Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕЙДЕЛЬБЕ́РГСКИЙ КАТЕХИ́ЗИС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГЕЙДЕЛЬБЕ́РГСКИЙ КАТЕХИ́ЗИС (нем. Heidelberger Katechismus), один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ве­ро­учит. до­ку­мен­тов Ре­фор­мат­ской церк­ви. Со­став­лен по за­ка­зу кур­фюр­ста пфальц­ско­го Фрид­ри­ха III Бла­го­чес­ти­во­го (1515–76) его при­двор­ным про­по­вед­ни­ком Кас­па­ром Оле­виа­ном (1536–87) и проф. бо­го­сло­вия Гей­дель­берг­ско­го ун-та За­ха­ри­ем Ур­си­ном (1534–84 или 1583). Це­лью из­да­ния Г. к. бы­ло раз­ре­ше­ние спор­ных бо­го­слов­ских во­про­сов, в т. ч. в кон­тек­сте по­ле­ми­ки ре­фор­ма­тов и лю­те­ран, а так­же соз­да­ние ба­зы ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния в Пфаль­це. Пред­став­лен­ный на ут­вер­жде­ние Ге­не­раль­но­му си­но­ду Гей­дель­бер­га в дек. 1562 Г. к. был опуб­ли­ко­ван в февр. 1563. Г. к., раз­де­лён­ный в це­лях удоб­ст­ва ог­ла­ше­ния во вре­мя про­по­ве­ди на 52 вос­кре­се­нья, со­дер­жит 129 во­про­сов-от­ве­тов (на­чи­ная со 2-го изд., 1563), из ко­то­рых пер­вые два – всту­пи­тель­ные. В 1-м во­про­се-от­ве­те клю­че­вым ас­пек­том яв­ля­ет­ся при­ро­да хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния в жиз­ни, пол­но­та ис­ку­п­ле­ния и спа­се­ния во Хри­сте. Во 2-м во­про­се за­да­на струк­ту­ра по­сле­дую­ще­го из­ло­же­ния все­го ка­те­хи­зи­са. На­чи­ная с 3-го во­про­са, Г. к. под­раз­де­ля­ет­ся на 3 час­ти: в 1-й го­во­рит­ся о глу­би­не па­де­ния че­ло­ве­ка, об ис­пор­чен­но­сти его при­ро­ды, ис­ка­жён­ной гре­хом; во 2-й час­ти клю­че­вы­ми яв­ля­ют­ся спа­се­ние, «ис­тин­ная ве­ра» – дан­ная Св. Ду­хом че­рез Еван­ге­лие убе­ж­дён­ность в да­ро­ва­нии Гос­по­дом от­пу­ще­ния гре­хов и спа­се­нии толь­ко по ми­ло­сти Бо­жи­ей ра­ди спа­си­тель­ной ра­бо­ты Хри­ста, – пред­мет ве­ры, Сим­вол ве­ры; в 3-й час­ти го­во­рит­ся о жиз­ни хри­стиа­ни­на в бла­го­дар­но­сти за да­ро­ван­ное Хри­стом ис­ку­п­ле­ние. В нач. 21 в. Г. к. ос­та­ёт­ся од­ним из наи­бо­лее зна­чи­мых ве­ро­учит. до­ку­мен­тов боль­шин­ст­ва ре­фор­мат­ских церк­вей во всём ми­ре.

Вернуться к началу