Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРОБЕ́ТА-ТУ́РНУ-СЕВЕРИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Герцен

ДРОБЕ́ТА-ТУ́РНУ-СЕВЕРИ́Н, Тур­ну-Се­ве­рин, Се­ве­рин (Dro­be­ta-­Tur­nu-­Se­ve­rin), го­род на юго-за­па­де Ру­мы­нии, адм. центр жу­де­ца (уез­да) Ме­хе­дин­ци. Нас. 100,9 тыс. чел. (2007). Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу Ду­ная, ни­же тес­ни­ны Же­лез­ные Во­ро­та, на гра­ни­це с Сер­би­ей. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог, ж.-д. стан­ция. Реч­ной порт.

Пер­во­на­чаль­но по­се­ле­ние ге­тов Дро­бе­та (Drobeta), во 2 в. за­хва­че­но рим­ля­на­ми, пре­вра­ще­но в во­ен. ла­герь. При рим. имп. Сеп­ти­мии Се­ве­ре в го­ро­де по­строе­на кре­пость, по на­име­но­ва­нию ко­то­рой он по­лу­чил назв. Тур­ну-Се­ве­рин (Turnu Severin). С 193 имел ста­тус рим. ко­ло­нии, стал важ­ным тор­го­вым цен­тром. С 6 в. по­сте­пен­но при­шёл в упа­док. В 1233 на его руи­нах воз­ник но­вый го­род под назв. Се­ве­рин (Се­ве­ри­но­по­лис, Se­ve­rinopolis). В 1247 в нём по­строе­на кре­пость, став­шая од­ним из опор­ных пунк­тов борь­бы венг­ров про­тив тур. аг­рес­сии. В 1524 го­род был прак­ти­че­ски пол­но­стью унич­то­жен тур­ка­ми. Но­вый Тур­ну-Се­ве­рин ос­но­ван в 1833, по­сле то­го как по Ад­риа­но­поль­ско­му ми­ру 1829 бы­ла вос­ста­нов­ле­на на­ви­га­ция по Ду­наю. В 1851 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. С 1972 совр. на­зва­ние.

В ис­то­рич. цен­тре го­ро­да со­хра­ни­лась за­строй­ка 19 – нач. 20 вв. Ос­тат­ки рим. во­ен. ла­ге­ря, терм (2 в.), руи­ны кре­по­сти Тур­ну-Се­ве­рин (3–4 вв.). Пра­во­слав­ные церк­ви, во­до­на­пор­ная баш­ня-за­мок (1914; сим­вол го­ро­да); зда­ния ли­цея «Тра­ян» (1892), Двор­ца куль­ту­ры. 2 ун-та. Уезд­ная б-ка им. И. Г. Би­би­че­ску (1921). Му­зеи: ис­кусств, ре­гио­наль­ный му­зей «Же­лез­ные Во­ро­та» (1882), ху­дож. га­ле­реи. Ме­хе­динц­ский куль­тур­ный центр и др. Те­атр. Пар­ки и буль­ва­ры, в т. ч. анг­лий­ский парк со ста­туя­ми, парк роз, сад «Ге­не­рал Дра­га­ли­на». Спор­тив­ный пла­ва­тель­ный ком­плекс.

Ма­ши­но­стро­ит. и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия Д.-Т.-С. про­из­во­дят энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ние для элек­тро­стан­ций (за­вод фир­мы «Me­ca­noe­ner­ge­tica»), под­шип­ни­ки («BAD In­dus­t­riei»), пас­са­жир­ские, гру­зо­вые, ры­бо­лов­ные и др. мор. су­да, в т. ч. неф­те­на­лив­ные тан­ке­ры во­до­из­ме­ще­ни­ем до 7,8 тыс. т дед­вей­та (су­до­верфь ком­па­нии «Se­ver­nav») и др.; чёр­ная ме­тал­лур­гия – про­из-во сталь­но­го про­ка­та и др. (за­вод ком­па­нии «Lam­dro»). Пред­при­ятия хи­мич. и неф­те­хи­мич., де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной, швей­ной, пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

Близ Д.-Т.-С. – ос­тат­ки мос­та Трая­на (103–105, арх. Апол­ло­дор из Да­ма­ска; час­тич­но со­хра­ни­лись 2 из 20 ка­мен­ных опор). К се­ве­ро-за­па­ду от го­ро­да – ком­плекс ГЭС на Ду­нае «Же­лез­ные Во­ро­та» («Jerdap»; 2000 МВт).

Вернуться к началу