Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТОЛИЦИЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 227-230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Петрушко

КАТОЛИЦИЗМ

Пер­вые кон­так­ты Древ­не­рус­ско­го гос-ва с ла­тин­ски­ми мис­сио­не­ра­ми за­фик­си­ро­ва­ны в 10 в. В 961 по прось­бе кре­стив­шей­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле ки­евской кн. Оль­ги от гер­ман­ско­го имп. От­то­на I в Ки­ев при­был еп. Адаль­берт. Од­на­ко мис­сия ус­пе­хом не увен­ча­лась, и он вско­ре по­ки­нул Русь. По­сле при­ня­тия ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром хри­с­ти­ан­ст­ва вост. тра­ди­ции в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии за­п. хри­сти­ан­ст­во в Ки­ев­ской Ру­си при­сут­ст­во­ва­ло как ре­ли­гия «ино­зем­цев». В 11–12 вв. в Кие­ве, Пе­ре­яс­лав­ле, Смо­лен­ске, Ла­до­ге по­яв­ля­ют­ся ка­то­ли­че­ские хра­мы, пред­на­зна­чен­ные для ка­то­ли­ков-ино­стран­цев. Бла­го­да­ря тес­ным тор­го­вым свя­зям с гер­ман­ски­ми го­ро­да­ми, вхо­див­ши­ми в Ган­зей­ский со­юз воль­ных го­ро­дов, дей­ст­во­ва­ли две ка­то­ли­че­ские церк­ви и в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де.

Рас­кол ме­ж­ду зап. и вост. хри­сти­ан­ст­вом, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми в 1204 Кон­стан­ти­но­по­ля, за­вое­ва­тель­ные по­хо­ды швед­ских и не­мец­ких ры­ца­рей на псков­ские и нов­го­род­ские зем­ли, а так­же ак­ти­ви­за­ция дея­тель­но­сти ла­тин­ских мис­сио­не­ров в Кие­ве из­ме­ни­ли к худ­ше­му от­но­ше­ние к ка­то­ли­циз­му на Ру­си. В 1233 по при­ка­зу ки­ев­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Рю­ри­ко­ви­ча ка­то­ли­че­ские хра­мы и мо­на­сты­ри бы­ли раз­ру­ше­ны.

От­тор­же­ние Лит­вой и Поль­шей за­пад­но­рус­ских зе­мель, брак ве­ли­ко­го кня­зя ли­тов­ско­го Ягай­ло и поль­ской ко­ро­ле­вы Яд­ви­ги и за­клю­че­ние Крев­ской унии 1386 при­ве­ли к то­му, что ка­то­лицизм, объ­яв­лен­ный гос­под­ствую­щим ис­по­ве­да­ни­ем в Поль­ше и Лит­ве, стал на­са­ж­дать­ся в за­пад­но­рус­ских об­лас­тях при под­держ­ке вла­стей. По­сле воз­ник­но­ве­ния Ре­чи По­спо­ли­той, в 1596 бы­ла за­клю­че­на Бре­ст­ская цер­ков­ная уния, в ре­зуль­та­те ко­то­рой воз­ник­ла уни­ат­ская цер­ковь (или Гре­ко­ка­то­ли­че­ская цер­ковь, ГКЦ), со­хра­няв­шая вост. об­ряд, но при­няв­шая рим­ско-ка­то­ли­че­ское ве­ро­уче­ние и при­знав­шая при­мат па­пы.

Ве­ли­кое кня­же­ст­во Мо­с­ков­ское в 14 – 1-й пол. 15 вв. со­хра­ня­ет тен­ден­цию к жё­ст­ко­му не­при­ятию ка­то­ли­циз­ма, Мо­ск­ва не под­дер­жа­ла по­пыт­ку гиб­ну­щей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии за­клю­чить цер­ков­ную унию с Ри­мом (Фло­рен­тий­ская уния 1439). На­зна­чен­ный в Кон­стан­ти­но­по­ле ми­тро­по­ли­том всея Ру­си Иси­дор, ак­тив­но под­дер­жав­ший унию, был аре­сто­ван, за­то­чён по при­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия II, а позд­нее бе­жал в Рим. На со­бо­ре 1441 в Мо­ск­ве Фло­рен­тий­скую унию осу­ди­ли.

