ИУДАИЗМ
Ко времени утверждения династии Рюриковичей на Руси в Киеве и др. городах уже существовали славяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения (евреи, славяне, хазары и т. д.). Согласно летописному свидетельству, князь Владимир при выборе веры для Руси в кон. 10 в. выслушал и «хазарских иудеев». После Крещения Руси иудейские общины продолжали действовать, о чём сохранились свидетельства как в рус. летописных, так и в еврейских средневековых источниках. Однако при Иване IV не перешедшим в христианство евреям был запрещён въезд в Московское царство.
В России при Петре I положение иудеев существенно не изменилось. В С.-Петербурге могли проживать только крещёные евреи («выкресты»), некоторые из них получили дворянские звания и занимали высокие гос. посты (напр., барон П. П. Шафиров и граф А. М. Дивиер). Императрицы Екатерина I и Елизавета Петровна продолжили ограничительную политику в отношении иудеев, издав особые указы о высылке евреев за пределы Российской империи.
В 1772 рос. подданными стали 200 тыс. евреев, которые проживали на территории Латвии и вост. части Белоруссии, отошедших Российской империи в результате раздела Речи Посполитой. Евреи получили право исповедовать свою религию и право собственности, были определены в мещанское или купеческое сословия. Общиной, как и прежде, управлял кагал – выборный орган, узаконенный в 1776 в качестве фискального и судебного учреждения. Он собирал и платил государству налоги, наблюдал за нравственностью, содержал кладбища. Духовным главой общины был раввин, который подписывал решения кагала, председательствовал на суде, наблюдал за школами (хедерами и иешивами). Все еврейские мальчики получали образование в хедерах, в которых изучались Тора, Талмуд, основы иудаизма, иврит. Способные ученики и дети состоятельных родителей (с 13 лет) переводились в иешивы – школы второй ступени. При Екатерине II иудеи получили право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления. Россия стала первым государством в Европе, предоставившим евреям избирательные права. В 1791 последовал указ Екатерины II, которым права гражданства и мещанства для иудеев предоставлялись только на определённых территориях (Белоруссия и Новороссийский край). Так возникла т. н. черта оседлости. На крещёных евреев действие указа не распространялось. К 1795 в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой и вхождения в состав Российской империи Волынской, Подольской, Минской губерний, Курляндии, Литвы рос. подданными стала почти треть всего еврейского населения мира. Новые территории были включены в черту оседлости.
В 1802 возникла петербургская религиозная иудейская община, а в 1804 имп. Александр I утвердил Положение об устройстве евреев, которое расширило черту оседлости, отменило двойную подать для владельцев крупных фабрик и ремесленников. На иудеев не распространялось крепостное право. Официально признавалось иудейское вероисповедание, сохранялось кагальное самоуправление, разрешалось поступление детей иудеев в училища, гимназии и университеты (хотя и в пределах черты оседлости). Отдельным указом кагалам запрещалось преследование хасидов. Государство официально признало легитимность ортодоксального иудаизма и хасидизма, а в 1817 запретило обвинять евреев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. Одновременно с ростом влияния хасидизма в 1-й пол. 19 в. происходит зарождение и распространение нового реформистского движения «Гаскала» (просвещение), предполагавшего приобщение иудеев к светскому образованию и европейской культуре. На формирование этого движения оказали влияние идеи Моше Мендельсона, жившего в Пруссии и участвовавшего в переводе Библии на немецкий язык. Ортодоксальные иудеи отнеслись к новому движению достаточно враждебно.
В 1827 Николай I издал указ о рекрутской повинности еврейского населения. Рекрут-еврей приносил присягу в синагоге над свитком Торы, а приводил к присяге раввин. В 1844 был издан указ о ликвидации кагалов, дела передавались в ведение полицейских участков, городских дум, ратуш. Крещёных евреев на три года освобождали от уплаты податей, списывали недоимки. Указ 1844 «Об образовании еврейского юношества» предписывал создание новой образовательной системы: казённых училищ для начального образования еврейских детей и двух раввинских училищ – в Вильно и Житомире. Инициативы власти, направленные на контролирование системы иудейского образования, не встретили большого энтузиазма в иудейской среде.
