Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСЛАМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 233-237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников, А. В. Журавский

ИСЛАМ

Мечеть Марджанив Казани. 1766–70. Архитектор В. И. Кафтырев.

Ис­лам на тер­ри­то­рии Древ­ней Ру­си и Зо­ло­той Ор­ды. Рос. му­суль­ма­не, гл. обр. сун­ни­ты, при­над­ле­жат к ша­фи­ит­ско­му или ха­на­фит­ско­му маз­ха­бу (ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вой шко­ле). Кав­каз­ские на­ро­ды Да­ге­ста­на и Се­вер­но­го Кав­ка­за при­ня­ли ис­лам в 7–8 вв., во вре­мя рас­ши­ре­ния Араб­ско­го ха­ли­фа­та. На­ча­ло рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма на тер­ри­то­рии Вос­точ­ной Ев­ро­пы, По­вол­жья и При­ура­лья от­но­сит­ся к 8–10 вв. и свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем Ха­зар­ско­го ка­га­на­та и Волж­ско-Кам­ской Бул­га­рии. В сто­ли­це Ха­за­рии г. Итиль в кон. 8 в. дей­ст­во­ва­ла Боль­шая со­бор­ная ме­четь (Джу­ма-ме­четь) и 30 квар­таль­ных ме­че­тей. Од­на­ко в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии ис­лам в Ха­за­рии не ут­вер­дил­ся. Волж­ско-Кам­ская Бул­га­рия, на­ли­чие ме­че­тей и му­суль­ман­ских клад­бищ в ко­то­рой от­ме­чал ещё в 903–907 пер­сид­ский гео­граф Ибн Рус­та, офи­ци­аль­но при­ня­ла ис­лам в 922 от по­соль­ст­ва ба­гдад­ско­го ха­ли­фа Джаф­фа­ра аль-Мук­та­ди­ра. Май 922 – офи­ци­аль­ная да­та при­ня­тия ис­ла­ма тюрк­ски­ми на­ро­да­ми Рос­сии. Так как бул­га­ры бы­ли в куль­тур­ном от­но­ше­нии тес­но свя­за­ны с му­суль­ма­на­ми Са­мар­кан­да и Бу­ха­ры, у них ут­вер­дился ха­рак­тер­ный для тюр­коя­зыч­ных на­ро­дов ха­на­фит­ский маз­хаб. По­сле па­де­ния в 10 в. Ха­зар­ско­го ка­га­на­та прак­ти­че­ски всё По­вол­жье (в т. ч. Волж­ско-Кам­ская Бул­га­рия) ста­ло му­суль­ман­ским вслед­ст­вие хо­рез­мий­ской ок­ку­пации. В хо­де татаро-мон­го­льских за­вое­ва­ний Се­ве­ро-Вос­точ­ная Русь бы­ла вклю­че­на в Мон­голь­скую им­пе­рию, а по­сле её рас­па­да – в Зо­ло­тую Ор­ду.

В 1256 на хан­ский трон в Зо­ло­той Ор­де вос­сел пер­вый му­суль­ма­нин – хан Бер­ке. Од­на­ко офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей ис­лам стал в Ор­де толь­ко в 1313 при ха­не Уз­бе­ке. Мно­гие знат­ные мон­го­лы и тюр­ки, не же­лав­шие при­ни­мать ис­лам, пе­ре­бра­лись на Русь. Боль­шие по­се­ле­ния му­суль­ман-та­тар в Мо­ск­ве поя­ви­лись к нач. 15 в., для них строи­лись спе­ци­аль­ные сло­бо­ды: на Сре­тен­ке, Ме­щан­ке, в Ку­куй-го­ро­де, Марь­и­ной Ро­ще. Глав­ная та­тар­ская сло­бо­да на­хо­ди­лась в За­мо­ск­во­ре­чье.

В 1447 ка­зан­ские ца­ре­ви­чи Ка­сим и Якуб, сы­но­вья Улуг-Му­хам­ме­да, по­мог­ли ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Тём­но­му вер­нуть­ся на мо­с­ков­ский пре­стол, узур­пи­ро­ван­ный га­лич­ским кня­зем Дмит­ри­ем Ше­мя­кой. В бла­го­дар­ность мо­с­ков­ский князь по­жа­ло­вал ца­ре­ви­чу Ка­симу ме­щер­ский го­род на р. Ока, по­лу­чив­ший на­зва­ние Ка­си­мов. Так в 1452 воз­ник­ло за­ви­си­мое от Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Мо­с­ков­ско­го Ка­си­мов­ское цар­ст­во, в ко­то­ром се­ли­лись и по­лу­ча­ли зе­мель­ные на­де­лы слу­жи­лые та­та­ры-му­суль­ма­не. В 1467 в Ка­си­мо­ве бы­ла по­строе­на хан­ская ме­четь, ми­на­рет ко­то­рой со­хра­нил­ся до на­ших дней.

Ис­лам и Рус­ское го­су­дар­ст­во в 15– 17 вв. По­сле рас­па­да Зо­ло­той Ор­ды воз­ник­ли Ас­т­ра­хан­ское, Си­бир­ское, Ка­зан­ское хан­ст­ва и Но­гай­ская Ор­да. Ка­зань ста­ла цен­тром во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го влия­ния ис­ла­ма. Пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Ка­зан­ско­го хан­ст­ва от­ме­чен ак­тив­ной ис­ла­ми­за­ци­ей со­сед­них тюрк­ских и фин­но-угор­ских язы­че­ских на­ро­дов. По­сле взя­тия Ка­зани мо­с­ков­ским вой­ском в 1552 ис­лам ут­ра­тил в По­вол­жье ста­тус го­су­дар­ствен­ной ре­ли­гии.

В 1550-х гг. часть ка­зан­ских мулл была­ при­гла­ше­на в Си­бир­ское хан­ст­во для ут­вер­жде­ния в ис­ла­ме си­бир­ских та­тар. По­сле за­вое­ва­ния Мо­ск­вой Ас­т­ра­хан­ско­го и Си­бир­ско­го ханств на­чал­ся от­ток му­суль­ман из По­вол­жья и Си­би­ри в При­ура­лье, что при­ве­ло к уве­ли­че­нию их чис­лен­но­сти и ук­ре­п­ле­нию по­зи­ций ис­ла­ма в этом крае. Не­смот­ря на из­дан­ный в 1593 ца­рём Фё­до­ром Ива­но­ви­чем указ о раз­ру­ше­нии ме­че­тей на при­сое­ди­нён­ных к Рус­ско­му гос-ву тер­ри­то­ри­ях, строи­тель­ст­во сель­ских ме­че­тей в 17 в. про­дол­жа­лось. Рус­ски­ми го­су­да­ря­ми пред­при­ни­ма­лись ме­ры по ог­ра­ни­че­нию влия­ния на хри­сти­ан­ское на­се­ле­ние му­суль­ман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и слу­жи­лых му­суль­ман. Так, пер­вым бы­ло за­пре­ще­но про­по­ве­до­вать ис­лам сре­ди пра­во­слав­ных, а по­след­ним (в 1628) – иметь слуг пра­во­слав­ной ве­ры.