При Ива­не III зна­чи­тель­но ожив­ля­ют­ся кон­так­ты Мо­ск­вы с за­пад­но­ев­ро­пей­ски­ми го­су­дар­ст­ва­ми. В Мо­ск­ве по при­гла­ше­нию рус. го­су­да­ря ра­бо­та­ют мно­го­чис­лен­ные ино­стран­цы, но ка­то­ли­че­ская про­па­ган­да и ла­тин­ское бо­го­слу­же­ние на тер­ри­то­рии Рос­сий­ско­го гос-ва за­пре­ще­ны. Царь Иван IV Гроз­ный по­сле не­удач в вой­не с Ре­чью Поспо­ли­той об­ра­щал­ся к па­пе Гри­го­рию XIII за по­сред­ни­че­ст­вом в за­клю­че­нии ми­ра. В 1581 для пе­ре­го­во­ров в Мо­ск­ву от­пра­ви­лось по­соль­ст­во во гла­ве с ие­зуи­том Ан­то­ни­ем Пос­се­ви­ном. Од­на­ко по­пыт­ки скло­нить рус. ца­ря к унии с Ри­мом ос­та­лись без­ус­пеш­ны­ми: Иван Гроз­ный от­ка­зал ка­то­ли­кам да­же в пра­ве по­стро­ить в Мо­ск­ве ла­тин­ский храм. Даль­ней­шее ухуд­ше­ние от­но­ше­ний ме­ж­ду пап­ским пре­сто­лом и Рус­ским гос-вом свя­за­но с по­пыт­ка­ми рим­ской ку­рии ис­поль­зо­вать Сму­ту на Ру­си в нач. 17 в. для рас­про­стра­не­ния ка­то­ли­циз­ма. Па­па и вла­сти ка­то­ли­че­ской Ре­чи По­спо­ли­той ак­тив­но под­дер­жа­ли при­тя­за­ния пе­ре­шед­ше­го в ка­то­ли­че­ст­во са­мо­зван­ца Лже­дмит­рия I на мо­с­ков­ский пре­стол в об­мен на обе­ща­ния по­след­не­го при­вес­ти Рус­скую цер­ковь к унии с Ри­мом. В ок­ру­же­нии Лже­дмит­рия I и Лже­дмит­рия II на­хо­ди­лись мно­го­чис­лен­ные ие­зуи­ты, пред­ста­ви­те­ли др. ка­то­ли­че­ских мо­на­ше­ских ор­де­нов. След­ст­ви­ем это­го ста­ли жё­ст­кие ме­ры в от­но­ше­нии ка­то­ли­ков, при­ня­тые по­сле из­гна­ния ин­тер­вен­тов и окон­ча­ния Сму­ты. Въезд ла­тин­ско­му ду­хо­вен­ст­ву на тер­ри­то­рию Рос­сии был за­пре­щён.

В 1680-х гг. в Мо­ск­ве при по­кро­ви­тель­ст­ве ца­рев­ны Со­фьи и её фа­во­ри­та кня­зя В. В. Го­ли­цы­на мис­сио­нер­ст­во­ва­ли не­сколь­ко ие­зуи­тов и фран­ци­скан­цев, при­быв­ших для окорм­ле­ния ино­стран­цев, на­хо­див­ших­ся на рус. служ­бе. Ие­зуи­там уда­лось от­крыть в Мо­ск­ве шко­лу и на­чать из­да­ние книг на рус. язы­ке. Но по­сле свер­же­ния ца­ри­цы Со­фьи пат­ри­арх Ио­а­ким до­бил­ся из­гна­ния ка­то­ли­че­ских мис­сио­не­ров из сто­ли­цы.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь (РКЦ) в Рос­сий­ской им­пе­рии в 18 в. В эпо­ху Пет­ра I от­но­ше­ние пра­ви­тель­ст­ва и Рус­ской церк­ви к ино­вер­цам ста­ло тер­пи­мее, чем в 17 в. В 1695 ино­зем­цам-ка­то­ли­кам, со­став­ляв­шим зна­чи­тель­ную часть на­се­ле­ния Но­во­не­мец­кой сло­бо­ды Мо­ск­вы, бы­ло раз­ре­ше­но по­стро­ить де­ре­вян­ный храм. А 2.12.1705 по­сле­до­вал указ Пет­ра I о раз­ре­ше­нии стро­ить на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии ка­мен­ные ка­то­ли­че­ские хра­мы. Уве­ли­чи­ва­лось и ко­ли­че­ст­во про­жи­ваю­щих в Рос­сии ка­то­ли­ков. Ес­ли в 1691 их бы­ло 40 чел., в 1698 – 400, то к кон­цу цар­ст­во­ва­ния Пет­ра I (1725) – 2000.