При Александре II последовала либерализация отношения власти к иудеям. Они были допущены в суд, адвокатуру, земства, стали приниматься на гос. службу. Правительством проводилась политика «слияния сего народа с коренными жителями», что, однако, способствовало не ассимиляции, а появлению иудейских общин в Центральной России и Сибири. Первая хоральная синагога в Москве была освящена в 1870. При ней были открыты училище и приют «Талмуд-Тора» для детей-сирот и еврейское ремесленное училище им. Александра II.
Иудаизм в Российской империи на рубеже 19–20 вв. С развитием революционного движения значительная часть еврейской молодёжи оказалась вовлечённой в антиправительственные организации, что привело при Александре III к новой волне ограничений. Кон. 19 в. ознаменовался волной еврейских погромов в юж. губерниях (Киевской, Херсонской, Черниговской) и возникновением националистического сионистского движения. Одновременно начинается массовая эмиграция евреев в Америку и Европу.
Согласно дореволюционной статистике, среди иудеев числились небольшие группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. 15 тыс. последователей неталмудического иудаизма – караимов – не только не подвергались правовым ограничениям, но и добились от властей разрешения именоваться «рус. караимами» вместо «евреи-караимы». На территории Российской империи действовало ок. 40 караимских общин и 20 караимских синагог, которые именовались «кенассы». В стране работали два караимских духовных управления: Таврическое с центром в Евпатории и Трокское с центром в Тракае (Троках; Литва). Стремясь сохранить привилегии, лидеры караимского движения решительно отмежёвывались от евреев, пытаясь доказать своё происхождение от хазар.
К кон. 19 в. в России насчитывалось более 20 тыс. хедеров с 350 тыс. учеников от 3 лет. В это время крупнейшим центром хасидской учёности, где обучались евреи из Америки и Европы, были Любавичи (Белоруссия). На рубеже 19–20 вв. происходит активное строительство синагог. В Вильне (Вильнюсе) было ок. 100 синагог и молитвенных домов, в Одессе – 7 синагог и 50 молитвенных домов; синагоги появились и в городах, находящихся вне черты оседлости, а также в Сибири, на Северном Кавказе и в Закавказье. В 1893 было разрешено строительство хоральной синагоги в С.-Петербурге, а к нач. 20 в. в столице насчитывалось уже 10 синагог, раввины которых были людьми исключительной учёности (Д. Каценеленбойген, А. Драбкин, М. Айзенштадт). Известным просветителем был моск. раввин Шломо Минор (Залкинд), обучавший ивриту Л. Н. Толстого.
Среди евреев Российской империи реформистский иудаизм, отменивший многие нормы ортодоксального иудаизма, не нашёл такого отклика, как среди евреев Америки. Кроме того, перед лицом общего противника – атеизма – резко снизилась острота конфликта между хасидами и митнагдимами.
В нач. 20 в. в России проживало ок. 5,2 млн.иудеев (4,13% всего населения страны).
Иудаизм в СССР в 1917–41. После Окт. революции 1917 Временное правительство отменило все правовые ограничения в отношении иудеев. К моменту образования СССР на его территории проживало ок. 1/2 еврейского населения царской России – примерно 2,5 млн.чел. В период индустриализации происходило массовое переселение евреев из местечек быв. черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Украины и др. республик.
Официальная идеология государства была направлена против всех религ. конфессий. Однако особенностью атеистической кампании против иудаизма было активное участие в ней членов еврейских секций (евсекций) ВКП(б). В 1-й пол. 1920-х гг. в районах компактного проживания еврейского населения существовало ок. 70 местных евсекций (ок. 3500 активных функционеров), одной из главных задач которых была последовательная борьба с иудаизмом. 28.12.1920 был издан циркуляр еврейского отдела Народного комиссариата просвещения о ликвидации хедеров и иешив. В 1921 были проведены показательные суды над хедером в Витебске и иешивой в Ростове, что привело к эмиграции мн. руководителей иешив вместе со своими учениками. В 1922 был организован полулегальный комитет раввинов во главе с лидером хасидов Хабада – Иосифом Ицхаком Шнеерсоном. Через этот комитет оказывалась материальная помощь иудейским образовательным учреждениям. По данным Шнеерсона, ок. 20 тыс. детей продолжали полулегально заниматься в начальных религ. школах. В 1925 в г. Невель по инициативе Шнеерсона было открыто учебное заведение по подготовке раввинов и шойхетов (специалистов по ритуальному забою скота и птицы). В целом в 1920-х гг. отношение сов. властей к иудаизму было довольно либеральным. Так, в 1927 на Украине работали 1034 синагоги и молитвенных дома, которыми руководили 830 раввинов. За пределами быв. черты оседлости, в осн. на территории России, число синагог по сравнению с 1917 даже увеличилось (так, в Ленинграде в 1927 было 17 синагог и молитвенных домов, в 1917 – всего 13). В РСФСР на 1.10.1925 было зарегистрировано 418 иудейских религ. общин. В 1924 создана и позднее зарегистрирована ленинградская еврейская религ. община (ЛЕРО), в том же году, после переезда в Ленинград Шнеерсона, образовался центр хасидов направления Хабад. В 1928–29 было напечатано 100 тыс. молитвенников, а ленинградский раввин Каценеленбойген в 1923 издал в гос. типографии талмудическое исследование на иврите. Предпринимались попытки учредить центральные органы, представляющие иудейское население страны.