Ис­лам в Рос­сий­ской им­пе­рии в 18– 19 вв. При Пет­ре I и его пре­ем­ни­ках от­но­ше­ние го­су­дар­ст­ва к му­суль­ма­нам не­ма­ло за­ви­се­ло от внеш­не­по­ли­ти­че­ских фак­то­ров. По­пыт­ки по­ли­ти­че­ско­го влия­ния Ос­ман­ской им­пе­рии и Ира­на на мусуль­ман юж. гу­бер­ний и По­вол­жья, ис­ла­ми­за­ция, в т. ч. на­силь­ст­вен­ная, хри­сти­ан­ских и язы­че­ских на­ро­дов За­пад­но­го Кав­ка­за вы­зы­ва­ли от­вет­ные ме­ры рус. пра­ви­тель­ст­ва. Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во бы­ло ори­ен­ти­ро­ва­но на ог­ра­ни­че­ние ис­ла­ма и по­ощ­ре­ние пе­ре­хо­да му­суль­ман в пра­во­сла­вие. В 1713 при Пет­ре I осо­бым ука­зом ан­ну­ли­ро­ва­лись пра­ва «та­тар­ских слу­жи­лых лю­дей» на вла­де­ние вот­чи­на­ми и по­ме­сть­я­ми в слу­чае их от­ка­за при­нять кре­ще­ние. По­сле­дую­щи­ми ука­за­ми му­суль­ма­нам, при­няв­шим кре­ще­ние, сни­жа­лись по­да­ти и рек­рут­ские на­бо­ры и уве­ли­чи­ва­лись ана­ло­гич­ные по­вин­но­сти ос­та­вав­шим­ся в ис­ла­ме. С 1722 на му­суль­ман бы­ла рас­про­стра­не­на рек­рут­ская по­вин­ность, ко­то­рую до то­го не­сли толь­ко пра­во­слав­ные под­дан­ные.

При имп. Ан­не Ива­нов­не ука­зом от 11(22).2.1736 за­пре­ща­лось строи­тель­ство но­вых ме­че­тей в баш­кир­ских зем­лях. Ука­зом Се­на­та от 19(30).11.1742 пред­пи­сы­ва­лось «все имею­щие­ся в Ка­зан­ской гу­бер­нии ме­че­ти… сло­мать и впредь стро­ить от­нюдь не до­пус­кать...». В со­от­вет­ст­вии с этим ука­зом из 536 ме­че­тей Ка­зан­ской губ. бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но 418. С дру­гой сто­ро­ны, ещё при Пет­ре I го­су­дар­ст­во при­ни­ма­ло ме­ры к сбо­ру све­де­ний об ис­ла­ме, изу­че­нию по­ло­же­ния му­суль­ман­ских под­дан­ных им­пе­рии. В 1716 поя­вил­ся пер­вый пе­ревод Ко­ра­на на рус. язык («Ал­ко­ран о Ма­го­ме­те, или За­кон ту­рец­кий»). В 1722 Д. К. Кан­те­мир из­дал в С.-Пе­тер­бур­ге со­став­лен­ное им по по­ру­че­нию Пет­ра I опи­са­ние со­дер­жа­ния Ко­ра­на и био­гра­фии про­ро­ка Му­хам­ме­да («Кни­га сис­ти­ма, или Со­стоя­ния Му­хам­ме­дан­ския ре­ли­гия», ла­тин­ский ори­ги­нал и рус. пе­ре­вод). В 1722 во вре­мя Пер­сид­ско­го по­хо­да Пет­ра I бы­ла соз­да­на пер­вая в Рос­сии ти­по­гра­фия с пе­ре­движ­ным араб­ским шриф­том.

От­но­ше­ния пра­ви­тель­ст­ва с му­суль­ман­ским дво­рян­ст­вом и ду­хов­ной эли­той дав­но за­воё­ван­ных или ко­ло­ни­зо­ван­ных внут­рен­них об­лас­тей по­сте­пен­но ста­но­ви­лись до­ве­ри­тель­ны­ми. При Ели­за­ве­те Пет­ров­не в 1755 пер­вым ге­не­ра­лом из му­суль­ман в рус. ар­мии стал спод­виж­ник Пет­ра I – ди­пло­мат и ад­ми­ни­ст­ра­тор Кут­лу-Му­хам­мед Тев­ке­лев. В 1756 в свя­зи с тем, что му­суль­ма­не при­во­ди­лись к при­ся­ге в ме­че­тях, осо­бым ука­зом бы­ло раз­ре­ше­но строи­тель­ст­во но­вых ме­че­тей для та­тар Ка­зан­ской, Ас­т­ра­хан­ской, Сим­бир­ской и Во­ро­неж­ской гу­бер­ний. Вме­сте с тем не­дос­та­точ­ная тер­пи­мость ме­ст­ных вла­стей к ис­ла­му вы­зы­ва­ла раз­дра­же­ние му­суль­ман, что на­шло от­ра­же­ние в на­ка­зах му­суль­ман­ских де­пу­та­тов в Уло­жен­ную ко­мис­сию 1767.

В цар­ст­во­ва­ние Ека­те­ри­ны II в со­став Рос­сии во­шли но­вые тер­ри­то­рии с му­суль­ман­ским на­се­ле­ни­ем: Се­ве­ро-За­пад­ный Кав­каз до р. Ку­бань (1774), Крым (1783), зем­ли Поль­ши и Лит­вы с му­суль­ман­ским мень­шин­ст­вом (ли­тов­ские та­та­ры; 1795). Власть им­пе­рии при­зна­ли ка­зах­ские жу­зы. Бы­ли при­ня­ты ме­ры, на­прав­лен­ные на то, что­бы сде­лать Рос­сий­скую им­пе­рию по­кро­ви­тель­ни­цей му­суль­ман­ских под­дан­ных и ин­тег­ри­ро­вать их наи­бо­лее ак­тив­ные слои в со­слов­ную струк­ту­ру го­су­дар­ст­ва: за­кры­та Кон­то­ра но­во­кре­щё­ных дел (1764); та­тар­ским мур­зам и баш­кир­ским стар­ши­нам пре­дос­тав­ле­ны пра­ва дво­рян­ст­ва (1784); му­суль­ман­ским куп­цам да­ны льго­ты (в тор­гов­ле с Тур­ке­ста­ном, Ира­ном, Ин­ди­ей и Ки­та­ем); на­пе­ча­тан Ко­ран в араб­ском ори­ги­на­ле (1787); в го­ро­дах на­ча­лось строи­тель­ст­во ка­мен­ных ме­че­тей.