От­но­ше­ние к ка­то­ли­кам оп­ре­де­ля­лось не столь­ко ре­ли­ги­оз­ны­ми, сколь­ко по­ли­ти­че­ски­ми со­об­ра­же­ния­ми. Пётр I ут­вер­дил ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип от­но­ше­ний рос. вла­сти к РКЦ: тер­пи­мое от­но­ше­ние к ка­то­ли­кам при ус­ло­вии их пол­ной по­ли­ти­че­ской ло­яль­но­сти. По­сле раз­ры­ва ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с Ве­ной в 1719 Пётр I из­гнал ие­зуи­тов из Рос­сии, об­ви­нив их в про­ти­во­го­су­дар­ст­вен­ной дея­тель­но­сти. Воз­ник­шие в Рос­сии в прав­ле­ние Пет­ра I не­сколь­ко ка­то­ли­че­ских кос­тё­лов, ко­то­рые пер­во­на­чаль­но окорм­ля­лись ие­зуи­та­ми, бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние ка­пу­ци­нов, чис­ло ко­то­рых бы­ло ог­ра­ни­че­но до 10 чел. При Пет­ре I не­мно­го­чис­лен­ные рос. ка­то­ли­ки бы­ли по­став­ле­ны под над­зор Свя­тей­ше­го Си­но­да и кон­троль пра­ви­тель­ст­ва. С 1734 де­ла­ми ка­то­ли­че­ских при­хо­дов бы­ло по­ру­че­но ве­дать под­от­чёт­ной Се­на­ту Юс­тиц-кол­ле­гии лиф­лянд­ских, эс­т­лянд­ских и фин­лянд­ских дел.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные пе­ре­ме­ны в по­ло­же­нии ка­то­ли­ков в Рос­сии про­изо­шли в прав­ле­ние Ека­те­ри­ны II вслед­ст­вие вхо­ж­де­ния в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии в 1772 (по­сле пер­во­го раз­де­ла Польши) б. ч. бе­ло­рус­ских зе­мель, на­се­ле­ние ко­то­рых ис­по­ве­до­ва­ло пре­иму­ще­ст­вен­но ри­мо- и гре­ко­ка­то­ли­че­скую ве­ру. На вновь при­сое­ди­нён­ных зем­лях по ука­зу Ека­те­ри­ны II в 1773 бы­ло об­ра­зо­ва­но Бе­ло­рус­ское рим­ско-ка­то­ли­че­ское епи­скоп­ст­во с ре­зи­ден­ци­ей в Мо­ги­лё­ве (с 1782 ар­хи­епи­ско­пия), в со­став ко­то­ро­го во­шли все ла­тин­ские при­хо­ды на тер­ри­то­рии Рос­сии. В 1783 па­па Пий VI ут­вер­дил эти пре­об­ра­зо­вания, по­ло­жив­шие на­ча­ло са­мо­стоя­тель­ной епар­хи­аль­ной струк­ту­ре РПЦ в Рос­сии. В то же вре­мя рос. ка­то­ли­кам за­пре­ща­лось ис­пол­нять лю­бые пап­ские рас­по­ря­же­ния без пред­ва­ри­тель­ной санк­ции рос. мо­нар­ха. В даль­ней­шем Мо­ги­лёв­ская ар­хи­епи­ско­пия по­лу­чи­ла ста­тус пер­вен­ст­вую­щей рим­ско-ка­то­ли­че­ской ка­фед­ры Рос­сии, а ре­зи­ден­ция её пра­вя­ще­го ар­хие­рея бы­ла пе­ре­не­се­на в С.-Пе­тер­бург.

В 1790-х гг. (по­сле вто­ро­го и третье­го раз­де­ла Поль­ши в 1793 и 1795) бы­ла про­из­ве­де­на даль­ней­шая ре­ор­га­ни­за­ция епар­хи­аль­ной струк­ту­ры ри­мо- и гре­ко­ка­то­ли­ков Рос­сии. В со­став Мо­ги­лёв­ской ар­хи­епи­ско­пии во­шли ещё 5 дио­це­зов (епар­хий): Мин­ский, Ви­лен­ский, Са­мо­гит­ский, Луц­кий и Ка­ме­нец­кий.

Рос­сий­ских гре­ко­ка­то­ли­ков при Ека­те­ри­не II окорм­ля­ла По­лоц­кая епар­хия. В то же вре­мя пе­ре­шед­шее не­ко­гда в унию бе­ло­рус­ское на­се­ле­ние, при­няв рос. под­дан­ст­во, на­ча­ло воз­вра­щать­ся в пра­во­слав­ную ве­ру. Этот про­цесс стал осо­бен­но мас­штаб­ным по­сле вто­ро­го и третье­го раз­де­лов Поль­ши, ко­гда в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии во­шли ос­таль­ные тер­ри­то­рии Бе­ло­рус­сии, а так­же б. ч. Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны и Лит­ва. В 1794–95 в пра­во­сла­вие пе­ре­шло св. 1,5 млн. за­пад­но­рус­ских униа­тов.

По­сле уп­разд­не­ния в 1773 ор­де­на иезуи­тов Ека­те­ри­на II взя­ла их под своё по­кро­ви­тель­ст­во. Им­пе­рат­ри­ца на­ме­ре­ва­лась ис­поль­зо­вать в де­ле про­све­ще­ния под­дан­ных вы­со­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния в ие­зу­ит­ских шко­лах. Бла­годаря по­кро­ви­тель­ст­ву Ека­те­ри­ны II и Пав­ла I ие­зуи­ты, центр дея­тель­но­сти ко­то­рых пе­ре­мес­тил­ся в Рос­сию, по­лу­чи­ли воз­мож­ность за­ни­мать­ся пре­по­да­ва­тель­ской и мис­сио­нер­ской дея­тель­но­стью в По­вол­жье, Си­би­ри и ря­де др. ре­гио­нов Рос­сии.

