Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОТЕСТАНТИЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 230-233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Р. Леоненкова, Е. С. Элбакян

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Лю­те­ран­ст­во поя­ви­лось в Рос­сии в 16 в. Ма­ни­фе­стом 16.4.1702 Пётр I да­ро­вал лю­те­ра­нам сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, и в С.-Пе­тер­бур­ге поя­ви­лось не­сколь­ко лю­те­ран­ских об­щин (не­мец­кие, фин­ская, швед­ская), к ко­то­рым в 19 в. при­ба­ви­лись эс­тон­ские и ла­тыш­ские об­щи­ны. В строи­тель­ст­ве С.-Пе­тер­бур­га в 1703 при­ни­ма­ло уча­стие мно­го ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов. В ре­зуль­та­те фин­ско­му на­ро­ду бы­ло да­но пра­во со­хра­нить своё ве­ро­ис­по­ве­да­ние. Так воз­ник­ла в Рос­сии Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Ин­грии (цер­ковь Ин­грии).

При Ека­те­ри­не II и Алек­сан­д­ре I в Рос­сию при­бы­ло мно­же­ст­во про­тес­тан­тов-пе­ре­се­лен­цев из Гер­ма­нии (им бы­ли обе­ща­ны зем­ля и сво­бо­да ве­ро­испо­ве­да­ния), ос­но­вав­ших ко­ло­нии на Вол­ге, Се­вер­ном Кав­ка­зе, в Кры­му, на Ук­раи­не и в Бес­са­ра­бии. В 1819 цар­ским ука­зом бы­ла соз­дана еван­ге­ли­ческая кон­си­сто­рия в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1832 по ука­зу Ни­ко­лая I был под­готов­лен и из­дан ус­тав Лю­те­ран­ской церк­ви в Рос­сии. Ге­не­раль­ная кон­си­сто­рия (С.-Пе­тер­бург) во гла­ве с епи­ско­пом че­рез МВД бы­ла под­чи­не­на лич­но им­пе­ра­то­ру. Ге­не­раль­ной кон­си­сто­рии бы­ли под­от­чёт­ны 8 кон­си­сто­ри­аль­ных ок­ру­гов, ка­ж­дый из ко­то­рых со­сто­ял из пробств (бла­го­чи­ний). Пас­то­ры по­лу­ча­ли обя­за­тель­ное бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, обыч­но на тео­ло­ги­ческом ф-те Дерпт­ско­го ун-та. В 1909 во внут­рен­ней Рос­сии (без Фин­лян­дии, При­бал­ти­ки и Поль­ши) про­жи­ва­ло 1094344 лю­те­ра­ни­на. В 1914 к Пе­тер­бург­ско­му кон­си­сто­ри­аль­но­му ок­ру­гу при­над­ле­жа­ло 117 при­хо­дов, к Мо­сков­ско­му – 77.

В на­стоя­щее вре­мя в Рос­сии су­ще­ст­ву­ют: Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (ЕЛЦ), Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Ин­грии (ЕЛЦИ, др. на­зва­ние – Ин­гер­ман­ланд­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь) и др. ма­ло­чис­лен­ные лю­те­ран­ские церк­ви.

Лютеранская церковь в Самаре. 1860–70. Архитектор Н. Н. Еремеев.

Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь по­де­ле­на на 7 епар­хий: Ев­ро­пей­ская часть Рос­сии, Си­бирь, Ук­раи­на, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Уз­бе­ки­стан, Гру­зия. Кро­ме то­го, к ней от­но­сят­ся от­дель­ные об­щи­ны в др. го­су­дар­ст­вах СНГ. ЕЛЦ стро­ит­ся по прин­ци­пу: цер­ковь, епар­хии, проб­ст­ва (бла­го­чи­ния), об­щи­ны (при­хо­ды). Выс­ший ор­ган – ге­не­раль­ный си­нод, ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит кон­си­сто­рии.

