Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́РЕНКИ

Горенки. Дворовый фасад усадебного дома. 1780–90-е гг. Архитектор А. А. Менелас. Фото А. И. Нагаева
Фото А. И. Нагаева Горенки. Колоннадана парковом фасаде дворца. 1912–16. Архитектор С. Е. Чернышёв.

ГО́РЕНКИ, уса­деб­ный ан­самбль в чер­те г. Ба­ла­ши­ха Моск. об­лас­ти. Впер­вые пус­тошь Г. упо­ми­на­ет­ся в пис­цо­вой кни­ге Моск. у. 1576–78. В 1570–80-х гг. при­над­ле­жа­ла боя­ри­ну Н. Р. Юрь­е­ву – де­ду ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча. С 1620-х гг. по 1658 Г. на­хо­ди­лись во вла­де­нии Пле­щее­вых, в 1658 ото­шли ка­си­мов­ско­му ца­ре­ви­чу Ва­си­лию Арс­ла­но­ви­чу, а в 1693 – князю Ю. Я. Хил­ко­ву. При Хил­ко­ве в Г. по­стро­ен боль­шой де­ре­вян­ный гос­под­ский дом. В 1714 Г. перешли к кн. А. Г. Дол­го­ру­ко­ву. В 1710-е гг. по­строе­ны ка­мен­ные па­ла­ты, за­ло­же­ны пру­ды и са­ды с оран­же­рея­ми, соз­да­но об­раз­цо­вое са­до­вод­че­ское хо­зяй­ст­во. В 1719 воз­ве­де­на цер­ковь Про­ис­хо­ж­де­ния Че­ст­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (не сохр.). В 1724 Дол­го­ру­ков при­об­рёл со­сед­нее се­ло Чи­жё­во и со­еди­нил его и Г. в еди­ный уса­деб­ный ком­плекс. В кон. 1720-х гг. Г. не­од­но­крат­но по­се­щал имп. Пётр II. В 1730, по­сле во­ца­ре­ния имп. Ан­ны Ива­нов­ны, усадь­ба бы­ла ото­бра­на у Дол­го­ру­ко­вых в каз­ну, в нач. 1740-х гг. воз­вра­ще­на им.

В 1747 Г. ку­пил гр. А. Г. Ра­зу­мов­ский, по­сле смер­ти ко­то­ро­го в 1771 усадь­бу унас­ле­до­вал его брат – гр. К. Г. Ра­зу­мов­ский, а по раз­де­лу 1784 – сын по­след­не­го – гр. Алек­сей К. Ра­зу­мов­ский, превра­тив­ший Г. в один из са­мых зна­чит. уса­деб­ных ком­плек­сов Под­мос­ко­вья. Дом-дво­рец в сти­ле клас­си­циз­ма по­стро­ен в 1780–90-х гг. по про­ек­ту арх. А. А. Ме­не­ла­са. Пер­во­на­чаль­ный об­лик со­хра­нил лишь его фа­сад со сто­ро­ны дво­ра. На уча­ст­ке пе­ред до­мом раз­ме­щал­ся зве­ри­нец (уце­лел пруд «Блю­деч­ко» с фраг­мен­та­ми рвов и ва­лов), за до­мом был раз­бит пар­тер с мра­мор­ны­ми ста­туя­ми. Парк вклю­чал ре­гу­ляр­ную и пей­заж­ную час­ти. В нач. 19 в. усадь­ба сла­ви­лась бо­та­нич. са­дом; те­п­ли­цы и оран­же­реи (ок. 40) име­ли об­щую про­тя­жён­ность ок. 1,5 км (по вер­ху гл. паль­мо­вой оран­же­реи-ок­та­го­на выс. 12 м шла кру­го­вая смот­ро­вая га­ле­рея); кол­лек­ции ми­не­ра­лов и гер­ба­рии (со­б­ра­ны И. Ф. Кру­зен­штер­ном) за­ни­ма­ли в пар­ке спец. фли­гель. Со­хра­ни­лись двое въезд­ных во­рот с ком­плек­са­ми пар­ных кор­де­гар­дий и служб (об­ра­зу­ют сво­его ро­да про­пи­леи), од­но­этаж­ная кир­пич­ная оран­же­рея с центр. и 2 бо­ко­вы­ми па­вильо­на­ми. На бе­ре­гу пру­да, об­ра­зо­ван­но­го за­пру­дой р. Го­рен­ка, – ос­тат­ки ка­мен­но­го гро­та и бе­ло­ка­мен­ная ле­ст­ни­ца (чу­гун­ные ор­лы на пье­де­ста­лах на её верх­ней пло­щад­ке ут­ра­че­ны в 1990-е гг.).

По­сле смер­ти А. К. Ра­зу­мов­ско­го в 1822 Г. очень бы­ст­ро при­шли в упа­док и в 1827 бы­ли про­да­ны кн. Н. Б. Юсу­по­ву, вы­вез­ше­му часть оран­же­рей и пар­ко­вую скульп­ту­ру в свою усадь­бу Ар­хан­гель­ское. В 1832 усадь­ба пе­ре­шла к Н. А. Вол­ко­ву, ор­га­ни­зо­вав­ше­му во двор­це бу­ма­гоп­ря­диль­ную и бу­ма­гот­кац­кую фаб­ри­ку. В 1850–60 Г. вла­дел Ф. Ф. Пан­те­ле­ев. С 1860-х гг. Г. при­над­ле­жа­ли куп­цам Треть­я­ко­вым. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. фаб­ри­ки в Г. бы­ли за­кры­ты, усадь­ба по­сте­пен­но при­шла в пол­ный упа­док. В нач. 1910-х гг. Г. при­об­рёл пред­при­ни­ма­тель В. П. Сев­рю­гов, вло­жив­ший зна­чит. сред­ст­ва в вос­ста­нов­ле­ние уса­деб­но­го ком­плек­са. В 1912–1916 под на­блю­де­ни­ем арх. С. Е. Чер­ны­шё­ва ре­кон­ст­руи­ро­ван пар­ко­вый фа­сад двор­ца с 14-ко­лон­ной лод­жи­ей, ду­го­вы­ми ко­лон­на­да­ми и па­виль­о­на­ми на кон­цах; им же за­но­во оформ­ле­ны ин­терь­е­ры с па­рад­ным «Зо­ло­тым за­лом» (в де­ко­ра­ции ко­то­ро­го за­мет­но влия­ние твор­че­ст­ва Ч. Ка­ме­ро­на). С 1925 в Г. раз­ме­ща­ет­ся са­на­то­рий «Крас­ная Ро­за». Уса­деб­ный ан­самбль ну­ж­да­ет­ся в рес­тав­ра­ции.

Лит.: Га­ла­нин А. Ба­ла­ши­ха: Ис­то­рия, фак­ты, ком­мен­та­рии. Ба­ла­ши­ха, 2004.

Вернуться к началу