КАТОЛИЦИЗМ
Первые контакты Древнерусского гос-ва с латинскими миссионерами зафиксированы в 10 в. В 961 по просьбе крестившейся в Константинополе киевской кн. Ольги от германского имп. Оттона I в Киев прибыл еп. Адальберт. Однако миссия успехом не увенчалась, и он вскоре покинул Русь. После принятия киевским кн. Владимиром христианства вост. традиции в качестве гос. религии зап. христианство в Киевской Руси присутствовало как религия «иноземцев». В 11–12 вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Ладоге появляются католические храмы, предназначенные для католиков-иностранцев. Благодаря тесным торговым связям с германскими городами, входившими в Ганзейский союз вольных городов, действовали две католические церкви и в Великом Новгороде.
Раскол между зап. и вост. христианством, взятие крестоносцами в 1204 Константинополя, завоевательные походы шведских и немецких рыцарей на псковские и новгородские земли, а также активизация деятельности латинских миссионеров в Киеве изменили к худшему отношение к католицизму на Руси. В 1233 по приказу киевского князя Владимира Рюриковича католические храмы и монастыри были разрушены.
Отторжение Литвой и Польшей западнорусских земель, брак великого князя литовского Ягайло и польской королевы Ядвиги и заключение Кревской унии 1386 привели к тому, что католицизм, объявленный господствующим исповеданием в Польше и Литве, стал насаждаться в западнорусских областях при поддержке властей. После возникновения Речи Посполитой, в 1596 была заключена Брестская церковная уния, в результате которой возникла униатская церковь (или Грекокатолическая церковь, ГКЦ), сохранявшая вост. обряд, но принявшая римско-католическое вероучение и признавшая примат папы.
Великое княжество Московское в 14 – 1-й пол. 15 вв. сохраняет тенденцию к жёсткому неприятию католицизма, Москва не поддержала попытку гибнущей Византийской империи заключить церковную унию с Римом (Флорентийская уния 1439). Назначенный в Константинополе митрополитом всея Руси Исидор, активно поддержавший унию, был арестован, заточён по приказу великого князя Василия II, а позднее бежал в Рим. На соборе 1441 в Москве Флорентийскую унию осудили.
При Иване III значительно оживляются контакты Москвы с западноевропейскими государствами. В Москве по приглашению рус. государя работают многочисленные иностранцы, но католическая пропаганда и латинское богослужение на территории Российского гос-ва запрещены. Царь Иван IV Грозный после неудач в войне с Речью Посполитой обращался к папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира. В 1581 для переговоров в Москву отправилось посольство во главе с иезуитом Антонием Поссевином. Однако попытки склонить рус. царя к унии с Римом остались безуспешными: Иван Грозный отказал католикам даже в праве построить в Москве латинский храм. Дальнейшее ухудшение отношений между папским престолом и Русским гос-вом связано с попытками римской курии использовать Смуту на Руси в нач. 17 в. для распространения католицизма. Папа и власти католической Речи Посполитой активно поддержали притязания перешедшего в католичество самозванца Лжедмитрия I на московский престол в обмен на обещания последнего привести Русскую церковь к унии с Римом. В окружении Лжедмитрия I и Лжедмитрия II находились многочисленные иезуиты, представители др. католических монашеских орденов. Следствием этого стали жёсткие меры в отношении католиков, принятые после изгнания интервентов и окончания Смуты. Въезд латинскому духовенству на территорию России был запрещён.
В 1680-х гг. в Москве при покровительстве царевны Софьи и её фаворита князя В. В. Голицына миссионерствовали несколько иезуитов и францисканцев, прибывших для окормления иностранцев, находившихся на рус. службе. Иезуитам удалось открыть в Москве школу и начать издание книг на рус. языке. Но после свержения царицы Софьи патриарх Иоаким добился изгнания католических миссионеров из столицы.
Римско-католическая церковь (РКЦ) в Российской империи в 18 в. В эпоху Петра I отношение правительства и Русской церкви к иноверцам стало терпимее, чем в 17 в. В 1695 иноземцам-католикам, составлявшим значительную часть населения Новонемецкой слободы Москвы, было разрешено построить деревянный храм. А 2.12.1705 последовал указ Петра I о разрешении строить на территории Российской империи каменные католические храмы. Увеличивалось и количество проживающих в России католиков. Если в 1691 их было 40 чел., в 1698 – 400, то к концу царствования Петра I (1725) – 2000.