В ге­не­раль­ных си­но­дах, про­ве­де­ние ко­то­рых в Рос­сии вновь ста­ло воз­мож­но лишь в 1994, при­ни­ма­ют уча­стие пред­ста­ви­те­ли всех епар­хий, из­би­рае­мые на епар­хи­аль­ных си­но­дах. Выс­шим ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном по ду­хов­ным во­про­сам на пе­рио­ды ме­ж­ду за­се­да­ния­ми ге­не­раль­но­го си­но­да яв­ля­ет­ся со­вет епи­ско­пов. Выс­шим ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном по адм. во­про­сам на пе­ри­од ме­ж­ду за­се­да­ния­ми ге­не­раль­но­го си­но­да яв­ля­ет­ся по­пе­чи­тель­ский со­вет. ЕЛЦ яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­ной лю­те­ран­ской фе­де­ра­ции и КЕЦ. С 1997 в ЕЛЦ су­ще­ст­ву­ет фор­ма оч­но­го тео­ло­ги­че­ско­го обу­че­ния в Но­во­са­ра­тов­ке, близ С.-Пе­тер­бур­га. На ру­бе­же 20–21 вв. в ЕЛЦ пе­ре­шло боль­шин­ст­во при­хо­жан Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви.

Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Ин­грии (Ин­гер­ман­ланд­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь) близ­ка скан­ди­нав­ской тра­ди­ции лю­те­ран­ст­ва, бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на фин­ском и рус­ском язы­ках. До 1917 в С.-Пе­тер­бур­ге и его ок­ре­ст­но­стях, ох­ва­ты­ваю­щих тер­ри­то­рию от эс­тон­ской до фин­ской гра­ниц, бы­ло 32 ин­гер­ман­ланд­ские об­щи­ны.

В 1990 Эс­тон­ское цер­ков­ное со­б­ра­ние ут­вер­ди­ло ин­гер­ман­ланд­ское проб­ст­во, в ко­то­рое во­шли 16 при­хо­дов. В 1992 проб­ст­во бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в ЕЛЦИ, а в мар­те 1993 был со­зван пер­вый си­нод ЕЛЦИ, ко­то­рый из­брал епи­ско­па церк­ви и ут­вер­дил ус­тав.

При­хо­ды ЕЛЦИ по­де­ле­ны на 5 групп-пробств: за­пад­но­ин­гер­ман­ланд­ское, с.-петер­бург­ское, ка­рель­ское, рус­скоя­зыч­ное, ураль­ское. ЕЛЦИ вхо­дит во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию, из­да­ёт ж. «Цер­ковь Ин­грии» (вы­хо­дит на фин­ском и рус­ском язы­ках). В 1997 из со­ста­ва ЕЛЦИ вы­де­ли­лась и за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­лась в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­ной Ка­рель­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь, пе­ре­шед­шая на ка­рель­ский бо­го­слу­жеб­ный язык (центр – в Сор­та­вале).

Каль­ви­низм. Еван­ге­ли­че­ско-ре­фор­мат­ская цер­ковь. До 1917 об­щи­ны ре­фор­ма­тов в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ли в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, в сев. и юго-зап. ре­гио­нах. В 1991 вос­соз­да­на ре­фор­мат­ская цер­ковь – Со­юз еван­ге­ли­че­ско-ре­фор­мат­ских церк­вей Рос­сии. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны – си­нод и кон­си­сто­рия.

В по­след­ние го­ды по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в Рос­сии и пре­сви­те­ри­ан­ст­во. В 1995 в Мо­ск­ве бы­ло уч­ре­ж­де­но Об­ще­ст­во рос. пре­сви­те­ри­ан­ских церк­вей.

Анг­ли­кан­ст­во. В 1853 в Мо­ск­ве в по­соль­ст­ве Ве­ли­ко­бри­та­нии на­чал слу­жить пер­вый анг­ли­кан­ский свя­щен­ник. В 1827 в Мо­ск­ве бы­ла по­строе­на анг­ли­кан­ская ча­сов­ня, а в 1884 на её мес­те – храм Св. Ан­д­рея (храм воз­вра­щён об­щи­не в 1991). Анг­ли­кан­ская цер­ковь в Рос­сии вхо­дит в анг­ли­кан­скую епар­хию «Гиб­рал­тар в Ев­ро­пе». В совр. Рос­сии анг­ли­ка­на­ми яв­ля­ют­ся в осн. ино­стран­ные гра­ж­да­не.

Дом Голландской церквив С.-Петербурге. 1831–33. Архитектор П. Жако.

