ПРОТЕСТАНТИЗМ
Лютеранство появилось в России в 16 в. Манифестом 16.4.1702 Пётр I даровал лютеранам свободу вероисповедания, и в С.-Петербурге появилось несколько лютеранских общин (немецкие, финская, шведская), к которым в 19 в. прибавились эстонские и латышские общины. В строительстве С.-Петербурга в 1703 принимало участие много ингерманландских финнов. В результате финскому народу было дано право сохранить своё вероисповедание. Так возникла в России Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (церковь Ингрии).
При Екатерине II и Александре I в Россию прибыло множество протестантов-переселенцев из Германии (им были обещаны земля и свобода вероисповедания), основавших колонии на Волге, Северном Кавказе, в Крыму, на Украине и в Бессарабии. В 1819 царским указом была создана евангелическая консистория в С.-Петербурге. В 1832 по указу Николая I был подготовлен и издан устав Лютеранской церкви в России. Генеральная консистория (С.-Петербург) во главе с епископом через МВД была подчинена лично императору. Генеральной консистории были подотчётны 8 консисториальных округов, каждый из которых состоял из пробств (благочиний). Пасторы получали обязательное богословское образование, обычно на теологическом ф-те Дерптского ун-та. В 1909 во внутренней России (без Финляндии, Прибалтики и Польши) проживало 1094344 лютеранина. В 1914 к Петербургскому консисториальному округу принадлежало 117 приходов, к Московскому – 77.
В настоящее время в России существуют: Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ, др. название – Ингерманландская евангелическо-лютеранская церковь) и др. малочисленные лютеранские церкви.
Евангелическо-лютеранская церковь поделена на 7 епархий: Европейская часть России, Сибирь, Украина, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Грузия. Кроме того, к ней относятся отдельные общины в др. государствах СНГ. ЕЛЦ строится по принципу: церковь, епархии, пробства (благочиния), общины (приходы). Высший орган – генеральный синод, исполнительная власть принадлежит консистории.
В генеральных синодах, проведение которых в России вновь стало возможно лишь в 1994, принимают участие представители всех епархий, избираемые на епархиальных синодах. Высшим руководящим органом по духовным вопросам на периоды между заседаниями генерального синода является совет епископов. Высшим руководящим органом по адм. вопросам на период между заседаниями генерального синода является попечительский совет. ЕЛЦ является членом Всемирной лютеранской федерации и КЕЦ. С 1997 в ЕЛЦ существует форма очного теологического обучения в Новосаратовке, близ С.-Петербурга. На рубеже 20–21 вв. в ЕЛЦ перешло большинство прихожан Единой евангелическо-лютеранской церкви.
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (Ингерманландская евангелическо-лютеранская церковь) близка скандинавской традиции лютеранства, богослужение ведётся на финском и русском языках. До 1917 в С.-Петербурге и его окрестностях, охватывающих территорию от эстонской до финской границ, было 32 ингерманландские общины.
В 1990 Эстонское церковное собрание утвердило ингерманландское пробство, в которое вошли 16 приходов. В 1992 пробство было преобразовано в ЕЛЦИ, а в марте 1993 был созван первый синод ЕЛЦИ, который избрал епископа церкви и утвердил устав.
Приходы ЕЛЦИ поделены на 5 групп-пробств: западноингерманландское, с.-петербургское, карельское, русскоязычное, уральское. ЕЛЦИ входит во Всемирную лютеранскую федерацию, издаёт ж. «Церковь Ингрии» (выходит на финском и русском языках). В 1997 из состава ЕЛЦИ выделилась и зарегистрировалась в качестве самостоятельной Карельская евангелическо-лютеранская церковь, перешедшая на карельский богослужебный язык (центр – в Сортавале).
Кальвинизм. Евангелическо-реформатская церковь. До 1917 общины реформатов в России существовали в Москве, С.-Петербурге, в сев. и юго-зап. регионах. В 1991 воссоздана реформатская церковь – Союз евангелическо-реформатских церквей России. Руководящие органы – синод и консистория.
В последние годы получило распространение в России и пресвитерианство. В 1995 в Москве было учреждено Общество рос. пресвитерианских церквей.
Англиканство. В 1853 в Москве в посольстве Великобритании начал служить первый англиканский священник. В 1827 в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 на её месте – храм Св. Андрея (храм возвращён общине в 1991). Англиканская церковь в России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе». В совр. России англиканами являются в осн. иностранные граждане.