Указ Ека­те­ри­ны II от 17(28).6.1773 «О тер­пи­мо­сти всех ве­ро­ис­по­ве­да­ний и о за­пре­ще­нии ар­хие­ре­ям всту­пать в де­ла, ка­саю­щие­ся до ино­вер­ных ис­по­ве­да­ний и до по­строе­ния по их за­ко­ну молит­вен­ных до­мов, пре­дос­тав­ляя все сие свет­ским пра­ви­тель­ст­вам» впер­вые, с не­ко­то­ры­ми ог­ра­ни­че­ния­ми, вво­дил в им­пе­рии прин­цип сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В свя­зи с при­сое­ди­не­ни­ем Кры­ма и уве­ли­че­ни­ем му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния Рос­сий­ской им­пе­рии Ма­ни­фе­стом 1783 Ека­те­ри­на II обя­за­лась «ох­ра­нять и за­щи­щать хра­мы и при­род­ную ве­ру, ко­ей сво­бод­ное от­прав­ле­ние со все­ми за­кон­ны­ми об­ря­да­ми пре­бу­дет не­при­кос­но­вен­но». Та­кие же га­ран­тии да­вал му­суль­ма­нам Ма­ни­фест о при­со­еди­не­нии к Рос­сии Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ли­тов­ско­го. Му­суль­ман­ское ду­хо­вен­ст­во по­лу­ча­ло ма­те­ри­аль­ное со­дер­жа­ние от рос. пра­ви­тель­ст­ва. На гос. сред­ст­ва строи­лись ме­че­ти, со­дер­жа­лось му­суль­ман­ское ду­хо­вен­ст­во, осу­ще­ст­в­ля­лась ис­ла­ми­за­ция степ­ных кир­ги­зов (ка­за­хов)-по­лу­языч­ни­ков. Му­суль­ма­не ува­жи­тель­но име­но­ва­ли им­пе­рат­ри­цу Эби паш­та (ба­буш­ка-ца­ри­ца).

С кон. 18 в. на­ча­ли соз­да­вать­ся цен­тра­ли­зо­ван­ные ор­га­ны управ­ле­ния му­суль­ма­на­ми стра­ны. В 1782 уч­ре­ж­дён муф­ти­ят в Уфе. В 1788 был соз­дан пер­вый рос. муф­ти­ят – Орен­бург­ское ма­го­ме­тан­ское ду­хов­ное со­б­ра­ние (ОМДС), ко­то­ро­му бы­ли под­чи­не­ны все му­суль­ман­ские об­щи­ны Рос­сии, за ис­клю­че­ни­ем крым­ских. Это был кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, дея­тель­но­стью ко­то­ро­го ру­ко­во­ди­ли на­зна­чав­ший­ся вла­стя­ми пред­се­да­тель (муф­тий) и три вы­бор­ных за­се­да­те­ля (ка­ди). Важ­ней­шим на­прав­ле­ни­ем дея­тель­но­сти ОМДС стал раз­бор дел, свя­зан­ных с брач­но-се­мей­ным и иму­ще­ст­вен­ным пра­вом му­суль­ман. Муф­ти­ят, яв­ляв­ший­ся выс­шей ин­стан­ци­ей ду­хов­но­го су­да, ру­ко­во­дство­вал­ся свое­об­раз­ным син­те­зом норм му­суль­ман­ско­го пра­ва (фикх) в ха­на­фит­ской ре­дак­ции и рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва. В ком­пе­тен­цию ОМДС вхо­ди­ли так­же во­про­сы строи­тель­ст­ва и ре­мон­та ме­че­тей, приёма эк­за­ме­нов и на­зна­че­ния пре­тен­ден­тов на ре­ли­ги­оз­ные и учи­тель­ские долж­но­сти в об­щи­нах. Соз­да­ние сход­но­го по струк­ту­ре и функ­ци­ям Тав­ри­че­ско­го ма­го­ме­тан­ско­го ду­хов­но­го прав­ле­ния, на­ча­тое в 1794, бы­ло за­вер­ше­но уже при Ни­ко­лае I в 1831.

К 1864 Рос­сия за­вое­ва­ла ещё один важ­ный му­суль­ман­ский ре­ги­он – Се­вер­ный Кав­каз, сло­мив со­про­тив­ле­ние час­ти гор­ских пле­мён, для ко­то­рых ис­лам в фор­ме мю­ри­диз­ма, раз­вив­ше­го­ся на поч­ве су­фий­ских братств На­кшбан­дийя и Ка­ди­рийя, был глав­ной идео­ло­ги­че­ской опо­рой, спло­тив­шей их ор­га­ни­за­ци­он­но и ук­ре­п­ляв­шей их во­ин­ст­вен­ный дух.

В 18–19 вв. пра­ви­тель­ст­вен­ные ме­ры по юри­ди­че­ско­му при­зна­нию му­суль­ман и их ин­те­гра­ции в рос. об­ще­ст­во спо­соб­ст­во­ва­ли ста­би­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний му­суль­ман с вла­стью. Ду­хов­ные ли­ца и тор­гов­цы из рос. му­суль­ман ста­ли по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду Рос­си­ей и её му­суль­ман­ски­ми со­се­дя­ми. В ар­мии и во фло­те бы­ли уч­ре­ж­де­ны долж­но­сти мулл, аху­нов и му­эд­зи­нов как ду­хов­ных ру­ко­во­ди­те­лей вои­нов-му­суль­ман. Му­суль­ма­не бы­ли до­пу­ще­ны в ме­щан­ское и ку­пе­че­ское со­сло­вия. В эпо­ху Ве­ли­ких ре­форм при Алек­сан­д­ре II бы­ло раз­ра­бо­та­но об­ще­рос. за­ко­но­да­тель­ст­во о му­суль­ма­нах. В ос­но­ве его ле­жал из­дан­ный ещё в 1857 пер­вый «Ус­тав ду­хов­ных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний». Спе­ци­аль­ный раз­дел это­го за­ко­но­про­ек­та был по­свя­щён му­суль­ма­нам, ме­ст­ным и цен­траль­ным му­суль­ман­ским ин­сти­ту­там им­пе­рии. В 1872 для му­суль­ман рос. За­кав­ка­зья бы­ли соз­да­ны ма­го­ме­тан­ские ду­хов­ные прав­ле­ния сун­нит­ско­го и ши­ит­ско­го уче­ний, под­ве­дом­ст­вен­ные цар­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции Кав­каз­ско­го края.