Бап­тизм, еван­гель­ское хри­сти­ан­ст­во. Бап­ти­ст­ские про­по­вед­ни­ки поя­ви­лись в Рос­сий­ской им­пе­рии во 2-й пол. 19 в. Офи­ци­аль­ной да­той воз­ник­но­ве­ния бап­тиз­ма в Рос­сии счи­та­ет­ся 20.8.1867, ко­гда не­мец­кий бап­ти­ст­ский про­по­вед­ник М. Коль­вейт кре­стил в р. Ку­ра куп­ца Н. И. Во­ро­ни­на. В 1874 в С.-Пе­тер­бур­ге в ре­зуль­та­те мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти лор­да Г. В. Ред­сто­ка, свя­зан­но­го с де­но­ми­на­ци­ей пли­мут­ских брать­ев, и его уче­ни­ков – В. А. Паш­ко­ва, М. Кор­фа и др. – поя­ви­лись близ­кие к бап­ти­стам еван­гель­ские хри­стиа­не. В 1884 был соз­дан Со­юз рус. бап­ти­стов. В 1909 воз­ник Со­юз еван­гель­ских хри­сти­ан. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки к объ­е­ди­не­нию бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан, но это­му ме­ша­ли раз­но­гла­сия как дог­ма­ти­че­ско­го, так и об­ряд­но­го ха­рак­те­ра. В от­ли­чие от рос. бап­ти­стов, ко­то­рые от­но­си­лись к ре­гу­ляр­ным бап­ти­стам, еван­гель­ские хри­стиа­не при­дер­жи­ва­лись ар­ми­ни­ан­ских взгля­дов на сво­бо­ду во­ли и пре­до­пре­де­ле­ние, до­пус­ка­ли к хле­бо­пре­лом­ле­нию всех хри­сти­ан (бап­ти­сты – толь­ко кре­щён­ных по ве­ре), а к со­вер­ше­нию об­ря­дов кре­ще­ния и бра­ко­со­че­та­ния лю­бо­го чле­на об­щи­ны (бап­ти­сты – толь­ко пре­сви­те­ра).

К 1912 в Рос­сий­ской им­пе­рии на­счи­ты­ва­лось ок. 115 тыс. бап­ти­стов и ок. 31 тыс. еван­гель­ских хри­сти­ан, к 1927 – ок. 500 тыс. (об­щая чис­лен­ность бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан). Был соз­дан Фе­де­ра­тив­ный со­юз бап­ти­стов, ко­то­рый в 1929 рас­пу­щен, а его ру­ко­во­ди­те­ли, как и мно­гие ря­до­вые ве­рую­щие, аре­сто­ва­ны. В мар­те 1935 рас­пал­ся Со­юз бап­ти­стов СССР.

В 1943–44 вновь бы­ла раз­ре­ше­на дея­тель­ность бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан, ко­то­рые, в си­лу бли­зо­сти их ве­ро­уче­ний, объ­е­ди­нились в Со­юз еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов (с 1.1.1946 Со­юз еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов) во гла­ве с Все­со­юз­ным со­ветом еван­гель­ских хри­стиан-бап­ти­стов (ВСЕХБ). С 1945 на­чал вы­хо­дить ж. «Брат­ский вест­ник». В 1945–47 к ВСЕХБ при­со­еди­ни­лись не­ко­то­рые на­прав­ле­ния пя­ти­де­сят­ни­ков, а в 1963 – часть брат­ских мен­но­ни­тов. В 1961 из Сою­за вы­де­ли­лась груп­па ве­рую­щих (ини­циа­тив­ни­ки), не­до­воль­ная со­гла­ша­тель­ской по­зи­ци­ей ВСЕХБ в от­но­ше­нии вла­стей, пре­сле­дую­щих ве­рую­щих. Впо­след­ст­вии ини­циа­тив­ни­ки соз­да­ли Со­вет церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (СЦ ЕХБ), ко­то­рый до 1988 на­хо­дил­ся на не­ле­галь­ном по­ло­же­нии. Ряд его чле­нов и по­ны­не не счи­та­ют не­об­хо­ди­мой гос. ре­ги­ст­ра­цию.

В 1991 по­сле рас­па­да СССР ВСЕХБ пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние. Бы­ла соз­да­на Ев­ро-Ази­ат­ская фе­де­ра­ция сою­зов церк­вей ЕХБ СНГ, объ­е­ди­нив­шая 11 сою­зов, дей­ст­вую­щих в го­су­дар­ст­вах, об­ра­зо­вав­ших­ся по­сле рас­па­да СССР (кро­ме При­бал­ти­ки). В Рос­сии воз­ник Со­юз еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (СЕХБ) РФ.

