Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 225-227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Юхименко

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Выговское общежитие с родословным древом А. и С. Денисовых. Рисованный лубок (фрагмент). 1-я пол. 19 в. Архив «Православной энциклопедии»

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сий­ской им­пе­рии. С на­ча­лом ре­форм Пет­ра I прекра­ти­лись от­кры­тые го­не­ния на ста­ро­об­ряд­цев. Дек­ла­ри­руе­мый пра­ви­тель­ст­вом прин­цип ве­ро­тер­пи­мо­сти стал ис­поль­зо­вать­ся для по­пол­не­ния гос. каз­ны (в 1705 вве­де­на по­шли­на на бо­ро­ду, в 1716 ста­ро­об­ряд­цам доз­во­ле­но на­рав­не с др. под­дан­ны­ми от­кры­то жить в се­ле­ни­ях и го­ро­дах, но при ус­ло­вии пла­те­жа двой­но­го по­дат­но­го ок­ла­да и без пра­ва про­по­ве­ди сво­его уче­ния; за­пи­сав­шие­ся в двой­ной ок­лад бы­ли ог­ра­ни­че­ны в гра­ж­дан­ских пра­вах и долж­ны бы­ли не­сти не­ко­то­рые осо­бые по­вин­но­сти). На­чал­ся пе­ри­од ор­га­ни­за­ции круп­ных ста­ро­об­ряд­че­ских цен­тров, ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ляв­ших хо­зяй­ст­вен­ную дея­тель­ность и куль­тур­ное строи­тель­ст­во (Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во и др.). Од­на­ко го­су­дар­ст­вен­ные и цер­ков­ные вла­сти ста­ра­лись не до­пус­тить ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, его про­па­ган­да ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­лась, а уже во 2-й по­ло­ви­не цар­ст­во­ва­ния Пет­ра I при­тес­не­ния ста­ро­об­ряд­цев вновь уси­ли­лись. С нач. 18 в. при под­держ­ке го­су­дар­ст­ва РПЦ ста­ла осу­ще­ст­в­лять дея­тель­ность по об­ра­ще­нию ста­ро­об­ряд­цев в пра­во­сла­вие. Не­об­хо­ди­мость от­вет­ной по­ле­ми­ки с гос. цер­ко­вью спо­соб­ст­во­ва­ла на­ча­лу сис­те­ма­ти­че­ской ра­бо­ты по сбо­ру цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств в за­щи­ту ста­рой ве­ры (об­шир­ные по­ле­ми­ко-дог­ма­ти­че­ские трак­та­ты «Дья­ко­но­вы от­ве­ты», 1719, «По­мор­ские от­ве­ты», 1723).

В 1725 бы­ла соз­да­на осо­бая Рас­коль­ни­чья кон­то­ра, к ко­то­рой пе­ре­шли ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­цей­ские де­ла по рас­ко­лу. По­сле не­ко­то­ро­го ос­лаб­ле­ния в цар­ст­во­ва­ние Ека­те­ри­ны I и Пет­ра II стро­гость за­ко­нов бы­ла уси­ле­на при имп. Ан­не Ива­нов­не и осо­бен­но при Ели­за­ве­те Пет­ров­не. При Пет­ре III в 1762 ста­ро­об­ряд­цы бы­ли при­рав­не­ны в от­но­ше­нии ре­лиг. сво­бо­ды к ино­вер­цам, жив­шим внут­ри Рос­сии. В 1763 Рас­коль­ни­чья кон­то­ра бы­ла уп­разд­не­на. Ека­те­рина II в 1762 раз­ре­ши­ла ушед­шим за гра­ни­цу ста­ро­об­ряд­цам воз­вра­тить­ся в Рос­сию и по­се­лить­ся в По­вол­жье, где воз­ник­ли Ир­гиз­ские мо­на­сты­ри – центр бег­ло­по­пов­цев (по­пов­ско­го со­гла­сия, при­ни­мав­ше­го к се­бе свя­щен­ни­ков, пе­ре­шед­ших из гос. церк­ви).