В свя­зи с за­хва­том о. Маль­та На­по­ле­о­ном имп. Па­вел I пре­дос­та­вил по­кро­ви­тель­ст­во Маль­тий­ско­му ры­цар­ско­му ор­де­ну, был из­бран его ве­ли­ким ма­ги­ст­ром и да­же пред­ла­гал па­пе Рим­ско­му пе­ре­се­лить­ся в Рос­сию. При Пав­ле I Мо­ги­лёв­ская ар­хи­епископия бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в ми­тро­по­лию (1798), вос­ста­нов­ле­ны две уп­разд­нён­ные при Ека­те­ри­не II уни­ат­ские епар­хии – Бре­ст­ская и Луц­кая, об­ра­зо­ван осо­бый Рим­ско-ка­то­ли­че­ский де­пар­та­мент Юс­тиц-кол­ле­гии, кон­тро­ли­ро­вав­ший де­ла как РКЦ, так и ГКЦ в Рос­сии. В 1801 де­пар­та­мент был пре­об­ра­зо­ван в Рим­ско-ка­то­ли­че­скую Ду­хов­ную Кол­ле­гию, во гла­ве ко­то­рой Па­вел I по­ста­вил рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ми­тро­по­ли­та.

Дом ордена иезуитов (Дом коллегии иезуитов) в Санкт-Петербурге. 1801–05. Архитектор Л. Руска.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь в Рос­сий­ской им­пе­рии в 19 в. В нач. 19 в. ко­ли­че­ст­во ри­мо­ка­то­ли­ков в Рос­сии оп­ре­де­ля­лось в 1639854 чел. Дей­ст­во­ва­ло 6 рим­ско-ка­то­ли­че­ских дио­це­зов: Мо­ги­лёв­ский, Ви­лен­ский, Мин­ский, Са­мо­гит­ский, Луц­ко-Жи­то­мир­ский и Ка­ме­нец-По­доль­ский, в ко­то­рых на­счи­ты­ва­лось 845 кос­тё­лов, 304 муж­ских и 80 жен­ских мо­на­сты­рей, 1710 свя­щен­ни­ков, 3094 мо­на­ха и 569 мо­на­хинь. ГКЦ име­ла 4 епар­хии (с 1809): Ви­лен­скую, По­лоц­кую, Луц­кую и Бре­ст­скую, в ко­то­рых на­счи­ты­ва­лось 1475 при­хо­дов и ок. 2 тыс. свя­щен­ни­ков.

С 1810 де­ла ка­то­ли­ков бы­ли пе­ре­даны в Гл. управ­ле­ние ду­хов­ных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний (в 1817 пе­ре­шло в ве­де­ние Ми­ни­стер­ст­ва ду­хов­ных дел и на­род­но­го про­све­ще­ния, в 1824 – в ве­де­ние Де­пар­та­мен­та ду­хов­ных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний), а в 1832 – в ве­де­ние Де­пар­та­мен­та ду­ховных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний МВД. Де­пар­та­мент имел пра­во на­ла­гать ве­то на пап­ские ре­ше­ния в слу­чае их про­ти­во­ре­чия за­ко­но­да­тель­ст­ву Рос­сий­ской им­пе­рии. В ве­де­нии МВД бы­ла и Рим­ско-ка­то­ли­че­ская ге­не­раль­ная кон­си­сто­рия. Мис­сио­нер­ская дея­тель­ность РКЦ сре­ди не­ка­то­ли­че­ско­го на­селе­ния Рос­сии бы­ла за­ко­но­да­тель­но за­пре­ще­на. Тем не ме­нее ре­зуль­та­том актив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти на­хо­див­ших­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом рос. го­су­да­рей ие­зуи­тов стал пе­ре­ход в ка­то­ли­цизм мн. пред­ста­ви­те­лей рус. ари­сто­кра­тии, что вы­зва­ло не­до­воль­ст­во имп. Алек­сан­д­ра I, по­на­ча­лу на­ст­роен­но­го к ие­зуи­там бла­го­же­ла­тель­но. В 1815 дея­тель­ность ор­де­на бы­ла за­пре­ще­на в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге, а в 1820 иезуи­ты бы­ли пол­но­стью вы­дво­ре­ны из пре­де­лов им­пе­рии.

