти­ях. По ини­циа­ти­ве гра­ж­дан­ских вла­стей рав­ви­ны Мо­ск­вы и др. го­ро­дов вы­сту­пи­ли в 1955 в под­держ­ку Все­мир­но­го со­ве­та ми­ра, а в 1956 – с про­тес­том против­ си­най­ской кам­па­нии Из­раи­ля. В 1957 (впер­вые по­сле 1917) в Мо­ск­ве бы­ло раз­ре­ше­но от­крыть ие­ши­ву «Кол Яков», где го­то­ви­лось не­сколь­ко шой­хе­тов. То­гда же бы­ло раз­ре­ше­но из­дать 10 тыс. экз. иу­дей­ско­го мо­лит­вен­ни­ка и ка­лен­да­ря. Од­на­ко в нач. 1960-х гг. по ини­циа­ти­ве Н. С. Хру­щё­ва на­ча­лась оче­ред­ная ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная кам­па­ния, за­тро­нув­шая и иу­да­изм. Бы­ли за­кры­ты си­на­го­ги в Сверд­лов­ске, Ка­за­ни, Пя­ти­гор­ске, Гроз­ном, Орен­бур­ге, Вин­ни­це, Ба­ра­но­ви­чах, Льво­ве и мно­гих др. го­ро­дах. В 1966 в СССР ос­та­ва­лось 62 си­на­го­ги (в т. ч. в РСФСР – 17). Боль­шин­ст­во рав­ви­нов бы­ли вы­ну­ж­де­ны эмиг­ри­ро­вать.

По­сле от­стра­не­ния Н. С. Хру­щё­ва от ру­ко­во­дства стра­ной дав­ле­ние на иу­да­изм не­сколь­ко ос­лаб­ло: сня­ты ог­ра­ни­че­ния на вы­печ­ку ма­цы, свёр­ну­та про­па­ган­ди­ст­ская кам­па­ния.

Со­глас­но пе­ре­пи­си 1989, ев­рей­ское на­се­ле­ние СССР со­став­ля­ло 1,45 млн. чел., при этом 83,6% при­зна­ли рус. язык род­ным. В 1988 в РСФСР меж­на­цио­наль­ные бра­ки за­клю­чи­ли 73,2% ев­ре­ев-муж­чин и 62,8% жен­щин. Б. ч. эт­ни­че­ских иу­де­ев ото­шла от иу­да­из­ма, мно­гие при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. В эти го­ды в СССР воз­ни­ка­ет ре­фор­ми­ст­ский иу­да­изм. В 1989 в Мо­ск­ве об­ра­зу­ет­ся пер­вая ре­фор­ми­ст­ская (впо­след­ст­вии про­грес­сив­ная, со­вре­мен­ная) об­щи­на «Ги­ней­ни». В это же вре­мя Марь­и­но­ро­щин­ская ев­рей­ская ре­лиг. об­щи­на ста­но­вит­ся цен­тром ха­сид­ско­го дви­же­ния «Ха­бад-лю­ба­вич» (в 1990 её рав­ви­ном ста­но­вит­ся Берл Ла­зар). В ян­ва­ре 1990 съезд пред­ста­ви­те­лей иу­дей­ских об­щин СССР об­ра­зо­вал Все­со­юз­ный со­вет ев­рей­ских ре­лиг. об­щин (ВСЕРО), в ко­то­рый во­шла 61 иу­дей­ская об­щи­на СССР, гл. рав­ви­ном СССР был из­бран Адольф Шае­вич.

Иу­да­изм в со­вре­мен­ной Рос­сии. Со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния в 1997–98 на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния рос. ев­ре­ев по­ка­за­ли, что от­но­ше­ние к иу­да­из­му но­сит ха­рак­тер про­яв­ле­ния эт­ни­че­ской иден­ти­фи­ка­ции. Од­на­ко толь­ко 26,7% на­зва­ли иу­да­изм са­мой при­вле­ка­тель­ной для се­бя ре­ли­ги­ей. Дей­ст­ви­тель­но ре­лиг. иу­дея­ми мож­но бы­ло счи­тать ок. 8% оп­ро­шен­ных. Важ­ной тен­ден­ци­ей в ре­лиг. жиз­ни иу­дей­ских об­щин 90-х гг. 20 в. ста­ло по­яв­ле­ние боль­шо­го чис­ла ре­лиг. мо­ло­дё­жи. Не­смот­ря на эмиг­ра­цию, в совр. Рос­сии ос­та­ёт­ся од­на из наи­бо­лее круп­ных в ми­ре ев­рей­ских об­щин.