Ис­лам в Рос­сий­ской им­пе­рии в нач. 20 в. К нач. 20 в. сло­жи­лась сис­те­ма му­суль­ман­ских ду­хов­ных управ­ле­ний (муф­тия­тов). Му­суль­ман­ские об­щи­ны Ев­ро­пей­ской Рос­сии и Си­би­ри под­чи­ня­лись Орен­бург­ско­му и Тав­ри­че­ско­му муф­тия­там, под­ве­дом­ст­вен­ным Де­пар­та­мен­ту ду­хов­ных дел ино­стран­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний МВД. Осо­бые пра­ви­ла оп­ре­де­ля­ли ие­рар­хию му­суль­ман­ских ин­сти­ту­тов на тер­ри­то­рии Степ­но­го ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ва. На Се­вер­ном Кав­ка­зе и б. ч. Сред­ней Азии (Тур­ке­стан­ский край) муф­тия­ты не сло­жи­лись; управ­ле­ни­ем му­суль­ман­ски­ми об­щи­на­ми здесь ве­да­ли во­ен­ные вла­сти, под­чи­няв­шие­ся Во­ен­но­му мин-ву в С.-Пе­тер­бур­ге. Часть джа­маа­тов (ме­чет­ных об­щин), мек­те­бов и мед­ре­се (на­чаль­ных и сред­них школ), вирд (от­де­ле­ний су­фий­ских братств) с оби­те­ля­ми су­фи­ев (ха­на­ка) на Кав­ка­зе и в Сред­ней Азии, в от­ли­чие от ле­галь­ных об­щин, не име­ли гос. де­неж­но­го со­дер­жа­ния.

Ог­ром­ную роль в рас­про­стра­не­нии в Рос­сии обы­ча­ев му­суль­ман др. об­лас­тей ис­лам­ско­го ми­ра иг­рал хадж, быв­ший важ­ней­шим ка­на­лом дос­тав­ки на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской им­пе­рии ру­ко­пи­сей (позд­нее – пе­чат­ных из­да­ний) со­чи­не­ний ис­лам­ских ав­то­ров. Сред­нее чис­ло рус­ско­под­дан­ных па­лом­ни­ков на ру­бе­же 19–20 вв. со­став­ля­ло 8–10 тыс. чел. в год (в 1901 – 6 тыс., 1902 – 16 тыс., 1903 – ок. 5 тыс.).

В ре­зуль­та­те во­вле­че­ния рос. му­суль­ман в раз­ные сфе­ры об­ще­ст­вен­ной и госу­дар­ст­вен­ной жиз­ни Рос­сии сре­ди них уве­ли­чи­ва­лось чис­ло при­об­щён­ных к рус. и за­пад­но­ев­ро­пей­ской куль­ту­рам, раз­ви­ва­лось школь­ное де­ло, кни­го­пе­ча­та­ние, поя­ви­лись ре­фор­ма­тор­ские дви­же­ния.

Проповедь в Соборной мечети-медресе «Ляля-Тюльпан» в Уфе.

Ме­ж­ду кон­сер­ва­то­ра­ми, от­стаи­вав­ши­ми тра­ди­ци­он­ный ис­лам­ский ук­лад, и «об­нов­лен­ца­ми» (ре­фор­ма­то­ра­ми, джа­ди­ди­ста­ми) в кон. 19 – нач. 20 вв. раз­го­ре­лась по­ле­ми­ка, в зна­чи­тель­ной ме­ре оп­ре­де­лив­шая спе­ци­фи­ку рос. ис­ла­ма то­го вре­ме­ни. У ис­то­ков джа­ди­диз­ма в Рос­сии сто­ял из­вест­ный та­тар­ский об­ще­ст­вен­ный дея­тель, про­све­ти­тель и пуб­ли­цист Ис­ма­ил-бей Гас­прин­ский (1851– 1914), из­да­тель пер­вой му­суль­ман­ской га­зе­ты Рос­сии на крым­ско­та­тар­ском язы­ке «Терд­жи­ман» («Пе­ре­во­дчик»), уч­ре­ди­тель пер­вой но­во­ме­тод­ной шко­лы (1884). В про­грам­му сред­не­го и выс­ше­го обу­че­ния был вклю­чён ряд ес­те­ст­вен­ных и точ­ных на­ук. Ре­фор­ма­тор­ское дви­же­ние на­шло сто­рон­ни­ков сре­ди не­ко­то­рых уле­мов По­вол­жья, Сред­ней Азии и Се­ве­ро-Вос­точ­но­го Кав­ка­за. Воз­ник­ли круп­ные но­во­ме­тод­ные шко­лы: Апа­на­ев­ская и мед­ре­се Му­хам­ма­дийя в Ка­за­ни, мед­ре­се Ус­ма­нийя и Ху­сай­нийя в Уфе, шко­ла в Те­мир-хан-Шу­ре. Тем не ме­нее ши­ро­кого рас­про­стра­не­ния джа­ди­дизм не по­лу­чил.

Ис­лам в Рос­сий­ской им­пе­рии в 1905– 1917 пе­ре­жи­вал под­лин­ный рас­цвет: вы­хо­ди­ли де­сят­ки ис­лам­ских га­зет на тюрк­ских и араб­ских язы­ках, бы­ли уч­ре­ж­де­ны бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции и по­ли­ти­че­ские пар­тии («Ит­ти­фак эль-мус­ли­мин», «Му­са­ват» и др.), дей­ст­во­ва­ла му­суль­ман­ская фрак­ция в Гос. ду­ме (1906–17). К ян­ва­рю 1912 в Рос­сий­ской им­пе­рии бы­ла за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на 24321 му­суль­ман­ская об­щи­на с 26279 бо­го­слу­жеб­ны­ми зда­ния­ми (пят­нич­ны­ми, квар­таль­ны­ми, лет­ни­ми и зим­ни­ми ме­че­тя­ми, мо­лель­ны­ми до­ма­ми и т. д.), на­счи­ты­ва­лось 45339 пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва (вклю­чая муф­ти­ев, ка­ди, има­мов, му­эд­зи­нов, учи­те­лей-му­дар­ри­сов и пр.). По пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1897, му­суль­ма­не (13889421 чел.) ока­за­лись вто­рой по чис­лен­но­сти кон­фес­сио­наль­ной об­щи­ной стра­ны. Чис­лен­ность му­суль­ман бы­ст­ро рос­ла, со­ста­вив к 1917 ок. 20 млн.чел., боль­шин­ст­во из ко­то­рых бы­ли сун­ни­та­ми ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба. Сун­ни­та­ми-ша­фии­та­ми бы­ли толь­ко ко­рен­ные жи­те­ли Да­ге­ста­на и Чеч­ни, шии­ты пре­об­ла­да­ли на тер­ри­то­рии совр. Азер­бай­джа­на. В Ев­ро­пей­ской Рос­сии му­суль­ма­не со­став­ля­ли все­го 4% на­се­ле­ния. Чис­лен­ность му­суль­ман в зап. гу­бер­ни­ях и в Си­би­ри бы­ла ещё мень­ше, за­то на Кав­ка­зе они со­став­ля­ли поч­ти 1/3 на­се­ле­ния, а в Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­не – до 90%.