В прав­ле­ние имп. Ни­ко­лая I по­ло­же­ние рос. ка­то­ли­ков ос­лож­ни­лось тем, что пред­ста­ви­те­ли рим­ско- и гре­ко­ка­толи­че­ско­го ду­хо­вен­ст­ва зап. об­лас­тей Рос­сии под­дер­жа­ли Поль­ское вос­ста­ние 1830–31. В ре­зуль­та­те по­ли­ти­че­ски ак­тив­ные ка­то­ли­че­ские кли­ри­ки и ми­ря­не бы­ли вы­сла­ны в Си­бирь и внут­рен­ние гу­бер­нии Рос­сии, по­сле­до­ва­ло уп­разд­не­ние мо­на­сты­рей, мо­на­хи ко­то­рых ока­за­ли под­держ­ку вос­став­шим (к 1847 в Рос­сии ос­та­лось 72 муж­ских и 34 жен­ских ка­то­ли­че­ских мо­на­сты­ря).

Од­но­вре­мен­но ос­лаб­ло влия­ние униа­тов. На По­лоц­ком со­бо­ре 1839 с пра­во­сла­ви­ем вос­со­еди­ни­лись все униа­ты, за ис­клю­че­ни­ем про­жи­вав­ших на тер­ри­то­рии Цар­ст­ва Поль­ско­го и объ­е­ди­нён­ных в гре­ко­ка­то­ли­че­скую Холм­скую епар­хию. К кон­цу прав­ле­ния Ни­ко­лая I от­но­ше­ния с Ри­мом бы­ли в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни уре­гу­ли­ро­ва­ны, ито­гом че­го яви­лось за­клю­че­ние в 1847 кон­кор­да­та ме­ж­ду Рос­сий­ской им­пе­ри­ей и пап­ским пре­сто­лом. В ре­зуль­та­те к шес­ти уже су­ще­ст­во­вав­шим на тер­ри­то­рии Рос­сии рим­ско-ка­то­ли­че­ским дио­це­зам до­бавил­ся ещё один – Хер­сон­ский (в 1848 пе­ре­име­но­ван в Ти­рас­поль­ский, с цент­ром в г. Са­ра­тов). Но­вая епар­хия бы­ла при­зва­на окорм­лять гл. обр. ка­то­ли­че­ское на­се­ле­ние не­мец­ких ко­ло­ний в Рос­сии.

Но­вые слож­но­сти в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду РКЦ и Рос­сий­ским гос-вом воз­ник­ли по­сле Поль­ско­го вос­ста­ния 1863, ко­гда в ре­зуль­та­те кон­флик­та ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­вом Алек­сан­д­ра II и пап­ской ку­ри­ей рос. вла­сти уп­разд­ни­ли Ка­ме­нец-По­доль­скую (1865) и Мин­скую (1869) рим­ско-ка­то­ли­че­ские епар­хии, а так­же ка­то­ли­че­скую Вар­шав­скую ду­хов­ную ака­де­мию (1867). В 1866 по­сле­до­вал раз­рыв кон­кор­да­та и пол­ное пре­кра­ще­ние ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Рос­сий­ской им­пе­ри­ей и пап­ским пре­сто­лом. В 1875 бы­ла уп­разд­не­на и по­след­няя на тер­ри­то­рии Рос­сии гре­ко­ка­то­ли­че­ская епар­хия – Холм­ская, с 1830 под­чи­няв­шая­ся на­пря­мую Ри­му. В от­ли­чие от жи­те­лей Бе­ло­рус­сии и Ук­раины, на­се­ле­ние Холм­щи­ны бы­ло бо­лее по­ло­ни­зи­ро­ван­ным, здесь да­ле­ко не все униа­ты же­ла­ли пе­рей­ти в пра­во­сла­вие. Уп­разд­не­ние унии не обош­лось без войск, ус­ми­ряв­ших не­до­воль­ных. К сер. 1870-х гг. рос. пра­ви­тель­ст­во пе­ре­хо­дит к по­ли­тике ли­бе­ра­ли­за­ции от­но­ше­ний с ка­то­ли­ка­ми. В 1894 бы­ли вос­ста­нов­ле­ны ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с пап­ским пре­сто­лом.

Кафедральный католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. 1901–11. Архитектор Ф. О. Богданович.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь в Рос­сий­ской им­пе­рии в 1905–17. По­сле Мани­фе­ста 1905 РКЦ по­лу­чи­ла воз­можность бо­лее сво­бод­но осу­ще­ст­в­лять свою ре­лиг. дея­тель­ность на тер­ри­то­рии Рос­сии. Впер­вые был раз­ре­шён пе­ре­ход в ка­то­ли­цизм из др. ис­по­ве­да­ний. Этим вос­поль­зо­ва­лись, в ча­ст­но­сти, не­ко­то­рые быв. униа­ты (осо­бен­но в Холм­ской обл.), ко­то­рые те­перь из-за от­сут­ст­вия уни­ат­ской церк­ви в Рос­сии пе­ре­шли в ри­мо­ка­то­ли­цизм (об­щим чис­лом 170935 чел.). В пред­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды РКЦ в Рос­сий­ской им­пе­рии име­ла 12 епар­хий, из них 7 – на тер­ри­то­рии поль­ских зе­мель, 5 – на тер­ри­то­рии соб­ст­вен­но Рос­сии: Мо­ги­лёв­ская, Ви­лен­ская, Тель­шев­ская (Са­мо­гит­ская), Луц­ко-Жи­то­мир­ская и Ти­рас­поль­ская. В со­ста­ве этих 5 епар­хий бы­ло 1160000 ве­рую­щих, 400 свя­щен­ни­ков, 5 се­ми­на­рий (из них на тер­ри­то­рии, со­от­вет­ст­вую­щей со­вре­мен­ной РФ, на­хо­ди­лось все­го 150 при­хо­дов).