Церковь в честь Покрова Божией Матери (Покровский собор) на Рогожском кладбище в Москве. Архив «Православной энциклопедии»

По­ли­ти­ка ве­ро­тер­пи­мо­сти Ека­те­ри­ны II спо­соб­ст­во­ва­ла смяг­че­нию дав­ле­ния на ста­ро­об­ряд­цев. По­сле эпи­де­мии чу­мы в Мо­ск­ве в 1771 бы­ло раз­ре­ше­но ор­га­ни­зо­вать два ста­ро­об­ряд­че­ских клад­би­ща с ча­сов­ня­ми – Ро­гож­ское для по­пов­цев и Пре­об­ра­жен­ское для бес­по­пов­цев, ко­то­рые вско­ре пре­вра­ти­лись в мо­на­сты­ри и ста­ли ду­хов­ны­ми и адм. цен­тра­ми сво­их со­гла­сий. Их под­дер­жи­ва­ло бо­га­тое мо­с­ков­ское ку­пе­че­ст­во, в боль­шин­ст­ве сво­ём ста­ро­об­ряд­че­ское. В 1782 ста­ро­об­ряд­цы бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от двой­но­го ок­ла­да, с 1783 бы­ло за­пре­ще­но упот­реб­лять в офи­ци­аль­ных бу­ма­гах и раз­го­во­ре сло­во «рас­коль­ник» как бран­ное; в 1785 было раз­ре­ше­но вы­би­рать ста­ро­об­ряд­цев на об­ще­ст­вен­ные долж­но­сти.

Хор старообрядческой общины Преображенского кладбища в Москве. Фото. Нач. 20 в.

С 1780-х гг. не­ко­то­рые об­щи­ны бег­ло­по­пов­цев вы­ра­жа­ли го­тов­ность вой­ти в под­чи­не­ние Свя­тей­ше­му Си­но­ду при ус­ло­вии со­хра­не­ния ста­рых об­ря­дов и раз­ре­ше­нии иметь свя­щен­ни­ков, по­став­лен­ных епи­ско­па­ми гос­под­ствую­щей церк­ви. В 1800 ука­зом Пав­ла I ут­вер­жде­ны «Пра­ви­ла еди­но­ве­рия», ко­то­ры­ми уч­ре­ж­да­лись еди­но­вер­че­ские при­хо­ды ста­ро­об­ряд­цев, под­чи­няв­шие­ся епар­хи­аль­ной и си­но­даль­ной вла­сти (сво­их епи­ско­пов еди­но­вер­цы иметь не мог­ли). Еди­но­вер­че­ские церк­ви бы­ли от­кры­ты в С.-Пе­тер­бур­ге (1799), Мо­ск­ве (1801) и др. мес­тах. Вве­де­ние еди­но­ве­рия ис­поль­зо­ва­лось пра­ви­тель­ст­вом как спо­соб вклю­че­ния ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин в струк­ту­ру РПЦ, при­ме­ня­лись и ме­то­ды не­яв­но­го при­ну­ж­де­ния (по­сле ука­за 1827, за­пре­тив­ше­го пе­ре­ход свя­щен­ни­ков из офи­ци­аль­ной церк­ви в ста­ро­об­ряд­че­ские об­щи­ны, Ир­гиз­ские мо­на­сты­ри, в ко­то­рых в это вре­мя про­жи­ва­ло ок. 3 тыс. чел., ока­за­лись вне за­ко­на; к 1841 все они по рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ст­ва бы­ли пе­ре­да­ны еди­но­вер­че­ской церк­ви).