В ос­но­ве ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры СЕХБ РФ на­хо­дит­ся об­щи­на (по­ме­ст­ная цер­ковь), ко­то­рой ру­ко­во­дит из­би­рае­мый об­щи­ной пре­сви­тер. Ра­бо­ту пре­сви­те­ров по­ме­ст­ных церк­вей ко­ор­ди­ниру­ют пре­сви­те­ры ре­гио­наль­ных объ­еди­не­ний. СЕХБ РФ при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­па ав­то­но­мии по­ме­ст­ных церк­вей и ко­ор­ди­на­ции це­лей со­вме­ст­но­го слу­же­ния. Объ­е­ди­ня­ет бо­лее 1300 по­мест­ных церк­вей (зна­чи­тель­ная часть ко­то­рых дей­ст­ву­ет без ре­ги­ст­ра­ции) и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным про­тес­тант­ским об­ра­зо­ва­ни­ем в Рос­сии. Выс­ший ор­ган СЕХБ РФ – Съезд пред­ста­ви­те­лей церк­вей и объ­е­ди­не­ний церк­вей. Ме­ж­ду съез­да­ми ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном Сою­за яв­ля­ет­ся Со­вет стар­ших пре­сви­те­ров ре­гио­наль­ных объ­е­ди­не­ний. СЕХБ РФ вхо­дит на пра­вах ав­то­но­мии в Ев­ро-Ази­ат­скую фе­де­ра­цию сою­зов церк­вей ЕХБ СНГ, Ев­ро­пей­скую бап­ти­ст­скую фе­де­ра­цию (ЕБФ) и Все­мир­ный со­юз бап­ти­стов (ВСБ). СЕХБ РФ име­ет ок. 20 учеб­ных за­ве­де­ний.

Со­юз церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан был уч­ре­ж­дён в 1992 по­сле вы­хо­да 26 об­щин еван­гель­ских хри­сти­ан из ВСЕХБ. Име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния: Ду­хов­ная ака­де­мия (Мо­ск­ва) с фи­лиа­ла­ми в С.-Пе­тер­бур­ге, Вла­ди­во­сто­ке, Ека­те­рин­бур­ге, Якут­ске и др. го­родах.

Рос­сий­ский центр еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан. На­счи­ты­ва­ет 17 об­щин (по­ме­ст­ных церк­вей) (8 – еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов и 9 – еван­гель­ских хри­сти­ан). Ру­ко­во­дство осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет, из­би­рае­мый на один год, и ди­рек­тор, из­би­рае­мый на три го­да. Один раз в че­ты­ре го­да про­во­дят­ся пас­тыр­ские кон­фе­рен­ции. На ба­зе Цен­тра об­ра­зо­ва­на Рос­сий­ская ас­со­циа­ция не­за­ви­си­мых еван­гель­ских церк­вей.

Со­вет церк­вей еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (ини­циа­тив­ни­ки) в 1961–88 дей­ст­во­вал не­ле­галь­но; в на­стоя­щее вре­мя име­ет на тер­ри­то­рии Рос­сии бо­лее 200 об­щин, боль­шин­ст­во ко­то­рых от­ка­зы­ва­ет­ся от ре­ги­ст­ра­ции.

Ме­то­дизм. В 1889 в ре­зуль­та­те про­по­ве­ди швед­ско­го пас­то­ра в С.-Пе­тер­бур­ге воз­ник­ла ме­то­ди­ст­ская об­щи­на, ко­то­рая, од­на­ко, не мог­ла дей­ст­во­вать ле­галь­но до по­яв­ле­ния в 1905 ука­за «Об ук­ре­п­ле­нии на­чал ве­ро­тер­пи­мо­сти». Толь­ко в 1909 бы­ла офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на Ме­то­ди­ст­ская цер­ковь Рос­сии. Про­су­ще­ст­во­вав в Рос­сии вплоть до 1924, ме­то­дизм по­лу­чил «вто­рое ро­ж­де­ние» в 1990. Боль­шин­ст­во су­ще­ст­вую­щих ны­не в РФ ме­то­ди­ст­ских ре­ли­ги­оз­ных объ­е­ди­не­ний вхо­дит в Рос­сий­скую объ­е­ди­нён­ную ме­то­ди­ст­скую цер­ковь (РОМЦ), ко­то­рая, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся чле­ном Се­ве­ро-Ев­ро­пей­ской кон­фе­рен­ции (на­ря­ду с церк­ва­ми Бал­тии и Скан­ди­на­вии). РОМЦ яв­ля­ет­ся епи­ско­паль­ной цер­ко­вью. Сре­ди пас­то­ров есть жен­щи­ны. Име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния: биб­лей­ский кол­ледж в Мо­ск­ве, Рос­сий­ская объ­е­ди­нён­ная ме­то­ди­ст­ская се­ми­на­рия в Мо­ск­ве (1995), ме­то­ди­ст­ская тео­ло­ги­че­ская се­ми­на­рия (Ека­те­рин­бург).