1990-е гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лись ак­тив­ным рос­том чис­ла иу­дей­ских ре­лиг. об­щин. Так, ес­ли в 1992 в РФ бы­ло за­реги­ст­ри­ро­ва­но 15 ор­то­док­саль­ных и 11 ре­фор­ми­ст­ских иу­дей­ских ор­га­ни­за­ций, то на 1.1.2003 со­от­вет­ст­вен­но 197 и 73. Иу­да­изм офи­ци­аль­но при­знан од­ной из че­ты­рёх тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий Рос­сии. Цен­тром ев­рей­ской ре­лиг. жиз­ни стра­ны яв­ля­ет­ся Мо­ск­ва, где дей­ст­ву­ют хо­раль­ная си­на­го­га (ор­то­док­саль­ный иу­да­изм), рав­вин­ский суд, ре­ли­гиоз­ные учеб­ные и на­уч­ные за­ве­де­ния, в т. ч. Ин-т совр. иу­да­из­ма в Рос­сии, Ев­рей­ский ун-т. В рам­ках Ака­де­мии ми­ро­вых куль­тур в Мо­ск­ве ра­бо­та­ет иеши­ва под ру­ко­во­дством ав­то­ри­тет­но­го тал­му­ди­ста Ади­на Штейн­заль­ца. Дру­гой круп­ней­ший центр иу­да­из­ма в Рос­сии – С.-Пе­тер­бург. В го­ро­де так­же име­ет­ся хо­ральная си­на­го­га с ие­ши­вой, дей­ст­ву­ют С.-Пе­тер­бург­ский ев­рей­ский ун-т, шко­лы и др. ор­га­ни­за­ции.

В 1995 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но Ду­хов­ное управ­ле­ние ка­раи­мов Рос­сии.

В совр. Рос­сии иу­да­изм пред­став­лен тре­мя круп­ны­ми те­че­ния­ми: ор­то­док­саль­ным иу­да­из­мом, ха­си­диз­мом, со­вре­мен­ным (ре­фор­ми­ст­ским, про­грес­сив­ным) иу­да­из­мом. Наи­бо­лее влия­тель­ны­ми иу­дей­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми яв­ля­ют­ся Кон­гресс ев­рей­ских ре­лиг. ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний в Рос­сии (КЕРООР), при­знаю­щий гл. рав­ви­ном Рос­сии Адоль­фа Шае­ви­ча, и Фе­де­ра­ция ев­рей­ских об­щин Рос­сии (ФЕОР, воз­ник­ла в 1998), из­брав­шая гл. рав­ви­ном Берл Ла­за­ра. КЕРООР воз­ник в 1993 как пра­во­пре­ем­ник ВСЕРО, по­это­му в не­го вхо­дят об­щи­ны ор­то­док­саль­но­го иу­да­из­ма, а так­же (с 1995) ре­фор­ми­ст­ские (име­нуе­мые со­вре­мен­ны­ми) об­щи­ны, ко­то­рые ещё в 1993 соз­да­ли Объ­еди­не­ние ре­лиг. ор­га­ни­за­ций совр. иу­да­из­ма в Рос­сии (ОРОСИР). Ха­си­ды, пер­во­на­чаль­но при­няв­шие уча­стие в КЕРООР, в 1995 вы­шли из его со­ста­ва. С 1998 КЕРООР во­шёл в Меж­ре­ли­ги­оз­ный со­вет Рос­сии. В 2002 в КЕРООР бы­ли раз­ра­бо­та­ны «Ос­но­вы со­ци­аль­ной кон­цеп­ции иу­да­из­ма в Рос­сии». По дан­ным КЕРООР, в его со­став (май 2003) вхо­ди­ли 134 за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных и 60 не­за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных об­щин ор­то­док­саль­но­го и со­вре­мен­но­го иу­да­из­ма.

Иу­да­изм: Гес­сен Ю. Ис­то­рия ев­рей­ско­го на­ро­да в Рос­сии. М.; Ие­ру­са­лим, 1993; Кан­дель Ф. Очер­ки вре­мен и со­бы­тий: Из ис­то­рии рос­сий­ских ев­ре­ев. Ие­ру­са­лим, 1994. Ч. 3; Рыв­ки­на Р. Ев­реи в пост­со­вет­ской Рос­сии – кто они?: Со­цио­ло­ги­че­ский ана­лиз про­блем рос­сий­ско­го ев­рей­ст­ва. М., 1996; Алов А. А., Вла­ди­ми­ров Н. Г. Иу­да­изм в Рос­сии. М., 1997; Ги­тель­ман Ц., Чер­вя­ков В., Ша­пи­ро В. На­цио­наль­ное са­мо­соз­на­ние рос­сий­ских ев­ре­ев. Ма­те­риа­лы со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния 1997–1998 гг.//Ди­ас­по­ры. 2000. № 3.

Вернуться к началу