Бла­го­да­ря по­ли­ти­ке ве­ро­тер­пи­мо­сти Алек­сан­д­ра I в 1-й четв. 19 в. су­ще­ст­во­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ст­ва бы­ло от­но­си­тель­но спо­кой­ным. При Ни­ко­лае I ме­ры про­тив рас­ко­ла зна­чи­тель­но уже­сто­чи­лись. Пра­ви­тель­ст­во не де­ла­ло раз­ли­чий ме­ж­ду ста­ро­об­ряд­че­ст­вом и сек­тант­ст­вом. В 1835 все про­ти­во­стоя­щие офи­ци­аль­ной церк­ви ре­лиг. об­щи­ны бы­ли раз­де­ле­ны на: 1) «сек­ты вред­ней­шие», ку­да на­ря­ду с сек­та­ми вклю­ча­лись край­ние на­прав­ле­ния бес­по­пов­ст­ва (от­вер­гав­шие брак и мо­лит­ву за ца­ря); 2) «сек­ты вред­ные» – бес­по­пов­цы, прак­ти­ко­вав­шие брак (но­во­жё­ны) и мо­лит­ву за ца­ря; 3) «сек­ты ме­нее вред­ные» – по­пов­цы (разъ­яс­не­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да по за­про­су МВД, 1842). Это раз­де­ле­ние ста­ло ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки. В 1831 был уч­ре­ж­дён сек­рет­ный Со­ве­ща­тель­ный ко­ми­тет, с 1838 по­доб­ные ко­ми­те­ты ор­га­ни­зо­ва­ны в гу­бер­ни­ях. На ста­ро­об­ряд­цев об­ру­шил­ся всё бо­лее на­рас­тав­ший к сер. 19 в. по­ток ог­ра­ни­че­ний и ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­цей­ских мер. Все де­ла, свя­зан­ные со ста­ро­об­ряд­че­ст­вом, от­но­си­лись к сфе­ре дей­ст­вия уго­лов­но­го пра­ва. Ста­ро­об­ряд­цам вос­пре­ща­лось за­ня­тие об­ще­ст­вен­ных долж­но­стей (1831, 1838); ста­ро­об­ряд­цы-бес­по­пов­цы бы­ли ли­ше­ны пра­ва на об­ще­ст­вен­ные от­ли­чия. Вла­сти за­пре­ти­ли строи­тель­ст­во но­вых ча­со­вен и ре­монт ста­рых (1826). Эти по­ста­нов­ле­ния во­шли в Свод за­ко­нов 1857 и в той или иной ме­ре про­су­ще­ст­во­ва­ли до об­на­ро­до­ва­ния Ма­ни­фе­ста о ве­ро­тер­пи­мо­сти 17.10.1905. По­сле ут­вер­ждён­но­го в 1853 рас­по­ря­же­ния Осо­бо­го сек­рет­но­го ко­ми­те­та о по­сте­пен­ном уп­разд­не­нии «про­ти­во­за­кон­ных рас­коль­ни­че­ских сбо­рищ», в т. ч. ски­тов и мо­на­сты­рей, в 1854–56 бы­ли опе­ча­та­ны ал­та­ри Ро­гож­ско­го клад­би­ща, часть Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­да­на еди­но­вер­цам, Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во за­кры­то.

Ма­ни­фест 17(30).10.1905 дал ста­ро­об­ряд­цам рав­ные с др. гра­ж­да­на­ми им­пе­рии пра­ва: раз­ре­ша­лось со­ору­же­ние и ре­монт ста­ро­об­ряд­че­ских мо­лит­вен­ных до­мов, уст­рой­ст­во ски­тов и мо­на­сты­рей, на­ча­лось бур­ное воз­ро­ж­де­ние цер­ков­ной и куль­тур­ной жиз­ни рос. ста­ро­об­ряд­цев. К 1910 в Рос­сии бы­ло об­ра­зо­ва­но и офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 1,3 тыс. ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин, к 1913 по­строе­но бо­лее 1 тыс. ­храмов, уст­рое­но неск. но­вых мо­на­сты­рей. Воз­ник­ли ста­ро­об­ряд­че­ские шко­лы, ин­сти­ту­ты, ти­по­гра­фии, пе­рио­ди­че­ские из­да­ния (ж. «Из­бор­ник», газ. «Го­лос ста­ро­об­ряд­ца», «На­род­ная га­зе­та» и др.), му­зеи, бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции.