Отношение к католикам определялось не столько религиозными, сколько политическими соображениями. Пётр I утвердил основополагающий принцип отношений рос. власти к РКЦ: терпимое отношение к католикам при условии их полной политической лояльности. После разрыва дипломатических отношений с Веной в 1719 Пётр I изгнал иезуитов из России, обвинив их в противогосударственной деятельности. Возникшие в России в правление Петра I несколько католических костёлов, которые первоначально окормлялись иезуитами, были переданы в ведение капуцинов, число которых было ограничено до 10 чел. При Петре I немногочисленные рос. католики были поставлены под надзор Святейшего Синода и контроль правительства. С 1734 делами католических приходов было поручено ведать подотчётной Сенату Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел.
Наиболее значительные перемены в положении католиков в России произошли в правление Екатерины II вследствие вхождения в состав Российской империи в 1772 (после первого раздела Польши) б. ч. белорусских земель, население которых исповедовало преимущественно римо- и грекокатолическую веру. На вновь присоединённых землях по указу Екатерины II в 1773 было образовано Белорусское римско-католическое епископство с резиденцией в Могилёве (с 1782 архиепископия), в состав которого вошли все латинские приходы на территории России. В 1783 папа Пий VI утвердил эти преобразования, положившие начало самостоятельной епархиальной структуре РПЦ в России. В то же время рос. католикам запрещалось исполнять любые папские распоряжения без предварительной санкции рос. монарха. В дальнейшем Могилёвская архиепископия получила статус первенствующей римско-католической кафедры России, а резиденция её правящего архиерея была перенесена в С.-Петербург.
В 1790-х гг. (после второго и третьего раздела Польши в 1793 и 1795) была произведена дальнейшая реорганизация епархиальной структуры римо- и грекокатоликов России. В состав Могилёвской архиепископии вошли ещё 5 диоцезов (епархий): Минский, Виленский, Самогитский, Луцкий и Каменецкий.
Российских грекокатоликов при Екатерине II окормляла Полоцкая епархия. В то же время перешедшее некогда в унию белорусское население, приняв рос. подданство, начало возвращаться в православную веру. Этот процесс стал особенно масштабным после второго и третьего разделов Польши, когда в состав Российской империи вошли остальные территории Белоруссии, а также б. ч. Правобережной Украины и Литва. В 1794–95 в православие перешло св. 1,5 млн. западнорусских униатов.
После упразднения в 1773 ордена иезуитов Екатерина II взяла их под своё покровительство. Императрица намеревалась использовать в деле просвещения подданных высокий уровень образования в иезуитских школах. Благодаря покровительству Екатерины II и Павла I иезуиты, центр деятельности которых переместился в Россию, получили возможность заниматься преподавательской и миссионерской деятельностью в Поволжье, Сибири и ряде др. регионов России.
В связи с захватом о. Мальта Наполеоном имп. Павел I предоставил покровительство Мальтийскому рыцарскому ордену, был избран его великим магистром и даже предлагал папе Римскому переселиться в Россию. При Павле I Могилёвская архиепископия была преобразована в митрополию (1798), восстановлены две упразднённые при Екатерине II униатские епархии – Брестская и Луцкая, образован особый Римско-католический департамент Юстиц-коллегии, контролировавший дела как РКЦ, так и ГКЦ в России. В 1801 департамент был преобразован в Римско-католическую Духовную Коллегию, во главе которой Павел I поставил римско-католического митрополита.
Римско-католическая церковь в Российской империи в 19 в. В нач. 19 в. количество римокатоликов в России определялось в 1639854 чел. Действовало 6 римско-католических диоцезов: Могилёвский, Виленский, Минский, Самогитский, Луцко-Житомирский и Каменец-Подольский, в которых насчитывалось 845 костёлов, 304 мужских и 80 женских монастырей, 1710 священников, 3094 монаха и 569 монахинь. ГКЦ имела 4 епархии (с 1809): Виленскую, Полоцкую, Луцкую и Брестскую, в которых насчитывалось 1475 приходов и ок. 2 тыс. священников.
С 1810 дела католиков были переданы в Гл. управление духовных дел иностранных исповеданий (в 1817 перешло в ведение Министерства духовных дел и народного просвещения, в 1824 – в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий), а в 1832 – в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. Департамент имел право налагать вето на папские решения в случае их противоречия законодательству Российской империи. В ведении МВД была и Римско-католическая генеральная консистория. Миссионерская деятельность РКЦ среди некатолического населения России была законодательно запрещена. Тем не менее результатом активной миссионерской деятельности находившихся под покровительством рос. государей иезуитов стал переход в католицизм мн. представителей рус. аристократии, что вызвало недовольство имп. Александра I, поначалу настроенного к иезуитам благожелательно. В 1815 деятельность ордена была запрещена в Москве и С.-Петербурге, а в 1820 иезуиты были полностью выдворены из пределов империи.