Намаз в Соборной мечети в Москве. Фото. 2003.

Ис­лам в пер­вые го­ды со­вет­ской вла­сти. В мае 1917 на 1-м Все­рос­сий­ском му­суль­ман­ском съез­де (медж­ли­се) в Мо­ск­ве впер­вые на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве со­стоя­лись вы­бо­ры муф­тия, ко­то­рым стал бо­го­слов-джа­ди­дист Га­лимд­жан Ба­ру­ди. То­гда же бы­ло из­бра­но ду­хов­ное управ­ле­ние и Все­рос­сий­ский цен­траль­ный му­суль­ман­ский со­вет (рас­пу­щен в нач. 1918). ОМДС пе­ре­име­но­ва­но в Цен­траль­ное ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман (ЦДУМ) внут­рен­ней Рос­сии и Си­би­ри; во гла­ве с Ба­ру­ди оно пред­став­ля­ло ду­хов­ное ве­дом­ст­во во вновь соз­дан­ном На­цио­наль­ном управ­ле­нии му­суль­ман Мил­ли ида­ра. С уч­ре­ж­де­ни­ем Ко­мис­са­риа­та по де­лам му­суль­ман внут­рен­ней Рос­сии и Си­би­ри при СНК На­цио­наль­ное управ­ле­ние бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но, а ЦДУМ ста­ло су­ще­ст­во­вать са­мо­стоя­тель­но, в его ве­де­нии ос­та­лись в осн. бо­го­слов­ские во­про­сы. 2-й съезд му­суль­ман со­брал­ся в ию­ле 1917 в Ка­за­ни; там же про­шёл съезд му­суль­ман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. К 1927 ЦДУМ объ­еди­ня­ло 14825 при­хо­дов.

В пер­вые го­ды сов. вла­сти ис­лам не ис­пы­ты­вал при­тес­не­ний со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва. Мно­гие му­суль­ман­ские уле­мы и има­мы под­дер­жи­ва­ли боль­ше­ви­ков. На му­суль­ман­ских ок­раи­нах Сов. Рос­сии, на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Сред­ней Азии му­суль­ма­не до сер. 20-х гг. об­ла­да­ли оп­ре­де­лён­ной куль­тур­ной, пра­во­вой и су­деб­ной ав­то­но­ми­ей. Ле­галь­но ра­бо­та­ли сот­ни при­ме­чет­ных школ – мед­ре­се и мек­те­бы, со­дер­жав­шие­ся му­суль­ман­ски­ми об­щи­на­ми за счёт ча­ст­ных иму­ществ, пе­ре­дан­ных на ре­ли­ги­оз­ные и бла­го­тво­ри­тель­ные це­ли [вакф (ва­куф)], и от­чис­ле­ний из обя­за­тель­ной для му­суль­ман очи­сти­тель­ной ми­ло­сты­ни (за­кят). В му­суль­ман­ских ав­то­но­ми­ях Се­вер­но­го Кав­ка­за и в не­ко­то­рых рес­пуб­ли­ках Сред­ней Азии дей­ст­во­ва­ла сеть ша­ри­ат­ских су­дов, ра­бо­та ко­то­рых ос­но­вы­ва­лась на нор­мах му­суль­ман­ско­го (фикх), ме­ст­но­го обыч­но­го (адат) и сов. гос. пра­ва. До сер. 20-х гг. из­да­ва­лись ис­лам­ская ли­те­ра­ту­ра, га­зе­ты и жур­на­лы на араб­ском и др. вос­точ­ных язы­ках на ос­но­ве араб­ской гра­фи­ки.

Ис­лам в СССР в 1920–30-е гг. С кон. 20-х гг. на­чи­на­ют за­кры­вать­ся ме­че­ти, поч­ти 90% мулл и му­эд­зи­нов ли­шились воз­мож­но­сти вес­ти бо­го­слу­же­ние, в 30-х гг. был ре­прес­си­ро­ван весь со­став ЦДУМ. По­сле по­ста­нов­ле­ния Пре­зи­диу­ма ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 «О ре­ли­ги­оз­ных объ­е­ди­не­ни­ях» ис­лам­ские об­щи­ны ли­ша­лись прав юри­ди­че­ско­го ли­ца, им за­пре­ща­лось соз­да­вать кас­сы взаи­мо­по­мо­щи, коо­пе­ра­ти­вы, ор­га­ни­зо­вы­вать дет­ские, жен­ские мо­лит­вен­ные со­б­ра­ния, от­кры­вать биб­лио­те­ки и чи­таль­ни и др. Управ­ле­ние му­суль­ман­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми осу­ще­ст­в­ля­лось со­глас­но нор­мам это­го по­ло­же­ния вплоть до при­ня­тия ВС СССР За­ко­на «О сво­бо­де со­вес­ти и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ци­ях» (1990).

Поч­ти все по­сле­до­ва­те­ли ре­фор­ма­тор­ско­го дви­же­ния в ис­ла­ме (джа­ди­ди­сты), при­ни­мав­шие ак­тив­ное уча­стие в ис­лам­ской об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, бы­ли ре­прес­си­ро­ва­ны. С сер. 1930-х гг. по 1980-е гг. ос­тав­шее­ся му­суль­ман­ское ду­хо­вен­ст­во дей­ст­во­ва­ло ли­бо под пря­мым над­зо­ром гос. ор­га­нов вла­сти, ли­бо по­лу­ле­галь­но. Бы­ли уп­разд­не­ны ис­лам­ские ти­по­гра­фии, из­да­тель­ст­ва, ша­ри­ат­ские су­ды, ча­ст­ные ре­лиг. шко­лы. Ва­куф­ное иму­ще­ст­во бы­ло на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но. С 1928 на тер­ри­то­рии от­дель­ных ав­то­но­мий РСФСР с пре­об­ла­даю­щим му­суль­ман­ским на­се­ле­ни­ем ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лась 10-я гла­ва УК рес­пуб­лик «О пре­сту­п­ле­ни­ях, со­став­ляю­щих пе­ре­жит­ки ро­до­во­го бы­та», к ко­то­рым бы­ли от­не­се­ны от­прав­ле­ние ша­ри­ат­ско­го пра­во­су­дия и дру­гие ре­лиг. прак­ти­ки му­суль­ман. В 1930-х гг. ана­ло­гич­ные нор­ма­тив­ные ак­ты бы­ли при­ня­ты в Азер­бай­джан­ской, Тад­жик­ской, Турк­мен­ской, Уз­бек­ской ССР.