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в СССР. Уже в 1917–18 за­кры­лись мно­гие ста­ро­об­ряд­че­ские церк­ви и мо­лит­вен­ные до­ма, бы­ли уп­разд­не­ны поч­ти все мо­на­сты­ри, за­кры­ты пе­рио­ди­че­ские из­да­ния, учеб­ные за­ве­де­ния. Ста­ро­об­ряд­цы, в си­лу ис­то­ри­че­ских при­чин, в зна­чи­тель­ной сво­ей час­ти про­жи­вав­шие на ок­раи­нах Рос­сии (в Си­би­ри, на юге) и пре­об­ла­дав­шие сре­ди ку­пе­че­ст­ва и за­жи­точ­но­го кре­сть­ян­ст­ва, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в Бе­лом дви­же­нии. В ка­зачь­их час­тях А. И. Де­ни­ки­на дей­ст­во­ва­ли ста­ро­об­ряд­че­ские пол­ко­вые свя­щен­ни­ки. В ар­мии А. В. Кол­ча­ка су­ще­ст­во­ва­ли со­сто­яв­шие из ста­ро­об­ряд­цев «доб­ро­воль­че­ские кре­сто­нос­ные дру­жи­ны», был соз­дан и ин­сти­тут во­ен­ных свя­щен­ни­ков Бе­ло­криниц­кой ие­рар­хии.

По­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны 1917– 1922 сов. пра­ви­тель­ст­во пред­при­ня­ло ряд ша­гов по при­вле­че­нию ста­ро­об­ряд­цев: 5.10.1921 из­да­но воз­зва­ние к ста­ро­об­ряд­цам и сек­тан­там, где ут­вер­жда­лось, что их те­перь «ни­кто, ни­ко­гда... не бу­дет пре­сле­до­вать»; бы­ла соз­да­на пра­ви­тель­ст­вен­ная ко­мис­сия «по за­се­ле­нию сво­бод­ных зе­мель сек­тан­та­ми и ста­ро­об­ряд­ца­ми», дей­ст­во­вав­шая при­бли­зи­тель­но до 1924. В 20-е гг. ста­ло воз­мож­ным не­ко­то­рое воз­ро­ж­де­ние ста­ро­об­ряд­че­ской цер­ков­ной жиз­ни. В 1923 ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий (Кар­ту­шин) и епи­скоп Пет­ро­град­ский и Твер­ской Ге­рон­тий (Ла­ком­кин) вы­пус­ти­ли «Ар­хи­пас­тыр­ское по­сла­ние» с при­зы­вом к сво­ей па­ст­ве быть ло­яль­ны­ми по от­но­ше­нию к но­вой вла­сти. С раз­ре­ше­ния вла­стей ста­ро­об­ряд­цы раз­ных со­гла­сий про­ве­ли ряд со­бо­ров и со­бор­ных за­се­да­ний, на ко­то­рых рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы ус­та­ва и бо­го­слу­же­ния, уст­рое­ния цер­ков­ной жиз­ни в но­вых ис­то­ри­че­ских ус­ло­ви­ях: бе­ло­кри­ниц­кие со­бо­ры (1925–27), ре­гио­наль­ные по­мор­ские со­бо­ры и съез­ды (1923–27), фе­до­се­ев­ский (1924), спа­сов­ские (1924–27). Во­зоб­но­ви­лось из­да­ние «Ста­ро­об­ряд­че­ских цер­ков­ных ка­лен­да­рей». В 1923 со­стоя­лось уч­ре­ж­де­ние трёх­чин­ной ие­рар­хии в бег­ло­попов­ском со­гла­сии.

