Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕНОЦИ́Д

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Волеводз

ГЕНОЦИ́Д (от греч. γένος – род, пле­мя и лат. caedo – уби­вать), дей­ст­вия, на­прав­лен­ные на пол­ное или час­тич­ное унич­то­же­ние на­цио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ра­со­вой или ре­лиг. груп­пы как та­ко­вой пу­тём убий­ст­ва чле­нов этой груп­пы, при­чи­не­ния тяж­ко­го вре­да их здо­ро­вью, на­силь­ст­вен­но­го вос­пре­пят­ст­во­ва­ния де­то­ро­ж­де­нию, при­ну­дит. пе­ре­да­чи де­тей, на­силь­ст­вен­но­го пе­ре­се­ле­ния ли­бо ино­го соз­да­ния жиз­нен­ных ус­ло­вий, рас­счи­тан­ных на фи­зич. унич­то­же­ние чле­нов этой груп­пы. Г. – од­но из «са­мых серьёз­ных пре­сту­п­ле­ний, вы­зы­ваю­щих оза­бо­чен­ность все­го ме­ж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ст­ва».

Тер­мин «Г.» вве­дён в обо­рот польск. юри­стом Р. Лем­ки­ным (Лем­ке), впер­вые ис­поль­зо­вав­шим его в ра­бо­те «Axis Rule in Occupied Europe» (1944). На­ка­зуе­мость Г. бы­ла обос­но­ва­на в ус­та­ве Нюрн­берг­ско­го ме­ж­ду­нар. во­ен. три­бу­на­ла. Юри­дич. по­ня­тие Г. сфор­му­ли­ро­ва­но в Кон­вен­ции о пре­ду­пре­ж­де­нии пре­сту­п­ле­ния ге­но­ци­да и на­ка­за­нии за не­го (1948). Кон­вен­ция под­пи­са­на СССР 16.12.1949, ра­ти­фи­ци­ро­ва­на 3.5.1954, всту­пи­ла в си­лу с 1.8.1954 (дей­ст­ву­ет для РФ как го­су­дар­ст­ва – про­дол­жа­те­ля СССР). Кон­вен­ция ра­ти­фи­ци­ро­ва­на бо­лее 130 го­су­дар­ст­ва­ми, ны­не она яв­ля­ет­ся ча­стью обыч­но­го ме­ж­ду­нар. пра­ва, а при­зна­ние Г. пре­сту­п­ле­ни­ем – нор­мой jus cogens.

Со­глас­но кон­суль­та­тив­но­му за­клю­че­нию Ме­ж­ду­нар. су­да ООН от 28.5.1951 «Ого­вор­ки к Кон­вен­ции о пре­ду­пре­ж­де­нии пре­сту­п­ле­ния ге­но­ци­да и на­ка­за­нии за не­го», прин­ци­пы кон­вен­ции яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми и для го­су­дарств, не при­сое­ди­нив­ших­ся к ней. От­вет­ст­вен­ность за Г. мо­гут не­сти ли­ца, за­ни­маю­щие долж­но­сти гос. служ­бы, а так­же ча­ст­ные ли­ца. Мо­ти­ва­ми Г. мо­гут быть нац. или ре­лиг. вра­ж­да и не­тер­пимость, иные по­бу­ж­де­ния. На­ка­зуе­мы как ак­ты Г., так и за­го­вор с це­лью со­вер­ше­ния Г., пря­мое и пуб­лич­ное под­стре­ка­тель­ст­во к со­вер­ше­нию Г., по­ку­ше­ние на со­вер­ше­ние Г., со­уча­стие в нём.

Прак­ти­ка уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния за Г. ос­но­ва­на на нор­мах ста­тей кон­вен­ции, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ви­нов­ные «долж­ны быть су­ди­мы ком­пе­тент­ным су­дом то­го го­су­дар­ст­ва, на тер­рито­рии ко­то­ро­го бы­ло со­вер­ше­но это дея­ние, или та­ким ме­ж­ду­народным уго­лов­ным су­дом, ко­то­рый мо­жет иметь юрис­дик­цию в от­но­ше­нии Сто­рон на­стоя­щей Кон­вен­ции, при­знав­ших юрис­дик­цию та­ко­го су­да». Г. вклю­чён в юрис­дик­цию ме­ж­ду­нар. уго­лов­ных три­бу­на­лов ad hoc по быв. Юго­сла­вии и Ру­ан­де, от­не­сён к под­суд­но­сти Ме­ж­ду­нар. уго­лов­но­го су­да. Для реа­ли­за­ции со­от­вет­ст­вую­щей под­суд­но­сти кон­вен­ци­ей пре­дусмот­ре­на обя­зан­ность вы­да­чи лиц, ви­нов­ных в со­вер­ше­нии Г., а ус­та­ва­ми меж­ду­нар. уго­лов­ных три­бу­на­лов и Меж­ду­нар. уго­лов­но­го су­да – обя­зан­ность их пе­ре­да­чи для при­вле­че­ния к от­вет­ст­вен­но­сти. Юри­дич. оцен­ка и пра­во­су­дие по де­лам о Г. долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­нар. пра­вом и не про­ти­во­ре­чить ему.

Рос. Фе­де­ра­ция в по­ряд­ке им­пле­мен­та­ции сво­их обя­за­тельств ус­та­но­ви­ла уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность за Г.: УК РФ вос­про­из­во­дит со­от­вет­ст­вую­щую ста­тью кон­вен­ции и ус­та­нав­ли­ва­ет стро­гое на­ка­за­ние за Г. (вплоть до смерт­ной каз­ни).

Тер­мин «Г.» упот­реб­ля­ет­ся в по­ли­тич. смыс­ле при оцен­ке дея­ний, сход­ных с пре­сту­п­ле­ни­ем Г. по отд. при­зна­кам, но не яв­ляю­щих­ся Г. в юри­диче­ском смыс­ле. Так, дей­ст­вия, на­прав­лен­ные про­тив групп, оп­ре­де­ляе­мых по со­ци­аль­ным, со­ци­аль­но-по­ли­тич. и иным при­зна­кам, не пре­ду­смот­рен­ным кон­вен­ци­ей, не под­ле­жат ква­ли­фи­ка­ции как ге­но­цид. Ана­ло­гич­но тер­мин «Г.» не­при­ме­ним для юри­дической оцен­ки дея­ний, имев­ших ме­сто до всту­п­ле­ния кон­вен­ции в си­лу, по­сколь­ку её нор­мы об­рат­ной си­лы не име­ют.

Лит.: Ме­ж­ду­на­род­ное уго­лов­ное пра­во / Под ред. В. Н. Куд­ряв­це­ва. 2-е изд. М., 1999; Во­ен­ные пре­сту­п­ле­ния / Под ред. Р. Гут­мэ­на, Д. Ри­фа. М., 2002; Ки­баль­ник А. Г., Со­ло­мо­нен­ко И. Г. Уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность за ге­но­цид // Рос­сий­ская юс­ти­ция. 2003. № 2.

Вернуться к началу