Ад­вен­тизм. Поя­вил­ся в Рос­сии в нач. 80-х гг. 19 в. и по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Кры­му, По­вол­жье, на Се­вер­ном Кав­ка­зе и Юж­ной Ук­раи­не.

Ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня (АСД). Пер­вая рус. об­щи­на воз­ник­ла в 1890 в Став­ро­по­ле. К 1917 ад­вен­ти­стов в Рос­сии бы­ло ок. 7 тыс. чел. По­сле го­не­ний в 30-х гг. 20 в., ко­гда ад­вен­ти­ст­ских об­щин фак­ти­че­ски не ос­та­лось, в 1945–46 бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но не­сколь­ко де­сят­ков об­щин, об­ра­зо­вав­ших Все­со­юз­ный со­вет хри­сти­ан-ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня (за­крыт в 1960). В 1981 про­изош­ло объ­е­ди­не­ние об­щин на тер­ри­то­рии Рос­сии. В 1985–90 ру­ко­во­ди­те­ли церк­вей в рес­пуб­ли­ках СССР тай­но объ­е­ди­ни­лись в Ко­ор­ди­на­ци­он­ный меж­рес­пуб­ли­кан­ский со­вет. В 1990 на Все­мир­ном съез­де Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ции АСД в Ин­диа­на­по­ли­се (США) цер­ковь АСД СССР по­лу­чи­ла ста­тус ми­рово­го от­де­ле­ния (ди­ви­зио­на) Все­мир­ной церк­ви АСД.

В 1990 про­шёл съезд церк­вей хри­сти­ан-ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня (ХАСД) в Рос­сии, на ко­то­ром был при­нят ус­тав Рос­сий­ско­го унио­на (сою­за), вхо­дя­ще­го в Ев­ро-Ази­ат­ский ди­ви­зи­он. Се­го­дня в Рос­сии дей­ст­ву­ют два сою­за ХАСД: За­пад­но­рос­сий­ский со­юз ХАСД (в не­го вхо­дят по­ме­ст­ные церк­ви, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии от Ка­ли­нин­гра­да до Ура­ла) и Вос­точ­но­рос­сий­ский со­юз ХАСД (по­ме­ст­ные церк­ви, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии от Ура­ла до Са­ха­ли­на). Дей­ст­ву­ет За­ок­ская ду­хов­ная ака­де­мия (пос. За­ок­ский Туль­ской обл.). В РФ име­ет­ся Ад­вен­ти­ст­ское агент­ст­во по­мо­щи и раз­ви­тия – не­пра­ви­тель­ст­вен­ная все­мир­ная ор­га­ни­за­ция, ока­зы­ваю­щая по­мощь в рай­онах сти­хий­ных бед­ст­вий и ка­та­ст­роф.

По­ми­мо АСД в не­ко­то­рых ре­гио­нах РФ су­ще­ст­ву­ют не­мно­го­чис­лен­ные об­щи­ны ад­вен­ти­стов-ре­фор­ми­стов. Это от­ветв­ле­ние воз­ник­ло в 20-е гг. 20 в. из чис­ла ад­вен­ти­стов, счи­тав­ших не­до­пус­ти­мым уча­стие в со­вет­ских об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ци­ях (напр., в проф­сою­зах), не­се­ние служ­бы в Сов. Ар­мии, гос. ре­ги­ст­ра­цию, ра­бо­ту и обу­че­ние в шко­ле по суб­бо­там. В 1929 был соз­дан нац. центр Рос­сий­ское по­ле ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня ре­фор­мационного дви­же­ния (позд­нее – Все­со­юз­ная цер­ковь вер­ных и сво­бод­ных ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня).