Ис­лам в СССР в 1940-е гг. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ру­ко­во­дство СССР по­шло на не­ко­то­рую нор­ма­ли­за­цию гос.-кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний, раз­ре­шив от­крыть не­ко­то­рые ме­че­ти. Был взят курс на соз­да­ние цен­тра­ли­зо­ван­ной сис­те­мы гос. кон­тро­ля за ве­рую­щи­ми и их об­щи­на­ми. По­сле соз­да­ния в 1943 Со­вета по де­лам РПЦ 19.5.1944 был уч­ре­ж­дён Со­вет по де­лам ре­ли­гиозных куль­тов (СДРК) при Сов­нар­ко­ме СССР. Его гл. за­да­чей бы­ло на­ла­жи­ва­ние свя­зей ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­вом СССР и ре­лиг. объ­е­ди­не­ния­ми не­пра­во­слав­ных ис­по­ве­да­ний, в т. ч. и му­суль­ман­ски­ми.

В 1943 воз­ник­ло Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на (САДУМ) в Таш­кен­те. 6.3.1944 вы­шло по­ста­нов­ле­ние По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) об ор­га­ни­за­ции ДУМ Се­вер­но­го Кав­ка­за (сун­нит­ское) с цен­тром в Буй­нак­ске Да­ге­стан­ской АССР (ДУМСК), а так­же ДУМ За­кав­ка­зья (ДУМЗ; объ­е­ди­нив­ше­го шии­тов и сун­ни­тов ре­гио­на) с цен­тром в Ба­ку.

Гл. обя­зан­но­стью но­во­соз­дан­ных ДУ, дей­ст­во­вав­ших на по­гра­нич­ных с др. стра­на­ми тер­ри­то­ри­ях, бы­ло рас­смот­ре­ние за­яв­ле­ний му­суль­ман­ских об­щин и при­ня­тие ре­ше­ний (под жё­ст­ким кон­тро­лем и при кон­суль­та­ци­ях с ор­га­на­ми сов. вла­сти на уров­не со­юз­ных рес­пуб­лик) об от­кры­тии ме­че­тей и мо­лель­ных до­мов, ре­ги­ст­ра­ция има­мов. ДУ при­ни­ма­ли уча­стие в во­зоб­но­вив­шем­ся в 1944– 1945 хад­же, ко­то­рый но­сил спо­ра­ди­че­ский ха­рак­тер. Так, в 1945 хадж со­вер­ши­ли 17 не­боль­ших групп, а сле­дую­щий хадж был раз­ре­шён толь­ко в 1953 (18 групп), при этом ор­га­ни­за­ция па­лом­ни­честв со­про­во­ж­да­лась идео­ло­ги­че­ской кам­па­ни­ей по ра­зо­бла­че­нию «лжи­вой про­па­ган­ды» о при­тес­не­нии му­суль­ман в СССР. Соз­да­ние са­мо­стоя­тель­ных ДУМ Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на в Таш­кен­те, За­кав­ка­зья – в Ба­ку в 1943– 1944 при­ве­ло к су­же­нию сфе­ры влия­ния ЦДУМ. В ок­тяб­ре 1948 под кон­т­ро­лем гра­ж­дан­ской вла­сти со­сто­ял­ся 4-й съезд (медж­лис) му­суль­ман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва (3-й медж­лис про­шёл в 1926), на ко­то­ром ЦДУМ бы­ло пе­ре­име­но­ва­но в Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман Ев­ро­пей­ской час­ти СССР и Си­би­ри (ДУМЕС). По ус­та­ву ДУМЕС не име­ло пра­ва от­кры­вать ре­лиг. шко­лы, но­вые об­щи­ны, мух­та­си­ба­ты; пра­ва муф­тия и мух­та­си­бов ог­ра­ни­чи­ва­лись пре­иму­ще­ст­вен­но ре­ли­ги­оз­но-куль­то­вы­ми во­про­са­ми.

Боль­шин­ст­во муф­тия­тов пе­ре­шло в 40– 50-х гг. на на­цио­наль­ные язы­ки: рус­ский – в ДУМСК, азер­бай­джан­ский – в ДУМЗ, та­тар­ский – в ДУМЕС. На этих язы­ках ве­лась пе­ре­пис­ка и до­ку­мен­та­ция муф­тия­тов. Толь­ко САДУМ мог­ло ис­поль­зо­вать в сво­ей дея­тель­но­сти араб­ский язык.

В по­сле­во­ен­ные го­ды един­ст­вен­но дос­туп­ны­ми для сов. му­суль­ман учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми ста­ли 2 сред­не­ази­ат­ских мед­ре­се: Мир-и-Араб (на 60 му­та­ал­ли­мов; из­вест­но с 1540, вос­соз­да­но в 1945) в Бу­ха­ре и Ба­рак­хан (на 30 му­та­ал­ли­мов; соз­да­но в 1945; с 1971 Таш­кент­ский ис­лам­ский ин-т им. има­ма аль-Бу­ха­ри) в Таш­кен­те, от­кры­тых по ре­ше­нию САДУМ, одоб­рен­но­го по­ста­нов­ле­ни­ем СНК СССР от 10.10.1945.

Ис­лам в СССР в 1950–80-е гг. В пе­ри­од т. н. хру­щёв­ской от­те­пе­ли по­ло­же­ние ис­ла­ма вновь ухуд­ши­лось, на­ча­лась но­вая вол­на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной и атеи­сти­че­ской про­па­ган­ды, за­кры­лись сот­ни ме­че­тей. Курс на уси­ле­ние борь­бы с ис­ла­мом был за­кре­п­лён в по­ста­нов­лении ЦК КПСС от 7.7.1954 «О круп­ных не­дос­тат­ках в на­уч­но-атеи­сти­че­ской про­па­ган­де и ме­рах её улуч­ше­ния». Его не­из­мен­ность под­твер­ди­ли по­ста­нов­ле­ние ЦК КПСС «О за­да­чах пар­тий­ной про­па­ган­ды в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях» от 9.1.1960 и ре­ше­ния 22-го съез­да КПСС (17–31.10.1961). На­пря­мую ка­са­лось му­суль­ман и по­ста­нов­ле­ние ЦК КПСС «О ме­рах по пре­кра­ще­нию па­лом­ни­че­ст­ва к т. н. свя­тым мес­там» (1958). Не­смот­ря на от­сут­ст­вие мас­со­вых ре­прес­сий, в РСФСР за 1961–65 по ре­лиг. мо­ти­вам бы­ло осу­ж­де­но 36 му­суль­ман (из них 34 из Че­че­но-Ин­гу­ше­тии). 1960-е – нач. 1980-х гг. от­ме­че­ны ста­би­ли­за­ци­ей от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва с му­суль­ман­ски­ми об­щи­на­ми стра­ны. Од­на­ко чис­ло ле­галь­ных му­суль­ман­ских ор­га­ни­за­ций по­сте­пен­но умень­ша­лось (чис­ло му­суль­ман­ских об­щин в СССР с 1966 по 1986 со­кра­ти­лось с 1820 до 751).