В кон. 20-х гг. по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва по от­но­ше­нию к ста­ро­об­ряд­цам ме­ня­ет­ся в свя­зи с на­чав­шей­ся в 1929 кол­лек­ти­ви­за­ци­ей сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и раз­вер­нув­шей­ся кам­па­ни­ей по «ли­к­ви­да­ции ку­ла­че­ст­ва как клас­са». Ста­ро­об­ряд­че­ское кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во в боль­шин­ст­ве сво­ём бы­ло дос­та­точ­но за­жи­точ­ным, и это да­ло ос­но­ва­ние Н. К. Круп­ской ска­зать, что «борь­ба с ку­ла­че­ст­вом есть од­но­вре­мен­но борь­ба со ста­ро­об­ряд­че­ст­вом». Мас­со­вые ре­прес­сии 30-х гг. за­тро­ну­ли ста­ро­об­ряд­че­ст­во столь же силь­но, как и пред­ста­ви­те­лей др. кон­фес­сий в СССР. За не­же­ла­ние всту­пать в кол­хо­зы мн. ста­ро­об­ряд­цы бы­ли аре­сто­ва­ны и со­сла­ны; часть ста­ро­об­ряд­цев эмиг­ри­ро­ва­ла, пре­иму­ще­ст­вен­но в Ру­мы­нию и Ки­тай. В хо­де за­кры­тия церк­вей и мо­на­сты­рей про­во­ди­лась то­таль­ная кон­фи­ска­ция икон, ру­ко­пис­ных и пе­чат­ных книг, бо­го­слу­жеб­ных пред­ме­тов, об­ла­че­ний; лишь ка­кая-то их часть по­па­ла в му­зей­ный фонд, мн. па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры бы­ли ут­ра­че­ны. Ес­ли в 1927 Бе­ло­кри­ниц­кая ие­рар­хия на­счи­ты­ва­ла 16–18 епи­ско­пов, то к 1940 на сво­бо­де ос­тал­ся все­го один ар­хие­рей. Бы­ли за­кры­ты все мо­на­сты­ри, аре­сто­ва­но по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во свя­щен­но­слу­жи­те­лей, на­став­ни­ков По­мор­ско­го, Фе­до­се­ев­ско­го и др. бес­по­пов­ских со­гла­сий, мн. об­лас­ти, пре­ж­де счи­тав­шие­ся ста­ро­об­ряд­че­ски­ми, ли­ши­лись всех дей­ст­вую­щих хра­мов.

Свя­зан­ное с Вел. Отеч. вой­ной ос­лаб­ле­ние атеи­сти­че­ской по­ли­ти­ки сов. вла­сти кос­ну­лось и ста­ро­об­ряд­цев. В 1941 бы­ло раз­ре­ше­но вос­ста­но­вить в Мо­ск­ве ста­ро­об­ряд­че­скую ар­хи­епи­ско­пию Бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия. Гла­ва Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии ар­хи­еп. Ири­нарх (Пар­фё­нов) вско­ре по­сле на­ча­ла вой­ны об­ра­тил­ся к сво­ей па­ст­ве с при­зы­вом встать на за­щи­ту Ро­ди­ны. Был ор­га­ни­зо­ван сбор средств в фонд обо­ро­ны. В во­ен­ные го­ды на­ча­ли воз­ро­ж­дать­ся ста­ро­об­ряд­че­ские при­хо­ды. В 1945 бы­ла вновь за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на Пре­об­ра­жен­ская фе­до­се­ев­ская об­щи­на в Мо­ск­ве.

Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная по­ли­ти­ка Хру­щё­ва при­ве­ла к за­кры­тию в 1959 един­ст­венно­го ста­ро­об­ряд­че­ско­го мо­на­сты­ря. В 1962 в Рос­сию (в Став­ро­поль­ский край) вер­ну­лись про­жи­вав­шие ра­нее в Тур­ции ста­ро­об­ряд­цы-не­кра­сов­цы.

