Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 437

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Юдин

ОРЛО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра не­оли­та в степ­ной зо­не По­вол­жья. Кон. 7-го – 6-е тыс. до н. э. по се­рии ка­либ­ро­ван­ных ра­дио­уг­ле­род­ных дат. От­кры­та В. И. Ма­мон­то­вым в 1970-е гг. при рас­коп­ках не­оли­тич. сто­ян­ки близ совр. с. Ор­лов­ка (Го­ро­ди­щен­ский р-н Вол­го­град­ской обл., Рос­сия), по ко­то­рой да­но и на­зва­ние О. к. Вы­де­ле­на А. И. Юди­ным в 1980-е гг. Ма­те­риа­лы изу­чав­шей­ся им 4-слой­ной сто­ян­ки Вар­фо­ло­ме­ев­ская (В. с.) в Са­ра­тов­ском За­вол­жье (рас­по­ло­же­на на бе­ре­гу Вар­фоло­ме­ев­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща на р. Ма­лый Узень, близ совр. с. Лох­ма­тов­ка Но­во­узен­ско­го р-на Са­ра­тов­ской обл., Рос­сия) ста­ли эта­лон­ны­ми для ха­рак­те­ри­сти­ки раз­ви­тия ор­лов­ской куль­ту­ры.

Орловская культура: 1–4 – керамические сосуды; 5 – костяная фигурка лошади; 6–7 – антропоморфные статуэтки из путовых костей лошади; 8–9 – орнаментированные к...

Ста­цио­нар­ные по­се­ле­ния; мно­го­ка­мер­ные по­лу­зем­лян­ки кар­кас­но-стол­бо­вой кон­ст­рук­ции, с гли­ня­ной об­маз­кой стен и крыш (по­лы и сте­ны ок­ра­ши­ва­лись ох­рой), с оча­га­ми. Очаг рас­по­ла­гал­ся в ок­ру­жён­ной стол­бо­вы­ми ям­ка­ми яме, со­еди­нён­ной ка­нав­кой с бо­лее глу­бо­кой ямой для уг­лей. На В. с. ис­сле­до­ва­ны тру­по­по­ло­же­ния (вы­тя­ну­тые на спи­не и нич­ком, скор­чен­ные на бо­ку), од­но – в про­стой яме, ос­таль­ные – в куль­тур­ном слое или в за­пол­не­нии кот­ло­ва­нов по­лу­зем­ля­нок; за­хо­ро­не­ния бе­зын­вен­тар­ные, за ис­клю­че­ни­ем от­но­ся­ще­го­ся к верх­не­му слою (в нём най­де­ны ме­ло­вые кам­ни и слой ох­ры у ног, на гру­ди и че­ре­пе – нес­коль­ко бу­син из ра­ко­ви­ны мол­люс­ков ви­да Unio и её створ­ка). Ке­ра­мич. по­су­да плос­ко­дон­ная, с при­ме­сью тол­чё­ной ра­куш­ки в тес­те. Ук­ра­ше­на в верх­ней тре­ти (ма­лень­кие со­су­ды пол­но­стью) гео­мет­рич. ор­на­мен­том (зиг­заг, шев­рон, ме­андр, ромб, тре­уголь­ник, пря­мо­уголь­ник), в осн. про­чер­чен­ным или вы­пол­нен­ным на­ко­лом, ко­то­рый пре­об­ла­да­ет на позд­них эта­пах О. к., ко­гда по­яв­ля­ет­ся и гре­бен­ча­тый штамп. Тех­ни­ка рас­ще­п­ле­ния крем­ня – мик­ро­пла­стин­ча­тая; сре­ди гео­мет­рич. мик­ро­ли­тов – сег­мен­ты, тра­пе­ции, тра­пе­ции со «стру­га­ной» спин­кой (грань на спин­ке со­стру­га­на по­ло­гой ре­ту­шью; по­ка­за­тель­ны для позд­не­го не­оли­та; слой 2А В. с.). Кость ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась для из­го­тов­ле­ния ору­дий (для об­ра­бот­ки шкур, ке­ра­ми­ки и др.) и со­зда­ния про­из­ве­де­ний иск-ва, в т. ч. не­боль­ших ан­тро­по­морф­ных скульп­тур и пло­ских под­ве­сок в ви­де ло­ша­дей. Уни­каль­на для степ­но­го не­оли­та Ев­ра­зии кол­лек­ция из 73 ор­на­мен­ти­ро­ван­ных кос­тя­ных из­де­лий с В. с.: ком­по­зи­ции из ме­ан­д­ров, ла­би­рин­тов, зиг­за­гов, гео­мет­рич. фи­гур, на­се­чек, ли­ний, ямок и т. д., в т. ч. с за­штри­хо­ванны­ми или за­пол­нен­ны­ми «сет­кой» эле­мен­та­ми. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва О. к. – охо­та, гл. обр. на степ­ных ко­пыт­ных жи­вот­ных (ку­лан, сай­га, ло­шадь, тур), и ры­бо­лов­ст­во. На позд­них эта­пах из­вест­ны «жерт­вен­ни­ки» (уло­жен­ные вну­т­ри жи­ли­ща в куч­ки об­ра­бо­тан­ные зу­бы ло­ша­ди и кос­ти ло­ша­ди и ту­ра), что, на­ря­ду с кос­тя­ны­ми фи­гур­ка­ми ло­ша­дей (есть пред­по­ло­же­ние, что с уз­деч­кой), сви­де­тель­ст­ву­ет о на­ча­ле до­ме­сти­ка­ции ло­ша­ди.

