СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Старообрядчество в Российской империи. С началом реформ Петра I прекратились открытые гонения на старообрядцев. Декларируемый правительством принцип веротерпимости стал использоваться для пополнения гос. казны (в 1705 введена пошлина на бороду, в 1716 старообрядцам дозволено наравне с др. подданными открыто жить в селениях и городах, но при условии платежа двойного податного оклада и без права проповеди своего учения; записавшиеся в двойной оклад были ограничены в гражданских правах и должны были нести некоторые особые повинности). Начался период организации крупных старообрядческих центров, успешно осуществлявших хозяйственную деятельность и культурное строительство (Выговское общежительство и др.). Однако государственные и церковные власти старались не допустить широкого распространения старообрядчества, его пропаганда категорически запрещалась, а уже во 2-й половине царствования Петра I притеснения старообрядцев вновь усилились. С нач. 18 в. при поддержке государства РПЦ стала осуществлять деятельность по обращению старообрядцев в православие. Необходимость ответной полемики с гос. церковью способствовала началу систематической работы по сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры (обширные полемико-догматические трактаты «Дьяконовы ответы», 1719, «Поморские ответы», 1723).
В 1725 была создана особая Раскольничья контора, к которой перешли административно-полицейские дела по расколу. После некоторого ослабления в царствование Екатерины I и Петра II строгость законов была усилена при имп. Анне Ивановне и особенно при Елизавете Петровне. При Петре III в 1762 старообрядцы были приравнены в отношении религ. свободы к иноверцам, жившим внутри России. В 1763 Раскольничья контора была упразднена. Екатерина II в 1762 разрешила ушедшим за границу старообрядцам возвратиться в Россию и поселиться в Поволжье, где возникли Иргизские монастыри – центр беглопоповцев (поповского согласия, принимавшего к себе священников, перешедших из гос. церкви).
Политика веротерпимости Екатерины II способствовала смягчению давления на старообрядцев. После эпидемии чумы в Москве в 1771 было разрешено организовать два старообрядческих кладбища с часовнями – Рогожское для поповцев и Преображенское для беспоповцев, которые вскоре превратились в монастыри и стали духовными и адм. центрами своих согласий. Их поддерживало богатое московское купечество, в большинстве своём старообрядческое. В 1782 старообрядцы были освобождены от двойного оклада, с 1783 было запрещено употреблять в официальных бумагах и разговоре слово «раскольник» как бранное; в 1785 было разрешено выбирать старообрядцев на общественные должности.
С 1780-х гг. некоторые общины беглопоповцев выражали готовность войти в подчинение Святейшему Синоду при условии сохранения старых обрядов и разрешении иметь священников, поставленных епископами господствующей церкви. В 1800 указом Павла I утверждены «Правила единоверия», которыми учреждались единоверческие приходы старообрядцев, подчинявшиеся епархиальной и синодальной власти (своих епископов единоверцы иметь не могли). Единоверческие церкви были открыты в С.-Петербурге (1799), Москве (1801) и др. местах. Введение единоверия использовалось правительством как способ включения старообрядческих общин в структуру РПЦ, применялись и методы неявного принуждения (после указа 1827, запретившего переход священников из официальной церкви в старообрядческие общины, Иргизские монастыри, в которых в это время проживало ок. 3 тыс. чел., оказались вне закона; к 1841 все они по распоряжению правительства были переданы единоверческой церкви).
Благодаря политике веротерпимости Александра I в 1-й четв. 19 в. существование старообрядчества было относительно спокойным. При Николае I меры против раскола значительно ужесточились. Правительство не делало различий между старообрядчеством и сектантством. В 1835 все противостоящие официальной церкви религ. общины были разделены на: 1) «секты вреднейшие», куда наряду с сектами включались крайние направления беспоповства (отвергавшие брак и молитву за царя); 2) «секты вредные» – беспоповцы, практиковавшие брак (новожёны) и молитву за царя; 3) «секты менее вредные» – поповцы (разъяснения Святейшего Синода по запросу МВД, 1842). Это разделение стало основой гос. политики. В 1831 был учреждён секретный Совещательный комитет, с 1838 подобные комитеты организованы в губерниях. На старообрядцев обрушился всё более нараставший к сер. 19 в. поток ограничений и административно-полицейских мер. Все дела, связанные со старообрядчеством, относились к сфере действия уголовного права. Старообрядцам воспрещалось занятие общественных должностей (1831, 1838); старообрядцы-беспоповцы были лишены права на общественные отличия. Власти запретили строительство новых часовен и ремонт старых (1826). Эти постановления вошли в Свод законов 1857 и в той или иной мере просуществовали до обнародования Манифеста о веротерпимости 17.10.1905. После утверждённого в 1853 распоряжения Особого секретного комитета о постепенном упразднении «противозаконных раскольнических сборищ», в т. ч. скитов и монастырей, в 1854–56 были опечатаны алтари Рогожского кладбища, часть Преображенского монастыря передана единоверцам, Выговское общежительство закрыто.