Одновременно в иудейские религ. праздники с 20-х гг. стали устраиваться мероприятия, носившие кощунственный характер: высмеивались религ. иудейские обряды, от верующих требовали выхода на работу в субботу. В 1927 был арестован и приговорён к смертной казни, а затем выслан из СССР (1928) И. И. Шнеерсон. В 1932 в СССР была объявлена антирелигиозная пятилетка и уже к 1.12.1932 было упразднено 257 синагог. В Ленинграде из 17 синагог и молитвенных домов осталось только три. Раввинов и др. служителей иудейского культа арестовывали, их детей исключали из институтов, многих принуждали эмигрировать. В меньшей степени пострадали неашкеназские иудейские общины (бухарских, грузинских и горских евреев).
Созданный в 1925 Союз безбожников во главе с Е. М. Ярославским (М. И. Губельман) вёл активную антииудейскую пропаганду. На языке идиш издавалась антирелигиозная газета «Эпикойрес». В 1937 Комиссия по вопросам культа при ЦИК СССР запретила иудейским религ. общинам самим выпекать мацу. Верующим было предложено пользоваться непригодной (по религиозным соображениям) мацой, которую выпекали гос. пекарни. Постепенно происходил отрыв еврейской молодёжи от иудейской традиционной культуры. Перепись 1937 зафиксировала в возрастной группе населения от 16 лет и старше среди этнических евреев лишь 17,4% верующих.
Иудаизм в СССР в 1941–91. Во время Вел. Отеч. войны патриотическая деятельность сов. иудеев, а также необходимость создания позитивного международного имиджа побудили власть пойти на легализацию иудейских общин. Стали открываться синагоги. В 1944 в митинге, организованном Еврейским антифашистским комитетом, приняли участие верующие иудеи во главе с гл. раввином иудейской общины Москвы Шлойме Шлифером.
В первые послевоенные годы наблюдался подъём иудейской религ. жизни. В 1947 в СССР действовали 162 синагоги. В дни иудейских праздников и памятных дней (в частности, богослужений в моск. синагоге в 1945 и 1946 в память жертв нацизма) собирались тысячи верующих. Вместе с тем власти, опасаясь «роста сионистских националистических настроений», строго ограничивали выпечку мацы, ритуальный забой скота, религ. благотворительность (цдака). Было предписано закрыть религ. похоронные службы (хевра кадиша).
В последние годы жизни И. В. Сталина в стране усилились антисемитские настроения, что в значительной степени было связано с обострением «холодной войны» с США и неоправдавшимися надеждами на присоединение к «социалистическому лагерю» Израиля, возникшего в 1947 при содействии СССР. Особое недовольство властей вызвало торжественное богослужение Моск. хоральной синагоги по поводу создания государства Израиль, на котором присутствовало ок. 10 тыс.чел., а также восторженное чествование посла Израиля Г.Меир во время посещения ею в сент. 1948 хоральной синагоги.