Мен­но­нит­ст­во про­ни­ка­ет в Рос­сию в кон. 18 в. В сер. 19 в. сре­ди мен­но­ни­тов Рос­сии про­изо­шёл рас­кол на брат­ских и цер­ков­ных мен­но­ни­тов. В 1963 часть брат­ских мен­но­ни­тов во­шла в со­став ВСЕХБ. В 90-е гг. 20 в. б. ч. брат­ских и цер­ков­ных мен­но­ни­тов эмиг­ри­ро­ва­ла в Гер­ма­нию. Ос­тав­шие­ся в Рос­сии мен­но­ни­ты примк­ну­ли к бап­ти­стам. Не­смот­ря на это, в Мо­ск­ве функ­цио­ни­ру­ет пред­ста­ви­тель­ст­во мен­но­нит­ско­го цен­траль­но­го ко­ми­те­та.

Пя­ти­де­сят­ни­че­ст­во. Ме­ст­ные об­щи­ны и нац. объ­е­ди­не­ния пя­ти­де­сят­ни­ков вхо­дят в со­став все­мир­ной ор­га­ни­за­ции – «Ас­самб­леи Бо­га» со штаб-квар­ти­рой в США. В Рос­сии пя­ти­де­сят­ни­че­ст­во поя­ви­лось на­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны. Пер­вая об­щи­на Еван­гель­ских хри­сти­ан в ду­хе апо­сто­лов (т. н. смо­ро­дин­цы) бы­ла ос­но­ва­на в С.-Пе­тер­бур­ге в 1913. Ос­но­ва­те­ля­ми бы­ли А. И. Ива­нов и Н. П. Смо­ро­дин. Еди­но­го цен­тра нет. За­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные и не­за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные об­щи­ны дей­ст­ву­ют как са­мо­стоя­тель­но, так и в со­ста­ве Сою­за церк­вей хри­сти­ан ве­ры еван­гель­ской в ду­хе апо­сто­лов.

Хри­стиа­не еван­гель­ской ве­ры (во­ро­на­ев­цы). В 1921 в Одес­су при­был И. Е. Во­ро­на­ев, ко­то­рый ос­но­вал пер­вые об­щи­ны хри­сти­ан еван­гель­ской ве­ры (ХЕВ). Вско­ре об­щи­ны во­ро­на­ев­цев по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние на Ук­раи­не, в Сред­ней Азии, на Ура­ле, в Си­би­ри.

Пя­ти­де­сят­ни­ки-сио­ни­сты (ле­он­ть­ев­цы). Поя­ви­лись в 1922 в сре­де кре­сть­ян Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны. Ос­но­ва­тель­ни­цей бы­ла П. В. Ко­чен­ко­ва, ак­тив­ным про­по­вед­ни­ком – Ле­он­тий Мель­ник. Ле­он­ть­ев­цы про­по­ве­до­ва­ли не­об­хо­ди­мость пе­ре­се­ле­ния в «из­бран­ную Бо­гом зем­лю» (Па­ле­сти­ну), где на г. Си­он сле­ду­ет ожи­дать вто­ро­го при­ше­ст­вия Ии­су­са Хри­ста.

Хри­стиа­не ве­ры еван­гель­ской, еван­гель­ские хри­стиа­не – свя­тые сио­ни­сты (му­раш­ков­цы), суб­бот­ст­вую­щие пя­ти­де­сят­ни­ки. С при­сое­ди­не­ни­ем в 1939 зап. ре­гио­нов Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии, а в 1940 – Бес­са­ра­бии и При­бал­ти­ки в СССР на­ча­ли рас­про­стра­нять­ся уче­ния хри­сти­ан ве­ры еван­гель­ской, еван­гель­ских хри­сти­ан – свя­тых сио­ни­стов (му­раш­ков­цев, ос­но­ва­тель на­прав­ле­ния – И. П. Му­раш­ко), суб­бот­ст­вую­щих пя­ти­де­сят­ни­ков. На раз­ви­тие пя­ти­де­сят­ни­че­ско­го дви­же­ния в СССР влия­ла об­ра­зо­ван­ная в 1929 (под эги­дой «Ас­самб­леи Бо­га») вос­точ­но­ев­ро­пей­ская мис­сия с цен­тром в Дан­ци­ге (ны­не Гданьск), ко­то­рая про­ве­ла Объ­е­ди­ни­тель­ный съезд пред­ста­ви­те­лей ук­ра­ин­ских, рус­ских, поль­ских, не­мец­ких церк­вей пя­ти­де­сят­ни­ков и об­ра­зо­ва­ла Со­юз хри­сти­ан ве­ры еван­гельской (ХВЕ). С 1945 часть об­щин ХВЕ при­сое­ди­ни­лась к СЕХБ, а в 1947 это сде­ла­ла (под на­жи­мом гра­ж­дан­ской вла­сти) часть му­раш­ков­цев. В 90-е гг. 20 в. ХВЕ вы­шли из СЕХБ и соз­да­ли своё объ­е­ди­не­ние. В мар­те 1990 в Мо­ск­ве со­сто­ял­ся 1-й съезд церк­вей ХВЕ (пя­ти­де­сят­ни­ков) РСФСР, ко­то­рый уч­ре­дил Со­юз ХВЕ РФ. Со­юз ХВЕ име­ет тео­ло­ги­че­ские ин­сти­ту­ты в Мо­ск­ве и Ир­кут­ске, се­ми­на­рию в Но­во­си­бир­ске. В Со­юз ХВЕ РФ не вхо­дит Ас­со­циа­ция хри­сти­ан­ских мис­сий, яв­ляю­щая­ся меж­ре­гио­наль­ным ко­ор­ди­ни­рую­щим цен­т­ром церк­вей пя­ти­де­сят­ни­ков.

