Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯЗЫЧЕСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2004 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЯЗЫЧЕСТВО

Эт­ни­че­скую ос­но­ву Древ­не­рус­ско­го государства в 9–10 вв. со­став­ля­ли пле­ме­на вост. сла­вян, хо­тя на пе­ри­фе­рии это­го ог­ром­но­го про­стран­ст­ва при­сут­ст­во­ва­ли так­же мно­го­чис­лен­ные фин­ские (на се­ве­ре и вос­то­ке), от­час­ти бал­тий­ские (на се­ве­ро-за­па­де) эт­ни­че­ские ком­по­нен­ты.

Язы­че­ские ре­лигиозные ве­ро­ва­ния вос­точных сла­вян это­го вре­ме­ни вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся лишь ги­по­те­ти­че­ски, на ос­но­ве фи­ло­ло­ги­че­ских и эт­но­гра­фи­че­ских ре­кон­ст­рук­ций.

Мир в пред­став­ле­нии языч­ни­ков имел трёх­ча­ст­ную струк­ту­ру (не­бо, зем­ля, пре­ис­под­няя) и, по­ми­мо че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, был на­се­лён ми­фо­ло­ги­че­ски­ми, по боль­шей час­ти ан­тро­по­морф­ны­ми, пер­со­на­жа­ми различных уров­ней: от вер­хов­ных бо­гов (Пе­рун, Ве­лес, Сва­рог, Даждь­бог, Стри­бог, Мо­кошь и др.) до низ­ших (ру­сал­ки, ле­шие, до­мо­вые, во­дя­ные и т. п.). Пан­те­он выс­ших бо­жеств был, ве­ро­ят­но, объ­е­ди­нён ка­ким-то тео­го­ни­че­ским ми­фом (так, сол­неч­ный бог Даждь­бог счи­тал­ся сы­ном Сва­ро­га, бо­га ог­ня), а так­же ми­фо­ло­ги­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми с кос­мо­го­ни­че­ски­ми чер­та­ми (напр., про­ти­во­бор­ст­во бо­га-гро­мо­верж­ца Пе­ру­на с бо­гом-зме­ем Ве­ле­сом).

В этих пред­став­ле­ни­ях про­сле­жи­ва­ют­ся как эле­мен­ты, унас­ле­до­ван­ные от об­щей всем ин­до­ев­ро­пей­ским наро­дам ми­фо­ло­гии, так и влия­ния ми­фо­ло­гий со­сед­них на­ро­дов, в ча­ст­но­сти сар­ма­тов – иран­цев по эт­ноя­зы­ко­вой при­над­леж­но­сти (Хорс, Си­маргл). При­сут­ст­во­ва­ло ар­хаи­че­ское по­кло­не­ние во­до­ёмам (ре­кам, озё­рам, ко­лод­цам) и ро­щам. Со­хра­нив­шие­ся изо­бра­же­ния вос­точ­но­сла­вян­ских бо­жеств край­не ред­ки (на­пример, Збруч­ский идол). Бо­го­слу­же­ние (про­си­тель­ное, бла­го­дар­ст­вен­ное, га­да­тель­ное) бы­ло со­пря­же­но с жерт­во­при­но­ше­ния­ми, в т. ч. и че­ло­ве­че­ски­ми.

Куль­то­вые со­ору­же­ния пред­став­ля­ли со­бой от­кры­тые ка­мен­ные вы­мос­тки с мес­та­ми для идо­лов и жерт­вен­ны­ми яма­ми. Сколь­ко-ни­будь оп­ре­де­лён­ный слой жре­че­ст­ва, су­дя по все­му, от­сут­ст­во­вал. В даль­ней­шем язы­че­ст­во су­ще­ст­во­ва­ло в различных фор­мах сре­ди раз­ных российских на­ро­дов, но зна­чи­тель­ной ро­ли в ис­то­рии Рос­сий­ско­го гос-ва не сыг­ра­ло.

Вернуться к началу