В 1965 СДРК был слит с Со­ве­том по де­лам РПЦ в еди­ный Со­вет по де­лам ре­ли­гий (СДР) при СМ СССР. Его цен­траль­ный ап­па­рат вклю­чал и от­дел по де­лам му­суль­ман­ской и буд­дий­ской ре­ли­гий.

По­ли­ти­ка го­су­дар­ст­ва по от­но­ше­нию к ис­ла­му рез­ко из­ме­ни­лась уже по­сле то­го, как в мар­те 1985 ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём ЦК КПСС стал М. С. Гор­ба­чёв. К 1988 в ве­де­нии ДУМЕС на­счи­ты­валось 142 офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные му­суль­ман­ские об­щи­ны. За­кон «О сво­бо­де со­вес­ти и ре­лиг. ор­га­ни­за­ци­ях» (1990) от­ме­нил за­прет на ре­лиг. про­па­ган­ду, раз­ре­шил обу­че­ние ре­ли­гии ча­ст­ным об­ра­зом, в т. ч. и в спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях; ре­лиг. ор­га­ни­за­ции по­лу­чи­ли пра­ва юри­ди­че­ско­го ли­ца.

Ис­лам в со­вре­мен­ной Рос­сии. В Да­ге­ста­не, Ин­гу­ше­тии, Чеч­не, Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии, Ады­гее и Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии, а так­же в По­вол­жье ис­лам яв­ляет­ся ис­то­ри­че­ской ре­лиг. тра­ди­ци­ей значи­тель­ной час­ти на­се­ле­ния. На 1.1.2003 в Мин-ве юс­ти­ции РФ бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 3467 му­суль­ман­ских ор­га­ни­за­ций, в т. ч. 50 ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во ис­лам­ских ре­лиг. ор­га­ни­за­ций дей­ст­ву­ет в Да­ге­ста­не и др. рес­пуб­ли­ках Се­вер­ного Кав­ка­за, в Та­тар­ста­не, Баш­кор­то­ста­не, в Орен­бург­ской, Уль­я­нов­ской, Са­мар­ской, Тю­мен­ской и Че­ля­бин­ской об­лас­тях. Об­щее ко­ли­че­ст­во му­суль­ман­ских об­щин Рос­сии (с учё­том не­за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных) дос­ти­га­ет (по разл. оцен­кам) 4,5–5 тыс.

Эт­ни­че­ски му­суль­ман­ски­ми эт­но­са­ми Рос­сии яв­ля­ют­ся все на­ро­ды, при­над­ле­жа­щие к на­хско-да­ге­стан­ской и аб­ха­зо-адыг­ской язы­ко­вым семь­ям, та­та­ры (за ис­клю­че­ни­ем кря­шен и на­гай­ба­ков), баш­ки­ры, ку­мы­ки и но­гай­цы, а так­же про­жи­ваю­щие в РФ азер­бай­джан­цы, ка­за­хи, уз­бе­ки, турк­ме­ны и кир­ги­зы. Б. ч. рос. му­суль­ман-тю­рок – сун­ни­ты ха­на­фит­ской ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вой шко­лы. Ти­туль­ные му­суль­ман­ские эт­но­сы Да­ге­ста­на, Чеч­ни и Ин­гу­ше­тии (кро­ме но­гай­цев) – ша­фии­ты. Зна­чи­тель­ная часть рос. азер­бай­джан­цев ис­по­ве­ду­ет ши­изм джа­фа­рит­ско­го (има­мит­ско­го) на­прав­ле­ния, при этом не­ред­ко ор­га­ни­за­ци­он­но вхо­дит в сун­нит­ские ме­чет­ные об­щи­ны. Око­ло тре­ти азер­бай­джан­цев – ха­на­фи­ты. В Да­ге­ста­не, Чеч­не и Ин­гу­ше­тии во­зоб­но­ви­ло свою дея­тель­ность не­сколь­ко де­сят­ков вир­дов (от­де­ле­ний) су­фий­ских та­ри­ка­тов На­кшбан­дийя, Ка­ди­рийя (пре­иму­ще­ст­вен­но гор­ные рай­оны Чеч­ни и Ин­гу­ше­тии), Ша­зи­лийя (Да­ге­стан).

На ру­бе­же 80–90-х гг. 20 в. в стра­не поя­ви­лось т. н. дви­же­ние вах­ха­би­тов, вы­сту­паю­щее за очи­ще­ние ис­ла­ма от не­доз­во­лен­ных нов­шеств (би­да‘, ед. ч. от араб. бид‘а). Са­ми се­бя вах­ха­би­ты пред­по­чи­та­ют на­зы­вать са­ла­фи­та­ми, брать­я­ми или про­сто му­суль­ма­на­ми, а свои ор­га­ни­за­ции – джа­маа­та­ми (от араб. джа­ма‘ат – об­щи­на). Идео­ло­гия, об­ряд­ность и ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы вах­ха­би­тов край­не раз­но­об­раз­ны. Гл. оча­гом дви­же­ния ос­та­ёт­ся Се­вер­ный Кав­каз (в осн. Да­ге­стан и Чеч­ня, а так­же да­ге­стан­ская и че­чен­ская ди­ас­по­ры в Став­ро­по­лье и Ниж­нем По­вол­жье). Не­тра­ди­ци­он­ные для Рос­сии на­прав­ле­ния ис­ла­ма пред­став­ле­ны от­но­си­тель­но сла­бо. К ним от­но­сят­ся не­ко­то­рые мар­ги­наль­ные син­кре­ти­че­ские су­фий­ские ор­де­на, сек­та Ах­ма­дийя (ветвь ка­диа­ни), а так­же но­вая ре­ли­гия, имею­щая ис­лам­ское про­ис­хо­ж­де­ние,– Ве­ра Ба­хаи (ба­хаи­ты).

В пост­со­вет­ское вре­мя за­но­во фор­миру­ют­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ские струк­ту­ры в цен­тре и на мес­тах. В 90-х гг. воз­ник­ла сле­дую­щая сис­те­ма управ­ле­ния ум­мой: съезд (ку­рул­тай, медж­лис) му­суль­ман – ду­хов­ное управ­ле­ние (как его ис­пол­ни­тель­ный ор­ган) во гла­ве с вы­бор­ным муф­ти­ем – мух­та­си­ба­ты во гла­ве с има­ма­ми-мух­та­си­ба­ми, объ­е­ди­няю­щие му­суль­ман­ские об­щи­ны (му­хал­ля) в гра­ни­цах рес­пуб­лик, кра­ёв и об­лас­тей. Од­на­ко цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние де­ла­ми всей ис­лам­ской кон­фес­сии в РФ и не­ко­то­рых ев­ро­пей­ских стра­нах СНГ всту­пи­ло в нач. 90-х гг. в по­ло­су кри­зи­са. Му­суль­ман­ское со­об­ще­ст­во ста­ло ис­пы­ты­вать за­ви­си­мость от ре­гио­наль­ных по­ли­ти­че­ских элит и ам­би­ций ре­лиг. ли­де­ров. В 1989 про­изо­шёл рас­кол в ДУМ Се­вер­но­го Кав­ка­за, при­вед­ший к об­ра­зо­ва­нию разл. рес­пуб­ли­кан­ских ДУМ.