О. к. сло­жи­лась на ос­но­ве тра­ди­ций ме­ст­но­го ме­зо­ли­та (ис­тай­ская куль­тур­ная груп­па и же­кал­ган­ская куль­ту­ра). От­ме­чен ряд сход­ных черт с ра­ку­шеч­но­яр­ской куль­ту­рой Ниж­не­го По­до­нья, что объ­яс­ни­мо сход­ной куль­тур­ной под­ос­но­вой. О. к. при­над­ле­жит ниж­не­волж­ской куль­тур­но-ис­то­рич. общ­но­сти, вклю­чав­шей так­же род­ст­вен­ные джан­гар­скую куль­ту­ру и се­ро­гла­зов­скую куль­ту­ру, рас­про­стра­нён­ные в пус­тын­ных и по­лупус­тын­ных рай­онах Сев.-Зап. и Сев. При­кас­пия. На­чи­ная со сред­не­го эта­па не­оли­та (слой 2Б В. с.) О. к. ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние сред­не­волж­ской куль­ту­ры. На позд­не­не­о­ли­тич. эта­пе в О. к. (слой 2А В. с.) на­чи­на­ют по­яв­лять­ся чер­ты, по­ка­за­тель­ные для при­кас­пий­ской куль­ту­ры, фор­ми­рую­щей­ся на ос­но­ве О. к. (во­рот­нич­ко­вое оформ­ле­ние вен­чи­ка со­су­да, круп­ные но­же­вид­ные пла­сти­ны, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние квар­ци­та и др.). Слой 1 (верх­ний) В. с., да­ти­руе­мый кон. 6-го – нач. 5-го тыс. до н. э., со­дер­жит ма­те­риа­лы пе­ре­ход­но­го эта­па от О. к. к при­кас­пий­ской куль­ту­ре. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся древ­ней­шие в ре­гио­не на­ход­ки кос­тей до­маш­ней ов­цы.

Лит.: Ма­мон­тов ВИ. Позд­не­не­о­ли­ти­че­ская сто­ян­ка Ор­лов­ка // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1974. № 4; Юдин АИ. Кос­тя­ные пред­ме­ты ис­кус­ст­ва из кол­лек­ции Вар­фо­ло­ме­ев­ской сто­ян­ки // Рос­сий­ская ар­хео­ло­гия. 2003. № 4; он же. Вар­фо­ло­ме­ев­ская сто­ян­ка и не­олит степ­но­го По­вол­жья. Са­ра­тов, 2004.

Вернуться к началу