В 1991 был соз­дан Объ­е­ди­нён­ный со­юз ХВЕ-пя­ти­де­сят­ни­ков (в ко­то­рый во­шли Со­юз ХВЕ РФ и др. стран СНГ и Бал­тии), по­лу­чив­ший на­зва­ние Объ­еди­нён­ный ев­ра­зий­ский со­юз ХВЕ.

Объ­е­ди­нён­ная цер­ковь хри­с­ти­ан ве­ры еван­гель­ской. Не вхо­дит ни в Со­юз ХВЕ РФ, ни в ка­кие-то иные, вклю­чая ме­ж­ду­на­род­ные, ор­га­ни­за­ции. Ра­бо­той всей церк­ви ру­ко­во­дит Со­вет епи­ско­пов во гла­ве с на­чаль­ст­вую­щим епи­ско­пом.

Цер­ковь еван­гель­ских хри­с­ти­ан-трез­вен­ни­ков су­ще­ст­во­ва­ла в Мо­ск­ве с нач. 20 в. и ак­тив­но за­ни­малась бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью. В 20– 30-е гг. бы­ла за­кры­та и во­зоб­но­ви­ла свою дея­тель­ность в 90-х гг. 20 в.

Цер­ковь Пол­но­го Еван­ге­лия. Од­но из на­прав­ле­ний пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва, ру­ко­во­дя­щий ор­ган – со­вет церк­ви или со­вет ста­рей­шин.

Но­во­апо­столь­ская цер­ковь на­ча­ла мис­сио­нер­скую ра­бо­ту в СССР с 1990. В 1991 в Мо­ск­ве был офи­ци­аль­но за­реги­ст­ри­ро­ван управ­лен­че­ский центр Но­во­апо­столь­ской церк­ви в СССР, пре­обра­зо­ван­ный в 1993 в управ­лен­че­ский центр Но­во­апо­столь­ской церк­ви Рос­сии.

Все но­во­апо­столь­ские об­щи­ны ми­ра об­ра­зу­ют Но­во­апо­столь­скую цер­ковь, во гла­ве ко­то­рой сто­ит пер­во­апо­стол (ру­ко­во­дство со­сто­ит из 12 апо­сто­лов). Но­во­апо­столь­ские при­хо­ды (об­щи­ны) от­дель­ной стра­ны или ре­гио­на объ­е­ди­ня­ют­ся в апо­столь­ский ок­руг; в Рос­сии на­хо­дит­ся ре­гио­наль­ный управ­лен­че­ский центр.

Сви­де­те­ли Ие­го­вы поя­ви­лись в Рос­сии в кон. 19 в. По­сле ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий 1917 в Рос­сии на­ла­жи­ва­ет­ся рас­про­стра­не­ние жур­на­ла ие­го­ви­стов «Сто­ро­же­вая баш­ня», воз­ни­ка­ют со­б­ра­ния ис­сле­до­ва­те­лей Биб­лии. За­тем сви­де­те­ли Ие­го­вы бы­ли за­пре­ще­ны, под­вер­га­лись аре­стам и ссыл­кам. Во­зоб­нов­ле­ние их дея­тель­но­сти при­хо­дит­ся на кон. 80-х – нач. 90-х гг. 20 в., офи­ци­аль­но при­зна­ны в Рос­сии в 1991, ко­гда был за­ре­ги­ст­ри­ро­ван «управ­лен­че­ский центр ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции Сви­де­те­ли Ие­го­вы в СССР». Ес­ли на 1.1.1995 в РФ бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 105 ор­га­ни­за­ций, то в 2003 – 407. Ми­ро­вым ду­хов­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным цен­тром сви­де­те­лей Ие­го­вы яв­ля­ет­ся ру­ково­дя­щая кор­по­ра­ция, при­зна­вае­мая ве­рую­щи­ми «ви­ди­мым по­сред­ни­ком Гос­по­да на зем­ле» (со­сто­ит из 15 чел., на­хо­дит­ся в Нью-Йор­ке).