Баптизм, евангельское христианство. Баптистские проповедники появились в Российской империи во 2-й пол. 19 в. Официальной датой возникновения баптизма в России считается 20.8.1867, когда немецкий баптистский проповедник М. Кольвейт крестил в р. Кура купца Н. И. Воронина. В 1874 в С.-Петербурге в результате миссионерской деятельности лорда Г. В. Редстока, связанного с деноминацией плимутских братьев, и его учеников – В. А. Пашкова, М. Корфа и др. – появились близкие к баптистам евангельские христиане. В 1884 был создан Союз рус. баптистов. В 1909 возник Союз евангельских христиан. Неоднократно предпринимались попытки к объединению баптистов и евангельских христиан, но этому мешали разногласия как догматического, так и обрядного характера. В отличие от рос. баптистов, которые относились к регулярным баптистам, евангельские христиане придерживались арминианских взглядов на свободу воли и предопределение, допускали к хлебопреломлению всех христиан (баптисты – только крещённых по вере), а к совершению обрядов крещения и бракосочетания любого члена общины (баптисты – только пресвитера).
К 1912 в Российской империи насчитывалось ок. 115 тыс. баптистов и ок. 31 тыс. евангельских христиан, к 1927 – ок. 500 тыс. (общая численность баптистов и евангельских христиан). Был создан Федеративный союз баптистов, который в 1929 распущен, а его руководители, как и многие рядовые верующие, арестованы. В марте 1935 распался Союз баптистов СССР.
В 1943–44 вновь была разрешена деятельность баптистов и евангельских христиан, которые, в силу близости их вероучений, объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1.1.1946 Союз евангельских христиан-баптистов) во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1945 начал выходить ж. «Братский вестник». В 1945–47 к ВСЕХБ присоединились некоторые направления пятидесятников, а в 1963 – часть братских меннонитов. В 1961 из Союза выделилась группа верующих (инициативники), недовольная соглашательской позицией ВСЕХБ в отношении властей, преследующих верующих. Впоследствии инициативники создали Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), который до 1988 находился на нелегальном положении. Ряд его членов и поныне не считают необходимой гос. регистрацию.
В 1991 после распада СССР ВСЕХБ прекратил своё существование. Была создана Евро-Азиатская федерация союзов церквей ЕХБ СНГ, объединившая 11 союзов, действующих в государствах, образовавшихся после распада СССР (кроме Прибалтики). В России возник Союз евангельских христиан-баптистов (СЕХБ) РФ.
В основе организационной структуры СЕХБ РФ находится община (поместная церковь), которой руководит избираемый общиной пресвитер. Работу пресвитеров поместных церквей координируют пресвитеры региональных объединений. СЕХБ РФ придерживается принципа автономии поместных церквей и координации целей совместного служения. Объединяет более 1300 поместных церквей (значительная часть которых действует без регистрации) и является самым крупным протестантским образованием в России. Высший орган СЕХБ РФ – Съезд представителей церквей и объединений церквей. Между съездами руководящим органом Союза является Совет старших пресвитеров региональных объединений. СЕХБ РФ входит на правах автономии в Евро-Азиатскую федерацию союзов церквей ЕХБ СНГ, Европейскую баптистскую федерацию (ЕБФ) и Всемирный союз баптистов (ВСБ). СЕХБ РФ имеет ок. 20 учебных заведений.
Союз церквей евангельских христиан был учреждён в 1992 после выхода 26 общин евангельских христиан из ВСЕХБ. Имеются учебные заведения: Духовная академия (Москва) с филиалами в С.-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Якутске и др. городах.
Российский центр евангельских христиан-баптистов и евангельских христиан. Насчитывает 17 общин (поместных церквей) (8 – евангельских христиан-баптистов и 9 – евангельских христиан). Руководство осуществляет координационный совет, избираемый на один год, и директор, избираемый на три года. Один раз в четыре года проводятся пастырские конференции. На базе Центра образована Российская ассоциация независимых евангельских церквей.
Совет церквей евангельских христиан-баптистов (инициативники) в 1961–88 действовал нелегально; в настоящее время имеет на территории России более 200 общин, большинство которых отказывается от регистрации.