Прин­ци­пи­аль­но но­вый этап в ис­то­рии ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, свя­зан­ный с де­мо­кра­ти­за­ци­ей об­ще­ст­ва и из­ме­не­ни­ем от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва к ве­рую­щим, на­чал­ся с 1985. Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло празд­но­ва­ние 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си (1988), в ко­то­ром ак­тив­ное уча­стие при­ни­ма­ли и ста­ро­об­ряд­цы. 24.7.1988 ар­хи­епи­скоп Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алим­пий был воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. С кон. 1980-х гг. на­ча­лась пе­ре­да­ча об­щи­нам цер­ков­ных зда­ний, а так­же зда­ний и тер­ри­то­рий ис­то­ри­че­ских цен­тров ста­ро­об­ряд­че­ст­ва – Ро­гож­ско­го и Пре­об­ра­жен­ско­го клад­бищ. Про­шло ре­ги­ст­ра­цию боль­шое чис­ло но­вых об­щин; воз­ро­ди­лась цер­ков­но-при­ход­ская жизнь, ста­ло ре­гу­ляр­ным про­ве­де­ние ос­вя­щён­ных со­бо­ров и со­ве­тов ми­тро­по­лии Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии, во­зоб­но­ви­лась ка­но­ни­за­ция свя­тых; важ­ные со­бор­ные со­ве­ща­ния бы­ли про­ве­де­ны так­же в По­мор­ском со­гла­сии. Поя­ви­лись но­вые пе­рио­ди­че­ские из­да­ния, из­да­ва­лась бо­го­слу­жеб­ная, ис­то­ри­че­ская и учеб­ная ли­те­ра­ту­ра. Ста­ло воз­мож­ным вос­ста­нов­ле­ние ду­хов­ных свя­зей с еди­но­вер­ца­ми, жи­ву­щи­ми за ру­бе­жом.

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в со­вре­мен­ной Рос­сии. На 1.1.2003 в РФ за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 288 ста­ро­об­ряд­че­ских ре­лиг. ор­га­ни­за­ций раз­ных со­гла­сий, в том чис­ле: 13 цен­тра­ли­зо­ван­ных ор­га­ни­за­ций, 272 – ме­ст­ные, 1 ре­ли­ги­оз­ное учеб­ное за­ве­де­ние и 2 мо­на­сты­ря. Зна­чи­тель­ное чис­ло ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать без ре­ги­ст­ра­ции. В на­стоя­щее вре­мя ста­ро­об­ряд­че­ст­во пред­став­ле­но все­ми осн. со­гла­сия­ми, су­ще­ст­во­вав­ши­ми и пре­ж­де.

По­пов­цы. Рус­ская пра­во­слав­ная ста­ро­об­ряд­че­ская цер­ковь (РПСЦ, до 1988 Древ­ле­пра­во­слав­ная цер­ковь Хри­сто­ва). Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная ор­га­ни­за­ция ста­ро­об­ряд­цев. Име­ет епи­ско­пат, ве­ду­щий своё на­ча­ло (1846) от быв. Бос­но-Са­ра­ев­ско­го (Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат) митр. Ам­вро­сия (Пап­па-Ге­ор­го­по­ли). РПСЦ со­сто­ит из 2 не­за­ви­си­мых друг от дру­га ми­тро­по­лий: Мо­с­ков­ской [центр – в Мо­ск­ве, во гла­ве с митр. Андрианом (Четверговым) – с февр. 2004] и Бе­ло­кри­ниц­кой [центр – в г. Браи­ла, Ру­мы­ния, во гла­ве с митр. Ле­он­тием (Изо­то­вым) – с 1996]. К 1.1.2003 в под­чи­не­нии ми­тро­по­ли­та Мо­с­ков­ско­го, ие­рар­хи­че­ская власть ко­то­ро­го рас­про­стра­ня­ет­ся на ста­ро­об­ряд­цев, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии и стран ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья, на­хо­дят­ся 11 епар­хий, ко­то­ры­ми управ­ля­ют 7 епи­ско­пов. В РФ су­ще­ст­ву­ют 184 при­хо­да, ещё ок. 70 – за ру­бе­жом, в осн. в Ук­раи­не и Мол­да­вии. В со­ста­ве Мо­с­ков­ской мит­ро­по­лии дей­ст­ву­ют 2 мо­на­сты­ря, осу­ще­ст­в­ля­ют слу­же­ние ок. 100 свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов. Ка­фед­раль­ный со­бор – По­кров­ский со­бор на Ро­гож­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве. При нём же – ре­зи­ден­ция ми­тро­по­ли­та. Су­ще­ст­ву­ют 2 учи­ли­ща: в Мо­ск­ве (во­зоб­нов­ля­ет­ся по ре­ше­нию Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра 2002) и Ко­ст­ро­ме (за­оч­ное). Из­да­ют­ся жур­на­лы «Цер­ковь» и «Ду­хов­ные от­ве­ты».