К Февр. ре­во­лю­ции 1917 РКЦ от­нес­лась бла­го­же­ла­тель­но, на­де­ясь на зна­чи­тель­ное рас­ши­ре­ние сво­ей сво­бо­ды в но­вых ус­ло­ви­ях. На­де­ж­ды эти от­час­ти оправ­да­лись. Бы­ла ре­ор­га­ни­зо­ва­на епар­хи­аль­ная струк­ту­ра Мо­ги­лёв­ско­го ар­хи­дио­це­за, в со­ста­ве ко­то­ро­го в 1917 на­хо­ди­лись 6 епар­хий: Мо­ги­лёв­ская, Мин­ская, Луц­ко-Жи­то­мир­ская, Ка­ме­нец-По­доль­ская, Ко­вен­ская и Са­ра­тов­ская.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь в СССР в 1917–41. В мае 1917 в Пет­ро­гра­де про­шёл со­бор рос. гре­ко­ка­то­ли­ков под пред­се­да­тель­ст­вом митр. Ан­д­рея Шеп­тиц­ко­го. На со­бо­ре бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об об­ра­зо­ва­нии на тер­ри­то­рии Рос­сии уни­ат­ско­го эк­зар­ха­та. По­сле при­ня­тия в 1918 дек­ре­та об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва ка­то­ли­че­ские струк­ту­ры в Рос­сии бы­ли ли­ше­ны пра­ва юри­ди­че­ских лиц, а их иму­ще­ст­во на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но. Мно­гие ка­то­ли­че­ские при­хо­ды на­ря­ду с пра­во­слав­ны­ми под­верг­лись раз­граб­ле­нию под пред­ло­гом изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей на ну­ж­ды по­мо­щи го­ло­даю­щим. На­ча­лись ре­прес­сии про­тив ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. Ми­тро­по­лит Мо­ги­лёв­ский Эду­ард фон Ропп был аре­сто­ван и вы­слан в Поль­шу. В 1923 со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс над ар­хи­еп. Яном Це­п­ля­ком, пре­ла­том К. Буд­ке­ви­чем, эк­зар­хом ка­то­ли­ков вост. об­ря­да Л. Фё­до­ро­вым и др. по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской дея­тель­но­сти. Буд­ке­вич был рас­стре­лян, а Це­п­ляк в 1924 вы­слан за гра­ни­цу.

В 1925 в Ри­ме при Кон­гре­га­ции вост. церк­вей бы­ла об­ра­зо­ва­на ко­мис­сия «Pro Russia», ко­то­рая за­ни­ма­лась не толь­ко по­мо­щью ка­то­ли­кам Рос­сии, но и мис­сио­нер­ской ра­бо­той сре­ди рус. эмиг­ра­ции в Ев­ро­пе. Ко­мис­сию воз­гла­вил ие­зу­ит Ми­шель д’Эрбиньи. В 1926 ру­ко­по­ло­жен­ный в епи­ско­пы д’Эрбиньи прие­хал в СССР, где со­вер­шил не­сколь­ко тай­ных епи­скоп­ских хи­ро­тоний и про­из­вёл ре­ор­га­ни­за­цию ка­то­ли­че­ских епар­хи­аль­ных струк­тур. Од­на­ко ме­ры, пред­при­ня­тые для ук­ре­п­ле­ния ка­то­ли­циз­ма в СССР, ожи­дае­мых ре­зуль­та­тов не при­нес­ли. К сер. 1930-х гг. прак­ти­че­ски все ка­то­ли­че­ские струк­ту­ры на тер­ри­то­рии СССР бы­ли раз­громле­ны, а свя­щен­но­слу­жи­те­ли ли­бо вы­сла­ны из стра­ны (ино­стран­цы), ли­бо ре­прес­си­ро­ва­ны (гра­ж­да­не СССР). Толь­ко два ка­то­ли­че­ских хра­ма – Св. Лю­до­ви­ка в Мо­ск­ве и Пре­свя­той Бо­гома­те­ри Лурд­ской в Ле­нин­гра­де про­должа­ли дей­ст­во­вать, по­сколь­ку чис­лились как уч­ре­ж­де­ния фран­цуз­ско­го по­соль­ст­ва. В 1936 из Мо­ск­вы был вы­слан по­след­ний ка­то­ли­че­ский епи­скоп, дей­ст­во­вав­ший на тер­ри­то­рии СССР. На сво­бо­де в это вре­мя в СССР ос­та­ва­лось 16 свя­щен­ни­ков.