С 1992 на вол­не су­ве­ре­ни­за­ции на­чал­ся про­цесс рас­па­да ДУМЕС на не­за­ви­си­мые ре­гио­наль­ные ду­хов­ные уп­рав­ле­ния. В ре­зуль­та­те воз­ник­ло ок. 60 ДУМ и муф­тия­тов, из ко­то­рых по­ло­ви­на – ав­то­ном­ные. В 1993 ДУМЕС бы­ло пе­ре­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но в Цен­траль­ное ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман (ЦДУМ) Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии, Си­би­ри, Бе­ло­рус­сии, стран Бал­тии. Его гла­вой, име­ю­щим ти­тул вер­хов­но­го муф­тия и шейх-уль-ис­ла­ма, стал Тал­гат Тад­жуд­дин (муф­тий с 1980). ЦДУМ рас­про­стра­ня­ет свою юрис­дик­цию на му­суль­ман­ские об­щи­ны всей Рос­сии, за ис­клю­че­ни­ем Се­вер­но­го Кав­ка­за. В 1999 в ве­де­нии ЦДУМ бы­ло 24 ре­гио­наль­ных ДУМ (28 в 2003), 13 мух­та­си­ба­тов, ок. 1700 при­хо­дов, ис­лам­ский ин­сти­тут, 4 мед­ре­се.

Со­вет муф­ти­ев Рос­сии (СМР) пре­иму­ще­ст­вен­но кон­суль­та­тив­ная струк­ту­ра, в ко­то­рую вхо­дят рав­но­прав­ные ДУМ или объ­е­ди­не­ния ДУМ, гла­вы ко­то­рых яв­ля­ют­ся со­пред­се­да­те­ля­ми СМР. Пред­се­да­те­лем СМР с 1996 из­бран шейх Ра­виль Гай­нут­дин, пред­се­да­тель Ду­хов­но­го управ­ле­ния му­суль­ман Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии.

Серь­ёз­ным ис­пы­та­ни­ем для му­суль­ман Рос­сии ста­ла не толь­ко ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная ра­зоб­щён­ность, но и ре­лиг. экс­тре­мизм, прив­не­сён­ный из­вне вме­сте с чу­ж­ды­ми для ис­ла­ма Рос­сии фор­ма­ми ре­ли­ги­оз­но­сти. Осо­бен­но тра­гич­но скла­ды­ва­лась си­туа­ция на Се­вер­ном Кав­казе. В мае 1997 в се­ле­нии Ча­бан­ма­хи (Рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан, Ка­дар­ский ан­клав) про­изош­ло воо­ру­жён­ное столк­но­ве­ние ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми «чис­то­го ис­ла­ма» – вах­ха­би­та­ми и при­вер­жен­ца­ми су­фий­ских ор­де­нов – та­ри­ка­ти­ста­ми. В ав­гу­сте 1998, по­сле воо­ру­жён­но­го про­ти­во­стоя­ния вах­ха­би­тов и сто­рон­ни­ков тра­ди­ци­он­но­го ис­ла­ма, в Рес­пуб­ли­ке Ин­гу­ше­тия со­вме­ст­ным ре­ше­ни­ем ру­ко­во­дства рес­пуб­ли­ки, има­мов ме­че­тей и ре­лиг. ав­то­ри­те­тов был за­пре­щён вах­ха­бизм. За­яв­ле­ние вах­ха­би­тов сёл Ка­ра­ма­хи, Ча­бан­ма­хи и Ка­дар о соз­да­нии на тер­ри­то­рии Ка­дар­ско­го анк­ла­ва «от­дель­ной ис­лам­ской тер­ри­то­рии», жи­ву­щей по за­ко­нам ша­риа­та и не под­чи­няю­щей­ся рос. вла­стям, кон­со­ли­ди­ро­ва­ло му­суль­ман Се­вер­но­го Кав­ка­за в их про­ти­во­стоя­нии экс­тре­миз­му. 17.8.1998 в На­зра­ни соз­дан Ко­ор­ди­на­ци­он­ный центр му­суль­ман Се­вер­но­го Кав­ка­за, объ­е­ди­нив­ший бо­лее 2000 об­щин.

Под­держ­ка вах­ха­би­та­ми Ка­дар­ско­го анк­ла­ва вторг­ших­ся 6.8.1999 в Да­ге­стан банд­фор­ми­ро­ва­ний че­чен­ских се­па­ра­ти­стов вы­зва­ла воо­ру­жён­ное со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны да­ге­стан­ских му­суль­ман, при­дер­жи­ваю­щих­ся тра­ди­ци­он­но­го ис­ла­ма. 16.9.1999 на сес­сии На­род­но­го со­б­ра­ния Да­ге­ста­на был при­нят рес­пуб­ли­кан­ский за­кон «О за­пре­те "вах­ха­бит­ской" и иной экс­тре­ми­ст­ской дея­тель­но­сти на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан». 25.7.2000 гла­ва вре­мен­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции Чеч­ни офи­ци­аль­но за­пре­тил дея­тель­ность в рес­пуб­ли­ке вах­ха­бит­ских групп.

Ис­лам: Кли­мо­вич Л. И. Ис­лам в цар­ской Рос­сии. М., 1936; Смир­нов Н. А. Мю­ри­дизм на Кав­ка­зе. М., 1963; Bennigsen A., Le­mer­cier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. L., 1967; Лан­да Р. Г. Ис­лам в ис­то­рии Рос­сии. М., 1995; Muslim culture in Rus­sia and Central Asia. B., 1996–2000. Vol. 1–3; Ма­ла­шен­ко А. В. Ис­лам­ское воз­ро­ж­де­ние в со­вре­мен­ной Рос­сии. М., 1998; Ис­лам на тер­ри­то­рии быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М., 1998–2001. Вып. 1–3; Юну­со­ва А. Б. Ис­лам в Баш­кор­тоста­не. Уфа, 1999; Frank A. J. Muslim re­li­gi­o­us institutions in Imperial Russia: The islamic world of Novouzdensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780–1910. Leiden e. a., 2001; Ис­лам на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве: взгляд из­нут­ри/Под ред. А. Ма­ла­шен­ко, М. Б. Ол­котт. М., 2001; Ис­лам в Рос­сий­ской им­пе­рии: (За­ко­но­да­тель­ные ак­ты, опи­са­ния, ста­ти­сти­ка)/Сост. Д. Ю. Ара­пов. М., 2001.

Вернуться к началу