Рус­ская древ­ле­пра­во­слав­ная цер­ковь (РДЦ, Но­во­зыб­ков­ская ие­рар­хия). Объ­е­ди­ня­ет со­гла­сие, на­зы­вав­шее­ся бег­ло­по­пов­ским и ве­ду­щее своё на­ча­ло со 2-й пол. 17 в. С 1923 – ар­хи­епи­ско­пия. С 1963 ре­зи­ден­ция гла­вы Древ­ле­пра­во­слав­ной церк­ви на­хо­дит­ся в г. Но­во­зыб­ков Брян­ской обл. при ка­фед­раль­ном Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1990 РДЦ был пе­ре­дан мо­с­ков­ский храм во имя свт. Ни­ко­лы Чу­до­твор­ца на За­це­пе. Су­ще­ст­ву­ет выс­шее древ­ле­пра­во­слав­ное ду­хов­ное учи­ли­ще в Но­во­зыб­ко­ве.

5.6.1996 ар­хи­епи­ско­пом Но­во­зыб­ков­ским, Мо­с­ков­ским и всея Ру­си был из­бран Ари­старх (Ка­ли­нин). Со­глас­но ре­ше­нию со­бо­ра от 3.3.2002 пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си был из­бран Алек­сандр (Ка­ли­нин).

В 2003 РДЦ име­ет 9 епи­скоп­ских кафедр­; на­счи­ты­ва­ет ок. 70 при­хо­дов: в Рос­сии, Вос­точ­ном Ка­зах­ста­не, Ук­раи­не. Дей­ст­вую­щие мо­на­сты­ри – муж­ской в пос. Ка­мен­ка Злын­ков­ско­го р-на Брян­ской обл. и жен­ский в Са­ма­ре. В 2001 от РДЦ от­де­ли­лось но­вое со­гла­сие, центр ко­то­ро­го на­хо­дит­ся в Ру­мы­нии и объ­е­ди­ня­ет не­сколь­ко при­хо­дов, в т. ч. в Ук­раи­не и Рос­сии.

Бес­по­пов­цы. Древ­ле­пра­во­слав­ная по­мор­ская цер­ковь (ДПЦ). Ду­хов­ным цен­тром по­мор­ско­го ста­ро­ве­рия яв­ля­лось зна­ме­ни­тое Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во, ор­га­ни­зо­ван­ное в 1694 на сев.-вост. по­бе­ре­жье Онеж­ско­го озе­ра. На тер­ри­то­рии Рос­сии су­ще­ст­ву­ет бо­лее 200 об­щин По­мор­ско­го со­гла­сия, од­на­ко из них на 1.1.2003 заре­ги­ст­ри­ро­ва­но все­го 43 ре­лиг. ор­га­ни­за­ции, бо­лее 200 – в Бе­ло­рус­сии, Украи­не, Лат­вии, Лит­ве, Ка­зах­ста­не, Поль­ше и пр. Выс­шим ор­га­ном ДПЦ яв­ля­ет­ся со­бор. Ме­ж­ду со­бо­ра­ми те­ку­щие де­ла церк­ви ре­ша­ет об­ра­зо­ван­ный 21–22.11.1989 Рос­сий­ский со­вет (РС) ДПЦ – цен­траль­ный ор­ган ДПЦ. В ию­не 2001 был соз­дан ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­ве­ща­тель­ный ор­ган – Еди­ный со­вет (ЕС) ДПЦ, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ре­гио­наль­ные объ­е­ди­не­ния: РС ДПЦ, Цен­траль­ный со­вет ДПЦ Лат­вии, Выс­ший ста­ро­об­ряд­че­ский со­вет Лит­вы, Цен­траль­ный со­вет ДПЦ Бе­ло­рус­сии. РС ДПЦ управ­ля­ет по­мор­ски­ми об­щи­на­ми в Рос­сии, Ук­раи­не, Ка­зах­ста­не, Кир­ги­зии, Мол­да­вии.