В начале «хрущёвской оттепели» лидеров иудейских общин стали привлекать к участию в различных идеологических и антивоенных мероприятиях. По инициативе гражданских властей раввины Москвы и др. городов выступили в 1955 в поддержку Всемирного совета мира, а в 1956 – с протестом против синайской кампании Израиля. В 1957 (впервые после 1917) в Москве было разрешено открыть иешиву «Кол Яков», где готовилось несколько шойхетов. Тогда же было разрешено издать 10 тыс. экз. иудейского молитвенника и календаря. Однако в нач. 1960-х гг. по инициативе Н. С. Хрущёва началась очередная антирелигиозная кампания, затронувшая и иудаизм. Были закрыты синагоги в Свердловске, Казани, Пятигорске, Грозном, Оренбурге, Виннице, Барановичах, Львове и многих др. городах. В 1966 в СССР оставалось 62 синагоги (в т. ч. в РСФСР – 17). Большинство раввинов были вынуждены эмигрировать.
После отстранения Н. С. Хрущёва от руководства страной давление на иудаизм несколько ослабло: сняты ограничения на выпечку мацы, свёрнута пропагандистская кампания.
Согласно переписи 1989, еврейское население СССР составляло 1,45 млн. чел., при этом 83,6% признали рус. язык родным. В 1988 в РСФСР межнациональные браки заключили 73,2% евреев-мужчин и 62,8% женщин. Б. ч. этнических иудеев отошла от иудаизма, многие приняли христианство. В эти годы в СССР возникает реформистский иудаизм. В 1989 в Москве образуется первая реформистская (впоследствии прогрессивная, современная) община «Гинейни». В это же время Марьинорощинская еврейская религ. община становится центром хасидского движения «Хабад-любавич» (в 1990 её раввином становится Берл Лазар). В январе 1990 съезд представителей иудейских общин СССР образовал Всесоюзный совет еврейских религ. общин (ВСЕРО), в который вошла 61 иудейская община СССР, гл. раввином СССР был избран Адольф Шаевич.
Иудаизм в современной России. Социологические исследования в 1997–98 национального самосознания рос. евреев показали, что отношение к иудаизму носит характер проявления этнической идентификации. Однако только 26,7% назвали иудаизм самой привлекательной для себя религией. Действительно религ. иудеями можно было считать ок. 8% опрошенных. Важной тенденцией в религ. жизни иудейских общин 90-х гг. 20 в. стало появление большого числа религ. молодёжи. Несмотря на эмиграцию, в совр. России остаётся одна из наиболее крупных в мире еврейских общин.
1990-е гг. характеризовались активным ростом числа иудейских религ. общин. Так, если в 1992 в РФ было зарегистрировано 15 ортодоксальных и 11 реформистских иудейских организаций, то на 1.1.2003 соответственно 197 и 73. Иудаизм официально признан одной из четырёх традиционных религий России. Центром еврейской религ. жизни страны является Москва, где действуют хоральная синагога (ортодоксальный иудаизм), раввинский суд, религиозные учебные и научные заведения, в т. ч. Ин-т совр. иудаизма в России, Еврейский ун-т. В рамках Академии мировых культур в Москве работает иешива под руководством авторитетного талмудиста Адина Штейнзальца. Другой крупнейший центр иудаизма в России – С.-Петербург. В городе также имеется хоральная синагога с иешивой, действуют С.-Петербургский еврейский ун-т, школы и др. организации.
В 1995 зарегистрировано Духовное управление караимов России.
В совр. России иудаизм представлен тремя крупными течениями: ортодоксальным иудаизмом, хасидизмом, современным (реформистским, прогрессивным) иудаизмом. Наиболее влиятельными иудейскими организациями являются Конгресс еврейских религ. организаций и объединений в России (КЕРООР), признающий гл. раввином России Адольфа Шаевича, и Федерация еврейских общин России (ФЕОР, возникла в 1998), избравшая гл. раввином Берл Лазара. КЕРООР возник в 1993 как правопреемник ВСЕРО, поэтому в него входят общины ортодоксального иудаизма, а также (с 1995) реформистские (именуемые современными) общины, которые ещё в 1993 создали Объединение религ. организаций совр. иудаизма в России (ОРОСИР). Хасиды, первоначально принявшие участие в КЕРООР, в 1995 вышли из его состава. С 1998 КЕРООР вошёл в Межрелигиозный совет России. В 2002 в КЕРООР были разработаны «Основы социальной концепции иудаизма в России». По данным КЕРООР, в его состав (май 2003) входили 134 зарегистрированных и 60 незарегистрированных общин ортодоксального и современного иудаизма.