Методизм. В 1889 в результате проповеди шведского пастора в С.-Петербурге возникла методистская община, которая, однако, не могла действовать легально до появления в 1905 указа «Об укреплении начал веротерпимости». Только в 1909 была официально зарегистрирована Методистская церковь России. Просуществовав в России вплоть до 1924, методизм получил «второе рождение» в 1990. Большинство существующих ныне в РФ методистских религиозных объединений входит в Российскую объединённую методистскую церковь (РОМЦ), которая, в свою очередь, является членом Северо-Европейской конференции (наряду с церквами Балтии и Скандинавии). РОМЦ является епископальной церковью. Среди пасторов есть женщины. Имеются учебные заведения: библейский колледж в Москве, Российская объединённая методистская семинария в Москве (1995), методистская теологическая семинария (Екатеринбург).
Адвентизм. Появился в России в нач. 80-х гг. 19 в. и получил распространение в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и Южной Украине.
Адвентисты седьмого дня (АСД). Первая рус. община возникла в 1890 в Ставрополе. К 1917 адвентистов в России было ок. 7 тыс. чел. После гонений в 30-х гг. 20 в., когда адвентистских общин фактически не осталось, в 1945–46 было зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет христиан-адвентистов седьмого дня (закрыт в 1960). В 1981 произошло объединение общин на территории России. В 1985–90 руководители церквей в республиках СССР тайно объединились в Координационный межреспубликанский совет. В 1990 на Всемирном съезде Генеральной конференции АСД в Индианаполисе (США) церковь АСД СССР получила статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви АСД.
В 1990 прошёл съезд церквей христиан-адвентистов седьмого дня (ХАСД) в России, на котором был принят устав Российского униона (союза), входящего в Евро-Азиатский дивизион. Сегодня в России действуют два союза ХАСД: Западнороссийский союз ХАСД (в него входят поместные церкви, расположенные на территории от Калининграда до Урала) и Восточнороссийский союз ХАСД (поместные церкви, расположенные на территории от Урала до Сахалина). Действует Заокская духовная академия (пос. Заокский Тульской обл.). В РФ имеется Адвентистское агентство помощи и развития – неправительственная всемирная организация, оказывающая помощь в районах стихийных бедствий и катастроф.
Помимо АСД в некоторых регионах РФ существуют немногочисленные общины адвентистов-реформистов. Это ответвление возникло в 20-е гг. 20 в. из числа адвентистов, считавших недопустимым участие в советских общественных организациях (напр., в профсоюзах), несение службы в Сов. Армии, гос. регистрацию, работу и обучение в школе по субботам. В 1929 был создан нац. центр Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения (позднее – Всесоюзная церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня).
Меннонитство проникает в Россию в кон. 18 в. В сер. 19 в. среди меннонитов России произошёл раскол на братских и церковных меннонитов. В 1963 часть братских меннонитов вошла в состав ВСЕХБ. В 90-е гг. 20 в. б. ч. братских и церковных меннонитов эмигрировала в Германию. Оставшиеся в России меннониты примкнули к баптистам. Несмотря на это, в Москве функционирует представительство меннонитского центрального комитета.
Пятидесятничество. Местные общины и нац. объединения пятидесятников входят в состав всемирной организации – «Ассамблеи Бога» со штаб-квартирой в США. В России пятидесятничество появилось накануне 1-й мировой войны. Первая община Евангельских христиан в духе апостолов (т. н. смородинцы) была основана в С.-Петербурге в 1913. Основателями были А. И. Иванов и Н. П. Смородин. Единого центра нет. Зарегистрированные и незарегистрированные общины действуют как самостоятельно, так и в составе Союза церквей христиан веры евангельской в духе апостолов.
Христиане евангельской веры (воронаевцы). В 1921 в Одессу прибыл И. Е. Воронаев, который основал первые общины христиан евангельской веры (ХЕВ). Вскоре общины воронаевцев получают распространение на Украине, в Средней Азии, на Урале, в Сибири.
Пятидесятники-сионисты (леонтьевцы). Появились в 1922 в среде крестьян Правобережной Украины. Основательницей была П. В. Коченкова, активным проповедником – Леонтий Мельник. Леонтьевцы проповедовали необходимость переселения в «избранную Богом землю» (Палестину), где на г. Сион следует ожидать второго пришествия Иисуса Христа.
