Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКО­НО́МИКИ, эле­мент эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­ваю­щий вы­пол­не­ние го­су­дар­ст­вом его функ­ций в про­цес­се об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва. Г. с. э. слу­жит ма­те­ри­аль­ной ос­но­вой для вы­пол­не­ния го­су­дар­ст­вом сво­их це­лей: гос. управ­ле­ния, нац. обо­ро­ны и нац. безо­пас­но­сти, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, эко­ло­гич. безо­пас­но­сти, раз­ви­тия нау­ки, от­рас­лей ин­фра­струк­ту­ры, со­ци­аль­но­го и мед. обес­пе­че­ния на­се­ле­ния, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В со­став Г. с. э. вхо­дят: 1) гос. иму­ще­ст­во (зем­ля, ле­са, не­дра, зда­ния и со­ору­же­ния, ин­тел­лек­ту­аль­ная соб­ст­вен­ность); 2) гос. пред­при­ятия [как пра­ви­ло, в от­рас­лях ин­фра­струк­ту­ры, ТЭК (топ­лив­но-энер­ге­тич. комп­лекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюд­жет­ные уч­ре­ж­де­ния (гос­ап­па­рат, ар­мия, кре­дит­но-фи­нан­со­вые струк­ту­ры, пра­во­ох­ра­нит. ор­га­ны, та­мож­ня, ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния). Г. с. э. воз­ник вме­сте с по­яв­ле­ни­ем го­су­дар­ст­ва и на про­тя­же­нии ис­то­рич. эпох па­рал­лель­но с ним ви­до­из­ме­нял­ся. Наи­бо­лее ди­на­мич­но Г. с. э. раз­ви­вал­ся в 20 в. под влия­ни­ем 1-й и 2-й ми­ро­вых войн; вслед­ст­вие по­яв­ле­ния со­циа­ли­стич. стран, в ко­то­рых эко­но­ми­ка бы­ла поч­ти пол­но­стью ого­су­дар­ст­вле­на; кру­ше­ния ко­ло­ниа­лиз­ма и ак­ти­ви­за­ции про­цес­сов на­цио­на­ли­за­ции в Азии и Аф­ри­ке. Раз­ме­ры и со­став Г. с. э. раз­ли­ча­ют­ся в отд. стра­нах в за­ви­си­мо­сти от уров­ня и эта­па по­ли­тич. и эко­но­мич. раз­ви­тия, нац. тра­ди­ций. Так, в США очень ма­ло гос. пред­при­ятий, а в стра­нах ЕС в сер. 1980-х гг. их удель­ный вес со­став­лял 70% в энер­ге­ти­ке, свя­зи, на транс­пор­те, 30% в пром-сти. В Рос­сии в нач. 21 в. сло­жил­ся мощ­ный Г. с. э. В та­ких круп­ней­ших пред­при­яти­ях, как ОАО «Газ­пром», ОАО «Рос­нефть», за­ни­маю­щих до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ТЭК стра­ны, го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся гл. ак­цио­не­ром, 75% ми­нус 1 ак­ция при­надле­жит го­су­дар­ст­ву в ОАО «Связь­ин­вест», в РАО «ЕЭС Рос­сии» гос. па­кет ак­ций со­став­ля­ет 52,7%; в сфе­ре ж.-д. транс­пор­та уч­ре­ж­де­но ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги», где един­ст­вен­ный ак­цио­нер – го­су­дар­ст­во. В обо­рон­ном ком­плек­се на­счи­ты­ва­ет­ся 35 гос. вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ных струк­тур, прак­ти­че­ски пол­но­стью оп­ре­де­ляю­щих со­стоя­ние от­рас­ли. Уча­стие го­су­дар­ст­ва в про­цес­се об­ществ. про­из-ва и функ­цио­ни­ро­ва­ние Г. с. э. – объ­ек­тив­ная