Манифест 17(30).10.1905 дал старообрядцам равные с др. гражданами империи права: разрешалось сооружение и ремонт старообрядческих молитвенных домов, устройство скитов и монастырей, началось бурное возрождение церковной и культурной жизни рос. старообрядцев. К 1910 в России было образовано и официально зарегистрировано 1,3 тыс. старообрядческих общин, к 1913 построено более 1 тыс. храмов, устроено неск. новых монастырей. Возникли старообрядческие школы, институты, типографии, периодические издания (ж. «Изборник», газ. «Голос старообрядца», «Народная газета» и др.), музеи, благотворительные организации.
Старообрядчество в СССР. Уже в 1917–18 закрылись многие старообрядческие церкви и молитвенные дома, были упразднены почти все монастыри, закрыты периодические издания, учебные заведения. Старообрядцы, в силу исторических причин, в значительной своей части проживавшие на окраинах России (в Сибири, на юге) и преобладавшие среди купечества и зажиточного крестьянства, активно участвовали в Белом движении. В казачьих частях А. И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А. В. Колчака существовали состоявшие из старообрядцев «добровольческие крестоносные дружины», был создан и институт военных священников Белокриницкой иерархии.
После окончания Гражд. войны 1917– 1922 сов. правительство предприняло ряд шагов по привлечению старообрядцев: 5.10.1921 издано воззвание к старообрядцам и сектантам, где утверждалось, что их теперь «никто, никогда... не будет преследовать»; была создана правительственная комиссия «по заселению свободных земель сектантами и старообрядцами», действовавшая приблизительно до 1924. В 20-е гг. стало возможным некоторое возрождение старообрядческой церковной жизни. В 1923 архиепископ Мелетий (Картушин) и епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльными по отношению к новой власти. С разрешения властей старообрядцы разных согласий провели ряд соборов и соборных заседаний, на которых рассматривались вопросы устава и богослужения, устроения церковной жизни в новых исторических условиях: белокриницкие соборы (1925–27), региональные поморские соборы и съезды (1923–27), федосеевский (1924), спасовские (1924–27). Возобновилось издание «Старообрядческих церковных календарей». В 1923 состоялось учреждение трёхчинной иерархии в беглопоповском согласии.
В кон. 20-х гг. политика правительства по отношению к старообрядцам меняется в связи с начавшейся в 1929 коллективизацией сельского хозяйства и развернувшейся кампанией по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве своём было достаточно зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством». Массовые репрессии 30-х гг. затронули старообрядчество столь же сильно, как и представителей др. конфессий в СССР. За нежелание вступать в колхозы мн. старообрядцы были арестованы и сосланы; часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. В ходе закрытия церквей и монастырей проводилась тотальная конфискация икон, рукописных и печатных книг, богослужебных предметов, облачений; лишь какая-то их часть попала в музейный фонд, мн. памятники истории и культуры были утрачены. Если в 1927 Белокриницкая иерархия насчитывала 16–18 епископов, то к 1940 на свободе остался всего один архиерей. Были закрыты все монастыри, арестовано подавляющее большинство священнослужителей, наставников Поморского, Федосеевского и др. беспоповских согласий, мн. области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов.
Связанное с Вел. Отеч. войной ослабление атеистической политики сов. власти коснулось и старообрядцев. В 1941 было разрешено восстановить в Москве старообрядческую архиепископию Белокриницкого согласия. Глава Белокриницкой иерархии архиеп. Иринарх (Парфёнов) вскоре после начала войны обратился к своей пастве с призывом встать на защиту Родины. Был организован сбор средств в фонд обороны. В военные годы начали возрождаться старообрядческие приходы. В 1945 была вновь зарегистрирована Преображенская федосеевская община в Москве.
Антирелигиозная политика Хрущёва привела к закрытию в 1959 единственного старообрядческого монастыря. В 1962 в Россию (в Ставропольский край) вернулись проживавшие ранее в Турции старообрядцы-некрасовцы.
Принципиально новый этап в истории старообрядчества, связанный с демократизацией общества и изменением отношения государства к верующим, начался с 1985. Важным событием стало празднование 1000-летия Крещения Руси (1988), в котором активное участие принимали и старообрядцы. 24.7.1988 архиепископ Московский и всея Руси Алимпий был возведён в сан митрополита. С кон. 1980-х гг. началась передача общинам церковных зданий, а также зданий и территорий исторических центров старообрядчества – Рогожского и Преображенского кладбищ. Прошло регистрацию большое число новых общин; возродилась церковно-приходская жизнь, стало регулярным проведение освящённых соборов и советов митрополии Белокриницкой иерархии, возобновилась канонизация святых; важные соборные совещания были проведены также в Поморском согласии. Появились новые периодические издания, издавалась богослужебная, историческая и учебная литература. Стало возможным восстановление духовных связей с единоверцами, живущими за рубежом.
Старообрядчество в современной России. На 1.1.2003 в РФ зарегистрировано 288 старообрядческих религ. организаций разных согласий, в том числе: 13 централизованных организаций, 272 – местные, 1 религиозное учебное заведение и 2 монастыря. Значительное число старообрядческих общин продолжает существовать без регистрации. В настоящее время старообрядчество представлено всеми осн. согласиями, существовавшими и прежде.
Поповцы. Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ, до 1988 Древлеправославная церковь Христова). Наиболее многочисленная организация старообрядцев. Имеет епископат, ведущий своё начало (1846) от быв. Босно-Сараевского (Константинопольский патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи). РПСЦ состоит из 2 независимых друг от друга митрополий: Московской [центр – в Москве, во главе с митр. Андрианом (Четверговым) – с февр. 2004] и Белокриницкой [центр – в г. Браила, Румыния, во главе с митр. Леонтием (Изотовым) – с 1996]. К 1.1.2003 в подчинении митрополита Московского, иерархическая власть которого распространяется на старообрядцев, проживающих на территории России и стран ближнего и дальнего зарубежья, находятся 11 епархий, которыми управляют 7 епископов. В РФ существуют 184 прихода, ещё ок. 70 – за рубежом, в осн. в Украине и Молдавии. В составе Московской митрополии действуют 2 монастыря, осуществляют служение ок. 100 священников и диаконов. Кафедральный собор – Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве. При нём же – резиденция митрополита. Существуют 2 училища: в Москве (возобновляется по решению Освящённого собора 2002) и Костроме (заочное). Издаются журналы «Церковь» и «Духовные ответы».
Русская древлеправославная церковь (РДЦ, Новозыбковская иерархия). Объединяет согласие, называвшееся беглопоповским и ведущее своё начало со 2-й пол. 17 в. С 1923 – архиепископия. С 1963 резиденция главы Древлеправославной церкви находится в г. Новозыбков Брянской обл. при кафедральном Спасо-Преображенском храме. В 1990 РДЦ был передан московский храм во имя свт. Николы Чудотворца на Зацепе. Существует высшее древлеправославное духовное училище в Новозыбкове.
5.6.1996 архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси был избран Аристарх (Калинин). Согласно решению собора от 3.3.2002 патриархом Московским и всея Руси был избран Александр (Калинин).
В 2003 РДЦ имеет 9 епископских кафедр; насчитывает ок. 70 приходов: в России, Восточном Казахстане, Украине. Действующие монастыри – мужской в пос. Каменка Злынковского р-на Брянской обл. и женский в Самаре. В 2001 от РДЦ отделилось новое согласие, центр которого находится в Румынии и объединяет несколько приходов, в т. ч. в Украине и России.
Беспоповцы. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). Духовным центром поморского староверия являлось знаменитое Выго-Лексинское общежительство, организованное в 1694 на сев.-вост. побережье Онежского озера. На территории России существует более 200 общин Поморского согласия, однако из них на 1.1.2003 зарегистрировано всего 43 религ. организации, более 200 – в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Казахстане, Польше и пр. Высшим органом ДПЦ является собор. Между соборами текущие дела церкви решает образованный 21–22.11.1989 Российский совет (РС) ДПЦ – центральный орган ДПЦ. В июне 2001 был создан координационный совещательный орган – Единый совет (ЕС) ДПЦ, в состав которого входят региональные объединения: РС ДПЦ, Центральный совет ДПЦ Латвии, Высший старообрядческий совет Литвы, Центральный совет ДПЦ Белоруссии. РС ДПЦ управляет поморскими общинами в России, Украине, Казахстане, Киргизии, Молдавии.
Федосеевское согласие включает отдельные региональные общины, организационно между собой не связанные. Преображенская федосеевская община традиционно выполняет роль авторитетного духовного центра. Крупные общины находятся в Серпухове и Казани.
Филипповское согласие первоначально получило распространение на севере России, затем в Верхнем Поволжье, Москве (Братский двор). Московская община просуществовала до 1990. Отдельные филипповцы проживают в Одессе (Украина), Кимрах, Нижегородской, Кировской и Архангельской областях, в Сибири.
Общины Спасова согласия существуют в Поволжье (центр – Саратов) и Предуралье (центр – Стерлитамак), возрождается община в Череповце.
Немногочисленные группы Страннического согласия проживают в Верхнем и Среднем Поволжье, во Владимирской обл., на Урале, в Сибири.
Часовенное согласие распространено на Среднем Урале и в Сибири, наиболее крупные общины находятся в Пермской обл., Невьянске, Нижнем Тагиле, Тюмени, Ялуторовске и в Курганской обл.