Гре­ко­ка­то­ли­че­ская цер­ковь в СССР в 1939–46. В 1939 по пак­ту Мо­ло­то­ва – Риб­бен­тро­па Га­ли­ция во­шла в со­став УССР. Проводимые сов. властями до на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны ре­прес­сии за­тро­ну­ли этот ре­ги­он в мень­шей сте­пе­ни, чем др. ре­гио­ны СССР (так, на За­пад­ной Ук­раи­не бы­ли за­кры­ты толь­ко мо­на­сты­ри и ду­хов­ные шко­лы, а при­хо­ды про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать). С на­ча­лом 2-й ми­ро­вой вой­ны ГКЦ ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла с ок­ку­пи­ро­вав­ши­ми За­пад­ную Ук­раи­ну гер­ман­ски­ми на­цис­та­ми и по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ла ме­ст­ным на­цио­на­ли­сти­че­ским дви­же­ни­ям (бан­де­ров­цам и пр.). Эти об­стоя­тель­ст­ва обу­сло­ви­ли рез­ко не­га­тив­ное от­но­ше­ние к униа­там со сто­ро­ны И. В. Ста­ли­на и стрем­ле­ние сов. пра­ви­тель­ст­ва ли­к­ви­ди­ро­вать ГКЦ на тер­ри­то­рии СССР. С этой це­лью сов. вла­сти ис­поль­зо­ва­ли дав­но су­ще­ст­во­вав­шее сре­ди час­ти уни­ат­ско­го ду­хо­вен­ст­ва стрем­ле­ние воз­вра­тить­ся в пра­во­сла­вие (ли­де­ром это­го дви­же­ния был про­то­прес­ви­тер Гав­ри­ил Кос­тель­ник). В 1944–46 бы­ли аре­сто­ва­ны все уни­ат­ские епи­ско­пы. Львов­ский со­бор 1946 объ­я­вил об уп­разд­не­нии Бре­ст­ской унии. Впро­чем, это не при­ве­ло к пол­ному ис­чез­но­ве­нию уни­ат­ст­ва: гре­ко­като­ли­че­ские струк­ту­ры со­хра­ни­лись в эмиг­ра­ции, а на тер­ри­то­рии СССР су­ще­ст­во­ва­ли не­ле­галь­ные уни­ат­ские при­хо­ды.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь в СССР по­сле 1945. В по­сле­во­ен­ные го­ды рим­ско-ка­то­ли­че­ские при­хо­ды на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии от­кры­то про­дол­жа­ли свою дея­тель­ность, при­чём чис­ло ка­то­ли­че­ских об­щин в СССР уве­ли­чи­лось за счёт вхо­ж­де­ния при­бал­тий­ских рес­пуб­лик в со­став Со­вет­ско­го Сою­за. В Лит­ве и Лат­вии со­хра­ни­лась су­ще­ст­во­вав­шая ра­нее епар­хи­аль­ная струк­ту­ра, дей­ст­во­ва­ли ду­хов­ные шко­лы. Един­ст­вен­ные в Рос­сии мо­с­ков­ский и ле­нин­град­ский ка­то­ли­че­ские при­хо­ды ут­ра­ти­ли свой преж­ний ста­тус фран­цуз­ских по­соль­ских церк­вей и но­ми­наль­но бы­ли пе­ре­да­ны в юрис­дик­цию Риж­ско­го и Кау­нас­ско­го дио­це­зов. На­зна­че­ние на них на­стоя­те­лей, при­ход­ская жизнь, как и у др. кон­фес­сий, стро­го кон­тро­ли­ро­ва­лись го­су­дар­ст­вом.