Фе­до­се­ев­ское со­гла­сие вклю­ча­ет от­дель­ные ре­гио­наль­ные об­щи­ны, ор­га­ни­за­ци­он­но ме­ж­ду со­бой не свя­зан­ные. Пре­об­ра­жен­ская фе­до­се­ев­ская об­щи­на тра­ди­ци­он­но вы­пол­ня­ет роль ав­то­ри­тет­но­го ду­хов­но­го цен­тра. Круп­ные об­щи­ны на­хо­дят­ся в Сер­пу­хо­ве и Ка­за­ни.

Фи­лип­пов­ское со­гла­сие пер­вона­чаль­но по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние на се­ве­ре Рос­сии, за­тем в Верх­нем По­вол­жье, Мо­ск­ве (Брат­ский двор). Мо­с­ков­ская об­щи­на про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1990. От­дель­ные фи­лип­пов­цы про­жи­ва­ют в Одес­се (Украина), Ким­рах, Ни­же­го­род­ской, Ки­ров­ской и Ар­хан­гель­ской об­лас­тях, в Си­би­ри.

Об­щи­ны Спа­со­ва со­гла­сия су­ще­ст­ву­ют в По­вол­жье (центр – Са­ра­тов) и Пре­ду­ра­лье (центр – Стер­ли­та­мак), воз­ро­ж­да­ет­ся об­щи­на в Че­ре­пов­це.

Не­мно­го­чис­лен­ные груп­пы Стран­ни­че­ско­го со­гла­сия про­жи­ва­ют в Верх­нем и Сред­нем По­вол­жье, во Вла­ди­мир­ской обл., на Ура­ле, в Си­би­ри.

Ча­со­вен­ное со­гла­сие рас­про­стра­не­но на Сред­нем Ура­ле и в Си­би­ри, наи­бо­лее круп­ные об­щи­ны на­хо­дят­ся в Перм­ской обл., Не­вьян­ске, Ниж­нем Та­ги­ле, Тю­ме­ни, Ялу­то­ров­ске и в Кур­ган­ской обл.

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ща­пов А. П. Рус­ский рас­кол ста­ро­об­ряд­ст­ва в свя­зи с внут­рен­ним со­стоя­ни­ем Рус­ской церк­ви и гра­ж­дан­ст­вен­но­сти в XVII в. и в пер­вой по­ло­ви­не XVIII в. 2-е изд. Ка­зань, 1859; Зень­ков­ский С. Рус­ское ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ду­хов­ные дви­же­ния 17-го в. Münch., 1970; Ми­ло­ви­дов В. Ф. Со­вре­мен­ное ста­ро­об­ряд­че­ст­во. М., 1979; Ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ли­ца, со­бы­тия, пред­ме­ты и сим­во­лы: Опыт эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря. М., 1996; Ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ис­то­рия, куль­ту­ра, со­вре­мен­ность. М., 1997; Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сии (XVII–XX вв.): Сб. на­уч­ных тру­дов. М., 1999; Ша­хов М. О. Ста­ро­об­ряд­че­ское ми­ро­воз­зре­ние: Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские ос­но­вы и со­ци­аль­ная по­зи­ция. М., 2001; Юхи­мен­ко Е. М. Вы­гов­ская ста­ро­об­ряд­че­ская пус­тынь: Ду­хов­ная жизнь и ли­те­ра­ту­ра. М., 2002. Т. 1–2.

Вернуться к началу