В правление имп. Николая I положение рос. католиков осложнилось тем, что представители римско- и грекокатолического духовенства зап. областей России поддержали Польское восстание 1830–31. В результате политически активные католические клирики и миряне были высланы в Сибирь и внутренние губернии России, последовало упразднение монастырей, монахи которых оказали поддержку восставшим (к 1847 в России осталось 72 мужских и 34 женских католических монастыря).
Одновременно ослабло влияние униатов. На Полоцком соборе 1839 с православием воссоединились все униаты, за исключением проживавших на территории Царства Польского и объединённых в грекокатолическую Холмскую епархию. К концу правления Николая I отношения с Римом были в значительной степени урегулированы, итогом чего явилось заключение в 1847 конкордата между Российской империей и папским престолом. В результате к шести уже существовавшим на территории России римско-католическим диоцезам добавился ещё один – Херсонский (в 1848 переименован в Тираспольский, с центром в г. Саратов). Новая епархия была призвана окормлять гл. обр. католическое население немецких колоний в России.
Новые сложности в отношениях между РКЦ и Российским гос-вом возникли после Польского восстания 1863, когда в результате конфликта между правительством Александра II и папской курией рос. власти упразднили Каменец-Подольскую (1865) и Минскую (1869) римско-католические епархии, а также католическую Варшавскую духовную академию (1867). В 1866 последовал разрыв конкордата и полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и папским престолом. В 1875 была упразднена и последняя на территории России грекокатолическая епархия – Холмская, с 1830 подчинявшаяся напрямую Риму. В отличие от жителей Белоруссии и Украины, население Холмщины было более полонизированным, здесь далеко не все униаты желали перейти в православие. Упразднение унии не обошлось без войск, усмирявших недовольных. К сер. 1870-х гг. рос. правительство переходит к политике либерализации отношений с католиками. В 1894 были восстановлены дипломатические отношения с папским престолом.
Римско-католическая церковь в Российской империи в 1905–17. После Манифеста 1905 РКЦ получила возможность более свободно осуществлять свою религ. деятельность на территории России. Впервые был разрешён переход в католицизм из др. исповеданий. Этим воспользовались, в частности, некоторые быв. униаты (особенно в Холмской обл.), которые теперь из-за отсутствия униатской церкви в России перешли в римокатолицизм (общим числом 170935 чел.). В предреволюционные годы РКЦ в Российской империи имела 12 епархий, из них 7 – на территории польских земель, 5 – на территории собственно России: Могилёвская, Виленская, Тельшевская (Самогитская), Луцко-Житомирская и Тираспольская. В составе этих 5 епархий было 1160000 верующих, 400 священников, 5 семинарий (из них на территории, соответствующей современной РФ, находилось всего 150 приходов).
К Февр. революции 1917 РКЦ отнеслась благожелательно, надеясь на значительное расширение своей свободы в новых условиях. Надежды эти отчасти оправдались. Была реорганизована епархиальная структура Могилёвского архидиоцеза, в составе которого в 1917 находились 6 епархий: Могилёвская, Минская, Луцко-Житомирская, Каменец-Подольская, Ковенская и Саратовская.
Римско-католическая церковь в СССР в 1917–41. В мае 1917 в Петрограде прошёл собор рос. грекокатоликов под председательством митр. Андрея Шептицкого. На соборе было принято решение об образовании на территории России униатского экзархата. После принятия в 1918 декрета об отделении церкви от государства католические структуры в России были лишены права юридических лиц, а их имущество национализировано. Многие католические приходы наряду с православными подверглись разграблению под предлогом изъятия церковных ценностей на нужды помощи голодающим. Начались репрессии против католического духовенства. Митрополит Могилёвский Эдуард фон Ропп был арестован и выслан в Польшу. В 1923 состоялся судебный процесс над архиеп. Яном Цепляком, прелатом К. Будкевичем, экзархом католиков вост. обряда Л. Фёдоровым и др. по обвинению в антисоветской деятельности. Будкевич был расстрелян, а Цепляк в 1924 выслан за границу.