Христиане веры евангельской, евангельские христиане – святые сионисты (мурашковцы), субботствующие пятидесятники. С присоединением в 1939 зап. регионов Украины и Белоруссии, а в 1940 – Бессарабии и Прибалтики в СССР начали распространяться учения христиан веры евангельской, евангельских христиан – святых сионистов (мурашковцев, основатель направления – И. П. Мурашко), субботствующих пятидесятников. На развитие пятидесятнического движения в СССР влияла образованная в 1929 (под эгидой «Ассамблеи Бога») восточноевропейская миссия с центром в Данциге (ныне Гданьск), которая провела Объединительный съезд представителей украинских, русских, польских, немецких церквей пятидесятников и образовала Союз христиан веры евангельской (ХВЕ). С 1945 часть общин ХВЕ присоединилась к СЕХБ, а в 1947 это сделала (под нажимом гражданской власти) часть мурашковцев. В 90-е гг. 20 в. ХВЕ вышли из СЕХБ и создали своё объединение. В марте 1990 в Москве состоялся 1-й съезд церквей ХВЕ (пятидесятников) РСФСР, который учредил Союз ХВЕ РФ. Союз ХВЕ имеет теологические институты в Москве и Иркутске, семинарию в Новосибирске. В Союз ХВЕ РФ не входит Ассоциация христианских миссий, являющаяся межрегиональным координирующим центром церквей пятидесятников.
В 1991 был создан Объединённый союз ХВЕ-пятидесятников (в который вошли Союз ХВЕ РФ и др. стран СНГ и Балтии), получивший название Объединённый евразийский союз ХВЕ.
Объединённая церковь христиан веры евангельской. Не входит ни в Союз ХВЕ РФ, ни в какие-то иные, включая международные, организации. Работой всей церкви руководит Совет епископов во главе с начальствующим епископом.
Церковь евангельских христиан-трезвенников существовала в Москве с нач. 20 в. и активно занималась благотворительной деятельностью. В 20– 30-е гг. была закрыта и возобновила свою деятельность в 90-х гг. 20 в.
Церковь Полного Евангелия. Одно из направлений пятидесятничества, руководящий орган – совет церкви или совет старейшин.
Новоапостольская церковь начала миссионерскую работу в СССР с 1990. В 1991 в Москве был официально зарегистрирован управленческий центр Новоапостольской церкви в СССР, преобразованный в 1993 в управленческий центр Новоапостольской церкви России.
Все новоапостольские общины мира образуют Новоапостольскую церковь, во главе которой стоит первоапостол (руководство состоит из 12 апостолов). Новоапостольские приходы (общины) отдельной страны или региона объединяются в апостольский округ; в России находится региональный управленческий центр.
Свидетели Иеговы появились в России в кон. 19 в. После революционных событий 1917 в России налаживается распространение журнала иеговистов «Сторожевая башня», возникают собрания исследователей Библии. Затем свидетели Иеговы были запрещены, подвергались арестам и ссылкам. Возобновление их деятельности приходится на кон. 80-х – нач. 90-х гг. 20 в., официально признаны в России в 1991, когда был зарегистрирован «управленческий центр религиозной организации Свидетели Иеговы в СССР». Если на 1.1.1995 в РФ было зарегистрировано 105 организаций, то в 2003 – 407. Мировым духовно-административным центром свидетелей Иеговы является руководящая корпорация, признаваемая верующими «видимым посредником Господа на земле» (состоит из 15 чел., находится в Нью-Йорке).
Свидетели Иеговы в РФ объединены в филиал, включающий в себя области, которые делятся на районы, районы – на собрания.
Квакеры (Московское религиозное общество друзей) появились в России в 70-х гг. 20 в. В настоящее время крайне малочисленны (помимо Московского религиозного общества друзей имеются квакерские группы в С.-Петербурге, Электростали Московской обл.).
Мормоны (церковь Иисуса Христа святых последних дней) ещё в нач. 20 в. посещали Россию, однако первое религ. объединение мормонов появилось в С.-Петербурге в нач. 90-х гг. 20 в. В 1991 оно было зарегистрировано как церковь Иисуса Христа святых последних дней – общероссийская религ. ассоциация, входящая в европейскую зону и возглавляемая зональным президентом. Церковная администрация подразделяется на миссии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько общин (численность последователей в России ок. 5 тыс. чел.). Издаётся ж. «Лиахона». Всемирный центр мормонов находится в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Духовный центр мормонов (Цолликофен), который является их «Божиим домом», расположен в Швейцарии.
Армия спасения действовала в России в 1913–23. В 1991 возобновила свою деятельность, открыв отделение в С.-Петербурге, в 1992 – в Москве (где располагается штаб-квартира Армии спасения в РФ). На 1.1.2003 зарегистрировано 7 миссий, однако организация имеет несколько десятков отделений и более 2 тыс. членов. Проводит большую благотворительную работу.