В пе­ри­од т. н. хру­щёв­ской от­те­пе­ли по­ло­же­ние ка­то­ли­ков в СССР в це­лом улуч­ши­лось. Из ла­ге­рей бы­ли ос­во­божде­ны рим­ско- и гре­ко­ка­то­ли­че­ские епи­ско­пы, свя­щен­ни­ки и ми­ря­не, в т. ч. пер­во­ие­рарх ГКЦ митр. Ио­сиф Сли­пый, ко­то­рый по­сле ос­во­бо­ж­де­ния пе­ре­ехал в Рим. Бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но не­сколь­ко но­вых рим­ско-ка­то­ли­че­ских при­хо­дов, на­ря­ду с ко­то­ры­ми су­ще­ст­во­ва­ли и не­ле­галь­ные об­щи­ны. К 1988 в РСФСР на­счи­ты­ва­лось 39 за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных ка­то­ли­че­ских об­щин. На­чав­шие­ся в СССР при М. С. Гор­ба­чё­ве по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы ра­ди­каль­но из­ме­ни­ли по­ло­же­ние РКЦ. По­сле со­сто­яв­шей­ся в дек. 1989 встре­чи Гор­ба­чё­ва и па­пы Ио­ан­на Пав­ла II бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния ме­ж­ду СССР и Ва­ти­ка­ном.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь в со­вре­мен­ной Рос­сии. В ус­ло­ви­ях пол­ной ре­лиг. сво­бо­ды 1990-х гг. РКЦ раз­ви­ла на тер­ри­то­рии РФ ор­га­ни­за­ци­он­но-ин­сти­ту­цио­наль­ную ак­тив­ность. К 1991 па­па Ио­анн Па­вел II на­зна­чил епи­ско­пов для Рос­сии, Ук­раи­ны, Бе­ло­рус­сии и Ка­зах­ста­на, где бы­ли вос­ста­нов­ле­ны са­мо­стоя­тель­ные епар­хи­аль­ные струк­ту­ры. В РФ они пер­во­на­чаль­но бы­ли уч­ре­ж­де­ны в ран­ге апо­столь­ских ад­мини­ст­ра­тур. Поз­же бы­ли уч­ре­ж­де­ны апо­столь­ские ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры для ка­то­ли­ков Юга Рос­сии, а так­же вос­то­ка Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. Апо­столь­ские ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры бы­ли объ­е­ди­не­ны в кон­фе­рен­цию ка­то­ли­че­ских епи­ско­пов Рос­сии во гла­ве с Т. Кон­д­ру­се­ви­чем. 11.2.2002 апо­столь­ские ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры РКЦ бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны в са­мо­стоя­тель­ные дио­це­зы (епар­хии) с по­вы­ше­ни­ем ста­ту­са адм. при­сут­ст­вия РКЦ в Рос­сии и объ­е­ди­не­ни­ем дио­це­зов в Рос­сий­скую цер­ков­ную про­вин­цию (ми­тро­по­лию).

На 1.1.2003 РКЦ в Рос­сии име­ла 268 ре­лиг. ор­га­ни­за­ций. В раз­ные го­ды кли­ри­ки-ино­стран­цы со­став­ля­ли св. 90% ка­то­ли­че­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей в Рос­сии. С нач. 90-х гг. на тер­ри­то­рии Рос­сии во­зоб­но­ви­ли свою дея­тель­ность пред­ста­ви­те­ли ка­то­ли­че­ских мо­на­ше­ских ор­де­нов: ас­сумп­цио­ни­сты, до­ми­ни­кан­цы, фран­ци­скан­цы, са­ле­зи­ан­цы, а так­же мо­на­хи­ни-пау­лин­ки, кар­ме­лит­ки и др. В 1992 бы­ла офи­ци­аль­но разре­ше­на дея­тель­ность рос. от­де­ле­ния ор­де­на ие­зуи­тов. В 1999 об­ра­зо­ва­на Рос­сий­ская нац. кон­фе­рен­ция гл. на­стоя­те­лей и на­стоя­тель­ниц ин­сти­ту­тов мо­на­ше­ст­вую­щих и об­ществ апо­столь­ской жиз­ни. Бы­ло от­кры­то не­сколь­ко выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

На тер­ри­то­рии Рос­сии в 90-х гг. бы­ло об­ра­зо­ва­но не­сколь­ко гре­кока­то­ли­че­ских об­щин, ко­то­рые не име­ли в РФ са­мо­стоя­тель­ной струк­ту­ры и под­чи­ня­лись рим­ско-ка­то­ли­че­ским епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ям.

Мо­рош­кин М. Ие­зуи­ты в Рос­сии с цар­ст­во­ва­ния Ека­те­ри­ны II и до на­ше­го вре­ме­ни. СПб., 1867–1870. Ч. 1–2; Тол­стой Д. А. Рим­ский ка­то­ли­цизм в Рос­сии: Ис­то­ри­че­ское ис­сле­до­ва­ние: В 2 т. СПб., 1876–1877; Пир­линг П. Рос­сия и пап­ский пре­стол. М., 1912; Рамм Б. Я. Пап­ст­во и Русь в X–XV вв. М.; Л., 1959; Вин­тер Э. По­ли­ти­ка Ва­ти­ка­на в от­но­ше­нии СССР, 1917–1968. М., 1977; Сла­вя­не и их со­се­ди: Ка­то­ли­цизм и пра­во­сла­вие в сред­ние ве­ка. М., 1991; Шка­ров­ский М. В., Че­ре­пе­ни­на Н. Ю., Ши­кер А. К. Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь на Се­ве­ро-Запа­де Рос­сии в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Венгер А. Рим и Мо­ск­ва. 1900–1950. М., 2000; Юдин А. В. Л. Фе­до­ров. Ми­лан, 2002; Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002–. Т. 1–.

Вернуться к началу