В 1925 в Риме при Конгрегации вост. церквей была образована комиссия «Pro Russia», которая занималась не только помощью католикам России, но и миссионерской работой среди рус. эмиграции в Европе. Комиссию возглавил иезуит Мишель д’Эрбиньи. В 1926 рукоположенный в епископы д’Эрбиньи приехал в СССР, где совершил несколько тайных епископских хиротоний и произвёл реорганизацию католических епархиальных структур. Однако меры, предпринятые для укрепления католицизма в СССР, ожидаемых результатов не принесли. К сер. 1930-х гг. практически все католические структуры на территории СССР были разгромлены, а священнослужители либо высланы из страны (иностранцы), либо репрессированы (граждане СССР). Только два католических храма – Св. Людовика в Москве и Пресвятой Богоматери Лурдской в Ленинграде продолжали действовать, поскольку числились как учреждения французского посольства. В 1936 из Москвы был выслан последний католический епископ, действовавший на территории СССР. На свободе в это время в СССР оставалось 16 священников.
Грекокатолическая церковь в СССР в 1939–46. В 1939 по пакту Молотова – Риббентропа Галиция вошла в состав УССР. Проводимые сов. властями до начала Вел. Отеч. войны репрессии затронули этот регион в меньшей степени, чем др. регионы СССР (так, на Западной Украине были закрыты только монастыри и духовные школы, а приходы продолжали действовать). С началом 2-й мировой войны ГКЦ активно сотрудничала с оккупировавшими Западную Украину германскими нацистами и покровительствовала местным националистическим движениям (бандеровцам и пр.). Эти обстоятельства обусловили резко негативное отношение к униатам со стороны И. В. Сталина и стремление сов. правительства ликвидировать ГКЦ на территории СССР. С этой целью сов. власти использовали давно существовавшее среди части униатского духовенства стремление возвратиться в православие (лидером этого движения был протопресвитер Гавриил Костельник). В 1944–46 были арестованы все униатские епископы. Львовский собор 1946 объявил об упразднении Брестской унии. Впрочем, это не привело к полному исчезновению униатства: грекокатолические структуры сохранились в эмиграции, а на территории СССР существовали нелегальные униатские приходы.
Римско-католическая церковь в СССР после 1945. В послевоенные годы римско-католические приходы на территории Украины и Белоруссии открыто продолжали свою деятельность, причём число католических общин в СССР увеличилось за счёт вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. В Литве и Латвии сохранилась существовавшая ранее епархиальная структура, действовали духовные школы. Единственные в России московский и ленинградский католические приходы утратили свой прежний статус французских посольских церквей и номинально были переданы в юрисдикцию Рижского и Каунасского диоцезов. Назначение на них настоятелей, приходская жизнь, как и у др. конфессий, строго контролировались государством.
В период т. н. хрущёвской оттепели положение католиков в СССР в целом улучшилось. Из лагерей были освобождены римско- и грекокатолические епископы, священники и миряне, в т. ч. первоиерарх ГКЦ митр. Иосиф Слипый, который после освобождения переехал в Рим. Было зарегистрировано несколько новых римско-католических приходов, наряду с которыми существовали и нелегальные общины. К 1988 в РСФСР насчитывалось 39 зарегистрированных католических общин. Начавшиеся в СССР при М. С. Горбачёве политические реформы радикально изменили положение РКЦ. После состоявшейся в дек. 1989 встречи Горбачёва и папы Иоанна Павла II были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.
Римско-католическая церковь в современной России. В условиях полной религ. свободы 1990-х гг. РКЦ развила на территории РФ организационно-институциональную активность. К 1991 папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В РФ они первоначально были учреждены в ранге апостольских администратур. Позже были учреждены апостольские администратуры для католиков Юга России, а также востока Сибири и Дальнего Востока. Апостольские администратуры были объединены в конференцию католических епископов России во главе с Т. Кондрусевичем. 11.2.2002 апостольские администратуры РКЦ были преобразованы в самостоятельные диоцезы (епархии) с повышением статуса адм. присутствия РКЦ в России и объединением диоцезов в Российскую церковную провинцию (митрополию).
На 1.1.2003 РКЦ в России имела 268 религ. организаций. В разные годы клирики-иностранцы составляли св. 90% католических священнослужителей в России. С нач. 90-х гг. на территории России возобновили свою деятельность представители католических монашеских орденов: ассумпционисты, доминиканцы, францисканцы, салезианцы, а также монахини-паулинки, кармелитки и др. В 1992 была официально разрешена деятельность рос. отделения ордена иезуитов. В 1999 образована Российская нац. конференция гл. настоятелей и настоятельниц институтов монашествующих и обществ апостольской жизни. Было открыто несколько высших учебных заведений.
На территории России в 90-х гг. было образовано несколько грекокатолических общин, которые не имели в РФ самостоятельной структуры и подчинялись римско-католическим епархиальным архиереям.