Сви­де­те­ли Ие­го­вы в РФ объ­е­ди­не­ны в фи­ли­ал, вклю­чаю­щий в се­бя об­лас­ти, ко­то­рые де­лят­ся на рай­оны, рай­оны – на со­б­ра­ния.

Ква­ке­ры (Мо­с­ков­ское ре­ли­ги­оз­ное об­ще­ст­во дру­зей) поя­ви­лись в Рос­сии в 70-х гг. 20 в. В на­стоя­щее вре­мя край­не ма­ло­чис­лен­ны (по­ми­мо Мо­с­ков­ско­го ре­ли­ги­оз­но­го об­ще­ст­ва дру­зей име­ют­ся ква­кер­ские груп­пы в С.-Пе­тер­бур­ге, Элек­тро­ста­ли Мо­с­ков­ской обл.).

Мор­мо­ны (цер­ковь Ии­су­са Хри­ста свя­тых по­след­них дней) ещё в нач. 20 в. по­се­ща­ли Рос­сию, од­на­ко пер­вое ре­лиг. объ­е­ди­не­ние мор­мо­нов поя­ви­лось в С.-Пе­тер­бур­ге в нач. 90-х гг. 20 в. В 1991 оно бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но как цер­ковь Ии­су­са Хри­ста свя­тых по­след­них дней – об­ще­рос­сий­ская ре­лиг. ас­со­циа­ция, вхо­дя­щая в ев­ро­пей­скую зо­ну и воз­глав­ляе­мая зо­наль­ным пре­зи­ден­том. Цер­ков­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция под­раз­де­ля­ет­ся на мис­сии, ко­то­рые, в свою оче­редь, вклю­ча­ют в се­бя не­сколь­ко об­щин (чис­лен­ность по­сле­до­ва­те­лей в Рос­сии ок. 5 тыс. чел.). Из­да­ёт­ся ж. «Лиа­хо­на». Все­мир­ный центр мор­мо­нов на­хо­дит­ся в Солт-Лейк-Си­ти (штат Юта, США). Ду­хов­ный центр мор­мо­нов (Цол­ли­ко­фен), ко­то­рый яв­ля­ет­ся их «Бо­жи­им до­мом», рас­по­ло­жен в Швей­ца­рии.

Ар­мия спа­се­ния дей­ст­во­ва­ла в Рос­сии в 1913–23. В 1991 во­зоб­но­ви­ла свою дея­тель­ность, от­крыв от­де­ле­ние в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1992 – в Мо­ск­ве (где рас­по­ла­га­ет­ся штаб-квар­ти­ра Ар­мии спа­се­ния в РФ). На 1.1.2003 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 7 мис­сий, од­на­ко ор­га­ни­за­ция име­ет не­сколь­ко де­сят­ков от­де­ле­ний и бо­лее 2 тыс. чле­нов. Про­во­дит боль­шую бла­го­тво­ри­тель­ную ра­бо­ту.

Про­тес­тан­тизм: Крас­но­жен М. Ино­вер­цы на Ру­си. Юрь­ев, 1900. Т. 1: По­ло­же­ние не­пра­во­слав­ных хри­сти­ан в Рос­сии; Бут­ке­вич Т. И. Про­тес­тант­ст­во в Рос­сии: Из лек­ций по цер­ков­но­му пра­ву. Хар., 1913; Га­рад­жа В. И. Про­тес­тан­тизм. М., 1971; Ис­то­рия еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов в СССР. М., 1989; Ку­ри­ло О. В. Очер­ки по ис­то­рии лю­те­ран в Рос­сии (XVI–XX вв.). М., 1996; Мит­ро­хин Л. Н. Бап­тизм: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. СПб., 1997.

Вернуться к началу