ЯЗЫЧЕСТВО
Этническую основу Древнерусского государства в 9–10 вв. составляли племена вост. славян, хотя на периферии этого огромного пространства присутствовали также многочисленные финские (на севере и востоке), отчасти балтийские (на северо-западе) этнические компоненты.
Языческие религиозные верования восточных славян этого времени восстанавливаются лишь гипотетически, на основе филологических и этнографических реконструкций.
Мир в представлении язычников имел трёхчастную структуру (небо, земля, преисподняя) и, помимо человека и животных, был населён мифологическими, по большей части антропоморфными, персонажами различных уровней: от верховных богов (Перун, Велес, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Мокошь и др.) до низших (русалки, лешие, домовые, водяные и т. п.). Пантеон высших божеств был, вероятно, объединён каким-то теогоническим мифом (так, солнечный бог Даждьбог считался сыном Сварога, бога огня), а также мифологическими представлениями с космогоническими чертами (напр., противоборство бога-громовержца Перуна с богом-змеем Велесом).
В этих представлениях прослеживаются как элементы, унаследованные от общей всем индоевропейским народам мифологии, так и влияния мифологий соседних народов, в частности сарматов – иранцев по этноязыковой принадлежности (Хорс, Симаргл). Присутствовало архаическое поклонение водоёмам (рекам, озёрам, колодцам) и рощам. Сохранившиеся изображения восточнославянских божеств крайне редки (например, Збручский идол). Богослужение (просительное, благодарственное, гадательное) было сопряжено с жертвоприношениями, в т. ч. и человеческими.
Культовые сооружения представляли собой открытые каменные вымостки с местами для идолов и жертвенными ямами. Сколько-нибудь определённый слой жречества, судя по всему, отсутствовал. В дальнейшем язычество существовало в различных формах среди разных российских народов, но значительной роли в истории Российского гос-ва не сыграло.