не­об­хо­ди­мость, по­сколь­ку ча­ст­ный сек­тор, не­смот­ря на его ог­ром­ный по­тен­ци­ал, до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние для обес­пе­че­ния эко­но­мич. рос­та, не в со­стоя­нии ре­шить все про­бле­мы со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия. В ча­ст­но­сти, вне по­ля зре­ния ча­ст­но­го сек­то­ра ос­та­ют­ся фак­то­ры эко­но­мич. рос­та, фор­ми­рую­щие со­ци­аль­ный эф­фект, та­кие как обес­пе­че­ние дос­туп­но­сти для всех чле­нов об­ще­ст­ва вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных ус­луг об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, со­ци­аль­ной за­щи­ты ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ёв на­се­ле­ния, под­держ­ка ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Не пред­став­ля­ет осо­бо­го ин­те­ре­са для ча­ст­но­го ка­пи­та­ла ис­поль­зо­ва­ние та­ких зна­чи­мых фак­то­ров эко­но­мич. рос­та, как ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды, про­ве­де­ние фун­дам. на­уч. ис­сле­до­ва­ний, реа­ли­за­ция круп­ных дол­го­сроч­ных про­ек­тов стра­те­гич. ха­рак­те­ра. От­сут­ст­вие ин­те­ре­са ча­ст­но­го сек­то­ра к ис­поль­зо­ва­нию на­зван­ных фак­то­ров объ­яс­ня­ет­ся в од­них слу­ча­ях тем, что они не обес­пе­чи­ва­ют субъ­ек­там ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти мак­си­ми­за­ции при­бы­ли. С др. сто­ро­ны, не­ко­то­рые фак­то­ры эко­но­мич. рос­та ча­ст­ный сек­тор не в со­стоя­нии ис­поль­зо­вать по при­чи­не не­дос­та­точ­но­го уров­ня кон­цен­тра­ции ка­пи­та­ла, в свя­зи с вы­со­кой сте­пе­нью рис­ка в про­цес­се их ис­поль­зо­ва­ния, из-за дли­тель­ных сро­ков оку­пае­мо­сти вло­жен­но­го ка­пи­та­ла и т. д. Гра­ни­цы, мас­шта­бы и струк­ту­ра Г. с. э. и гос. соб­ст­вен­но­сти, обес­пе­чи­ваю­щей его функ­цио­ни­ро­ва­ние, под­виж­ны и под­вер­же­ны из­ме­не­ни­ям в со­от­вет­ст­вии с из­ме­не­ния­ми тен­ден­ций совр. эко­но­мич. рос­та, из­ме­не­ния­ми сте­пе­ни вос­тре­бо­ван­но­сти ус­луг гос. сек­то­ра об­ществ. вос­про­из­вод­ст­вом, а так­же в со­от­вет­ст­вии с эко­но­мич. си­туа­ци­ей и нац. тра­ди­ция­ми.

В со­от­вет­ст­вии с еже­год­ным про­гноз­ным пла­ном (про­грам­мой) при­ва­ти­за­ции Пра­ви­тель­ст­ва РФ про­ис­хо­дит сни­же­ние удель­но­го ве­са го­су­дар­ст­ва в ак­цио­нер­ных ка­пи­та­лах гос. пред­при­ятий; ве­дёт­ся под­го­тов­ка к про­ве­де­нию ре­форм в ря­де ин­фра­струк­тур­ных от­рас­лей (энер­ге­ти­ка, ЖКХ).

Лит.: Дон­цо­ва Л. В. Во­про­сы го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки: ос­нов­ные на­прав­ле­ния и фор­мы // Ме­недж­мент в Рос­сии и за ру­бе­жом. 2000. № 4; Иваш­ков­ский С. Н. Мак­ро­эко­но­ми­ка. 3-е изд. М., 2004; Шам­ха­лов Ф. И. Го­су­дар­ст­во и эко­но­ми­ка: власть и биз­нес. 2-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу